Ассортиментная политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 12:16, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что предприятие, занимающееся реализацией продукции должно уделять не меньшее внимание ассортименту продукции, как и качеству. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.
Целью курсовой работы является изучение и анализ ассортиментной политики ОАО «Бурятхлебпром».

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоритические основы ассортиментной политики предприятия
1.1 Товарный ассортимент: понятие и классификация………………………..5
1.2 Планирование и формирование ассортимента
1.3 Сущность ассортиментной политики и методы оценки его эффективности
Глава 2. Анализ ассортиментной политики предприятия ОАО «Бурятхлебпром» ……………………………………………………………
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия
2.2 Анализ ассортиментной политики предприятия
2.3 АВС-анализ
Глава 3. Совершенствование ассортиментной политики на предприятии
3.1 Мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики на ОАО «Бурятхлебпром»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

готовая маркетинг.docx

— 114.57 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоритические основы ассортиментной политики предприятия

1.1 Товарный ассортимент:  понятие и классификация………………………..5

1.2 Планирование и формирование  ассортимента

1.3 Сущность ассортиментной  политики и методы оценки его  эффективности

Глава 2. Анализ ассортиментной политики предприятия ОАО «Бурятхлебпром» ……………………………………………………………

2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия

2.2 Анализ ассортиментной политики предприятия

2.3 АВС-анализ

Глава 3. Совершенствование  ассортиментной политики на предприятии

3.1 Мероприятия по совершенствованию  ассортиментной политики на ОАО «Бурятхлебпром»

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном маркетинге изучению рынка придается особое значение. Эти исследования необходимы, чтобы предвидеть развитие рыночной ситуации, в первую очередь для  определения величины спроса, разработки мер адекватного воздействия  на рынок и получения максимального  эффекта от своей производственно-сбытовой деятельности.

Товарная политика предполагает определенный курс действий товаропроизводителя  или наличие у него заранее  обдуманных принципов поведения. Ядром  товарной политики является ассортиментная политика. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер  по: формированию ассортиментной политики и его управления; поддержанию  конкурентоспособности товара на требуемом  уровне и т.д. Отсутствие ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия  случайных или преходящих текущих  факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товара.

Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений  деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает  особую значимость в нынешних условиях перехода к рыночной экономике, когда  к товару со стороны потребителя  предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия  с производимым товаром зависят  все экономические показатели организации  и рыночная доля. Как свидетельствует  мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен  в ассортиментной политике, владеет  методами её реализации и может максимально  эффективно ею управлять.

Актуальность данной темы заключается в том, что предприятие, занимающееся реализацией продукции  должно уделять не меньшее внимание ассортименту продукции, как и качеству. Ассортиментная политика на предприятии должна стать одной из главных составляющих всей политики предприятия. Только в этом случае предприятие может улучшить свои экономические показатели и быть конкурентоспособным.

Целью курсовой работы является изучение и анализ ассортиментной политики ОАО «Бурятхлебпром».

Исходя из поставленной цели, в работе сформулированы и решены следующие задачи:

- выявление и рассмотрение теоритических основ ассортиментной политики предприятия;

-исследовать ассортиментную  политику ОАО «Бурятхлебпром»;

- исследовать пути совершенствования  ассортиментной политики предприятия.

Объектом исследования является ОАО «Бурятхлебпром».

Структура курсовой работы: введение, основная часть – три  главы, заключение, список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоритические основы ассортиментной политики предприятия

1.1 Товарный ассортимент:  понятие, классификация и показатели

Товарный ассортимент  – это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием и предлагаемых рынку.

Она включает в себя вид  товара (автомобиль, трактор, телевизор) и делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными  особенностями, качеством и ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую степень  классификации.

Классификация ассортимента товаров.

Ассортимент потребительских  товаров подразделяется на группы - по местонахождению, на подгруппы - по широте охвата товаров, на виды - по степени  удовлетворения потребностей, на разновидности - по характеру потребностей.

По местонахождению товаров  различают ассортимент промышленный и торговый:

- промышленный (производственный) ассортимент — набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей. Промышленный ассортимент товаров разных организаций производителей, независимо от формы собственности должен быть согласован с санитарными органами Министерства здравоохранения России;

- торговый ассортимент - набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие  виды ассортимента: простой, сложный, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный:

- простой ассортимент - набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей. Он характерен для магазинов, реализующих повседневного спроса в районах проживания покупателей с небольшими материальными возможностями;

- сложный ассортимент - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Такой ассортимент присущ оптовым базам и розничным торговым организациям типа универсамов или универмагов, ориентирующих на покупателей с разным спросом;

- групповой ассортимент - набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности;

- видовой ассортимент - набор товаров различных видов и наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента. Например, ассортимент шоколада - белый, черный и др. - часть ассортимента шоколадных товаров.

- марочный ассортимент - набор товара одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных. Такие товары на ряду с удовлетворением физиологических потребностей в значительной мере нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей;

- развернутый ассортимент - набор товаров, которые включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Такой ассортимент, как правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп однородных товаров может быть сравнительно небольшим;

- сопутствующий ассортимент - набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации;

- смешанный ассортимент - набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Смешанный ассортимент характерен для магазинов, торгующих непродовольственными и продовольственными товарами.

По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент:

- рациональный ассортимент - набор товаров, наиболее полно удовлетворяющих реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии. Формирование рационального ассортимента требует учета большого количества факторов и показателей, многие из которых довольно изменчивы. К таким факторам относятся реальные потребности, которые зависят от уровня жизни населения, достижений научно-технического прогресса и других особенностей внешней среды. В свою очередь, многие из этих факторов непосредственно влияют на изменения рационального ассортимента;

- оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющих реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

В зависимости от характера  потребностей ассортимент может  быть реальным, прогнозируемым и учебным:

- реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации изготовителя или продавца;

- прогнозируемый ассортимент - набор товаров, который должен будет удовлетворять предполагаемые потребности;

- учебный ассортимент - перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.

Основными характеристиками  или показателями ассортимента товаров являются:

1. широта ассортимента -  характеризуется числом ассортиментных групп товаров, имеющихся в продаже;

2. полнота ассортимента - характеризуется числом подвидов одного вида товара, имеющихся в организации или тех, что выпускаются в области;

3. глубина ассортимента характеризует наличие разновидностей одного вида товаров, имеющихся в организации или тех, что выпускаются в области;

4. структура ассортимента - это количественное соотношение групп, подгрупп, видов, наименований отдельных товаров в общем объеме товаров;

5. обновление ассортимента - это замена имеющихся товаров новыми, которые полнее удовлетворяют нужды потребителей своими улучшенными потребительскими свойствами.

Таким образом, знакомство с  различными видами ассортимента, его  характеристиками, а также ролью  ассортимента на рынке даст возможность  в дальнейшем выбрать наиболее эффективный  путь выхода предприятия из кризисной  ситуации и планирования ассортимента таким образом, чтобы прибыль  была максимальной.

 

1.2 Планирование и формирование  ассортимента

Сущность планирования и формирования ассортимента заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.

Планирование ассортимента – это воплощение уже имеющихся  и (или) потенциальных технических  и материальных возможностей в товары, которые, принося производителю  прибыль, обладают потребительской  ценностью, удовлетворяющей покупателя. Иными словами, производитель занят не только созданием и производством товаров, но и формированием клиентуры и удовлетворением ее специфических потребностей.

Планирование ассортиментом  начинается либо с момента выявления  потребности, либо с момента, когда  в результате изучения рынка или  на основе другой информации сформировалось основное представление о продукте.

Технология планирования ассортимента имеет следующие особенности:

во-первых, планированию и  собственно формированию ассортимента предшествует разработка ассортиментной концепции, дающей научное обоснование  и практически выполнимое представление  о перспективном ассортименте фирмы (предприятия), его оптимальном варианте, основанном на прогнозных данных относительно будущего спроса и потенциальных  возможностей предприятия удовлетворить  предполагаемый спрос;

во-вторых, целевая направленность и искусство планирования проявляются  в том, чтобы реализовать имеющиеся  и потенциальные возможности  предприятия, создав определенное сочетание  продуктов, удовлетворяющих потребности  покупателя на высоком уровне и позволяющих  получить расчетную прибыль;

в-третьих, типичному циклу  планирования ассортимента и реализации его в коммерчески успешные продукты предшествует предварительная оценка замысла, затем следует разработка спецификаций, основанных на требованиях  потребителя, создание опытных образцов, проверка возможностей массового производства, рыночный тест товара с целью выявления  его жизнестойкости, соответствия требования рынка и прибыльности.

Формирование ассортимента - проблема конкретных товаров, их отдельных  серий, определения соотношений  между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного  производства, «наукоемкими» и «  обычными» товарами, овеществленными  товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантии, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.

На построение торгового  ассортимента в розничных торговых предприятиях влияет ряд экономических, социальных, демографических, природно-естественных, специфических и других факторов.

К экономическим факторам относят: денежные доходы населения  и распределение их между отдельными группами населения; уровень розничных  цен и их соотношение между  отдельными видами и группами товаров; объемов и состав нетоварного  поступления продуктов питания  в семьи за счет личных подсобных  хозяйств; степень обеспеченности населения  предметами длительного пользования.

Социальные факторы –  социальная и профессиональная структура  обслуживаемого населения; уровень  образования и культурного развития людей; исторические традиции, праздники, национальные обычаи народа, мода и  др. 

Информация о работе Ассортиментная политика предприятия