Эффективность импортной деятельности белорусских предприятий на примере СООО “АлюминТехно”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:24, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование теоретических основ формирования инвестиционного климата страны и разработка практических рекомендаций по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия инвестиционного климата страны;
- проанализировать зарубежный опыт создания инвестиционного климата в странах с формирующейся рыночной экономикой (на примере Российской Федерации) и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние инвестиционного климата Республики Беларусь в настоящий момент и определить пути его совершенствования.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы импортной деятельности 7
1.1 Сущность импорта и импортных операций 7
1.2 Регулирование импортной деятельности 12
2 Анализ импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 282
2.1 Экономическая характеристика предприятия 282
2.2 Организация импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 35
2.3 Анализ эффективности импорта СООО «АлюминТехно» 40
3 Совершенствование импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 48
3.1 Предложения по повышению эффективности импортной деятельности 48
3.2 Обновление структуры управления внешнеэкономическими связями предприятия 54
Заключение 59
Список использованных источников 61

Файлы: 1 файл

Дипломная работа ГОТОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 1.69 Мб (Скачать файл)

Прежняя версия Кодекса содержала статью о стабильности, в соответствии с которой «в случае если белорусское законодательство, принятое после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшает ситуацию и условия деятельности для иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, созданных с их участием (т.е. в случае если на них будут возложены дополнительные или повышенные обязательства или в случае ограничения или подавления их прав), законодательство, действовавшее в день регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями должно применяться к иностранному инвестору, коммерческой организации с иностранными инвестициями и/или иностранным инвестициям в течение пяти лет». Данная статья о стабильности была отменена, и в настоящее время применяется исключительно к резидентам СЭЗ и только по отношению к правовому и налоговому режиму [39, c. 30].

Существующая гарантия перевода средств является неполной. Она относится только к праву на репатриацию остающейся после уплаты налогов прибыли (дохода), полученных в Беларуси в результате инвестиционной деятельности, а также к выручке, полученной от полной или частичной реализации инвестиционного имущества при прекращении инвестиционной деятельности. В большинстве развитых стран такая гарантия включала бы также: перевод компенсации, выплаченной за экспроприацию; выплаты, вытекающие из инвестиционного спора; выплаты, произведенные по контракту, включая выплату амортизации основной суммы долга и накопленных процентов, произведенную в соответствии с кредитным договором; а также дополнительные взносы в капитал для поддержания или развития инвестиций.

В Кодексе установлено, что национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости имущества. Однако ни в Инвестиционном, ни в Гражданском кодексах не определены основания для национализации и экспроприации.

Инвестиционный кодекс содержит гарантию доступа к национальным судам для иностранных инвесторов только в некоторых случаях. Однако, в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом, возможно обращение за помощью в международный арбитраж, если оно включено в письменное соглашение между двумя сторонами.

Одним из немногих примеров международного арбитража между иностранным инвестором и белорусским инвестором явился спор между крупнейшей в России пивоваренной компанией ОАО «Балтика» (часть холдинга «Балтийский напиток») и белорусским ОАО «Криница». Спор был разрешен международным арбитражным судом при Российской торгово-промышленной палате в 2004 г.

 

3.2 Влияние и последствия мирового финансово-экономического кризиса на инвестиционный климат Беларуси

 

 

В условиях мирового финансово-экономического кризиса проблема обеспечения привлекательности инвестиционного климата для экономики любой страны становится еще более актуальной. Мировой опыт свидетельствует, что в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается ее нормальное функционирование.

Обобщение фундаментальных и прикладных научных исследований белорусских и зарубежных ученых в области мирового кризиса позволило констатировать, что сложность и разнонаправленность современных явлений как во всем мире, так и в Беларуси, их постоянное изменение оказывают непосредственное влияние на инвестиционный климат. Необходима разработка комплексного подхода к анализу процессов, что позволит составить целостное представление о приоритетных направлениях деятельности в системе обеспечения привлекательности инвестиционного климата Республики Беларусь в условиях долгосрочного финансово-экономического кризиса.

В эпоху глобализации кризис коснулся всех без исключения стран вне зависимости от их политической или экономической системы.

В этих условиях нарастают угрозы экономической безопасности страны, причем в первую очередь – внешнеэкономической. Это обусловлено тем, что любое включение в международное разделение труда одновременно означает усиление зависимости национальной экономики от внешнего мира.

В современных условиях на экономику республики оказывают влияние внешние угрозы, которые можно прогнозировать. К их нейтрализации или минимизации необходимо быть готовыми, но предотвратить возникновение с помощью внутренних ресурсов почти невозможно.

К такому виду угроз относятся угрозы, связанные со снижением спроса на товары и услуги белорусских производителей на внешних рынках; протекционистской политикой государств; проведением валютной политики зарубежными странами.

Первый блок угроз приводит к серьезным отрицательным последствиям для Беларуси в силу открытости ее экономики. К примеру, в результате снижения внешнего спроса на продукцию белорусских производителей объем экспорта за 2009 г. по сравнению с 2008 годом снизился на 33%. За 2010 год объем экспорта превзошел уровень 2009 года, но все еще остается далеким от уровня 2008 года. [99].

Республика Беларусь является зависимой от поставок минерально-сырьевых ресурсов, многих видов продукции, в том числе стратегического значения, отдельных продовольственных товаров, а также комплектующих изделий. В связи с этим падение импорта в страну происходит с меньшей интенсивностью. Уменьшение экспорта и импорта товаров и услуг за 2009 г. по сравнению с 2008 в стоимостном выражении составило 34,7 и 27,5% соответственно. Более существенное сокращение экспортных операций повлияло на показатель внешнеэкономической безопасности – соотношение между объемами экспорта и импорта продукции [99].

Следствием снижения спроса на товары и услуги белорусских производителей явилось заметное уменьшение поступления валюты, возрастание спроса на нее, что также привело к возникновению новых угроз для экономики, важнейшими среди которых явились: дальнейшее увеличение валового внешнего долга; чрезмерное сжатие денежной массы и усиление режима кредитной рестрикции; усиление деструктивных процессов на внутреннем валютном рынке страны вследствие роста спроса на валютные средства со стороны субъектов хозяйствования и населения, развитие инструментов финансовых спекуляция, снижение обеспеченности реального сектора экономики необходимыми импортными ресурсами, инновационными технологиями и уменьшение по этой причине объемов выпуска продукции, ритмичности производства, конкурентоспособности товаров на мировом рынке.

Второй вид угроз связан с блокированием зарубежных национальных рынков, цель которого – препятствовать ввозу иностранных товаров и услуг для обеспечения приоритетности закупок продукции внутреннего производства. Ключевым направлением антикризисной политики западных стран становятся жесткие протекционистские меры. Так, с сентября 2008 г. по январь 2009 г. Китай ввел 19 протекционистских мер, Индия - четыре, Европейский союз, Вьетнам и Южная Корея - по две. В антикризисных программах представлены едва ли не все торговые барьеры, осуждаемые ООН и Всемирной торговой организацией [52, c. 20]. Приказом Минэкономразвития Российской Федерации № 427 от 5 декабря 2008 г. введена 15-процентная преференциальная надбавка к цене, ограничившая допуск белорусских производителей на рынок РФ. Наблюдались ограничения со стороны Министерства сельского хозяйства России по вопросам сбыта белорусских тракторов и молочной продукции.

В результате этих действий наблюдается сокращение экспорта продукции и поступления валютной выручки, разрыв хозяйственных связей с торговыми партнерами и т.д. [52, c. 20].

Существовала точка зрения, что одним из путей выхода из кризиса является девальвация национальной валюты, которая «способствует защите собственного рынка и стимулирует экспорт». Однако, к примеру, попытка России за счет девальвации сбалансировать ее платежный баланс в реальной действительности дала обратный результат [99].

К тому же был вполне реален риск мировой гонки девальвации из-за попыток отдельных стран создать стимулы для роста своих экономик. Начало такого процесса могло бы стать для мировой экономики и мировой торговли не менее опасным, чем прямые протекционистские меры.

Внешнеторговый оборот – один из основных индикаторов, сигнализирующих о воздействии мирового финансово-экономического кризиса на экономику страны. Уязвимость республики в условиях кризиса проявилась в нерешенности следующих вопросов:

- соотношение сальдо  внешней торговли, включая услуги, (по данным платежного баланса) и ВВП сложилось в 2009 г. на уровне -4,08% при пороговом уровне -5% ВВП [99]. Низкая доля добавленной стоимости в валовом выпуске привела к увеличению объема импортных закупок энергоносителей, сырья и комплектующих при росте ВВП. Из-за давления отрицательного сальдо на валютный рынок страны произошла девальвация белорусского рубля (более чем на 30 п.п. за 2009 г.). Она вызвала ускорение инфляционных процессов: индекс потребительских цен в 2009 г. по отношению к его уровню в 2008 г. составил 110,1%;

- на зависимость страны от ввоза многих видов продукции особенно минерально-сырьевых ресурсов, указывает то, что доля промежуточных товаров в общем объеме поставок в Беларусь достигла более 70%. Беларусь входит в четверку наиболее импортозависимых стран среди 22 европейских стран по импортоемкости производства, рассчитанной как доля импорта в отпускной цене продукции [52, c. 21]. Импорт имеет жизненно важное значение для функционирования белорусской экономики. С целью снижения импортной зависимости правительством принимаются меры, среди которых основными являются совершенствование структуры национальной экономики, внедрение энергосберегающих технологий и техники, увеличение доли использования местных видов топлива, экономия топливно-энергетических ресурсов. Однако удельный вес промежуточных товаров в импорте республики практически не изменяется. В 2003-2010 гг. он составлял соответственно 70,9%; 71,1%; 73,3%; 71,9%; 70,8%; 72,3%; 73,2%, 72,7%, а энергетических товаров – увеличился более чем на 28,5 п.п. (с 25,3% до 53,9%) [Там же, c. 21]. Следовательно, не отмечается повышение устойчивости инвестиционного климата страны по этой позиции;

- некоторые проблемы во внешнеторговой деятельности создала недостаточная ее диверсификация (рисунок 3.4). Приведенные данные свидетельствуют, что удельный вес пяти ведущих торговых партнеров (Россия и ЕС) в экспорте составляет 69%, в импорте – 90%. Такая высокая концентрация внешнеторговых операций создает опасность экономической зависимости, снижения экспортно-импортной деятельности и как результат снижение привлекательности инвестиционного климата при изменении политической и экономической конъюнктуры в указанных странах [99];

- в докризисное время  не была решена проблема монополии  крупных предприятий во внешнеэкономической деятельности. Из около 37 тыс. действующих в республике малых предприятий во внешней торговле участвует только 9,5 тыс. (25,8%), а к экспортерам может быть отнесено только 3,1 тыс. (8,5%). Удельный вес субъектов малого предпринимательства в общем объеме вывозимых товаров составляет 7,6%, в то время как в Польше – 24,2% [52, c. 22]. Затоваривание складов готовой продукции крупных предприятий в кризис обостряет данную проблему и требует включения в процесс их разгрузки субъектов малого предпринимательства;

- фактором, непосредственно  влияющим на состояние инвестиционного  климата Республики Беларусь, явилось также состояние валового внешнего долга, поскольку положение дел в этой области влияет на макроэкономическое положение страны, условия хозяйствования, суверенный кредитный рейтинг. Долговую политику государства можно считать эффективной, если она содействует его экономическому развитию и поддерживается допустимый для экономики уровень долговой нагрузки.

Показателем стабильности инвестиционного климата и экономической безопасности является отношение валового внешнего долга к ВВП. В 2007-2008 гг. оно составляло 27,6 и 25,3% соответственно [89]. На 1 января 2011 г. валовой внешний долг Республики Беларусь превысил 28 млн. долл. США. Соотношение рассматриваемого индикатора и ВВП значительно ниже порогового уровня, установленного для Беларуси (55%). Однако необходимо отметить, что за период с 2000 до 2005 гг. абсолютная его величина возросла в 2,5 раза (с 2091,5 до 5128,2 млн. долл. США), а с 2006 г. до 1 апреля 2010 г. – более чем в 4 раза. В связи с этим для Беларуси, учитывая, что ей необходимы внешние заимствования, целесообразно установить сначала пороговые значения показателя внешнего долга, которые отражали бы допустимую траекторию его наращивания, а впоследствии определить конкретное его значение на перспективу с учетом потребностей социально-экономического развития республики и складывающейся мировой экономической конъюнктуры.

Для преодоления последствий мирового кризиса правительства разных стран тщательно координировали свои действия. Об этом свидетельствуют встречи на высшем уровне в 2008-2009 гг., на которых предпринимались попытки выработать единую антикризисную стратегию. В январе 2009 г. принят План совместных действий Правительства Республики Беларусь и Правительства Российской Федерации по минимизации негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса, проведению согласованной курсовой и денежно-кредитной политики. На заседании Межгосударственного совета (на уровне глав правительств) в июне 2009 г. одобрен План реализации совместных мер государств-членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса, сдерживанию инфляции и проведению мероприятий по расширению применения национальных валют во взаиморасчетах при осуществлении экспортно-импортных операций. На этом же заседании подписан Договор об учреждении Антикризисного фонда ЕврАзЭС для содействия государствам-членам данного объединения в преодолении мирового кризиса. Непосредственную роль в совместном преодолении последствий мирового финансово-экономического кризиса призван сыграть Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана.

Таким образом, мировой кризис обострил не решенную в предыдущие годы проблему усиления интеграционных процессов на постсоветском пространстве, учитывая особую уязвимость стран СНГ. Благодаря участию в различных союзах можно на выгодных условиях выстраивать модели обеспечения экономической безопасности, привлекая общий интеграционный потенциал, и обеспечивать при этом стабильное развитие всей системы.

Информация о работе Эффективность импортной деятельности белорусских предприятий на примере СООО “АлюминТехно”