Формирование программы по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Поэтому в настоящее время актуальность разработки комплекса маркетинга на фирме не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, он также является и ее важным элементом. Одним из главных элементов маркетинговой деятельности предприятий в условиях рыночной экономики является реклама. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу и маркетинговые исследования.
.Целью данной дипломной работы является разработка путей совершенствования комплекса маркетинга. Объектом исследования является супермаркет ООО Рубцовский, расположенный в г. Канске красноярского края.
Предмет исследования - маркетинг-микс супермаркета «Рубцовский»

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты управления комплексом маркетинга на предприятии торговли. 4
1.1. Сущность элементов комплекса маркетинга предприятия торговли 4
1.2 Стратегические решения в рамках комплекса маркетинга предприятия торговли 10
1.3 Организационные аспекты управления комплексом маркетинга на предприятии торговли 17
Глава 2 Анализ элементов комплекса маркетинга на предприятии торговли 24
2.1 Организационно-экономическая оценка предприятия 24
2.2 Анализ товарной политики предприятия 35
2.3 Анализ ценовой политики предприятия 39
2.4 Анализ сбытовой и коммуникационной политики предприятия 46
Глава 3 Формирование программы по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии 51
3.1 Анализ конкурентного окружения предприятия 51
3.2 Обоснование мероприятий по совершенствованию элементов комплекса маркетинга на предприятии 58
3.3 Бюджет мероприятий и оценка рисков. 61
Заключение 66
Список используемых источников 68

Файлы: 1 файл

Тема.doc

— 853.50 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы видно, что  затраты на рекламу супермаркета не велики, и стоит так же отметить что очень мало видов рекламы используется. На ведение рекламной деятельности супермаркет выделяет денежные средства прописанные отдельной главой в бюджете. Расходы на рекламу отображены в таблице 15 

Таблица  10 - Расходы на рекламную деятельность супермаркета «Рубцовский».

Вид рекламы

Расход (за месяц)

Удельный вес в бюджете, %

Газеты

2050

1,45

Телефонные справочники

900

0,7

Электрофицированное пано

2690

1,78

Печатные объявления

450

0,52

Визитки

300

0,46

             [составлено автором по данным исследования]

.

Для оценки эффективности  средств продвижение приведем результаты опроса покупателей, проводимого в  январе 2013 года:

Рисунок 2   Источники прироста  покупателей

Согласно приведенным  данным,  наиболее эффективным инструментом на сегодняшний день   является  наружная реклама – 37%,  17% приходится  на сарафанное радио (покупатели указывали, что узнали о супермаркете от знакомых, друзей, соседей и т.д.), 24% - вывеска, 15% - печатная реклама,  7% - справочные службы. Стоит отметить, что такой вид рекламы как реклама в газетах при высоком удельном весе показывает низкую эффективность – доля в   причинах поступления новых покупателей  занимает долю, равную 1%.  Это обусловлено  охватом  газеты и  локальностью обслуживания супермаркетом рынка – данный носитель охватывает слишком большую часть   аудитории, не принадлежащей к целевой.


Что касается  программы  ФОССТИС, то на предприятии рекламные  затраты  распределяются  по мере  необходимости и/или  появления  подходящих предложений (скидки на размещение в газете,  удобные условия для размещения наружной рекламы), а также исходя из  соображений оперативного реагирования  на изменения спроса или необходимости его стимулирования в отдельно взятые период.

 

Глава 3 Формирование программы по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии

3.1 Анализ  конкурентного окружения предприятия

 

Сегодняшняя ситуация на рынке  продуктового ритейла в  регионах заключается в том, что  большие магазины шаговой доступности, по мнению экспертов, «закрывают» четыре-пять небольших малых предприятий торговли, работавших в этом районе раньше. Таким образом, растет число наёмного персонала, а количество предпринимателей уменьшается.

Федеральные сети представляют серьезную угрозу для выстроенных  дилерских сетей. Особенно в регионах, где сегодня происходит широкомасштабная экспансия крупных московских и международных ритейлеров. Абсолютно понятно, что дальнейшее развитие поставщика (владельца марки) определяется состоянием бизнеса его ключевых партнеров - региональных дистрибуторских и дилерских компаний. Сегодня на лицо дилемма: не поставлять товар в сети, оберегая существующий маркетинговый канал, означает либо пустить в регион конкурента; начать поставки товара сетевым операторам - разрушить хрупкое равновесие, сложившееся за годы в маркетинговом канале.

Развитие  региональных и федеральный сетей в формате  «у дома» или «магазина за углом» для   исследуемого предприятия  является существенной угрозой. Красноярская продуктовая розница в последние годы активно развивается за счет крупных форматов торговли. Так, на сегодня в городе четыре сети гипермаркетов и около десятка сетей супермаркетов. Это не считая порядка 70 одиночных крупных продуктовых центров. По данным «Ассоциации розничной торговли Красноярского края», с большим отрывом на рынке лидируют пять сетей:

 

 

Таблица 11 -  Обороты ведущих сетей Красноярска

Сеть

Оборот за 2012 г.

(в млн руб.)

«Командор»

7 527

«Красный Яр»

5 500

«Каравай»/Spar

3 600

«Сибтрейд» (торговые марки «Десятка», «БигСи»)

1 400

«Свежие продукты»

1 074


 

Цифры за прошлый год в ассоциации привести не смогли, однако пояснили, что даже с учетом изменения доходов компаний, расклад сил остался прежним. По количеству магазинов лидируют также «Командор» и «Красный Яр» — каждая сеть насчитывает уже около 50 торговых точек.

Экспертному мнению красноярских ритейлеров,  основным драйвером  роста сетевого продритейла в ближайшем будущем станет развитие сравнительно новых для нашего города форматов торговли. В частности, «магазинов у дома» площадью до 200 кв. м., которые будут обслуживать продуктами повседневного спроса небольшие микрорайоны, вплоть до 4-5 жилых домов. По такому пути сейчас движется, например, «Красный Яр».

Что касается емкости  рынка, то оборот розничной торговли в Красноярском крае в 2012 году достиг 428,3 миллиарда рублей, что на 12,1% выше показателя 2011 года. По данным Красноярскстата, в структуре оборота розничной торговли на долю непродовольственных товаров в 2012 году приходилось 58,1% общего объема оборота розничной торговли против 56,3% в 2011 году. В 2012 году розничные торговые сети в среднем по Красноярскому краю обеспечили 14,4% общего объема оборота ритейла. Это говорит о том, что консолидация рынка в пользу розничных сетей усилилась - в 2011 году их доля была 12,7%. 
В обороте продуктового ритейла (включая напитки, и табачные изделия) та же картина - удельный вес торговых сетей составил  
16,5% против 14,1% в 2011 году.

Товароооборот г.Канска составляет сегодня  1 млрд 865 млн. руб.

Таким образом, стоит  отметить, что  для предприятия ООО «Рубцовский» существует угроза входа на локальный рынок местных или федеральных сетей,  что вызовет снижение валовых показателей прибыли и оборота.

Согласно данным  Роскомстата, емкость продовольственного рынка  в г.Красноярске составляет 1, 956 млрд. руб. Приведем рыночную долю  супермаркетов и магазинов г.Канска:

Таблица  12 – Рыночные доли супермаркетов

Предприятие

Адреса предприятий

Оборот 2012

Рыночная доля

Рубцовский

 

147291

7,8%

Старт

Советская 14

68940

3,6%

Эскадра № 1

Енисейская 5

201450

10,6%

Глория 

Мира 10

149061

7,9%

Горизонт-2

Ленина 19

208800

11,0%

Мир Продуктов 

Пушкина 10

57890

3,1%

Хороший

Советская 1

12943

0,7%

ИП Лесков В.Ф. Сеть Продовольственных  Магазинов

 Пограничников 8

55449

2,9%

Мечта Хозяйки 

Мира 1

65087

3,4%

Нива Канск

Красноярская 19

32897

1,7%

Продукты 24 Часа

Красноярская 3

21467

1,1%

Удачный

Омская 5а

128954

6,8%

Эскадра

Строителей 5

89765

4,7%

Гурман

Строителей 30

269075

14,2%

Сибирячка

Ачинская 8

4163,796

0,2%

Александрия Сеть Предприятий Розничной Торговли

Школьная 14

67833

3,6%

Радуга 

Красноярская 34

99589

5,3%

Светофор

Школьная 50

189540

10,0%

прочие

 

21796

1,2%


 

Представим данные графически:

Рисунок 3  Рыночная доля супермаркета  Рубцовский.

Согласно полученным данным,  рыночная доля изучаемого нами предприятия  равна  менее 8% . лидером рынка является  Мир продуктов -14%, 11%  - Горизонт-2.

Рынок является олигополией, где большая доля рынка принадлежит  крупнейшим игрокам  рынка.

Оценим рыночную долю на локальном рынке в месте расположения предприятия. Согласно данным, предприятие рассчитано на хват  50  домов в округе. Среднее число квартир в каждом   -  120, среднее число жильцов  в квартире – 2 . Для определения  емкости локального рынка, предположим. Что потребитель в среднем посещает супермаркет 5 раз в месяц, средний чек в данном случае составит  564 руб.  определим потенциальную емкость:

Епот=50*120*2*5*564*12 месяцев=692 млн.  руб. в год.

Доля рынка  при  данном расчете предприятия ООО  «Рубцовский»  составит:

Доля рынка = РТО/ Епот=147/692=21%

Рисунок 4 Структура локального рынка предприятия ООО «Рубцовский»

Рассмотрим конкурентное окружение в зоне охвата. У супермаркета нет прямых конкурентов в районе его расположения. Рядом с торговым центром расположено лишь две торговые точки, не являющимися прямыми конкурентами, поскольку специализация одного из магазинов это пиво, а второго – цветы. Но стоит заметить, что в недавнее время открылся новый супермаркет «Калина», находящееся не так уж и далеко от «Рубцовского». Новый супермаркет может переманить часть клиентов.

Неконкурентное окружение. Можно оценить хорошо, так  имеется наличие соседних магазинов и других предприятий-неконкурентов  - салон красоты, кинотеатр, кафе и другие торговые центры.

Так же стоит рассмотреть и часы работы супермаркета. Режим работы представлен в таблице  13.

 

 

Таблица 13 -  Режим работы супермаркета «Рубцовский»

День недели

Время работы

Понедельник

8:00-23:00

Вторник

8:00-23:00

Среда

8:00-23:00

Четверг

8:00-23:00

Пятница

8:00-24:00

Суббота

8:00-24:00

Воскресенье

8:00-24:00


           [составлено автором по данным исследования]

            Для того чтобы понять насколько же соответствует супермаркет по выявленным критериям, с более объективной стороны, проведем экспертную оценку. Экспертами выступали директор, заместитель директора, заведующий торговым отделом,  бухгалтер, администратор торгового зала.

Таблица 14 - Исходные и расчетные данные для определения интегральной оценки места супермаркета.

Критерии оценки

Вес

Оценки экспертов

Сумма

оценок

Интегральная оценка деятельности отдела

Максимально возможное

Итоговая оценка параметра

(8/10)

1

2

3

4

5

А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Привлекательность данного помещения

0,75

8

6

6

6

7

33

24,75

37,5

0,66

Удаленность от основных транспортных потоков

0,6

8

9

7

7

8

39

23,4

30

0,78

Интенсивность потока людей

0,8

7

8

5

6

5

31

24,8

40

0,62

Наличие парковки или возможность  ее организации

1

8

8

5

6

4

31

31

50

0,62

Конкурентное окружение в зоне охвата

1

5

3

4

5

6

23

23

50

0,46

Неконкурентное окружение в зоне охвата

1

4

3

5

4

5

21

21

50

0,42

Информация о работе Формирование программы по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии