Инновационная деятельность на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

В экономике этот термин был предложен австрийским экономистом Й. Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на изменении в развитии:
1.использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2.внедрение продукции с новыми свойствами;
3.использование нового сырья;
4.изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5.появление новых рынков сбыта.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)
  1. Инновационная деятельность в России.

 

В рыночных условиях хозяйствования основной движущей силой  экономического роста являются инновации, внедряемые как на производстве, так  и в эксплуатации и при потреблении. Они в конечном счете определяют рост дохода предпринимателей, а также повышение стандартов уровня жизни населения.

В современных  условиях инновации и инновационная  деятельность приобретают все большее  значение для успешной финансово-хозяйственной  деятельности коммерческих организации, становятся важным инструментом конкурентной борьбы и одним из основных составляющих эффективной стратегии.

Инновационная деятельность – сложная динамическая система, охватывающая научные исследования, создание новых видов продукции, совершенствование оборудования и  предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта; планирование и финансирование инновационных проектов. 

Термин «инновация»  происходит от английского «innovation»  и в переводе означает «обновление, новизна, изменение». 

В экономике  этот термин был предложен австрийским  экономистом Й. Шумпетером, который  определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на изменении в развитии:

1.использование  новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

2.внедрение  продукции с новыми свойствами;

3.использование  нового сырья;

4.изменения  в организации производства и  его материально-технического обеспечения;

5.появление  новых рынков сбыта.

В проекте закона РФ от 07.05.97 «Об инновационной деятельности и инновационной политике в РФ»  приведено следующее определение: «инновация (нововведение) – использование  в той или иной сфере общества результатов интеллектуальной (научно-технической) деятельности, направленных на совершенствование процесса или его результатов. Инновации могут относиться к сферам производства, экономическим, правовым, социальным отношениям, областям науки, культуры, образования, другим сферам деятельности общества».

В более позднем проекте закона, доработанного в 1998г., определение изменяется: «инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности (инновация процесс)».

Существует  множество определений понятия  «инновация», из которых можно заключить, что инновация охватывает практически  все сферы деятельности общества и может иметь как технологическую, так и организационную или процессную составляющие.

В кратком словаре  менеджера инновация (нововведение) характеризуется как:

1. вложение средств  в экономику, обеспечивающее смену  поколений техники и технологии;

2. новая техника,  технология, являющаяся результатом  научно – технического прогресса.

Следует различать изобретения и инновации. Изобретение – это новый продукт, инновация – новая выгода. Потребители нуждаются не в новом продукте, а в решениях, предлагающих новые выгоды. Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает четырем критериям:

1)Важность. Новый продукт или услуга должны предоставить такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые. Например, разработка новых наручных часов, на которые дается столетняя гарантия точности, возможно, и является выдающимся техническим решением, но оценят ли потребители предложенную выгоду как важную?

2)Уникальность. Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают теми же преимуществами, что и новинка, она вряд ли получит высокую оценку.

3)Устойчивость. Новый продукт может предоставлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика. 

4)Ликвидность. Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компании должна разрабатывать эффективную систему распределения.

Для полной характеристики инноваций как объекта управления необходимо раскрыть понятие инновационной  деятельности.

В Постановлении  « О концепции инновационной  политики РФ на 1998-2000 годы», принятом Правительством РФ от 24.07.98 г. №832, инновационная деятельность определяется как «процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки».

Инновационная деятельность - вид деятельности по воспроизводству поисковых, фундаментальных (необходимой части) и прикладных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ, маркетинговых действий в целях вовлечения их результатов в гражданско-правовой оборот для реализации в виде инновационного продукта. Это единый в рамках государственного и частного сектора, комплексный научно-технологический, организационный, финансовый, инвестиционный, производственный и маркетинговый процесс, посредством которого идеи и технологии трансформируются в технологически инновационные продукты (услуги) и процессы (новые методы производства), имеющие коммерческую ценность (коммерческий спрос и коммерческое использование на рынке), а также в новые направления использования существующих инновационных продуктов и услуг, в формирование инновационных рынков .

К инновационной  деятельности относятся:

- выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта;

- комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта;

- технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии;

- проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта;

- управление процессами коммерциализации технологий;

- деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;

- создание и развитие инновационной инфраструктуры;

- передача либо приобретение прав Российской Федерацией или другими правообладателями на объекты интеллектуальной собственности, включая их вовлечение в гражданско-правовой оборот;

- экспертиза, консультационные, информационные, юридические и иные услуги (включая организацию финансирования инновационной деятельности) по созданию и реализации нового и усовершенствованного инновационного продукта .

Инновационная деятельность на уровне страны реализуется в рамках национальной инновационной системы (НИС), ориентированной на содействие развитию передовых технологий, НИОКР, повышения качества человеческого капитала. Построение постиндустриальных систем, как показывает опыт развитых стран, начинается с формирования НИС, в основе которых – получение и использование новых знаний.

По большинству  показателей, характеризующих уровень  развития научно-технического прогресса, Россия уступает не только развитым странам, но и наиболее развивающимся экономикам Индии и Китая. При этом следует отметить, что если по показателям наукоемкости Россия относительно сопоставима с «инновационными» и наиболее динамично развивающимися экономиками, то по показателям наукоотдачи мы значительно отстаем от этих стран. Так, по числу инженеров и ученых мы уступаем лишь США, в то же время следует отметить недостаточное финансирование НИОКР, низкую производительность труда и как следствие незначительный объем выпускаемой высокотехнологичной продукции. Согласно официальным данным, в среднем инновациями занимаются 10% промышленных предприятий. Сопоставимые показатели для развитых стран – 25 – 30%.

Необходимо  отметить диспропорции в распределении  затрат на исследования и разработки по источникам финансирования. В российской экономике роль промышленности в финансировании технологических инноваций составляется всего 30 %, тогда как в развитых странах и странах Юго-Восточной Азии этот показатель примерно в два раза выше. Разработка более 50 % инноваций в России происходит за счет правительственных учреждений, которые не занимаются их практическим внедрением и освоением. Поэтому лишь от 1 до 5 % отечественных НИОКР используются в промышленном производстве. Ежегодные темпы роста валовых внутренних инвестиций на исследования и разработки в России составляют чуть более 4 %, что в целом соответствует уровню. Однако, как свидетельствует мировой опыт, страны «догоняющего развития» в целом должны иметь более высокие темпы роста ВВП, инвестиционной и инновационной активности. Поэтому в данном случае такой показатель свидетельствует о достаточно «вялой» инвестиционной деятельности в инновационной сфере.

Стоит отметить значительный интеллектуальный потенциал  отечественных научных кадров. В  абсолютном выражении по числу исследователей мы находимся на 4-м месте в мире, после абсолютного лидера США, Китая и Японии. Анализ производства отечественной промышленной продукции по видам свидетельствует, что в последние годы увеличивается выпуск продукции, фундаментально проработанной еще в начале прошлого века: грузовые и пассажирские вагоны, электродвигатели, стальные трубы, автомобильные шины, нефть, картон, бензин и т.д. в группе потребительских товаров наблюдается рост выпуска бытовой техники (телевизоры, холодильники, стиральные машины). Однако она фактически не производится в России, а собирается из иностранных комплектующих. Кроме того, подавляющая часть этой техники давно устарела в развитых странах.

Сравнительно  низкий технологический уровень  российской экономики обусловлен не только значительным объемом устаревших производственных фондов, но и недостаточным финансированием российского инновационного сектора. В результате снижается качество образования, происходит отток научных работников за рубеж («утечка мозгов»), утрата целыми отраслями и секторами квалифицированных специалистов. Продолжается также старение научных и научно-технических кадров, углубляется разрыв между начальной и конечной стадиями инновационного цикла. Кроме того, следует отметить наличие незагруженных производственных мощностей в высокотехнологичном комплексе. Среднегодовые мощности в авиапроме используются – на 15%, в промышленности средств связи – на 17,6 %, в ракетнокосмической индустрии – на 20,5 %. 

В структуре  отечественного экспорта товаров и  услуг на долю промышленных товаров, включая военную технику, приходится лишь 10 %, в то время как сырьевые товары в среднем составляют около 80 %. Российский импорт в основном составляют товары длительного пользования и товары повседневного спроса. Достаточно наглядный пример – сравнение доли машин и оборудования в российском экспорте и импорте. Исходя из статических данных экспорт данной продукции практически в 4 раза меньше импорта.

Структура экспорта подтверждает низкий технико-экономический уровень отечественного производства, углубление инновационного отставания производства от общемировых тенденций. Во многих странах основа экономического роста – это производство и экспорт высокотехнологичных и наукоемких продуктов.

Крайне низкую технико-экономическую характеристику основного капитала предприятий характеризует показатель возрастной структуры оборудования. Средний возраст оборудования 18 – 20 лет. За последние два года 83 % машин и оборудования списывалось из-за физической изношенности и только 12 %  вследствие своей эффективности. Несмотря на это, инвестиционный спрос предъявляется в основном на компоненты технического оборудования, которые можно заменить без долгосрочных капиталовложений в производственные фонды, т.е. за счет оборотного капитала. За последние четыре года в среднем 20 % общего объема инвестиций в основной капитал составляют затраты на капитальный ремонт. Такая практика в долгосрочной перспективе приведет к экономической и технологической стагнации.

Абсолютные  преимущества российской экономики  не ограничиваются только богатыми запасами природных ресурсов. Следует отметить достаточно высокий общий образовательный уровень населения. Россия занимает лидирующее положение на международном рынке ядерных технологии, космической техники и услуг. Так, доля нашей страны на мировом рынке оборудования и услуг для строительства АЭС составляет 11 %, переработки ядерных отходов  8 – 9 %, космических запусков – 11 %. Имеются уникальные и конкурентоспособные на мировом рынке разработки и технологии в области химической промышленности, медицины, военной техники.

Информация о работе Инновационная деятельность на предприятии