Эффективность импортной деятельности белорусских предприятий на примере СООО “АлюминТехно”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:24, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование теоретических основ формирования инвестиционного климата страны и разработка практических рекомендаций по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия инвестиционного климата страны;
- проанализировать зарубежный опыт создания инвестиционного климата в странах с формирующейся рыночной экономикой (на примере Российской Федерации) и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние инвестиционного климата Республики Беларусь в настоящий момент и определить пути его совершенствования.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы импортной деятельности 7
1.1 Сущность импорта и импортных операций 7
1.2 Регулирование импортной деятельности 12
2 Анализ импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 282
2.1 Экономическая характеристика предприятия 282
2.2 Организация импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 35
2.3 Анализ эффективности импорта СООО «АлюминТехно» 40
3 Совершенствование импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 48
3.1 Предложения по повышению эффективности импортной деятельности 48
3.2 Обновление структуры управления внешнеэкономическими связями предприятия 54
Заключение 59
Список использованных источников 61

Файлы: 1 файл

Дипломная работа ГОТОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 1.69 Мб (Скачать файл)

Анализ рисунка 3.2 позволяет сделать вывод, что общий приток ПИИ в Республику Беларусь долгое время оставался на низком уровне и лишь в последние несколько лет наблюдается их рост в ответ на предпринятые меры в области стимулирования притока иностранных инвестиций.

 

 

Рисунок 3.2 – Приток ПИИ в Республику Беларусь в 1992-2009 гг.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [90].

 

Однако значительный рост объема прямых иностранных инвестиций в 2007 г. в большой степени зависел от разовых инвестиций, таких как первый платеж российского государственного предприятия «Газпром» в сумме 625 млн. долл. в счет приобретения 50-процентной доли в предприятии «Белтрансгаз» и приобретение предприятием «SB Telecom» за 500 милл. долл. принадлежащих государству акций компании мобильной связи МЦС (совместное предприятие, образованное в 1999 г. между «SB Telecom», «Белтелеком» и ЗАО «Белтехэкспорт»). В 2008 и 2009 г. также значительная часть притока ПИИ в Республику Беларусь обеспечивалась поступлением средств от продажи акций ОАО «Белтрансгаз» [39, c. 9].

Возможно также, что приток ПИИ был результатом позитивной реакции на начальные реформы, осуществляемые на протяжении последних нескольких лет. Большинство иностранных инвесторов сходятся во мнении, что политика в области повышения привлекательности инвестиционного климата Республики Беларусь последовательно двигалась в направлении снижения ограничений и административного давления на бизнес, что выразилось в высоком уровне ПИИ на душу населения в 2009 г., но по-прежнему низком их объеме по отношению к ВВП (приложение Б, рисунок Б1, рисунок Б2).

Среди реформ направленных на улучшение бизнес-климата и более интенсивное привлечение иностранных инвестиций до начала 2010 года, следует отметить упрощение процесса регистрации, упразднение «правила золотой акции» и принятие более 60 декретов и указов, оказывающих влияние на различные аспекты ведения бизнеса. Но более удачно реализованной и дающей неплохое подспорье привлечению инвестиций имела реализованная в 2010 году государственная программа  Платформа – 2010 «На пути к благоприятному деловому климату». В соответствии с данной программой был разработан и введен в действие ряд законодательных актов которые предполагают:

  • отмену налога на услуги;
  • отмену местного налога на развитие территорий;
  • придание  Положению по составу затрат рекомендательного характера;
  • отмену нормирования расходов по содержанию служебных легковых автомобилей;
  • отмену нормирования представительских расходов;
  • изменение порядка формирования инновационных фондов. Отныне частные коммерческие организации освобождены от обязанности делать в них отчисления;
  • введение нормы добровольного перехода на ежеквартальные сроки уплаты НДС;
  • переход на рекомендательный характер применения Единой тарифной сетки для предприятий с долей государственной собственности менее 50%;
  • отмену государственного регулирования цен для всех субъектов хозяйствования, кроме монополистов, и кроме социально значимых товаров;
  • упразднение повышающего коэффициента «3» за площади, арендуемые для размещения руководителя, иных органов управления и бухгалтерии;
  • отмену практики присвоения наценочной категории и предельной наценки объектам общественного питания;
  • переход на систему добровольной оценки классности объектов общественного питания и гостиниц;
  • сокращение количества лицензируемых видов деятельности;

и многое другое.

По оценкам экспертов, данные законодательные изменения позволили бизнесу сократить прямые и косвенные издержки примерно на 200 миллионов долларов в год. Эти ресурсы остались в распоряжении коммерческих организаций и позволили им стабилизировать свое финансовое положение и повысить конкурентоспособность.

  В июле 2008 г. был начат новый этап приватизации и, в противоположность прежней программе приватизации, он открыто нацелен на привлечение иностранных инвесторов в различные сектора белорусской экономики. Республика Беларусь официально начала приватизацию еще в 1991 г. Большинство сделок осуществлялось между 1994 и 1996 гг. В основном приватизация осуществлялась в отношении предприятий сферы розничной торговли и общественного питания (рестораны или бары), сельского хозяйства, легкой промышленности, строительства и убыточных предприятий всех секторов экономики, за исключением тех, приватизация которых была запрещена (рисунок 3.3). Между 1991 и 1996 гг. в процесс были вовлечены 526 предприятий. Большинство из них были преобразованы в акционерные общества с использованием системы ваучеров, посредством которой каждый гражданин получил ваучер, который можно было обменять на акции в приватизированных государственных предприятиях. 2202 акционерных общества были реформированы с использованием данного метода. Однако в одной третьей части реформированных компаний правительство сохранило 50% собственности и больше, что существенно уменьшало степень приватизации.

 

 

Рисунок 3.3 – Приватизация в Республике Беларусь

Примечание - Источник: [39, c. 15].

 

Между 1996 и 2009 гг. масштабы и темп приватизации значительно снизились, во многом по причине недостатка заинтересованности со стороны инвесторов. Более того, до 2002 г. в данном процессе не было никакого реального иностранного участия. Оно было ограничено продажей сельскохозяйственного предприятия приблизительно за 210 млн. долл. Однако, на протяжении последних шести лет иностранное участие возросло, хотя и сосредоточилось на немногочисленных активах. Примеры включают в себя продажу за 500 млн. долл. остающихся в государственной собственности акций компании «МЦС» компании «SB Telecom», соглашение с Россией на сумму 2,5 млрд. долл. по «Белтрансгазу» и продажу компании «БеСТ» компании «Turkcell» за 500 млн. долл. [39, c. 16].

Существует ряд факторов, стоявших за недостатком заинтересованности со стороны инвесторов в прошлой приватизации. На первом месте – то, что многие активы, выставляемые на продажу, представляли собой убыточные государственные предприятия, не являющиеся привлекательными ни для белорусских, ни для иностранных инвесторов. Во-вторых, правительство ввело мораторий на куплю и продажу ваучеров в начале приватизации, что оказало отрицательное воздействие на темпы выкупа ваучеров. В результате правительство продлевало «срок использования» ваучеров пять раз. В конечном счете, наличные деньги в конце инициативы приватизации стали более привлекательными, чем не поддающиеся реализации акции неконкурентоспособных государственных предприятий. Наконец, международные агентства, оценивающие процесс, пришли к заключению, что методологии оценки не хватало прозрачности и объективности.

В 2008-2009 гг. правительство начало новую и расширенную программу приватизации и обязалось приватизировать более привлекательные активы. Оно также приняло решение о постепенной отмене моратория на продажу ваучеров и ориентацией на привлечение ПИИ. Постановление Совета Министров №1021 2008 г. подтвердило, что 519 предприятий подлежат приватизации в 2008 – 2010 гг. Этот перечень включает в себя предприятия, работающие в легкой промышленности, деревообработке, строительстве, машиностроении и металлургии. Впервые приватизация распространилась на активы, которые раньше считались стратегическими, такие, как Минский автомобильный завод. Также Фонд государственного имущества гарантирует, что оценка будет проводиться сертифицированными специалистами с использованием международных стандартов [39, c. 17].

Экономика Беларуси характеризуется высокой степенью открытости и в значительной мере интегрирована в мировую. По данным Национального банка Республики Беларусь, объем внешней торговли товарами и услугами за 2010 г. составил 60,1 млрд. долл., в том числе экспорт – 25,2 млрд. долл., импорт – 34,9 млрд. долл. В 2010 году сальдо внешней торговли товарами и услугами сложилось отрицательное и составило 7,4 млрд. долл. [92]. Внешняя торговля Беларуси ориентирована, главным образом, на Россию (рисунок 3.4).

 

Рисунок 3.4 – Страновая структура экспорта и импорта Республики Беларусь

Примечание – Источник: собственная разработка на основе [99].

Крупнейшим экспортером в Республику Беларусь является Россия, которая остается единственным источником поставки нефти и природного газа, а также крупным экспортером сырья для производства, например, металла и химических продуктов. Однако в показателях экспорта главенствующее положение России снижается (с 51% общего объема экспорта в 2000 г. до 39% в 2010 г.) в пользу Европейского союза, в частности, Нидерландов (11% объема экспорта в 2010 г.) и Латвии (3,7% объема экспорта в 2010 г.). Структура белорусского экспорта, которая не претерпела существенных изменений с течением времени, представлена нефтью и нефтепродуктами (27% общего объема экспорта), машинами и оборудованием (19% общего объема экспорта) и калийными удобрениями (8,8% общего объема экспорта) (приложение В, рисунок В1, рисунок В2) [92].

Роль иностранных инвесторов в развитии магистральных услуг (услуг связи и коммуникаций) в 2008-2010 гг. ограничивалась мобильной связью, поскольку другие услуги инфраструктуры, такие как стационарная связь или производство электроэнергии еще не открыты для иностранных инвестиций. Однако предложения о допуске ПИИ в стационарную связь в настоящее время находятся в стадии рассмотрения (так как это требуется для вступления в ВТО). Правительство занимается активным поиском иностранных инвесторов в сферу переработки отходов, производство электроэнергии из альтернативных источников и строительство дорог. В связи с этим необходимо создание правовых основ для продвижения государственно-частного партнерства (ГЧП – партнерство государственного и частного секторов) в качестве подхода к привлечению частных инвестиций, включая ПИИ, в проекты в области инфраструктуры).

ГЧП интересно как промежуточная форма между государственной и частной собственностью, а также как своеобразная управленческая альтернатива приватизации. Она позволяет преодолеть фундаментальное экономическое противоречие, когда, с одной стороны, стратегически важные объекты (предприятия, энергетическая, транспортная и иная инфраструктура) не могут быть переданы в частную собственность, а с другой — государственный бюджет не в состоянии обеспечить их финансирование в должном объеме. В этом случае привлечение капитала обеспечивается путем передачи частным структурам во временное владение, пользование или управление активов с сохранением за ними статуса госсобственности. ГЧП может быть также реализовано через привлечение частных организаций на строительство различных объектов и освоение недр. При этом фирмы получают доход от пользования объектами, продажи товаров, работ и услуг, а государство сохраняет максимальный контроль за этими сферами деятельности. В настоящее время некоторые правовые нормы, касающиеся отдельных форм ГЧП уже имеются в белорусском законодательстве, в частности, в Инвестиционном кодексе (о концессиях), в Гражданском кодексе (договоры подряда, аренды, поставки для государственных нужд и др.). Однако они либо не охватывают весь круг вопросов ГЧП. Разрабатываемый в настоящее время проект закона «О государственно-частном партнерстве» позволит существенно пополнить и модернизировать действующую нормативную базу в сфере инвестиционной деятельности, конкретизировать разносторонние формы и сферы использования ГЧП.

В последнее время наблюдается значительное увеличение сотрудничества государственных органов с частным сектором, а именно с Республиканской конфедерацией предпринимателей, Минским столичным союзом предпринимателей и работодателей, исследовательским центром ИПМ и аналитическим центром «Стратегия». Национальная Платформа бизнеса Беларуси 2011, разработанная этими организациями продолжает традиции конструктивного диалога. По оценкам аналитического центра «Стратегия» с 2007 года полное и частичное внедрение более 150 предложений Платформы разных лет уже позволило сократить административное бремя на бизнес примерно на 5% ВВП, сохранить более 70 тысяч рабочих мест, создать не менее 20 тысяч новых, и привлечь в страну дополнительно более $300 млн. иностранных инвестиций. Снятие многих административных барьеров, сокращение процедур, упрощение документооборота, снижение отчетности, способствовало значительному повышению конкурентоспособности белорусского бизнеса [107].

Большую роль в формирования привлекательного инвестиционного климата Республики Беларусь играют инвестиционные форумы, проводимые как в стране, так и за рубежом. Они подтверждают наличие в Беларуси значительного потенциала в привлечении иностранных инвестиций. Так, Лондонский инвестиционный форум (18.11.2008 г.) позволил белорусским и иностранным партнерам наладить прямые контакты, информировать мировое сообщество об инвестиционных возможностях Беларуси. Одним из основных итогов таких мероприятий является их положительное влияние на формирование имиджа Республики Беларусь как надежного делового и инвестиционного партнера.

Таким образом, эволюция инвестиционного климата Республики Беларусь включает два крупных этапа: первый этап (1991 – 2006 гг.) характеризовался невысоким уровнем иностранных инвестиций, низкой долей частного сектора в национальной экономике и наличием большого числа законодательных и административных ограничений, негативно влияющих на желание иностранных инвесторов вкладывать средства в белорусскую экономику; второй этап (2007-2010 гг.) характеризуется значительным увеличением объема иностранных инвестиций (приложение Г, рисунок Г1, рисунок Г2), либерализацией условий ведения экономической деятельности и значительным ростом количества предприятий с участием иностранного капитала – по состоянию на 01.05.2010 г. в Республике Беларусь было зарегистрировано 2776 совместных предприятий и 2104 иностранных предприятий (приложение Д, рисунок Д1, рисунок Д2) (некоторые исследователи выделяют два дополнительных этапа, первый из которых начался после выборов 1994 г., когда стала проводится новая фискальная и кредитная политика и формироваться социально ориентированная модель рыночной экономики Республики Беларусь; принятие Инвестиционного кодекса в 2001 г. и формирование четких законодательных основ осуществления иностранных инвестиций в Республику Беларусь служит основанием для выделения некоторыми учеными еще одного этапа в эволюции инвестиционного климата страны).

Немаловажную роль в формировании благоприятного инвестиционного климата играет правовой режим функционирования инвестиций в стране и защита прав инвесторов, которые обеспечиваются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь.

Положения, охватывающие вопросы защиты прав и интересов иностранного инвестора и его правового режима, можно найти в Общей части Кодекса вместе с общими определениями. Диапазон форм правового режима и защиты является стандартным, но содержание каждого положения о защите не соответствует общепринятым международным стандартам. Однако это компенсируется широкой сетью двусторонних соглашений о защите инвестиций с многими из наиболее важных стран, являющихся источниками ПИИ (приложение Е, рисунок Е1, рисунок Е2).

В соответствии с Кодексом, иностранные инвесторы пользуются равными правами со всеми инвесторами или хозяйствующими субъектами, вовлеченными в инвестиционную деятельность в течение срока их инвестиций, независимо от формы собственности. Кодекс предусматривает, что отношение к иностранным инвесторам и юридическим лицам, учрежденным с их участием, не должно быть менее благоприятным, чем к белорусским юридическим и физическим лицам. Существенных исключений из данного правила не было выявлено на практике. Однако, различается поле деятельности, которое существует на практике для государственных предприятий и частных компаний, что остается ключевой проблемой в Беларуси.

Информация о работе Эффективность импортной деятельности белорусских предприятий на примере СООО “АлюминТехно”