Ассортиментная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что предприятие, занимающееся реализацией продукции должно уделять не меньшее внимание ассортименту продукции, как и качеству. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.
Целью курсовой работы является изучение и анализ ассортиментной политики ОАО «Бурятхлебпром».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоритические основы ассортиментной политики предприятия
1.1 Товарный ассортимент: понятие и классификация………………………..5
1.2 Планирование и формирование ассортимента
1.3 Сущность ассортиментной политики и методы оценки его эффективности
Глава 2. Анализ ассортиментной политики предприятия ОАО «Бурятхлебпром» ……………………………………………………………
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ ассортиментной политики предприятия
2.3 АВС-анализ
Глава 3. Совершенствование ассортиментной политики на предприятии
3.1 Мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики на ОАО «Бурятхлебпром»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

готовая маркетинг.docx

— 114.57 Кб (Скачать файл)



 

Таким образом, среднегодовая численность предприятия за 2010 г. по сравнению с 2009 годом сократилась на 1 человека. Коэффициент текучести кадров уменьшился на 1,86% в 2010г по отношению к 2009 году. С каждым годом увеличивается размер ФОТ на 12% и 32% в 2009 и 2010 соответственно. Также ежегодно увеличивается заработная плата работников и в 2010 году составляет 15153 руб.

Производство хлеба и  хлебобулочных изделий  на основании  Общероссийского классификатора  является основным видом экономической  деятельности у ОАО «Бурятхлебпром». Динамика производства продукции и реализации (работ, услуг) предприятием в стоимостном выражении приведены в таблице 2.1.3.

 Таблица 2.1.3

Динамика объемов производства и реализации продукции  (работ, услуг)

Показатели

2008г.

2009г.

2010г.

2009 к 2008

2010 к 2009

абс

отн

абс

отн

Объем производства продукции, тыс. рублей

330359

377977

498559

47618

114,4

120582

131,9

в том числе:

             

производство хлеба,  хлебобулочных  изделий

276248

311574

424119

35326

112,8

112545

136,1

кондитерских изделий

26428

32128

35398

5700

121,6

3270

110,2

пиво

20773

22936

24085

2163

110,4

1149

105

Выручка от продажи товаров  продукции, работ, услуг, тыс.  руб.

326155

373374

493262

48219

114,8

119888

132,1

в том числе:

от продажи хлеба,  хлебобулочных  изделий, тыс. рублей

272044

311114

418822

39070

114,36

107708

134,6

Кондитерские изделия

24788

28749

35302

3961

115,98

6553

122,8

пиво

19538

22310

23856

2772

114,2

1546

106,9


 

Объем производства продукции  увеличилась на 14% в 2010 г. по отношению к 2009г. А его выручка – на 32% соответственно.

Рентабельность производства продукции (табл. 2.1.4). Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Таблица 2.1.4

Анализ динамики показателей рентабельности

 

Показатели

2008

2009

2010

Рентабельность реализованной продукции

 

22,9

 

21,6

 

22,7

Рентабельность продаж (оборота)

18,7

17,8

18,5


 

 

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется путем отношения  прибыли от реализации или чистой прибыли от основной деятельности к  сумме затрат по реализованной продукции. Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли или самофинансируемого дохода с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. По итогам 2010 года  этот показатель составил 22,7 и по сравнению с соответствующим периодом возрос на 1,1 процента, с уровнем 2008 года уменьшился на 0,2.

Рентабельность продаж (оборота) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ, услуг, или  чистой прибыли, или чистого денежного  потока на суммы полученной выручки. Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько  прибыли имеет предприятие с  рубля продаж. Итак, с одного рубля продаж у предприятия 18,5 прибыли в 2010г.

 

2.2 Анализ ассортиментной политики предприятия

Для анализа ассортиментной политики данного предприятия используем матрицу БКГ.

В качестве критериев при  построении двумерной матрицы рассмотрим темп роста продаж и относительную долю рынка.

Средний темп прироста продаж: хлеба и хл/булочных изделий за 2008-2010гг.= 24,5%; кондитерских изделий за такой же промежуток = 19,4%; пива=10,6%

Относительную долю рынка рассчитаем как отношение доли рынка продукции ОАО «Бурятхлебпром» к доле рынка, занимаемой  ведущим конкурентом.

1.Хлеб и хлебобулочные изделия (конкурент - ООО «Хлеб Улан-Удэ»): 32,5:20,3= 1,6

2. кондитерские изделия (конкурент – ЗАО «Амта»):    10,2:23,1= 0,4

3. пиво (конкурент – ООО  «Дария»):    11,3:38,5= 0,3

Присвоим каждой продукции ранг. Вид продукции, имеющий самую большую долю рынка и самый высокий темп роста, соответствует первому рангу. Вид продукции с самой малой долей рынка и самым низким темпом имеет последний ранг. Итоги отразим в таблице 2.2.4.

Таблица 2.2.4

Продукция ОАО «Бурятхлебпром»

Относит доля продукта

Темпы роста

%

ранг

%

ранг

Хлеб и хлебобулочные  изделия

1,6

1

24,5

1

Кондитерские изделия

0,4

2

19,4

2

пиво

0,3

3

10,6

3


 

Из таблицы видно, что  самым высоким рангом обладает продукция  хлеба и хлебобулочных изделий, а самым низким – пиво.

На основе данных построим матрицу БКГ (рисунок 2.2.1).

 

 

 

 

 

Рисунок 2.2.1

Матрица БКГ


 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

Таким образом, квадрат 2- «Звезды», хлеб и хлебобулочные изделия, имеет высокий темп роста и приносит много прибыли. Это лидеры рынка, но для поддержания их позиции на рынке требуются значительные инвестиции. Однако, «звезды», в виду их лидерства приносят значительную прибыль, которую можно инвестировать в поддержание их рыночной позиции. В стадии зрелости эти группы товаров превращаются в «дойных коров». К группе «дикие кошки», которые имеют высокие темпы роста, но доля рынка маленькая, относятся кондитерские изделия и пиво. Эти товары могут увеличить свою рыночную долю, так как рынок еще не сформировался окончательно, однако это требует значительных инвестиций. Имеет смысл вкладывать деньги в их развитие, для перевода их в категорию «звезд». Если же руководство ОАО «Бурятхлебром» не будет финансировать средства в поддержку «диких кошек», то их рост постепенно замедлится, и они перейдут в категорию «собак».

Опираясь на данные матрицы  БКГ, предприятию следует заняться развитием выбранных «диких кошек» и выращиванием развивающихся «звезд». Долговременные цели состоят в укреплении позиции «звезд» и превращении привлекательных «диких кошек» в «звезды».

 

2.3 АВС-анализ

ОАО «Бурятхлебпром» специализируется на производстве хлеба и хлебобулочных изделиях, кондитерских изделий и пива. Проведем АВС- анализ для классификации товарных групп по степени важности хлеба и хлебобулочных изделий и кондитерских изделий. В основе лежит принцип Парето: 20% всех товаров дают 70% выручки, 30% всех товаров- 20% выручки, 50% - 10% выручки. Исходные данные представлены в таблице 2.3.5.

Таблица 2.3.5

Данные по продажам ОАО  «БХП» за 2010г.

Товарная группа

Объем продаж, тыс. руб.

Прибыль (убыток) тыс. руб.

традиционные хлебобулочные изделия

354162,11

69141,19

лечебно-оздоровительные и улучшенные хлеба

25156,36

7940,23

сухари и бараночные изделия

35514,86

5016,32

торты

49819,46

6076,24

прочие кондитерские изделия

28609,2

3198,02

Итого:

493262

91372


 

Далее рассчитаем долю товарных групп по объему продаж и прибыли и представим в таблице 2.3.6.

Таблица 2.3.6

Товарные группы

Доля в объеме продаж, %

Доля в общей прибыли,%

Группа 

традиционные хлебобулочные изделия

71,8

75,67

А

лечебно-оздоровительные и улучшенные хлеба

5,1

8,69

С

сухари и бараночные изделия

7,2

5,49

С

торты

10,1

6,65

С

другие кондитерские изделия

5,8

3,5

С

Итого:

100

100

 

 

По результатам АВС-анализа в группу «А» входит только из исследуемых групп - традиционные хлебобулочные изделия. В группу «В» не вошла ни одна товарная группа. К группе «С» отнесены лечебно-оздоровительные и улучшенные хлеба, сухари и бараночные изделия, торты, иные кондитерские изделия. Однако все эти изделия являются прибыльными для предприятия.

Таким образом, по результатам  АВС-анализа возможным кандидатом в группу «В» является торты.

Товарная группа «традиционные  хлебобулочные изделия» по результатам  анализа находится в стадии растущей зрелости, имеет стабильный объем  реализации, занимает самую высокую  долю продаж на рынке и приносит предприятию самую высокую прибыль.

Итак, деятельность ОАО «Бурятхлебпром» в 2008-2010 гг. была достаточно эффективной. Валовый доход от продажи товаров в 2010 г. вырос по сравнению с 2009 г. на 24963 тыс.руб. или на 37,6%, прибыль от продажи товаров выросла на 16004 тыс. руб. или на 41%. Рентабельность продаж предприятия за 2010 г. составила 18,5%, что на  0,7%  больше, чем за 2009 г. и на 0,2%  меньше, чем за 2008 г.

Глава 3. Совершенствование  ассортиментной политики на предприятии

3.1 Мероприятия по совершенствованию  ассортиментной политики на ОАО  «Бурятхлебпром»

В целом ассортиментная политика ОАО «Бурятхлебпром» является рентабельным.

Важным элементом ассортиментной политики организация пробных продаж, которая должна осуществляться совместными усилиями промышленности, оптовой и розничной торговли и стать неотъемлемой частью программы внедрения новой продукции на рынок. Только пробная продажа нового товара может дать ответы на следующие вопросы.

Пробная продажа позволяет  оценивать различные элементы маркетинговой  деятельности, осуществляемые в процессе ее организации: оптимальные размеры  фасовки, упаковку, уровень цен, оптимальный  объем рекламы, эффективность ее методов и методов стимулирования спроса. Анализ результатов пробной  продажи позволит разработать прогноз  сбыта, издержек и доходов при  массовом внедрении нового товара на рынок, оценить характеристики новых  изделий, определить направления их улучшения, выявить необходимость  усовершенствования маркетинговых  программ как новых, так и традиционных товаров.

Заключительным элементом  организационного обеспечения системы управления ассортиментом и качеством является организация правовой и претензионной работы. На современном этапе, в условиях расширения самостоятельности предприятий, перевода их на самофинансирование и хозяйственный расчет, расширения хозяйственных связей с отечественными и зарубежными партнерами, значимость данного элемента возрастает, поскольку он, так же как и другие подсистемы организации, участвует в обеспечении эффективности ассортиментной политики.

Информация о работе Ассортиментная политика предприятия