Формирование программы по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

Поэтому в настоящее время актуальность разработки комплекса маркетинга на фирме не вызывает сомнения, играя ключевую роль в развитии рыночной экономики, он также является и ее важным элементом. Одним из главных элементов маркетинговой деятельности предприятий в условиях рыночной экономики является реклама. Вот почему в странах с высоким уровнем жизни, массовым производством тратятся огромные деньги на рекламу и маркетинговые исследования.
.Целью данной дипломной работы является разработка путей совершенствования комплекса маркетинга. Объектом исследования является супермаркет ООО Рубцовский, расположенный в г. Канске красноярского края.
Предмет исследования - маркетинг-микс супермаркета «Рубцовский»

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты управления комплексом маркетинга на предприятии торговли. 4
1.1. Сущность элементов комплекса маркетинга предприятия торговли 4
1.2 Стратегические решения в рамках комплекса маркетинга предприятия торговли 10
1.3 Организационные аспекты управления комплексом маркетинга на предприятии торговли 17
Глава 2 Анализ элементов комплекса маркетинга на предприятии торговли 24
2.1 Организационно-экономическая оценка предприятия 24
2.2 Анализ товарной политики предприятия 35
2.3 Анализ ценовой политики предприятия 39
2.4 Анализ сбытовой и коммуникационной политики предприятия 46
Глава 3 Формирование программы по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии 51
3.1 Анализ конкурентного окружения предприятия 51
3.2 Обоснование мероприятий по совершенствованию элементов комплекса маркетинга на предприятии 58
3.3 Бюджет мероприятий и оценка рисков. 61
Заключение 66
Список используемых источников 68

Файлы: 1 файл

Тема.doc

— 853.50 Кб (Скачать файл)

В торговом маркетинге происходит трансформация и цены. Цена торговой услуги выступает в виде торговой наценки. Поэтому с экономической  точки зрения основное значение для  торговли приобретает не цена продаваемого товара, а размер наценки, который определяется затратами предприятия торговли в процессе создания и предоставления своих услуг покупателю, и прибыли. Торговый посредник имеет больше возможности участвовать в формировании цены, поскольку приобретает товар в собственность. Ограничения при изменении цен связаны, с одной стороны, с закупочной ценой товара, а с другой — со спросом и конкуренцией. Начисления, производимые предприятием торговли, включают собственные затраты плюс прибыль. Так как предприятия торговли непосредственно контактируют с конечным потребителем (покупателем), то они могут отслеживать его ответную реакцию на изменения ценовой политики.

Как отмечается в книге  Ф. Котлера «Маркетинг менеджмент», цена — это ключевой фактор в  позиционировании магазина [10]. Торговля чаще, чем производитель, сталкивается с проблемами установления цены на товар исходя из быстро меняющихся рыночных условий. Торговые предприятия могут ориентироваться на различные соотношения между объемом продаж и величиной начислений. Практически любую организацию, занимающуюся розничной торговлей, можно отнести к одной из следующих групп: устанавливающие высокую наценку и имеющие низкий объем продаж (изысканные специализированные магазины) или устанавливающие небольшую наценку и имеющие высокий объем продаж (магазины с широким ассортиментом и торгующие по сниженным ценам) [10]. При этом такие подходы к ценообразованию постоянно развиваются и трансформируются. Первый принцип — «высокие и низкие цены» — характеризует ценовую стратегию, когда сначала товары продаются по более высокой цене, а затем торговец проводит распродажу. В современных условиях все больше розничных торговцев отходят от практики эпизодических распродаж в пользу принципа «ежедневных низких цен». Согласно такому принципу розничные цены постоянно остаются где-то между обычным уровнем цен и уровнем распродаж.

Следующий элемент комплекса  маркетинга — каналы распределения. Поскольку предприятие розничной  торговли само по себе для производителя  товара выступает как канал распределения, то для торговца традиционное понятие канала распределения переходит в новое качество. Под каналом распределения в торговом маркетинге подразумевается внутримагазинная логистика или физическое распределение. Под физическим распределением, как правило, понимаются все операции по хранению товара, формированию ассортимента и его внутримагазинному перемещению.

Для привлечения внимания покупателей и интенсификации покупок  розничные торговцы используют целый  арсенал средств, связанный с  продвижением. Особенность этого элемента комплекса торгового маркетинга связана с тем, что он используется прежде всего применительно к торговой услуге, а не какому-либо конкретному товару. Методы коммуникации с покупателями подразделяются на платные (реклама, визуальное представление предлагаемого товара, личные продажи, стимулирование сбыта — специальные распродажи, презентации, премии, купоны, игры, конкурсы, лотереи) и бесплатные (связи с общественностью, молва или «реклама из уст в уста») [11]. Стоит отметить, что бесплатная устная реклама для магазина имеет особое значение. Как известно из проводимых исследований [8], один недовольный обслуживанием клиент делится своими впечатлениями и передает негативную информацию далее, затрагивая, согласно исследованиям, еще 16 человек. А затем эта цепочка «информированных» о неудачном посещении торговой точки разрастается дальше. Если говорить о мероприятиях по связям с общественностью, то важное место здесь занимают такие акции, как «день открытых дверей» и семинары для клиентов. Например, немецкое торговое предприятие Globus стало регулярно проводить «дни открытых дверей». В такой день покупатели могут, надев специальные белые колпаки и ботинки, совершенно беспрепятственно с экскурсоводом бродить по магазину и смотреть, что же происходит за кулисами их любимого торгового предприятия. Желающие обсудить работу розничного торговца и внести какие-то свои предложения могут принять участие в организованных семинарах.

Как мы уже отмечали, применительно  к комплексу торгового маркетинга целесообразно дополнительно выделить еще три важных фактора — месторасположение, персонал и оформление. Поэтому следующим фактором является месторасположение. Удачное месторасположение торгового предприятия обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество, поскольку, к примеру, сервис, ассортимент — все это непостоянно и может меняться. Уровни расположения подразделяются по таким направлениям: регион (часть территории страны или город), область торговли (сектор, содержащий потенциальных поку- пателей, а также часть города или город в целом в зависимости от типа магазина) и конкретное место. Основные факторы, которые определяют привлекательность выбираемого места, включают показатели общего размера целевого рынка, темпов роста населения, распределения и стабильности доходов, размера и состава семьи, уровня и стабильности занятости, уровня конкуренции и, кроме этого, расположение автомагистралей и оживленных улиц, плотность пешеходного и автомобильного движения. Также при выборе места исследуются схема дорог, видимость, размещение рядом магазинов, работающих на один целевой сегмент (например, одежда и обувь). Интенсивность автомобильного и пешеходного движения (рост вероятности того, что кто-то зайдет в торговое предприятие) устанавливается обычно путем маркетингового наблюдения. Помимо этого изучаются возможность свободного доступа в магазин (отсутствие естественных и искусственных препятствий) и его видимость для пешехода и автомобилиста издалека.

Следующий фактор, оказывающий  влияние на комплекс торгового маркетинга, — персонал, иными словами, работники торгового предприятия, обслуживающие покупателей. Согласно данным мониторинга покупателей в Германии, результаты которого приведены в таблице 2, компетентность, вежливость сотрудников торгового предприятия составляют одну из основных причин, по которой покупатели скорее предпочтут одного розничного торговца другому.

Следующий фактор, оказывающий  влияние на комплекс торгового маркетинга, — оформление. Данный фактор включает в себя типы планировок магазина, распределение  торговых площадей между различными отделами, непосредственное размещение и способ представления товара в магазине, обеспечение соответствующего интерьера магазина, дизайна фасада, витрин, магазинную атмосферу.

Выделяют три типа планировок — это решетка, трек и  произвольная. Решетка характерна для продовольственных магазинов. Ее основу составляют длинные стеллажи с товарами, разделенными проходами. Данная планировка позволяет использовать торговое помещение наиболее оптимальным образом. Трек представляет собой один центральный проход, от которого идут входы в отдельные магазинчики, секции. Каждая секция имеет свою собственную планировку. Произвольная планировка — все ходы и конструкции располагаются асимметрично (небольшие магазины, бутики в рамках крупных торговых центров).

Как правило, 90% площади  магазина должно отводиться для продажи [11]. Лучшие места используются для  товаров, которые хорошо продаются. Распределение торговых площадей для  различных групп товаров начинается с определения процентов, которые  дадут продажи в данном отделе в сумме общих продаж торгового предприятия (10% от объема продаж — 10% площади магазина). Далее учитываются несколько факторов корректировки полученных данных: прибыльность товара, его сезонность, представление товара, на какие изделия будет сделан акцент, взаимовлияние расположения некоторых предметов на движение покупателей и число покупок.

При создании планировки торгового предприятия необходимо руководствоваться следующими целями: дизайн магазина должен соответствовать  его имиджу и способствовать принятию решения о покупке. Надо четко представлять себе портрет целевого покупателя и разработать магазинную концепцию. Размещение отделов должно быть направлено на максимизацию прибыли магазина. Лучшие места в магазине определяются этажом, расположением на этаже, позицией по отношению к основным проходам и т.п. Мужчины, например, более пассивны по отношению к покупкам, поэтому мужские товары более целесообразно размещать на первом этаже магазина. Часто покупатели не доходят до центральных отделов, поэтому планировка большого по площади магазина может осуществляться в виде петли.

Товары импульсивной покупки (журналы, косметика) необходимо размещать в передней части магазина, чтобы они находились на виду. Отделы целевого спроса (дорогие товары) получают худшие участки магазина, поскольку люди, решившие купить такой товар, все равно дойдут до данного отдела, а ажиотаж вокруг такого отдела никому не нужен, поскольку покупатель должен хорошо подумать перед покупкой. При размещении отделов надо также учитывать соседство друг с другом отделов с дополняющими товарами, например платье и аксессуары; сезонные потребности (купальники, зимние куртки — в зависимости от сезона происходит перераспределение торговых площадей); физические характеристики товара (громоздкие товары, например мебель, занимают много торговой площади, поэтому должны находиться в худшем месте магазина).

Что касается размещения товаров, то это могут быть специальные  прилавки: концевые стойки (с торцов прохода), рекламные прилавки и стеллажи, отдельно стоящие конструкции (выставляются самые новые и интересные товары, манекены), обычные прилавки (размещается весь ассортимент предлагаемых товаров), стены (высокие стеллажи с множеством полок). На витрине, которую покупатель видит с улицы, должен лежать товар, приковывающий к себе пристальное внимание. Внутри должна быть хорошо организованная выставка товаров. Лучше, когда потребитель может взять товар в руки, посмотреть.

На выбор способа  оформления товара внутри предприятия  розничной торговли влияют следующие факторы:

1) имидж магазина —  например, все размеры одного  товара представлены сразу —  это создает чувство упорядоченности;

2) упаковка — поштучно, на вес  и т.д.;

3) природа товара — бутылки  (на полке), косметика (пробники).

Существуют следующие методы представления товара в магазине:

1) идейное представление товара  — в основе лежит имидж торговой  точки (мебель расставляется так,  чтобы показать, как она будет  смотреться в домашней обстановке), изделия группируются для показа  вариантов их использования;

2) группировка по видам и стилям (болеутоляющие средства, средства  от кашля и т.д. — в аптеках  выставляются соответствующие таблички  около групп лекарственных препаратов  для облегчения поиска и подбора);

3) организация по цветовой гамме;

4) выравнивание цен (несколько товаров одной категории, продающиеся по разным ценам, выставляются рядом);

5) вертикальное представление,  учитывающее движение человеческого  глаза;

6) объемное представление  — выставляется большое количество  товара (например, горы фруктов в овощном отделе);

7) фронтальное представление  — демонстрируется наиболее привлекательная  сторона товара (например, книги  показываются лицевой стороной).

Под атмосферой магазина понимаются визуальные компоненты —  цвет, запах, освещение, музыка, которые стимулируют эмоциональное состояние (например, ресторан с уютной обстановкой, приглушенный свет). Освещение позволяет выделить товар (направление пучков света, выделяющих изделие, должно быть в 3 раза ярче основного освещения). Существуют теплые (красный, желтый) и холодные (синий, зеленый) оттенки цвета. Они-то и создают прямо противоположную психологическую реакцию.

Глава 2 Анализ элементов комплекса маркетинга на предприятии торговли

2.1 Организационно-экономическая  оценка предприятия

 

В данном разделе изучим общую характеристику предприятия ООО Рубцовский, что позволит дать представление о структуре организации, сфере ее деятельности, местоположении, а также форме собственности и т.д.

Данная организация  создана на основании Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственность» в качестве коммерческой организации с целью извлечения прибыли. Общество обладает правами юридического лица с момента его государственной регистрации в установленном порядке. В своей деятельности оно руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом. [1]

Единственным участником общества является Рубцова Татьяна  Николаевна. Общество создается без ограничения срока.

Данное общество имеет  в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном  балансе, может от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные и  личные неимущественные права. Оно  имеет круглую печать, содержащую его полное наименование на русском языке и указание на местонахождения общества.

       Предприятие  создано для осуществления уставной  деятельности по розничной торговле  продовольственными и непродовольственными  товарами и оказанию услуг  в целях удовлетворения общественных потребностей и получение прибыли. Для достижения поставленных целей предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- розничная торговля;

- собственное производство  продуктов питания;

- оптовая торговля  продуктами питания и товарами бытовой химии;

Информация о работе Формирование программы по совершенствованию комплекса маркетинга на предприятии