Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 07:45, курсовая работа
Актуальность темы очевидна и имеет большое практическое значение на современном этапе развития предприятий, поскольку анализ внешней и внутренней среды предприятия позволяет решить широкий круг производственных задач: выполнение планов, обеспечение нормального функционирования подразделений предприятия, выработка наиболее эффективной современной системы работы с клиентами и обслуживания клиентов, увеличение объемов производства востребованной рентабельной продукции, а также повышает уровень мотивации сотрудников, определяя направления их развития и стимулируя потребность в обучении и повышения квалификации.
Введение…………………………………………………………………………….........
1. Внешняя среда предприятия…………………………………………………………
1.1. Макросреда предприятия: составляющие факторы………………………………
1.2. Микросреда предприятия: составляющие факторы………………………………
1.3. Структуризация процесса анализа внешней среды предприятия………………..
2. Информационное обеспечение анализа внешней среды……………………...........
2.1. Понятие и типология маркетинговой информации………………………………
2.2. Носители и источники маркетинговой информации о состоянии внешней среды предприятия………………………………………………………………………
2.3. Методы сбора маркетинговой информации о внешней среде предприятия……
3. Организация процесса анализа внешней среды на предприятии………………….
3.1. Маркетинговые исследования как способ анализа внешней среды предприятия: понятие, принципы, этапы………………………………………………
3.2. Направление маркетинговых исследований факторов внешней среды предприятия……………………………………………………………………………...
3.3. Организация службы маркетингового исследования…………………………….
4. Основные факторы и структура маркетинговой среды современной фирмы (на примере ОАО «Квэл»)…………………………………………………………………..
4.1. Основные факторы маркетинговой среды организации………………………….
4.2. Структура маркетинговой среды ООО «Квэл»…………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………
где n – число единиц, которые следует отобрать для обследования (опроса);
t – коэффициент доверия, вычисляемый по таблицам в зависимости от вероятности с которой можно гарантировать, что предельная ошибка не превысит t-кратную среднюю ошибку.
σ2 – выборочная дисперсия (ее обычно определяют на основе эксперимента, пробного обследования, или же по аналогам);
Δ – предельная (задаваемая) ошибка выборки;
N – численность генеральной (изучаемой) совокупности.
При вероятности 0,990 значение коэффициента доверия t = 3, а при вероятности 0,999 – 3,28, чаще всего опираются на вероятность 0,954, при которой t составляет 2.
Для того, чтобы повысить степень однородности совокупности, что способствует большей точности расчета, выборочную совокупность стратифицируют, т.е. разбивают на ряд групп по какому-то признаку. Например, осуществляется деление покупателей или продавцов по каким-то социальным или экономическим группам (в частности по уровню дохода). Формула численности выборки отличается от предыдущей только тем, что выборочная дисперсия заменяется средней из внутригрупповых дисперсий. Однако в этом случае целесообразно вести отбор по каждой группе пропорционально дифференциации признака. Тогда формула численности выборки (по каждой группе) значительно упрощается:
где k - число групп населения;
Ni - численность i-й группы населения;
σi - среднеквадратическое отклонение признака в i-й группе.
При интервьюировании (например, по телефону) или в ходе анкетирования полезно использовать способ механического отбора. Берется телефонная книга или список жильцов, после чего отбирается каждый десятый телефон или каждая десятая квартира.
Для тог, чтобы ускорить и удешевить процесс отбора данных можно использовать методы малой выборки. Малой выборкой считается отбор единиц численностью менее 20 (т. е. n < 20).
Средняя ошибка малой выборки исчисляется по формуле [2, c.54]:
где σм.в. – среднее квадратическое отклонение малой выборки;
σ – среднее квадратическое отклонение обычной выборки;
х – независимые случайные величины (характеристики изучаемых величин);
– средняя величина малой выборки;
n – численность выборки.
Предельная ошибка выборки определяется из следующей формулы:
Δм.в = t ∙ μ
где t – коэффициент доверия, который определяется по таблице вероятностей Стьюдента:
Точность данных - это главное требование, которое предъявляется в маркетинговом исследовании наблюдению. Точность наблюдения в маркетинговом исследовании, или его соответствие фактическому значению изучаемого явления/процесса, зависит прежде всего от соблюдения правил и требований методики сбора и анализа данных. Чтобы избежать ошибок, выявить или предупредить их, необходимо постоянно осуществлять логический и арифметический контроль собираемых данных.
Однако иногда возникают ошибки регистрации, или расхождения между фактическим значением показателя и полученным в результате наблюдения. Эти ошибки могут быть случайными или систематическими. Первые являются результатом действия непредвиденных факторов. При достаточно большой совокупности случайные ошибки взаимно погашаются. В этом проявляется действие закона больших чисел.
Более опасны систематические
ошибки регистрации, которые могут
иметь тенденцию как к
3. Организация
процесса анализа внешней
3.1. Маркетинговые
исследования как способ
3.1.1 Модель пяти сил М. Портера
Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, наоборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее.
Необходимо помнить, что внешняя среда характеризуется:
Поэтому из всего многообразия действующих на предприятие факторов, нужно выделить только те, которые являются для него наиболее важными.
На фирму в отрасли воздействуют пять сил, впервые выделенные американским экономистом М.Портером, которые определяют уровень конкуренции.
Портеровская модель пяти сил конкуренции является самым популярным методом анализа конкуренции в отрасли. Данная модель представляет собой мощный инструмент систематической диагностики конкурентных условий рынка и оценки того, насколько интенсивной и важной является каждая из конкурентных сил.
среда анализ
Самыми мощными из пяти конкурентных сил обычно бывают борьба за рыночную позицию и приверженность покупателей одной из соперничающих между собой компании.
Конкуренция возникает в результате того, что один или несколько конкурентов ищут возможности более полного удовлетворения запросов потребителей или находятся под давлением необходимости улучшения показателей своей деятельности. Интенсивность соперничества между конкурирующими продавцами отражается в том, насколько энергично они используют такие конкурентные тактические приемы, как понижение цен, повышение привлекательности своей продукции, увеличение объема обслуживания потребителей, удлинение сроков гарантийных обязательств, принятие специальных мер по стимулированию сбыта и выпуска новой продукции.
Независимо от того, какой является конкуренция – напряженной или слабой – каждая компания должна разработать такую стратегию, которая позволит достигнуть успеха в конкурентной борьбе.
Выделяются две стороны
1) запуск мощной конкурентной
стратегии одной компании
2) стиль, с помощью
которого соперники используют
различные средства
Силы конкуренции, обусловленные
угрозой вторжения новых
Новые конкуренты привносят на рынок новые производственные мощности, чтобы войти на рынок, занять свою долю и получить доступ к ресурсам. Насколько серьезной является угроза со стороны возможного появления на рынке новых конкурентов, зависит от наличия барьеров для входа и реакции конкурентов. Существует несколько типов барьеров для входа:
Для определения силы потенциального входа вхождения в отрасль следует задать вопрос, достаточны ли привлекательны перспективы роста и получения прибыли в отрасли для стимулирования входа новых конкурентов. Если ответ отрицательный, то потенциальный вход не является источником конкурентного давления. Если же ответ положительный, то потенциальный вход является мощной силой. Чем актуальнее угроза входа, тем больше мотивов для существующих компаний для защиты своих позиций путем увеличения сложности и стоимости входа.
Угроза появления продуктов–
Часто компании, работающие в одной отрасли, находятся в состоянии жесткой конкуренции с компаниями из других отраслей, если выпускаемые им и изделия могут заменять друг друга. Производители очков конкурируют с производителями контактных линз; предприятия сахарной промышленности конкурируют с производителями искусственных сахаристых веществ; производители пластмассовых упаковочных материалов конкурируют с производителями стеклянных бутылок и банок, картона, жестяных и алюминиевых банок. Товары-заменители не только ограничивают прибыль предприятий, но и сокращают совокупные доходы в отрасли.
Рыночная власть поставщиков.
Поставщики могут оказывать влияние при заключении сделки на участников отрасли, увеличивая цены или снижая качество предлагаемых товаров и услуг. Влияние поставщиков таким образом «выжимает» прибыль из отрасли, не способной справиться с повышением издержек при их собственных ценах, считает М. Портер. Сильной или слабой является власть поставщиков, зависит от условий рынка отрасли поставщика и значения той продукции, которую он поставляет. «Конкурентная сила невелика, если он поставляет стандартизированную продукцию, которую можно свободно приобрести на рынке у огромного числа поставщиков. В таком случае легко приобрести все, что нужно по списку поставщиков, разделив покупки между несколькими поставщиками, снижая, таким образом, свою зависимость от них и создавая конкуренцию за заказы». Поставщики обладают достаточной рыночной властью тогда, когда поставки становятся напряженными, а потребители соглашаются на условия более предпочтительные для поставщиков.
Рыночная власть потребителей.
Потребители стремятся снижать цены и требуют высшего качества товаров и увеличения обслуживания, и тем самым, настраивая производителей друг на друга, иногда в ущерб прибыльности всей отрасли. Конкурентная сила покупателей может находиться в диапазоне от мощной до слабой.
Выделяют несколько случаев, когда потребитель обладает значительной рыночной властью. Наиболее распространен случай, когда потребитель покупает значительную часть продукции отрасли. Чем крупнее покупатели и больше объем их закупок, тем больше имеют возможности повлиять на производителя во время переговоров, например, в области уступок в цене либо других выгодных условий. Также покупатели обладают рыночной властью, когда стоимость переключения на продукцию конкурента или заменителя незначительна. В любое время покупатели могут удовлетворить свои потребности, работая с несколькими поставщиками. Если продукция почти идентична, то покупатели легко могут переключиться на продукцию другого поставщика с небольшими затратами. Если же продукция дифференцирована, покупателям уже сложнее переключиться на других поставщиков без затрат на это. Кроме того, покупатели могут демонстрировать прямую угрозу регрессивной интеграции для создания промышленного продукта.