Маркетинговая среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы очевидна и имеет большое практическое значение на современном этапе развития предприятий, поскольку анализ внешней и внутренней среды предприятия позволяет решить широкий круг производственных задач: выполнение планов, обеспечение нормального функционирования подразделений предприятия, выработка наиболее эффективной современной системы работы с клиентами и обслуживания клиентов, увеличение объемов производства востребованной рентабельной продукции, а также повышает уровень мотивации сотрудников, определяя направления их развития и стимулируя потребность в обучении и повышения квалификации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….........
1. Внешняя среда предприятия…………………………………………………………
1.1. Макросреда предприятия: составляющие факторы………………………………
1.2. Микросреда предприятия: составляющие факторы………………………………
1.3. Структуризация процесса анализа внешней среды предприятия………………..
2. Информационное обеспечение анализа внешней среды……………………...........
2.1. Понятие и типология маркетинговой информации………………………………
2.2. Носители и источники маркетинговой информации о состоянии внешней среды предприятия………………………………………………………………………
2.3. Методы сбора маркетинговой информации о внешней среде предприятия……
3. Организация процесса анализа внешней среды на предприятии………………….
3.1. Маркетинговые исследования как способ анализа внешней среды предприятия: понятие, принципы, этапы………………………………………………
3.2. Направление маркетинговых исследований факторов внешней среды предприятия……………………………………………………………………………...
3.3. Организация службы маркетингового исследования…………………………….
4. Основные факторы и структура маркетинговой среды современной фирмы (на примере ОАО «Квэл»)…………………………………………………………………..
4.1. Основные факторы маркетинговой среды организации………………………….
4.2. Структура маркетинговой среды ООО «Квэл»…………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

где n – число единиц, которые следует отобрать для  обследования (опроса);

t – коэффициент доверия,  вычисляемый по таблицам в  зависимости от вероятности с  которой можно гарантировать,  что предельная ошибка не превысит t-кратную среднюю ошибку.

σ2 – выборочная дисперсия (ее обычно определяют на основе эксперимента, пробного обследования, или же по аналогам);

Δ – предельная (задаваемая) ошибка выборки;

N – численность генеральной  (изучаемой) совокупности.

При вероятности 0,990 значение коэффициента доверия t = 3, а при вероятности 0,999 – 3,28, чаще всего опираются на вероятность 0,954, при которой t составляет 2.

Для того, чтобы повысить степень однородности совокупности, что способствует большей точности расчета, выборочную совокупность стратифицируют, т.е. разбивают на ряд групп по какому-то признаку. Например, осуществляется деление покупателей или продавцов по каким-то социальным или экономическим группам (в частности по уровню дохода). Формула численности выборки отличается от предыдущей только тем, что выборочная дисперсия заменяется средней из внутригрупповых дисперсий. Однако в этом случае целесообразно вести отбор по каждой группе пропорционально дифференциации признака. Тогда формула численности выборки (по каждой группе) значительно упрощается:

где k - число групп  населения;

Ni - численность i-й группы населения;

σi - среднеквадратическое отклонение признака в i-й группе.

При интервьюировании (например, по телефону) или в ходе анкетирования полезно использовать способ механического отбора. Берется телефонная книга или список жильцов, после чего отбирается каждый десятый телефон или каждая десятая квартира.

Для тог, чтобы ускорить и удешевить процесс отбора данных можно использовать методы малой выборки. Малой выборкой считается отбор единиц численностью менее 20 (т. е. n < 20).

Средняя ошибка малой  выборки исчисляется по формуле [2, c.54]:

где σм.в. – среднее квадратическое отклонение малой выборки;

σ – среднее квадратическое отклонение обычной выборки;

х – независимые случайные  величины (характеристики изучаемых  величин);

 – средняя величина малой  выборки; 

n – численность выборки.

Предельная ошибка выборки  определяется из следующей формулы:

Δм.в = t ∙ μ

где t – коэффициент доверия, который определяется по таблице вероятностей Стьюдента:

Точность данных - это  главное требование, которое предъявляется  в маркетинговом исследовании наблюдению. Точность наблюдения в маркетинговом  исследовании, или его соответствие фактическому значению изучаемого явления/процесса, зависит прежде всего от соблюдения правил и требований методики сбора и анализа данных. Чтобы избежать ошибок, выявить или предупредить их, необходимо постоянно осуществлять логический и арифметический контроль собираемых данных.

Однако иногда возникают  ошибки регистрации, или расхождения  между фактическим значением  показателя и полученным в результате наблюдения. Эти ошибки могут быть случайными или систематическими. Первые являются результатом действия непредвиденных факторов. При достаточно большой совокупности случайные ошибки взаимно погашаются. В этом проявляется действие закона больших чисел.

Более опасны систематические  ошибки регистрации, которые могут  иметь тенденцию как к увеличению, так и к уменьшению. Она может накапливаться. Часто ошибка обусловлена стремлением к округлению данных. В несплошном наблюдении имеют место ошибки репрезентативности, когда обследованная совокупность недостаточно точно воспроизводит исходную совокупность. Они могут быть как случайными, так и систематическими.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Организация  процесса анализа внешней среды  на предприятии

3.1. Маркетинговые  исследования как способ анализа  внешней среды предприятия: понятие,  принципы, этапы

 

3.1.1 Модель пяти сил М. Портера

 

Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее.

Необходимо помнить, что внешняя среда характеризуется:

  • взаимосвязанностью факторов (применение одного из факторов воздействует на другие факторы);
  • сложностью внешней среды (число факторов, на которые фирма обязана реагировать);
  • подвижностью среды (скорость с которой происходят изменения в окружении);
  • неопределенностью внешней среды (качество и достоверность информации).

Поэтому из всего многообразия действующих на предприятие факторов, нужно выделить только те, которые  являются для него наиболее важными.

На фирму в отрасли воздействуют пять сил, впервые выделенные американским экономистом М.Портером, которые определяют уровень конкуренции.

Портеровская модель пяти сил конкуренции является самым  популярным методом анализа конкуренции  в отрасли. Данная модель представляет собой мощный инструмент систематической диагностики конкурентных условий рынка и оценки того, насколько интенсивной и важной является каждая из конкурентных сил.

среда анализ

Самыми мощными из пяти конкурентных сил обычно бывают борьба за рыночную позицию и приверженность покупателей одной из соперничающих между собой компании.

Конкуренция возникает в результате того, что один или несколько конкурентов  ищут возможности более полного  удовлетворения запросов потребителей или находятся под давлением  необходимости улучшения показателей своей деятельности. Интенсивность соперничества между конкурирующими продавцами отражается в том, насколько энергично они используют такие конкурентные тактические приемы, как понижение цен, повышение привлекательности своей продукции, увеличение объема обслуживания потребителей, удлинение сроков гарантийных обязательств, принятие специальных мер по стимулированию сбыта и выпуска новой продукции.

Независимо от того, какой является конкуренция – напряженной или  слабой – каждая компания должна разработать такую стратегию, которая позволит достигнуть успеха в конкурентной борьбе.

Выделяются две стороны конкурентного  соперничества:

1) запуск мощной конкурентной  стратегии одной компании усиливает  конкурентное давление на другие  компании;

2) стиль, с помощью  которого соперники используют  различные средства конкурентной  борьбы для получения преимущества, формирует «правила конкуренции» в отрасли и определяет требования, удовлетворение которых обеспечивает конкурентный успех.

Силы конкуренции, обусловленные  угрозой вторжения новых конкурентов.

Новые конкуренты привносят  на рынок новые производственные мощности, чтобы войти на рынок, занять свою долю и получить доступ к ресурсам. Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от наличия барьеров для входа и реакции конкурентов. Существует несколько типов барьеров для входа:

  1. Эффект масштаба. Лидирующие компании в этом случае сдерживают вторжение новых конкурентов, вынуждая их выходить в отрасль в большом масштабе производства, либо согласиться с завышенными издержками, т.е. низкой прибыльностью. Во многих отраслях требуются технологические возможности и опыт, не всегда доступные для проникновения на новый рынок компании.
  2. Потребительские предпочтения и приверженность торговой марке. Потребители чаще всего предпочитают хорошо известные торговые марки. Наличие такой приверженности торговым маркам означает, что проникающий на рынок производитель должен быть готов потратить достаточно сил и средств на рекламу и стимулирование сбыта, чтобы преодолеть существующие предпочтения и создать свою потребительскую базу. Если покупатель, говоря о товарной категории, использует товарную марку, тогда нетрудно узнать, кто является лидером в отрасли.
  3. Потребности в капитале. Чем больше капиталовложений требуются для вхождения в отрасль, тем меньше желающих это сделать. Потребности в капитале связаны с производственными мощностями, оборудованием, оборотным капиталом для финансирования запасов и потребительским кредитом, рекламой и стимулированием сбыта, наличием резервных средств для покрытия первоначальных убытков.
  4. Доступ к каналам распределения. Новые конкуренты должны позаботиться о надежных каналах распределения своих товаров и услуг. Новые продукты питания, например, могут вытеснить с полок супермаркетов существующие продукты за счет более низкой цены, продуманной политики продвижения и применения других способов. Розничных продавцов необходимо убедить в целесообразности предоставления новой продукции достаточного места на полках и соответствующего периода пробных продаж. Чем теснее существующие производители связаны с имеющимися каналами распределения, тем труднее вход в отрасль.
  5. «Существование эффектов освоения и обучения. Кривая обучения основана на показателях эффективности, достигнутых за период времени рабочими, выполняющими одни и те же операции. Концепция кривой опыта сводится к утверждению, что во многих отраслях издержки на единицу продукции снижаются с «опытом», или увеличением отдельными компаниями объемов производств. Причины снижения себестоимости связаны с экономией за счет роста объемов производства, кривой обучения и заменой капитала трудом». Снижение себестоимости создает барьер для вторжения соперников, так как издержки производства новых конкурентов, ввиду отсутствия «опыта», оказываются выше среднеотраслевых и особенно по сравнению с лидерами рынка.
  6. «Затраты не зависящие от масштаба. Работающие в отрасли компании могут иметь преимущества в затратах, недоступные для фирмы независимо от ее величины». Эти преимущества могут включать: доступ к наиболее дешевым и лучшим источникам сырья, обладание патентами и авторскими правами на технологию, положительные эффекты кривой опыта и обучения, существование предприятий, построенных и оборудованием с меньшими затратами, благоприятное место расположения и более низкую стоимость заимствования.
  7. Политические и административные вопросы. Правительственные органы могут ограничивать и даже запрещать проникновение новых компаний в отрасль через выдачу разрешений и лицензий. На международных рынках местные правительства часто ограничивают вход на рынок для иностранных конкурентов, требуя предоставления на одобрение всех заявок на иностранные инвестиции. Устанавливаемые правительствами строгие правила безопасности, и стандарты загрязнения окружающей среды также являются барьерами, так как увеличивают стоимость входа нового конкурента.
  8. Тарифы и ограничения в международной торговле. Национальные правительства обычно используют тарифы и торговые ограничения (квоты) с целью создания барьеров для иностранных компаний. Если потенциальный конкурент готов к решению проблем, связанных с барьерами для входа, ему следует также проанализировать, как существующие компании будут реагировать на его вторжение.

Для определения силы потенциального входа вхождения  в отрасль следует задать вопрос, достаточны ли привлекательны перспективы  роста и получения прибыли  в отрасли для стимулирования входа новых конкурентов. Если ответ отрицательный, то потенциальный вход не является источником конкурентного давления. Если же ответ положительный, то потенциальный вход является мощной силой. Чем актуальнее угроза входа, тем больше мотивов для существующих компаний для защиты своих позиций путем увеличения сложности и стоимости входа.

Угроза появления продуктов–заменителей.

Часто компании, работающие в одной отрасли, находятся в  состоянии жесткой конкуренции  с компаниями из других отраслей, если выпускаемые им и изделия могут заменять друг друга. Производители очков конкурируют с производителями контактных линз; предприятия сахарной промышленности конкурируют с производителями искусственных сахаристых веществ; производители пластмассовых упаковочных материалов конкурируют с производителями стеклянных бутылок и банок, картона, жестяных и алюминиевых банок. Товары-заменители не только ограничивают прибыль предприятий, но и сокращают совокупные доходы в отрасли.

Рыночная власть поставщиков.

Поставщики могут оказывать влияние при заключении сделки на участников отрасли, увеличивая цены или снижая качество предлагаемых товаров и услуг. Влияние поставщиков таким образом «выжимает» прибыль из отрасли, не способной справиться с повышением издержек при их собственных ценах, считает М. Портер. Сильной или слабой является власть поставщиков, зависит от условий рынка отрасли поставщика и значения той продукции, которую он поставляет. «Конкурентная сила невелика, если он поставляет стандартизированную продукцию, которую можно свободно приобрести на рынке у огромного числа поставщиков. В таком случае легко приобрести все, что нужно по списку поставщиков, разделив покупки между несколькими поставщиками, снижая, таким образом, свою зависимость от них и создавая конкуренцию за заказы». Поставщики обладают достаточной рыночной властью тогда, когда поставки становятся напряженными, а потребители соглашаются на условия более предпочтительные для поставщиков.

Рыночная власть потребителей.

Потребители стремятся  снижать цены и требуют высшего качества товаров и увеличения обслуживания, и тем самым, настраивая производителей друг на друга, иногда в ущерб прибыльности всей отрасли. Конкурентная сила покупателей может находиться в диапазоне от мощной до слабой.

Выделяют несколько случаев, когда потребитель обладает значительной рыночной властью. Наиболее распространен случай, когда потребитель покупает значительную часть продукции отрасли. Чем крупнее покупатели и больше объем их закупок, тем больше имеют возможности повлиять на производителя во время переговоров, например, в области уступок в цене либо других выгодных условий. Также покупатели обладают рыночной властью, когда стоимость переключения на продукцию конкурента или заменителя незначительна. В любое время покупатели могут удовлетворить свои потребности, работая с несколькими поставщиками. Если продукция почти идентична, то покупатели легко могут переключиться на продукцию другого поставщика с небольшими затратами. Если же продукция дифференцирована, покупателям уже сложнее переключиться на других поставщиков без затрат на это. Кроме того, покупатели могут демонстрировать прямую угрозу регрессивной интеграции для создания промышленного продукта.

Информация о работе Маркетинговая среда