Эффективность импортной деятельности белорусских предприятий на примере СООО “АлюминТехно”

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 23:24, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование теоретических основ формирования инвестиционного климата страны и разработка практических рекомендаций по улучшению инвестиционного климата Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия инвестиционного климата страны;
- проанализировать зарубежный опыт создания инвестиционного климата в странах с формирующейся рыночной экономикой (на примере Российской Федерации) и возможность его применения в условиях Республики Беларусь;
- исследовать состояние инвестиционного климата Республики Беларусь в настоящий момент и определить пути его совершенствования.

Содержание работы

Введение 5
1 Теоретические основы импортной деятельности 7
1.1 Сущность импорта и импортных операций 7
1.2 Регулирование импортной деятельности 12
2 Анализ импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 282
2.1 Экономическая характеристика предприятия 282
2.2 Организация импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 35
2.3 Анализ эффективности импорта СООО «АлюминТехно» 40
3 Совершенствование импортной деятельности СООО «АлюминТехно» 48
3.1 Предложения по повышению эффективности импортной деятельности 48
3.2 Обновление структуры управления внешнеэкономическими связями предприятия 54
Заключение 59
Список использованных источников 61

Файлы: 1 файл

Дипломная работа ГОТОВАЯ!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 1.69 Мб (Скачать файл)

На основе проведенного исследования и зарубежного опыта разработаны практические рекомендации по обеспечению последующей устойчивости инвестиционного климата Республики Беларусь, как в условиях кризиса, так и на дальнейшую перспективу. Ведь особенно в условиях финансового или экономического кризиса очень хорошо просматриваются основные проблемы в экономике страны. К данным рекомендациям следует отнести:

- разнонаправленность внешнеэкономической политики, совершенствование механизма минимизации последствий зависимости национальной экономики от одной страны, монотоварности в сырье и комплектующих. Решению данных задач будут способствовать постоянный мониторинг угроз, определение каналов их воздействия на экономику страны, принятие антикризисных мер, нейтрализующих или минимизирующих их проявление; формирование структуры экономики, способствующей расширению перечня и увеличению объемов экспортируемых товаров и услуг, обеспечению их высокой конкурентоспособности за счет ориентации на выпуск продукции улучшенного качества, с новыми потребительскими свойствами, производимой на базе новой технологии и техники с меньшими затратами; развитие государственного механизма, содействующего доступу белорусских предприятий на внешние рынки, в особенности информационного обеспечения условий и порядка при проведении экспортно-импортных операций; систематический мониторинг структуры внешней торговли, ее совершенствование и контроль экспортно-импортных операций; развитие системы участия малого и среднего предпринимательства во внешнеэкономической деятельности;

- оптимизация отрицательного  сальдо платежного баланса за  счет ограничения импорта. Необходимо дальнейшее совершенствование структуры экономики страны путем внедрения энергосберегающих технологий и техники, увеличения доли использования местных ресурсов, экономии топливно-энергетических ресурсов. Сокращению импорта будут содействовать формирование системы эффективного импортозамещения для обеспечения самодостаточности и независимости, повышение качества продукции, производимой в соответствии с Программой импортозамещения. В комплексе эти меры должны способствовать ослаблению импортной зависимости страны. Однако необходимо сохранить инвестиционный импорт для технологического обновления предприятий и не снизить конкурентоспособность белорусских товаров, производимых на основе зарубежных комплектующих;

- обеспечение стабильности белорусского рубля. Следует отказаться от резких разовых девальваций, не дающих положительного эффекта из-за высокой импортозависимости экономики страны и приводящих к искусственному росту спроса на иностранную валюту, утрате доверия хозяйствующих субъектов и населения к национальной денежной единице, а также к возникновению других угроз инвестиционной привлекательности страны;

- формирование долговой  политики государства, не допускающей  выхода за пределы кризисных  показателей. В настоящее время  уровень внешнего долга, как уже отмечалось выше, позволяет Беларуси привлечь значительные объемы иностранных заимствований. Однако такое кредитование окажется эффективным, если будет направлено на обновление производственно-технологической базы предприятий и увеличение выпуска качественной экспортной и импортозамещающей продукции, создание современных производств, что обусловит доходность, позволяющую государству погасить долг и проценты, а предприятиям – получить прибыль и обеспечить поступление налогов в бюджет. При сохранении политики наращивания внешнего долга предпочтение следует отдавать проектам на долгосрочной основе, поскольку краткосрочные кредиты не могут в полной мере обеспечить инвестиционный рост. Однако основной формой привлечения зарубежного капитала должны стать прямые иностранные инвестиции, а не кредитные ресурсы;

- совершенствование форм  и методов участия государства  в международных экономических организациях и интеграционных объединениях, расширение и укрепление сотрудничества, реализация межгосударственных соглашений. При этом должны обеспечиваться защита национальных интересов, достижение баланса интересов различных государств, международных объединений и организаций, социально-экономическое развитие страны в целом даже при наиболее неблагоприятных внешних и внутренних условиях.

3.3 Практические рекомендации по  улучшению инвестиционного климата

 

Недавние реформы, предпринятые правительством Беларуси, характеризуются некоторым снижением законодательных и административных ограничений для осуществления экономической деятельности и улучшения общих условий ведения бизнеса в стране, включая упрощение процесса регистрации предприятия (введение заявительного принципа регистрации), отмену «правила золотой акции», упрощение налоговой системы и внедрение новой системы льгот для привлечения инвестиций в недостаточно развитые районы страны, упрощение ведения бухгалтерского учета, проведена работа по расширению услуг сдачи плательщиками форм государственной статистической отчетности, упрощено осуществления торговых операций с помощью введения электронного декларирования экспорта и импорта, изменены нормы, регулирующие деятельность антикризисных управляющих, и укреплена защита прав кредиторов при банкротстве компании.

В 2010-2011 гг. был продолжен последовательный процесс совершенствования нормативной правовой базы, направленный на создание условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику республики.  Так «Национальная платформа бизнеса Беларуси»  2011 года выделяет следующий блок приоритетных направлений реформирования делового климата страны:

  • добросовестная конкуренция и равные условия хозяйствования
  • права собственности и рост частного сектора
  • налоговая система и бухгалтерский учет
  • дебюрократизация и либерализация
  • доступ к финансам и инновационное развитие
  • партнерство и доверие бизнеса и власти

При воплощении в жизнь предусмотренных данной программой изменений и направлений развития, Республика Беларусь, без сомнения, сможет рассчитывать на значительное улучшения инвестиционной привлекательности и более интенсивное поступление иностранных инвестиций в экономику страны.

Реформирование ведется при активном сотрудничестве с экспертами международных организаций – Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД).

В целях совершенствования условий инвестиционной деятельности, осуществляемой посредством заключения инвестиционных договоров, и устранения проблемных вопросов, выявленных в ходе практического применения Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №10 “О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь”, предоставляющего дополнительные преференции и гарантии защиты капитала, подготовлены дополнения и изменения, в части расширения преференций инвесторам.

Принятие его предоставит инвесторам дополнительные льготы и преференции в рамках либерализации инвестиционного законодательства и позволит увеличить приток капитала, в том числе и иностранного, в экономику республики.

Одним из «шагов» навстречу как  белорусским, так и иностранным инвесторам является принятие 31 декабря 2010 года Директивы Президента Республики Беларусь №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

В целях её реализации на заседании Президиума Совета Министров Республики Беларусь утвержден План мероприятий, разработанный совместно с белорусскими деловыми ассоциациями. План включает около 140 мероприятий, в той или иной степени затрагивающих все девять пунктов Директивы № 4, из которых 90 % нормативно-правовых актов будут  приняты уже в первом полугодии 2011 года.

Одним из основных направлений деятельности Правительства на 2011 год является разработка Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

Результатом ее разработки и реализации станет четкое определение условий и правил ведения бизнеса, создание благоприятного налогового и делового климата, развитие соответствующей инфраструктуры, которая на высоком профессиональном уровне сможет обеспечить потребности потенциальных и существующих инвесторов.

В целях увеличения притока иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413, которым введен институт инвестиционных агентов. Это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов. Такой статус уже предоставлен 9 компаниям.

Вступило в силу Рамочное соглашение между Правительством Республики Беларусь и Северным инвестиционным банком (СИБ) (Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 6 января 2011 г. N 3/2635).

Проект Рамочного соглашения с Северной экологической финансовой корпорацией предусматривает возможность софинансирования инвестиционных проектов путем осуществления корпорацией не только кредитования, но и предоставление прямых иностранных инвестиций в уставный капитал, в чем в первую очередь заинтересована Республика Беларусь. Рамочным соглашением, в качестве приоритетных инвестиционных проектов определяются проекты, связанные с защитой окружающей среды. При этом финансовое участие в реализации любых проектов на территории республики будет осуществляться корпорацией с письменного согласия Правительства Республики Беларусь.

В целях совершенствования инвестиционного климата в части страхования инвестиций, Правительством Республики Беларусь ведется работа по вопросу заключения с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (МАГИ) двух базовых Соглашений – о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты, а также по вопросу принятия Республикой Беларусь поправок к Конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, одобренных Советом управляющих Агентства 30 июля 2010 года [108].

Однако необходимы дальнейшие усовершенствования правового поля и регулирования бизнеса для того, чтобы сделать Беларусь более привлекательной для иностранных инвестиций в различные секторы экономики на том уровне, который бы позволил ускорить появление деловых связей и вызвать значительные сопутствующие эффекты.

Ключевые ограничения ведения бизнеса в Республике Беларусь вместе с рекомендациями по их уменьшению следующие.

1) Уровни налогообложения и налогового администрирования.

Сложность белорусской налоговой системы называется большинством иностранных инвесторов среди самых значительных ограничений ведения бизнеса в стране. Она является обременительной для субъектов хозяйствования, особенно для средних и малых предприятий, поскольку даже самая малая компания требует, как минимум, одного бухгалтера, работающего на условиях полной занятости. Правительство активно работает над упрощением системы.

Для уменьшения налогового бремени, возлагаемого на белорусские предприятия, и снижения административных требований к налоговой отчетности, Указом Президента от 2007 г. № 119 была введена «Упрощенная система налогообложения» для малых предприятий. Это предоставляет возможность заменить уплату большинства налогов и пошлин налогом на валовую выручку по ставке 8% или 10%. С 2009 г. были отменены некоторые налоги и сборы (например, сбор в поддержку сельхозпроизводителей), а снижение налоговых поступлений в результате этих изменений планируется компенсировать за счет НДС, увеличенном до 20%. Эти ставки остаются все еще очень высокими и обременительными для многих производителей. Рекомендуется, чтобы правительство оценило эффективность данной схемы льгот при достижении своей цели, т.е. содействия развитию частного сектора, выходу предприятий из «тени» и расширения налоговой базы. С учетом потенциальной потери налоговой выручки следует рассматривать необходимость сокращения налоговых ставок Упрощенной системы налогообложения.

2) Контроль над ценами. Всеобъемлющее ценовое законодательство сопровождается высокими штрафами за его нарушение. Нормы, регулирующие цены, являются одной из наиболее заметных проблем, оказывающих влияние на вхождение иностранного инвестора на белорусский рынок. Органы власти регулируют цены путем непосредственной установки их уровня (на такую продукцию, которая является «социально важной»), путем установки максимальных индексов роста цен (таких как установление потолка ежемесячного роста цен в 0,5%, выше которого любая компания должна получить разрешение со стороны органов власти) или путем создания методов установки цен. Все предприятия обязаны предоставлять экономическое обоснование цен и расчеты в специальных формах, предусмотренных законом.

Контроль над ценами предназначен для «осуществления политики сбалансированного ценообразования на основании оптимального комбинирования механизмов государственного регулирования и свободного формирования цен». В реальности, контроль цен создает искажения в распределении ресурсов и оказывает ряд отрицательных воздействий на все экономические субъекты. Они включают в себя время и ресурсы, потерянные при подготовке информационных отчетов о затратах, регистрации новых цен и при подготовке текущих расчетов, часто требующих обращения к специалистам во избежание штрафов, налагаемых за неправильное исполнение постановлений. Например, у предприятия, превысившего допустимый рост цен без регистрации новой цены дополнительный доход будет конфискован, а само предприятие будет платить штраф, соответствующий двойному дополнительному обороту.

Обзор Инвестиционной политики Республики Беларусь, подготовленный ЮНКТАД показал, что в среднем 2,75 работника в каждой компании занимаются расчетом затрат, установлением цен и регистрацией в соответствующих правительственных органах. Каждый из них затрачивает около 46 часов (6 рабочих дней) в месяц на выполнение указанных функций (в Послании Президента Республики Беларусь белорусскому народу и национальному собранию названа даже более высокая цифра – 900 часов в год по сравнению с 12 часами в ОАЭ) [106]. Следовательно, отмена контроля над ценами приведет к значительной экономии средств и времени для белорусских предприятий. Еще один неблагоприятный эффект контроля над ценами заключается в том, что он препятствует установлению связей между местными предприятиями и иностранными компаниями, к которым такой контроль не применяется [39, c. 30].

Информация о работе Эффективность импортной деятельности белорусских предприятий на примере СООО “АлюминТехно”