Маркетинговая среда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 07:45, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы очевидна и имеет большое практическое значение на современном этапе развития предприятий, поскольку анализ внешней и внутренней среды предприятия позволяет решить широкий круг производственных задач: выполнение планов, обеспечение нормального функционирования подразделений предприятия, выработка наиболее эффективной современной системы работы с клиентами и обслуживания клиентов, увеличение объемов производства востребованной рентабельной продукции, а также повышает уровень мотивации сотрудников, определяя направления их развития и стимулируя потребность в обучении и повышения квалификации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….........
1. Внешняя среда предприятия…………………………………………………………
1.1. Макросреда предприятия: составляющие факторы………………………………
1.2. Микросреда предприятия: составляющие факторы………………………………
1.3. Структуризация процесса анализа внешней среды предприятия………………..
2. Информационное обеспечение анализа внешней среды……………………...........
2.1. Понятие и типология маркетинговой информации………………………………
2.2. Носители и источники маркетинговой информации о состоянии внешней среды предприятия………………………………………………………………………
2.3. Методы сбора маркетинговой информации о внешней среде предприятия……
3. Организация процесса анализа внешней среды на предприятии………………….
3.1. Маркетинговые исследования как способ анализа внешней среды предприятия: понятие, принципы, этапы………………………………………………
3.2. Направление маркетинговых исследований факторов внешней среды предприятия……………………………………………………………………………...
3.3. Организация службы маркетингового исследования…………………………….
4. Основные факторы и структура маркетинговой среды современной фирмы (на примере ОАО «Квэл»)…………………………………………………………………..
4.1. Основные факторы маркетинговой среды организации………………………….
4.2. Структура маркетинговой среды ООО «Квэл»…………………………………..
Заключение……………………………………………………………………………….
Библиографический список…………………………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 372.50 Кб (Скачать файл)

Важным источником информации по праву считаются в маркетинге графические публикации. По рисункам, схемам, графикам и диаграммам можно наглядно судить о структуре рынка, о его тенденциях, о некоторых закономерностях и т.п. Публикации как источник сведений используются: в средствах массовой информации, в официальных справочных изданиях, в сообщениях бирж, объявлениях банков и АО (для акционеров), сообщениях союзов предпринимателей, в регистрах и отраслевых бюллетенях, в научной или публицистической литературе. Существуют даже бюро вырезок, где на коммерческой основе составляются в соответствии с заказом маркетинговой службы досье по интересующему фирму вопросу.

Не менее важным источником информации являются сведения, приобретаемые  фирмой на коммерческих началах. Крупными покупателями информации являются Госкомстат и его местные органы, в т.ч. управление переписи населения. Сведения также продают, а иногда предоставляют безвозмездно альтернативные информационные службы, частные предприятия, располагающие какими-либо данными.

Информация поступает  также по каналам внутрифирменных  учета и отчетности, в том числе бухгалтерская отчетность. Не менее важным источником маркетинговой информации служит процесс обмена сведениями между участниками процесса товародвижения, а также между участниками коммерческих переговоров. Источником информации можно считать данные специальных обследований, проводимых самой фирмой или по ее заказу; в частности разовые или постоянные замеры параметров рынка в т.н. опорных пунктах (часто в форме мониторинга).

В торговых предприятиях и сфере услуг, как правило, постоянно  собирается информация торговых корреспондентов. Это торговые работники (продавцы, товароведы, административные работники предприятий), которые за особую плату регулярно сообщают о своих наблюдениях за конъюнктурой рынка. Источниками конъюнктурной информации служат также справки о конъюнктурной обстановке, представляемые торговыми корреспондентами. Часто сбор информации организуется во время проведения выставок-продаж, ярмарок. В оптовой торговле используется информация, собираемая коммивояжерами и торговыми агентами.

Исключительно важным источником маркетинговой информации по праву  считаются различного рода экспертные оценки и прогнозы (в свое время  о них будет рассказано подробнее). В маркетинговой информации можно  использовать непосредственное наблюдение (например, регистрация времени, затрачиваемого на покупку).

Особым видом информации является включенное наблюдение, когда  наблюдатель негласно внедряется в  коллектив служащих, не ставя в  известность его членов (этот способ широко применяется при изучении конкурентов, а также для исследований производительности труда, морального климата контингента работников собственной фирмы).

Самым распространенным в маркетинговом исследовании и  очень информативным источником являются опросы. Существует значительное число видов опросов. Например, опросы потребителей, предпринимателей, специалистов (к опросам относятся также интервьюирование и анкетирование). Специфической формой опроса являются панели - разовые или постоянные выборочные обследования семей/домохозяйств или обследования предпринимателей.

Самостоятельной формой информации являются так называемые тенденциальные опросы специалистов, которые отличаются от обычных опросов. В них несколько иная программа  вопросника, которая ориентирована  на конъюнктурную оценку рыночной ситуации. Например, в отдельных сегментах рынка ставится вопрос о склонности потребителей к покупкам и т.п. При этой форме опроса в состав опрашиваемых лиц включают руководителей фирмы и видных специалистов промышленности и торговли, работников маркетинговых служб. Опрошенные лица представляют конъюнктурные справки (не путать с информацией торговых корреспондентов), где содержатся ответы на поставленные вопросы. Справки сводятся, статистически обрабатываются и анализируются.

Важным источником информации, базирующимся на научных принципах, является эксперимент (к нему в частности относится пробный маркетинг). В нем различаются:

полевой эксперимент - оценка и моделирование результатов  некоторых видов рыночной деятельности (например, характера продажи небольших партий товаров, изучение реакции потребителей на изменение факторов);

лабораторный – построение по данным полевых наблюдений имитационной модели.

Важным современным  источником вторичной информации является стандартизованное информационное обслуживание. Суть его заключается в том, что пользователям (заказчикам информации) предоставляются результаты уже готовых стандартизованных исследований. Фирма-заказчик сама решает, что ей выгоднее – проводить самостоятельное исследование, заказать индивидуальное исследование или использовать типовое стандартизованное исследование. Можно применять методику типовых исследований, адаптированных к потребностям заказчика. Стандартизация исследований позволяет использовать коды международных отраслевых классификаций с помощью сканера, устройства, которое дает возможность автоматически считывать информацию. В частности каждый товар имеет собственный штриховой или цифровой код. Это позволяет автоматизировать учет товарных запасов и продажи товаров.

 

 

 

 

 

2.3. Методы сбора  маркетинговой информации о внешней среде предприятия

 

Получение (сбор) первичной (полевой) информации осуществляется в  форме наблюдения.

Под наблюдением понимается единовременное или систематическое  научно организованный сбор и использование  данных, характеризующих какой-либо рыночный процесс или явление и предназначенных для удовлетворения информационно-аналитических потребностей маркетинга. Лицо или организация, собирающие информацию (регистратор), фиксирует факты и другие сведения об изучаемом объекте. Методология наблюдения в рыночной сфере использует и сочетает приемы и методы маркетингового, статистического и социологического наблюдения.

Маркетинговое наблюдение – научно организованный сбор и использование информации, предназначенной для удовлетворения информационно-аналитических потребностей маркетинга [2, c.83].

Маркетинговое наблюдение заключается в получении информации о маркетинговой деятельности, в  частности о процессах маркетинг-менеджмента, управления маркетингом, принятия маркетинговых  решений. Статистическое наблюдение предполагает характеристику массовых рыночных явлений и процессов, выраженных в количественной форме и базирующихся на действии закона больших чисел. Социологическое, а правильнее социометрическое наблюдение представляет собой сбор количественных данных о социальных процессах и явлениях, связанных с рыночной деятельностью. На практике все эти виды наблюдения успешно сочетаются. Наиболее информативным считается статистическое наблюдение.

В маркетинговом исследовании используются различные виды наблюдения. В систему маркетинга входит отчетность предприятий перед руководством фирмы. Кроме того, по ряду показателей рыночной деятельности предусмотрена отчетность государственная статистическая отчетность, которую обязаны представлять все хозяйственные системы. В систему отчетности входят регистры предприятий, осуществляющих торгово-рыночную деятельность.

Выделяются две основные формы наблюдения, используемые в  маркетинговом исследовании [4,7,12]:

непосредственное (прямое) наблюдение: слежение за объектом наблюдения (часто визуальное), которое может быть открытым, когда объект наблюдения знает, что за ним наблюдают и скрытым, когда изучаемый объект не знает, что он становится предметом наблюдения;

непрямое наблюдение: изучение результатов какой-либо деятельности; в непрямом наблюдении видное место отводится документальному способу наблюдения.

Визуальное наблюдение можно применить при оценках  полноты ассортимента, наличии товаров  и т.п. Открытое наблюдение широко используется при различных опросах, например, при опросах потребителей. При проведении различного рода экспериментов может быть проведено непрямое наблюдение, например, использование каких-либо материалов, статистических данных, опубликованных работ, документов и т.д. К непрямому наблюдению относится использование данных архивов, документальных справок и т.п. Непрямым наблюдением может считаться обследование качества обслуживания покупателей.

Одной из форм наблюдения в маркетинговом исследовании является измерение рыночных объектов. Измерение – определение или сопоставление количественной меры (характеристики) изучаемого процесса или явления. Цифры, характеризующие маркетинговые явления и процессы, позволяют осуществлять их количественное измерение, т.е. нахождение их числового значения. Результаты измерений отражаются в форме присвоения численной оценки объектам, имеющим количественные характеристики.

В маркетинге измерения  могут носить как объективный, так  и субъективный характер. Объективные  измерения осуществляются измерительными приборами, а субъективные - выполняются человеком. В последнем случае приходится делать поправку на субъективное восприятие изучаемого процесса и явления.

Изучаемые маркетинговые  характеристики, как правило, фиксируются (регистрируются). Процесс фиксации регистрируемых данных осуществляется либо с помощью простых записей в блокноте/тетради, или с помощью технических средств (аудио- или видеопленки, компьютерной технологии). Записи необходимо систематизировать и упорядочить, выделяя главное, наиболее важное для целей исследования. Для этого используются разработочные таблицы и группировки, карточки, компьютерные файлы и банки данных. Разработка и группировка данных осуществляется на компьютере с помощью пакетов прикладных программ.

В маркетинговом исследовании необходимо обеспечить точность и надежность измерений. Они обеспечивается:

контролем достоверности  полученных данных (выборочным путем  рассчитывается коэффициент надежности);

использованием двух и более наблюдателей, регистрирующих одно и то же событие (коэффициент согласия);

проведением повторного наблюдения объекта (коэффициент устойчивости).

В организации наблюдения выделяются два вида: по времени  регистрации фактов; по охвату изучаемых  единиц. В свою очередь в наблюдении, осуществляемом по времени регистрации фактов, выделяются: непрерывное (текущее), периодическое и единовременное наблюдение. В текущем наблюдении фиксируются все возможные изменения по мере их возникновения.

Периодическое наблюдение может быть постоянным, которое проводится в течении длительного времени, периодическим, которое регулярно повторяется, и единовременным, которое может быть разовым, или приуроченным к каким-либо событиям.

По признаку охвата единиц изучаемой совокупности наблюдение делится на сплошное, обеспечивающее информацию о всех единицах изучаемой совокупности, и несплошное (частичное), когда обследуется лишь часть совокупности.

Наиболее информативным  является выборочное наблюдение, или  выборка, когда специальные статистические методы дают возможность с высокой  степенью вероятности судить по некоторой части совокупности обо всей совокупности.

Достаточно распространен  метод основного массива. Обычно при нем обследуются наиболее представительные предприятия и  организации, имеющие наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.

Иногда используется метод моментных наблюдений, когда  единицы совокупности регистрируются в заранее определенные моменты  времени (выборка во времени).

В маркетинге иногда отбираются и тщательно, детально исследуются  наиболее типичные предприятия или  регионы. По ним можно судить о закономерностях состояния и развития всего явления или процесса. Такое несплошное наблюдение называется монографическим.

Выборочный метод (выборка) – статистический прием, который  на некоторых положениях закона больших  чисел. Он широко используется маркетинговой информации, так как:

дает возможность экономить  значительные средства;

позволяет ускорить получение  нужных сведений;

обеспечивает сбор сведений, которые иным способом получить невозможно.

Во-первых, на организацию  выборочного (частичного) обследования расходуется значительно меньше средств, чем на изучение всех единиц без исключения. Во-вторых, на организацию выборки тратится меньше времени, чем на сплошное обследование. И, наконец, в-третьих, некоторые данные нельзя получить другим путем, в частности, если выборка связана с необходимостью уничтожить обследуемую совокупность (классический пример: проверка лампочек на непрерывность работы).

Применение выборки  требует строгого соблюдения требований:

необходимо обеспечить качественную однородность отобранной совокупности.

отбор не должен быть преднамеренным, т.е. все единицы совокупности должна быть иметь равную возможность быть отобранными (попасть в выборочную совокупность);

размер совокупности, из которой ведется отбор (генеральной  совокупности), должна быть достаточно большой, чтобы действовал закон  больших чисел;

В выборке могут быть использованы два основных метода: повторной и бесповторной выборки. В маркетинговом обследовании при организации устных опросов рекомендуется использовать метод случайной бесповторной выборки. Он заключается в том, что респондент отбирается случайно и второй раз уже не опрашивается. Данный способ часто используется для уличных интервью. При этом применяется следующая формула численности отбора [2, c.52]:

Информация о работе Маркетинговая среда