Инновационная деятельность на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:33, курсовая работа

Описание работы

В экономике этот термин был предложен австрийским экономистом Й. Шумпетером, который определил его как коммерциализацию всех новых комбинаций, основанных на изменении в развитии:
1.использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2.внедрение продукции с новыми свойствами;
3.использование нового сырья;
4.изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5.появление новых рынков сбыта.

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Инновационную активность в российской экономике, согласно исследованиям, определяют три  отрасли: металлургическая, химическая и машиностроение (на их долю приходится до 70 % инновационно активных предприятий).

Если рассмотреть  потоки иностранных инвестиций, то становится очевидным, что на долю «инновационных» отраслей приходится незначительная часть иностранного финансирования. Из всего объема производственных инвестиций наибольшая доля была направлена на развитие ТЭК, наименьшая  в машиностроение и металлообработку. В целом, иностранные инвестиции как источник финансирования инновационной деятельности по-прежнему не имеют широкого распространения на предприятиях обрабатывающих отраслей промышленности. 

Большая часть  финансирования технологических инноваций осуществляется за счет собственных средств предприятия (более 80 %), остальное финансируется за счет государства (2 – 3 %) и прочих источников (кредиты банков, иностранные инвестиции). Учитывая современное состояние капитальной базы большинства предприятий, можно предположить, что «инновационная» деятельность предприятий преимущественно связана не с внедрением принципиально новой продукции, а «улучшение» существующего капитала (его ремонт, замена недорогими и соответственно низкоэффективными аналогами и т.д.).

Основным получателем  бюджетных средств выступают  машиностроительное предприятия – 77% от общего объема ассигнований федерального бюджета на инновации. Средства внебюджетных фондов также сконцентрированы преимущественно  в машиностроении – 68%. В последние годы четко прослеживается тенденция увеличения расходов федерального бюджета на оборону: в реальном выражении эти расходы в 2011г. увеличились практически на 1/3 по сравнению с 2005г.

Для развития отечественной  инновационной системы огромное значение имеет законодательная база. Например, закон о коммерческой тайне, юридически закрепивший режим «ноу – хау» и имеющий принципиальное значение для капитализации интеллектуальной собственности.

По инициативе Министерства образования и науки, Министерства финансов составлен документ, согласно которому все права на новую интеллектуальную собственность, созданную за счет государства и не относящуюся к вопросам национальной безопасности, безвозмездно передаются разработчику и ставятся им на баланс. Данный документ представляет собой аналог американского закона «Байя – Доула». Очевидно, что предложение о передаче прав собственности на исследования и разработки непосредственно исследователям окажет положительный эффект на развитие и конкурентоспособность отечественной инновационной экономики.

При построении эффективной  национальной инновационной системы  следует учитывать и значительную дифференциацию российских регионов по уровню социально-экономического развития. Представляется, что в каждом регионе целесообразно разработать свою инновационную систему, которая будет формироваться на основе научного потенциала региона, наличия ресурсов, кадров, инфраструктуры и т.д.

Инфраструктура инновационного развития значительно улучшилась за счет создания технопарков, инновационных центров, бизнес-инкубаторов, ЦКП, технико-внедренческих экономических зон, но эффективность их деятельности недостаточна в связи с низким спросом на инновации.

На территории России действует несколько технопарков, наиболее известный из них «Сколково», а также множество инновационных компаний ABBYY, IPG Photonics, Kaspersky Lab,  M2M Telematics, ДНК-Технология, Доктор Веб,  ИСКЧ,  ЛУКойл,  Микробор Нанотех, Микрон, Нева-металл посуда,  НИПК «Электрон», НПО «Сатурн», НПО «Стример», НТ-МДТ, Оптоган, Росатом, Российская корпорация нанотехнологий ,  Эковэйв, Яндекс.

В России разработана государственная  стратегия инновационного развития до 2020 г., в которой произведен анализ нынешнего состояния, определены цели и задачи на планируемый период, разработаны вопросы подготовки персонала, стимулирования инновационной активности, роли государства в инновационном развитии макроэкономики, повышения эффективности внедрения научных исследований, повышения инновационной активности регионов, финансового обеспечения инновационного развития.

 

  1. Стратегии деятельности предприятия в области производства.

 

Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей.

Значение выработки  стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейся окружающей среде.

Например, стратегия японских фирм характеризуется следующим:

  • ориентацией на постоянные изменения как во внешней среде, 
    так и внутри фирмы;
  • ориентацией на место в этой среде;
  • отсутствием детерминированного курса;

учетом и  использованием всех возможностей для  выживания и 
усилением своей роли в изменяющемся мире не только в текущий 
момент, но и на длительную перспективу;

выделением в качестве основного фактора — интеллектуальный 
потенциал работников фирмы и постоянно развивающиеся технологии.

При данной стратегии, отличающейся гибкостью, способностью к адаптации, стремлением быть на гребне изменений, объективно сказывается потребность  в умении отвоевывать свое место на рынке.

Единой стратегии  не существует. Каждая фирма уникальна, поэтому и процесс выработки стратегии специфичен, так как зависит от позиции фирмы на рынке, динамики ее развития, потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики и др. В то же время есть основополагающие моменты, позволяющие выделить некоторые обобщенные принципы выработки стратегии бизнеса.

Выбор стратегии  бизнеса осуществляет руководство  фирмы на основе анализа ключевых факторов, характеризующих ее состояние и состояние портфеля продукции.

Из ключевых факторов прежде всего исследуются  сильные стороны отрасли и сильные стороны фирмы, являющиеся зачастую решающими при выборе стратегии. Необходимо стремиться к максимальному использованию имеющихся возможностей. При этом важно искать пути развертывания бизнеса в новых отраслях, обладающих потенциальными задатками для роста.

Существенно влияют на выбор стратегии финансовые возможности фирмы. Такие шаги в поведении фирмы, как выход на неисследованные рынки, разработка нового продукта или переход в новую отрасль, требуют значительных финансовых затрат. Поэтому фирмы, имеющие большие финансовые ресурсы либо обладающие легким доступом к ним, находятся в гораздо лучшем положении для выбора вариантов стратегии.

Квалификация работников, так же как и финансовые ресурсы, играет значительную роль при выборе стратегии фирмы. Углубление и расширение квалификационного потенциала работников — важнейшее условие, обеспечивающее возможность перехода к новым производствам либо качественному технологическому обновлению существующего.

Большое влияние  на выбор стратегии фирмы оказывает  степень зависимости от внешней  среды. Бывают такие ситуации, когда  фирма настолько зависит от поставщиков  или покупателей, что не вольна делать выбор стратегии исходя из возможного более полного использования своего потенциала. В этом случае внешняя зависимость играет более значительную роль в выборе стратегии фирмы, чем все остальные факторы.

Сильная внешняя  зависимость может быть обусловлена  также правовым регулированием поведения фирмы, например антимонопольным законодательством, социальными ограничениями, влиянием природной среды, политическими факторами и т.д.

Еще один ключевой фактор — интересы руководства фирмы. Например, руководство любит рисковать или, наоборот, оно стремится всеми способами избегать риска. Это может стать решающим фактором в выборе стратегии. В другом случае руководство может взять курс на поглощение другой фирмы исходя только из того, что оно решило свести личные счеты или доказать что-то определенным лицам.

Обязательно должен приниматься во внимание временной  фактор. Дело в том, что и возможности, и угрозы для фирмы, и планируемые изменения всегда имеют определенные временные границы. При этом важно учитывать и календарное время, и продолжительность интервалов осуществления конкретных действий по реализации стратегии. Часто успеха добивается та фирма, которая успешно управляет процессами во времени.

При анализе  портфеля продукции, то есть вариантов  инвестиций, сравнивают долю фирмы или ее изделий на рынке с темпами роста всей хозяйственной деятельности. Здесь может быть использована матрица Бостонской консультативной группы (рис. 1), которая поможет при выборе той или иной стратегии. Например, если изделие фирмы занимает большую долю рынка и имеет высокие темпы роста ("звезда"), фирма скорее всего будет придерживаться стратегии роста, и наоборот, если изделие занимает малую долю рынка и имеет низкие темпы роста ("собака"), фирма может выбрать стратегию сокращения.

Рис.1. Матрица Бостонской консультативной группы

С помощью анализа  портфеля продукции могут быть сбалансированы такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступление денег, обновление и отмирание определенных видов деятельности.

Заключительный этап выбора стратегии — ее оценка. Вся процедура в конечном счете сводится к одному: приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей. Затем проводится оценка стратегии по следующим направлениям:

а) соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям субъектов окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со стороны основных субъектов окружения, цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.д.;

б) соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбранная стратегия соответствует возможностям персонала, финансовым ресурсам фирмы, позволяет ли существующая структура фирмы успешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации во времени и т.п.;

в) приемлемость риска, заложенная в стратегии. Оценка оправданности риска проверяется по трем направлениям: реалистичность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; негативные последствия для фирмы, к которым может привести провал стратегии; оправданность при возможном положительном результате риска потерь от провала в реализации стратегии;

г) эффективность стратегии оценивается по следующим показателям:

экономический эффект — воздействие стратегии  на массу и норму прибыли, чистой прибыли, срок окупаемости инвестиций, объем продаж на внутреннем и внешнем рынке;

социальный  эффект — влияние на условия и  привлекательность труда, развитие культуры и образования, качество жизни;

д) экологический эффект — воздействие на степень загрязнения 
окружающей среды, комплексность использования природных ресурсов;

е) технический (качественный) эффект — изменение уровня новизны, качества, конкурентоспособности продукции;

ж) системный (синергический) эффект — дополнительный доход от продажи и эксплуатации взаимодополняющих и сопряженных 
изделий, систем машин и т.п.

На основе проведенного анализа и оценки возможных вариантов  принимается окончательное решение  о выборе наиболее целесообразной стратегии.

 

  1. Инновационная деятельность на предприятии ООО «Термолайт».

 

Во всем мире инновационная деятельность рассматривается  сегодня как одно из главных условий  модернизации экономики. В условиях современной энергичной, даже агрессивной, конкуренции поддерживать высокую  прибыльность товаров текущего ассортимента весьма непросто. Только постоянно модернизируя изделия, расширяя товарные линии, компании имеют возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке.

Требования настоящего времени по сбережению энергоресурсов определяют для производителей ориентацию на изготовление энергоэффективных источников света, что, в свою очередь, требует выпуска соответствующих комплектующих, способных обеспечить выпуск энергосберегающих ламп.

Одной из таких  комплектующих является цилиндрическая (эллипсоидная) колба из тугоплавкого боросиликатного стекла, востребованность которой в условиях перехода на энергосберегающие  технологии и введение запрета на использование ламп накаливания  будет повышаться. При реализации инвестиционного проекта планируется разместить на имеющихся площадях ООО «Термолайт» в поселке Калашниково Лихославльского района Тверской области производство цилиндрической колбы из тугоплавкого стекла.

Информация о работе Инновационная деятельность на предприятии