Инновационная деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:46, реферат

Описание работы

В условиях бурно развивающейся рыночной экономики и усиления конкуренции между производителями однородного товара инновационной деятельностью вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.
В работе будут рассмотрены следующие вопросы: общая характеристика инноваций, сущность и структура инновационного процесса и роль инноваций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..3
1. Инновации, их экономическая сущность и значение………………4
2. Инновационный процесс как объект управления…………………..6
3. Классификация инноваций…………………………………………...9
4. Роль инноваций в развитии предприятия…………………………..11
Заключение………………………………………………………………13
Список используемых источников……………………………………..14

Файлы: 1 файл

теория организации.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

Реферат

на тему:

Инновационная деятельность организации

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр.ЗГМУ-11у

 

Павлова И.П.

Проверил:

К. э. н. доцент кафедры  управления и права

 

Моспанова Е.В.


 

 

 

Йошкар-Ола,

2011


 
Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..3

  1. Инновации, их экономическая сущность и значение………………4
  2. Инновационный процесс как объект управления…………………..6
  3. Классификация инноваций…………………………………………...9
  4. Роль инноваций в развитии предприятия…………………………..11

Заключение………………………………………………………………13

Список используемых источников……………………………………..14

 

 
Введение

 

В условиях бурно развивающейся рыночной экономики и усиления конкуренции между производителями однородного товара инновационной деятельностью вынуждены заниматься все организации, все субъекты хозяйствования от государственного уровня управления до вновь созданного общества с ограниченной ответственностью в сфере малого бизнеса.

В работе будут рассмотрены следующие вопросы: общая характеристика инноваций, сущность и структура инновационного процесса и роль инноваций.

Предпринимательская деятельность является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов.

 

  1. Инновации, их экономическая сущность и значение

Следует различать  термины «нововведения» и «инновации». Инновация более широкое понятие, чем нововведение.

Инновация - это  развивающийся комплексный процесс  создания, распространения и использования  новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

Инновации, должны носить рыночную структуру для удовлетворения нужд потребителей. Любая инновация всегда рассматривается как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование и инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который  можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.

Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследоваемой  и разработок для расширения и  обновления номенклатуры и улучшения  качества выпускаемой продукции, совершенствования  технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Инновация в  своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

- состояние  внешней среды (политическая и  экономическая ситуация, тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

- состояние  внутренней среды данной хозяйственной  системы (наличие лидера-предпринимателя  и команды поддержки, финансовые  и материально-технические ресурсы, применяемые технологии, сложившаяся организационная структура, связи с внешней средой и т.д.);

- специфика  самого инновационного процесса  как объекта управления.

Инновационные процессы рассматриваются как процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.

Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции и максимальный прирост добавленной стоимости.  

 

  1. Инновационный процесс как объект управления.

Инновационный процесс может рассматриваться как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт и использующий традиционные процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения. Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.

Признание полезности новой концепции или идеи конечным потребителем вызывает изменение внешней  среды. Польза, полезная функция - это отличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют социальной и экономической ценности, если не становятся основой инновации. Вторичное внедрение относится уже к обновлению.

Целесообразно ввести разделение: к инновациям первого рода относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников; к инновациям второго рода относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников в венчурной и других формах. Создатель новой технологии, т.е. инноватор, исходит из таких критериев, как уникальность и новизна; а имитатор - из таких критериев, как жизненный цикл изделия и его экономическая эффективность.

Уникальность  может быть достигнута лишь в том  случае, если персонал предприятия  обладает собственными, оригинальными  знаниями и навыками в данной промышленной сфере. Инновации крайне важны для  таких организаций, которые продают  лицензии.

Под воздействием современных изменений, тенденций и процессов как в технике, так и в экономике формируются новые потребности, которые не могут быть удовлетворены за счет имеющихся результатов деятельности людей. Возникают проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации.

Структура инновационного процесса

В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в следующем виде:

1) выявление  проблемной ситуации (имитация инновации);

2) формулировка  целей инновации;

3) анализ существующего  положения (диагностика проблемы  организации или отдельного ее  элемента);

4) принятие решения  о целесообразности разработки инновации определенного вида;

5) разработка (проектирование) инновации;

6) согласование  и утверждение проекта инновации;

7) подготовка  объекта к инновации;

8) внедрение  инновации;

9) оценка фактической  эффективности инновации;

10) устаревание.

Контроль перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным инструментом управления процессом внедрения  инновации. Успешность внедрения инновации  в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции. Вслед за экономическим освоением инновации сначала на первом, а затем и на остальных предприятиях следует фаза ее эффективного использования, которая характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

Заключительная  фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание.

 

  1. Классификация инноваций.

Для управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и  технологических процессах; незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые  инновации включают применение новых  материалов, новых полуфабрикатов и  комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны для рынка инновации делятся на:

а) новые для отрасли в мире;

б) новые для отрасли  в стране;

в) новые для данного  предприятия (группы предприятий).

По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:

а) инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

б) инновации «на выходе»  предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

в) инновации системной  структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

а) радикальные (базовые);

б) улучшающие;

в) модификационные (частные).

Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация  инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

1) технологические; 2) производственные; 3) экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области управления.

Известна классификация  инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам на основе критериев:

1. Распространенности (единичные  и диффузные);

2. Места в производственном  цикле (сырьевые, обеспечивающие (связывающие)  и продуктовые);

3. Преемственности (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие  и ретровведения);

4. Охвата ожидаемой  доли рынка (локальные, системные  и стратегические);

5. Инновационного потенциала  и степени новизны (радикальные,  комбинаторные и совершенствующие).

Четвертое и пятое  деления классификации, учитывающие  масштаб и новизну инноваций, а также интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия