Эффективность импортной деятельности белорусских предприятий на примере СООО “АлюминТехно”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:24, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование теоретических основ формирования инвестиционного климата страны и разработка практических рекомендаций по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия инвестиционного климата страны;
- проанализировать зарубежный опыт создания инвестиционного климата в странах с формирующейся рыночной экономикой (на примере Российской Федерации) и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние инвестиционного климата Республики Беларусь в настоящий момент и определить пути его совершенствования.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы импортной деятельности 7
1.1 Сущность импорта и импортных операций 7
1.2 Регулирование импортной деятельности 12
2 Анализ импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 282
2.1 Экономическая характеристика предприятия 282
2.2 Организация импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 35
2.3 Анализ эффективности импорта СООО «АлюминТехно» 40
3 Совершенствование импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 48
3.1 Предложения по повышению эффективности импортной деятельности 48
3.2 Обновление структуры управления внешнеэкономическими связями предприятия 54
Заключение 59
Список использованных источников 61

Файлы: 1 файл

Дипломная работа ГОТОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 1.69 Мб (Скачать файл)

- развитие институциональной  среды (созданы Стабилизационный фонд и Фонд благосостояния, Фонд содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства, Банк развития, Агентство страхования вкладов, госкорпорации, созданы правовые основы для негосударственных пенсионных фондов);

- повышение прозрачности  финансовых операций (Россия присоединилась к Международной организации по борьбе с финансовыми злоупотреблениями, создана Федеральная служба по финансовому мониторингу) [24, c. 293].

До 2010 г. наблюдалось устойчивое повышение уровня жизни населения. По оценкам МВФ и Всемирного банка, ВВП на душу населения в 2010 г. превысил уровень 15 тыс. долл. Таким образом, Россия превышает по данному показателю страны СНГ, однако еще значительно отстает от стран с развитой экономикой (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – ВВП на душу населения по странам мира, тыс. долл.

Страна

ВВП на душу населения, тыс.долл.

Россия

15,9

Беларусь

13,4

Украина

6,7

Литва

15,9

Германия

35,9

США

47,9


Примечание – Источник: [87, c. 8].

Основными факторами, способствовавшими улучшению инвестиционного климата России, являлись: осуществление мер государственного регулирования с целью стабилизации макроэкономической ситуации; активная деятельность Банка России (БР) в области эмиссионной политики, а также политики ставок рефинансирования и обязательных нормативов резервирования; осуществление налоговой реформы, предусматривающей снижение налогов с юридических и физических лиц; либерализация экономики в связи со вступлением в международные экономические и финансовые организации; укрепление научно-технического потенциала российской экономики.

В 2000 – 2010 гг. в связи с улучшением положения в российской экономике несколько раз повышались рейтинговые оценки, присваиваемые России международными рейтинговыми агентствами. Однако нестабильность мировой экономики и внешних рынков в условиях современного финансово-экономического кризиса побудили ведущие мировые агентства снизить основные рейтинги экономики России в начале 2010 г.

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings снизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) России с BBB+ до BBB. Прогноз по рейтингу – "негативный". Fitch Ratings понизило также краткосрочный РДЭ в иностранной валюте с уровня F2 до F3 и страновой потолок Российской Федерации с уровня A- до BBB+.

Понижение рейтингов отражает отрицательное воздействие на Россию снижения цен на сырьевые товары и проблем на глобальных рынках капитала, в результате которых российские банки и компании испытывают сложности с рефинансированием внешнего долга, а также трудности для России, связанные с проведением необходимых корректировок макроэкономической политики.

Денежно-кредитная и валютная политика по-прежнему представляют собой непростую задачу для БР, которому необходимо решать, продолжать ли использовать золотовалютные резервы для поддержки рубля (что ослабило бы государственный баланс), сократить ли ликвидность на внутреннем рынке (что могло бы оказать негативное воздействие на банки), или же пересмотреть валютную политику (что негативно сказалось бы на уровне доверия к БР).

Рейтинги России продолжают поддерживаться сильным и ликвидным государственным балансом. На конец 2010 г. общий госдолг составлял около 11% ВВП (в то время как медианный показатель для стран с рейтингом в категории "BBB" равняется 28%). Несмотря на недавнее существенное снижение, золотовалютные резервы России все еще остаются третьими по величине в мире, и страна продолжает быть внешним нетто-кредитором. По состоянию на 01.01.2011 г. совокупный внешний долг России  составлял 482,976 млрд. долл. [91].

По прогнозам Fitch, давление на рейтинги в сторону понижения может увеличиться в случае дальнейшего снижения цен на нефть, низкого уровня пролонгации внешнего долга, продолжающегося оттока капитала, роста напряжения в банковском секторе или осложнений в политической ситуации.

Это уже не первое понижение рейтингов России. 8 декабря 2009 года снизило суверенный рейтинг Российской Федерации с "BBB+" до "BBB" рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P). Прогноз по рейтингу - "негативный". Кроме того, S&P понизило долгосрочный суверенный кредитный рейтинг по обязательствам в национальной валюте - с "А-" до "ВВВ+".

Чуть позже Moody's Investors Service изменило прогноз по страновому рейтингу России в иностранной валюте и рейтингам облигаций РФ в иностранной и местной валюте с "позитивного" на "стабильный". Эти рейтинги установлены на уровне "Ваа1". В сообщении агентства отмечалось, что решение о пересмотре прогноза было вызвано углубляющимся мировым финансовым кризисом, а также (и даже в большей степени) неоднозначной политикой властей в ответ на появившиеся вызовы [105].

На основе приведенных в отчете «Global Competitiveness Report» Всемирного экономического форума (WEF) индексов глобальное конкурентоспособности положение России также можно считать неблагоприятным – за 2009 г. страна опустилась на 12 позиций (63-е место из 133-х). По оценкам WEF Россия является одной из стран, наиболее сильно пострадавших от глобального финансового кризиса [82, c. 128].

Данные о положении России в соответствии с индексом глобальной конкурентоспособности приведены ниже (таблица 2.2).

 

Таблица 2.2 – Индекс общей конкурентоспособности 2009-2010

Страна

Позиция

Швейцария

1

США

2

Сингапур

3

Эстония

35

Азербайджан

51

Литва

53

Россия

63

Бурунди

133


Примечание – Источник: [82, c. 128].

Негативное влияние на индекс общей конкурентоспособности России оказывают неразвитость институтов (система правил, на основе которых хозяйствующие агенты взаимодействуют в экономике), неблагополучное состояние здоровья населения и низкая технологическая готовность.

Последний рейтинг мировых финансовых центров по версии Лондонского Сити отводит Москве лишь 67-е место из 75 мировых финансовых центров, включенных в список (Санкт-Петербург – 70-е место) и отражает недостаточный уровень развития как финансового сектора в целом, так и инфраструктуры. Ведущая роль города в экономической жизни страны позволяет с минимальной погрешностью спроецировать присвоенный рейтинг на страну в целом и оценить текущие перспективы в конкуренции за международный капитал (таблица 2.3) [98].

 

Таблица 2.3 – Рейтинг мировых финансовых центров по версии GFCI

Город

Место

Количество пунктов

Лондон

1

775

Нью-Йорк

1

775

Гонконг

2

729

Сингапур

3

719

Шеньжень

4

695

Москва

67

462

Рейкьявик

75

415


Примечание – Источник: [84].

Несмотря на последние негативные оценки российской экономики следует отметить, что в 2000 – 2010 гг. в стране наблюдались стабильные темпы роста экономики. В этот период были созданы следующие государственные институты: Инвестиционный фонд России (государственная корпорация), Банк развития с уставным капиталом 70 млрд. руб., госкорпорация "Ростехнология", Стабилизационный фонд (с 01.01.08 г. был разделён на две части: Резервный фонд ( 775,21 млрд. руб.) и Фонд национального благосостояния (2 трлн 695,52 млрд руб.)), Консультативный совет по иностранным инвестициям, Ассоциация венчурного инвестирования, Институт современного развития, Государственный фонд содействия развитию разных форм предпринимательства в научно-технической сфере, Федеральная служба по финансовым рынкам и ряд других, призванных способствовать развитию бизнеса.

Потребительские цены на товары и услуги в 2010 г. показали самый небольшой рост за всю новейшую историю России с момента распада СССР. За 2010 г. инфляция составила 8,8%. Эксперты объясняют это не успехом антиинфляционной политики правительства, а падением уровня доходов населения в период кризиса и, как следствие, резким снижением потребительской активности. Эксперты отмечают, что в большинстве развитых стран эти факторы привели к снижению инфляции до самых минимальных уровней, в некоторых даже до отрицательных величин. В России же потребительские цены практически достигли предыдущего рекорда 2006 г., когда инфляция составила 9%.

По сравнению с общим уровнем инфляции больше всего в России выросли тарифы на услуги – на 11,6%. Впервые с 2000 г. цены на продовольственные товары выросли меньше, чем на промышленные. В среднем по России товары продуктового минимума подорожали всего на 0,7%. [102].

Поступательный рост российской экономики на данном этапе значительно поддерживался высокими ценами на энергоносители на мировых рынках.

Однако, сверхприбыли от продажи нефти и газа в 2009 г. аккумулировались в Стабфонде и не способствовали развитию производственной инфраструктуры. Государственные институты развития, призванные ликвидировать проблему инвестиций нуждающихся в них отраслей, лишь начали формироваться.

Кроме того, сверхдоходы нефтегазового сектора не способствовали снижению расслоения между бедными и богатыми, и разрыв между ними в РФ нарастал. Коэффициент Джинни увеличился с 0,395 в 1999 г. до 0,495 в 2009 г. (чем ближе к 1, тем менее равномерно распределены доходы). По оценкам, в России разрыв между средними доходами 10% самых бедных и 10% самых богатых стал 15-кратным [24, c. 302].

В последние годы роль государственных компаний повышалась, но более прозрачными они не становились, а уровень коррупции, по оценкам, даже возрос. Это значительно ухудшает в глазах иностранных инвесторов привлекательность инвестиционного климата России, которая разделяет по индексу коррупции 154-е место из 178 с Таджикистаном, Кенией, Камеруном, Лаосом [56].

Низкие рейтинги присваиваются России и по уровню банковского развития. Эксперты отмечают, что банковский капитал распределен по регионам страны неравномерно, и поэтому нет равных возможностей в получении кредитных средств фирмами.

Обеспечение потребности экономики РФ в заемных ресурсах, особенно долгосрочных, является важнейшей задачей. В настоящее время ежегодная потребность в инвестиционных ресурсах оценивается в электроэнергетике в 5 млрд. долл., в нефтяной и газовой отраслях – по 8 млрд., автомобильной промышлености – превышает 2 млрд. Потребность малого бизнеса в кредитных ресурсах оценивается в 10 млрд. долл. Для ускорения роста ВВП требуются в основном средне- и долгосрочные кредитные ресурсы (от года до трех лет и более) [6, c. 35].

По доле банковских услуг в ВВП страны (3,7%) Россия отстает от развитых стран, в том числе Швейцарии (29%), Франции (21,4%), США (15,8%), Великобритании (13,3%) и даже от Саудовской Аравии (9,3%) [56].

В то же время развитие российской экономики в последние годы не сопровождалось активной реализацией структурных реформ, что снижает потенциал дальнейшего развития экономики России. Российская экономика остро нуждается в реструктуризации на современной технологической основе. Ситуацию может изменить только повышение инвестиционной активности на базе частных инвестиций, что возможно только при радикальном улучшении инвестиционного климата. Эта работа должна производиться поэтапно, и результатом такой деятельности должны стать существенные экономические и социальные сдвиги, необходимые для повышения эффективности рыночной экономики. Именно это означает благоприятный инвестиционный климат. Определенные действия в этом направлении активно предпринимались в последние годы. Так, в феврале 2009 г. Министерство экономического развития РФ подготовило Концепцию создания международного финансового центра в РФ.

Конкуренция на мировом рынке за инвестиции очень острая, у РФ сильные конкуренты: Китай, Индия, Бразилия, Восточная Европа, страны Содружества Независимых Государств (СНГ). По оценкам инвесторов, РФ и эти страны сопоставимы по уровню прибыльности. Российская экономика является достойным игроком на этом рынке, так как обладает рядом преимуществ, за которые конкурируют крупнейшие иностранные инвесторы:

- природные ресурсы;

- качественный и недорогой  человеческий капитал;

- емкий рынок [6, с. 36].

Иностранные инвесторы высоко оценивают возможности работы в РФ. По закону рынка выигрывает та страна, чьи условия окажутся более привлекательными. Приток иностранных инвестиций в экономику приносит с собой не только капитал — это и новые технологии, новые продукты, новый уровень знаний и человеческий капитал. Экономический рост в странах-конкурентах открывает возможности и для российских компаний. Постоянное наращивание взаимного инвестирования в последние 10 лет демонстрируют наиболее развитые страны мира, что объясняется их высокими страновыми рейтингами инвестиционного климата. Для российского бизнеса такая тенденция должна стать одним из ориентиров и стимулов инвестирования в растущие и привлекательные экономики стран с формирующейся рыночной экономикой.

В плане инвестиционной привлекательности главный фактор – размеры российских рынков. По мнению иностранных инвесторов, список инвестиционных преимуществ РФ возглавляет именно объем российского рынка. В качестве других факторов называются также макроэкономическая стабильность, дешевая рабочая сила и ряд других. При этом инвесторы ориентируются на инвестиционный климат РФ, который определяется рейтингами международных агентств, учитывающих существующий потенциал развития и возможные риски для инвесторов, и служит ориентиром эффективности вложений.

Информация о работе Эффективность импортной деятельности белорусских предприятий на примере СООО “АлюминТехно”