Аспекты разработки рекламной кампании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:57, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - разработка программы продвижения китайских вин на рынке Санкт-Петербурга на примере ЗАО «Сварог».
Задачи исследования:
- рассмотреть алкогольный рынок ближнего и дальнего зарубежья в условиях мирового кризиса;
- дать характеристику компании ЗАО «Сварог»;
- определить текущую маркетинговую ситуацию;
- провести SWOT-анализ;
- выявить политику продвижения компании «Сварог»;
- проанализировать конкурентов ЗАО «Сварог» по плодовым винам;
- разработать методические рекомендации по продвижению китайских вин на рынке Санкт-Петербурга.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…….…3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ…...8
1.1. Продвижение товара на рынок……………………………..…………………...8
1.2. Алкогольный рынок ближнего и дальнего зарубежья в условиях мирового кризиса……………………………………………………..………………..………..35
2. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИРМЫ ЗАО «СВАРОГ» ……………..……..45
2.1. Характеристики фирмы ЗАО «Сварог»..………….…..…………………...….45
2.2. SWOT-анализ ЗАО «Сварог»………………………………………………......50
2.3. Характеристика внешней макросреды фирмы ЗАО «Сварог»
(PEST-анализ)………………………………………………………………….........54
2.4. Характеристика текущей маркетинговой ситуации, описание целевого рынка………………………………………………………………………….……...55
3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПРОДВИЖЕНИЯ КИТАЙСКИХ ВИН КОМПАНИИ ЗАО «СВАРОГ»……………………………………………………..66
3.1. Специфика китайского винного рынка….……………..……..….…………....66
3.2. Политика продвижения компании ЗАО «Сварог»…………..…..…………....67
3.3. Анализ конкурентов ЗАО «Сварог» по плодовым винам……………….…….83
3.4. Мероприятия по продвижению китайских вин на рынке Санкт-Петербурга……………………………………………………………………………85
Заключение………………………………………………………………………..…..…87
Список использованных источников и литературы………………………..………....90

Файлы: 1 файл

дипл.doc

— 565.50 Кб (Скачать файл)

 В дополнение к  торговым скидкам и выставкам  производители используют ряд  других инструментов стимулирования  предложения, включая демонстрационные  премии, конкурсы и лотереи для дилеров, программы, предусматривающие поощрения в виде туристических поездок. Все они нужны, чтобы заинтересовать розничных или оптовых торговцев в "проталкивании" товаров производителя на рынок.

       1.2. Алкогольный рынок ближнего и дальнего зарубежья в условиях мирового кризиса

   

Мировой бизнес все жаждет "споить" Китай любым алкоголем. При этом не только за счет импорта, но и местного производства. Так, китайское виноделие все еще находится на стадии зарождения. Несмотря на то, что доля китайских вин на местном винном рынке составляет около 60%, существует три основные проблемы в секторе собственного виноделия в Китае, тогда как импортные вина отличаются своим качеством и другими преимуществами.23

 Во-первых, импорт вин продолжает  расти. Качество же китайского  сырья для изготовления вин  и объемы производства весьма  нестабильны. Поэтому китайским  винам сложно конкурировать с  импортными винами. Им приходится сегодня догонять импортную продукцию.

Во-вторых, система продаж вин в  Китае не так развита, независима и отработана. С другой стороны, иностранные  инвесторы активно внедряются на китайский рынок вин. С января по август прирост импорта компаний, инвестируемых из-за рубежа, составил 92,6%, это гораздо больше, чем могут продемонстрировать частные и государственные предприятия. В какой-то степени, иностранные компании могут постепенно установить контроль над продажами в Китае импортных вин. Для них гораздо проще контролировать цены на вина.

В-третьих, китайский винный рынок  должен достичь нормативного управления в процессах подготовки сырья, переработки, брожения, дистилляции и хранения. Китай сегодня – одна из самых  стабильных стран мира с огромным потенциалом. Населению Китая надо только дать деньги, но само государство не склонно создавать у себя "общество потребления" на манер западного. Китайский потребитель балансирует сегодня между "постсоветским" и "западным" (западное изобилие товаров при отсутствии денег). Не будет денег, и вино пить не станут.

УКРАИНА. Виноделы Украины надеются в этом году собрать на 20-30% винограда больше, чем в 2007 году, выйдя на объемы не менее 280 тысяч тонн. Из них 80-90% составят технические сорта (сырье для производства вина) и 10 –20% – столовые.24 Увеличению "вала", в первую очередь, способствовала достаточно высокая урожайность культуры. Некоторые хозяйства собирают более 40 ц/га при средних для наших широт показателях в 25-30 ц/га. Кроме того, на росте урожайности отразилось расширение площадей под виноградниками. Крупнейшие предприятия ("Крымский винный дом", "Алеф-Виналь", "Коблево", "Коктебель" и пр.) ежегодно расширяют угодья как минимум на 10% и на сегодняшний день общий размер их сырьевой зоны превышает 10 тысяч га. Всего под виноградниками в Украине занято более 200 тысяч га (у нас в 3 раза меньше). Но украинские виноделы продолжают бояться нашествия импортного вина (мы не раз уже писали, какие сегменты украинского вина попадут под раздачу) и импортных виноматериалов. К примеру, если себестоимость украинского винограда в 2008 году составила 2 гривны (10 руб) за 1 кг, то в Молдове данный показатель не превышает 1,1 гривну (5,5 руб) за 1 кг, а поставщики плодов из Нового Света и вовсе заявляют цены в 0,6 грн./кг (3 руб). ЕС, пытаясь избавиться от излишков виноматериалов, даже субсидирует экспорт, что позволяет украинским производителям получить доступ к дешевому и при этом более качественному сырью. Так что ничего хорошего кроме высокого урожая, с которым неизвестно что будут делать, украинские виноделы не ждут. В Украине уже появились публикации о том, что на сегодняшний день поставщики импортной винодельческой продукции на украинский рынок получают прибыль, в несколько раз превышающую обычную маржу импортера-дистрибутора.      Сверхприбылей импортерам, якобы, удается достичь за счет того, что товар, выставленный сегодня на полках в рознице, уже импортирован с учетом новых таможенных тарифов. В то же время импортеры утверждают, что это бутылки с вином, завезенные ими ранее из Европы еще с учетом старых таможенных пошлин. Сейчас импортеры получают сверхприбыль и маржу иногда в 200%.      Снижение цен на импортный алкоголь все же произойдет, но не ранее ноября-декабря. В канун новогодних праздников импортеры (по убеждению украинских экспертов) будут массово снижать цены, конкурируя друг с другом за покупателя. Но еще будут они конкурировать и со средним по цене украинским вином, до уровня которого снизится цена столового дальнего зарубежья. Вот здесь и будет нанесен первый массированный удар по украинскому вину. При этом иностранцы, купившие ровно год назад Киевский завод шампанских вин "Столичный", удвоили его производственные мощности. В октябре 2007 года Henkell & SohnleinSektkellereienKG сообщила о приобретении более 75% акций КЗШВ "Столичный" - это ведущий производитель шампанских и игристых вин в Украине(а уровне нашего "Истока" и "Игристых вин"). В 2007 году предприятие произвело 16 млн. бутылок шампанского (в Украине такой же бум шипучих напитков, как и в России, но там непохоже, чтобы шипучие замещали как у нас тихие вина), что на 20% больше по сравнению с 2006 годом. Итог 2008 г. (по нашим прогнозам) принесет еще не менее 15%-17%.

АЗЕРБАЙДЖАН. Азербайджан увеличил почти вдвое экспорт винодельческой продукции в страны СНГ. Об этом сообщили в Министерстве сельского хозяйства. Кроме того, планируется принятие государственной программы по поддержке этой отрасли. Для этого предусматривается повышение производства винограда. В соответствии с планом мероприятий увеличат и виноградные плантации. Если в этом году удалось собрать 20 тыс. тонн винограда, в будущем году эту цифру планируется увеличить. Отметим, что в настоящее время производством вина в Азербайджане занимаются около 40 компаний. В то же время, Азербайджан поставил в Россию в 2007 г. 1 420 000 л вина виноградного; 640 000 л коньяка бутилированного (40%); и 10 083 000 л коньячного спирта (который приходит 70% крепости). Вряд ли (цифр этих найти не удалось) в 2006 г. произведено было больше 2007 г. (а получили мы в 2007 г. продукцию из урожая 2006 г.). 20 тыс. тонн винограда в 2007 г. – это всего на всего 20 000 000 кг. На производство отправленного в Россию из Азербайджана вина, коньяка и коньячных спиртов должно было пойти не менее (навскидку) 70 000 000 л виноматериала как сырья для производства вина и коньячных спиртов. Извините, а откуда появились в Азербайджане еще 50 000 000 л.25 То есть, продукт далеко не азербайджанский?

 ПЕРУ и ЕВРОПА. У нас теперь географию почти не изучают, и немногие покажут – где такая страна Перу расположена. Тем не менее – ждите еще одного игрока на мировом винном рынке: перуанская компания Viña Tacama и ее продукция Don Manuel, Terroix, Selección Especial и Blanco de Blancos были выбраны для эксклюзивного французского каталога "Вина мира" (Vins du Monde), включающего лучшие вина со всего мира, избранные в результате длительного и тщательного процесса контроля качества. До сих пор мы знали, что Перу конкурирует с Чили за право называться родиной писко. Но кроме мускатных сортов винограда, используемых в производстве писко, в стране выращиваются другие белые и красные европейские сорта винограда, в числе последних Мальбек, Танна и Пти Вердо с юго-запада Франции. А французам, похоже, мало того, что Новый Свет уже отъел несколько процентов винного рынка Франции; теперь они популяризируют еще и Перу.

БЕЛОРУССИЯ. В Белоруссии отмечают, что сохраняется дефицит качественного импортного алкоголя, вызванный вмешательством государства в состав импортеров. Государство, которое само же и спровоцировало полупустые полки, теперь увеличило число специмпортеров алкогольных напитков на октябрь-декабрь 2008 года с 15 до 24. Белорусам все равно виднее, как регулировать свой рынок. Достаточно съездить в Белоруссию и увидеть как живут там простые наши потребители, как отсутствуют по всей республике руины изб и заросшие бурьяном поля, как в любом городе все до единого дома – в нормальном и ухоженном состоянии. При этом можно называть нелогичными результаты конкурса, в котором побеждает госпредприятие "Минский хладокомбинат № 1", не имевшее прежде серьезного опыта поставок алкоголя, и "пролетает" крупный импортер частная компания "Мидвест", занимавшаяся ввозом элитных коньяков, бренди и вин (в частности – "Мартини"); но если спросить там у населения – что оно предпочтет: жить так как живет село в России и пить "Мартини" или как живут в Белоруссии. Критика должна быть объективной. А "Мартини" подвезут (это как в анекдоте про пьяного мужика в автобусе и женщину с кривыми ногами- мужик то проспится). Это временные издержки. Но есть и переборы. Так или иначе, но доступный по цене (дешевый) импортный алкоголь (например, греческий бренди Metaxa, который в Литве можно купить в эквиваленте за 40 тыс. белорусских рублей) белорусам пить все равно не получится. Политика правительства заключается в том, чтобы в Беларуси продавался дорогой алкоголь, а доступное по цене спиртное, в том числе вино и коньяк, производить на местных ликероводочных заводах из завозимых виноматериалов. В этом отношении основную ставку Беларусь делает на Молдову, откуда в основном сейчас и импортируется сырье для производства вина. Например, на сайте Минторга вывешен список из 45 молдавских компаний, которые "заинтересованы в поставках бутилированого вина и коньяка". По программе развития вторичного виноделия в Беларуси до 2010 года планируется выпускать 6,8 млн. дал виноградных вин, а излишки поставлять на экспорт. Впрочем, представителям винодельческих государств стремление белорусского правительства ограничить ввоз в страну действительно хорошего и недорого алкоголя непонятно. Не так давно озабоченность в связи с сокращением в Беларусь поставок коньяка высказывал посол Армении. Белорусы потребляют всего 3-5% высококачественных вин из общего количества спиртных напитков. В то же время в Белоруссии растет производство крепкого алкоголя (водки). Растет, так как там нет нелегального рынка водки (или он мизерен). И у нас бы росло потребление водки и ЛВИ, если бы она не уходила в сегмент нелегального рынка в 2007 – 2008 г.г. А белорусские производители в январе-августе 2008 года сократили выпуск САН на 11,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.26 Ничего в этом страшного нет. Такой же процесс (только настоящий обвал) пережила Украина несколько раз; мы в России пережили его в 2007 г. в результате роста акцизов, но в 2008 г. они "упали" и рынок до конца года восстановится. А в Украине и Белоруссии спад связан с реальным снижением потребление этой продукции. Мода ушла на эту продукцию в более цивилизованных странах. Там объемы САН давно либо падают, либо стабилизировались. А в Белоруссии до сих пор более 80% винного рынка – это плодовые вина, борьба государства с которыми уже началась. Правительство хочет перевести белорусов на виноградные вина (и даже с собственных белорусских виноградников).

АЗИЯ. Рынок виноградного вина небольшой, но растущий, а главное- до кризиса – денежный. Теперь не очень понятно, что будет. Поэтому эксперты оценивают докризисный рост азиатского рынка в 15% - 20%. Кризис, конечно, нанесет серьезный удар по премиальному сегменту, в большей степени – по его нижней части. По планам мировых алкогольных монстров те же Китай и Гонконг должны были стать восьмым крупнейшим в мире потребителем вин к 2012 году (они рассчитывали при докризисных прогнозах к 2011 году увеличить потребление вина в Китае до 82,8 млн. дал в год; у нас в год уже 76 млн. дал при населении в 10 раз меньше). Как нам кажется, мировой кризис сделает менее популярной в Азии европейскую и американскую моду на структуру потребления (и алкоголя в частности). Наоборот, во всем мире должно произойти возвращение и осознание национальных ценностей и особенностей каждой нации и государства. До кризиса вино пыталось стать международным напитком и находило своих почитателей даже в традиционно мусульманских странах. В той же Индонезии потребление вина на душу населения (0.9 л в год; но выше мы указывали, что даже в Армении – 1,5 л в год, что позорно для кавказской республики; в России около 5,5 л; в скандинавских странах по 15 л в среднем), и она отстает от своих ближайших соседей: Сингапура (23,5 л; средний европейский уровень – 25-30 л), Филиппин (21,5 л) и Малайзии (6,4 л; мы практически на уровне Малайзии). Но и здесь вино все чаще находит восторженных поклонников. А винные клубы, да и специализированные образовательные учреждения становятся все более популярными. Но заниматься популяризацией вина в Индонезии очень сложно. И вину все же не суждено стать значимой частью местной культуры - Индонезийское общество находится под постоянным прессом исламистских радикалов.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ. Как она пиал вино до кризиса! Так, Испанский Институт Внешней Торговли в последнем предкризисном отчете "Затишье на рынке вин Великобритании" рекомендует продвигать новые марки красного, белого и розового испанского вина в Британии, а также вина из менее известных регионов. Средний объем потребления в Британии составляет 32 бутылки по 0,75 л в год, и, как указано в отчете, отмечен дальнейший рост потребления, хоть и в более медленном темпе. Белое вино является наиболее потребляемым на данном рынке и его доля составляет 46,1%, доля красного вина составляет 42,7%, это спад на 1% относительно прошлого года. Поскольку мода на белые вина в мире возвращается (и это правильно со всех точек зрения), то максимальный его объем поставляется из Австралии, (9,6% объема белых вин английского рынка), на втором месте – Италия с 8,3%, затем Чили (3,4%) и т.д. На Испанию приходится 1,5%. И возникает закономерный вопрос – а где же Франция? Нас жестоко ругают за многие наши высказывания российские апологеты дорогого импортного вина, но мы все же объясняем этот феномен тысячелетним на уровне ментальности соперничеством между Францией и Англией, поэтому как только "колония" Австралия смогла стать соперником Франции в виноделии, то вино Австралии потоком пошло в метрополию. И 40% своего вина Австралия поставляла последние годы в Англию. Объем потребления розового вина в Англии составляет 10,9% от общего объема вин, а продажи в период с 2007 по 2009 год выросли на 22%.

ИТАЛИЯ. Перед самым кризисом в Италии пошли на поводу у Евросоюза и решили поддержать винореформу ЕС: Минсельхоз Италии подписал постановление, согласно которому в ближайшие три года должно быть выкорчевано 58 435 га виноградников. В Италии считают, что это серьезно отразится на производстве столовых вин. Это звучит так, как если бы полностью вырубить виноградники в таких важных винодельческих регионах, как Тоскана (где площадь виноградников составляет 62 тыс. га), Эмилия-Романа (61 тыс. га) или Пьемонт (55 тыс. га). В то же время в 1980 г. виноградники Италии занимали 1 230 тыс. га, а уже через 10 лет в 1990 году они снизились до 970 тыс. га, а на сегодняшний день их площадь равна 792 тыс. га. Таким образом, в течение последних 15 лет были утеряны 178 тыс. га виноградников, что лишь немногим менее нынешней площади виноградников Пьемонта и Сицилии, вместе взятых. Можно ли рассматривать эти данные как тревожные? С одной стороны — да, учитывая то, что в некоторых других странах напротив, создают новые виноградники. Но с другой — нет, поскольку виноградарство Италии пошло по пути значительного роста качества продукции. Отрасль в цифрах: бизнес всей виноградарско-винодельческой отрасли Италии сегодня оценивается в 10 млрд. евро, из которых около 3,2 млрд. приходится на экспорт. К этим цифрам необходимо прибавить, по крайней мере, еще 2 млрд. евро, составляющих стоимость вина, хранящегося в подвалах. Около 50% производства вина в стране обеспечивается кооперативами. В Италии насчитывается приблизительно 30 тыс. предприятий, имеющих право на розлив продукции, каждое из которых в среднем производит 5 различных марок. В настоящее время в стране существует чуть более 500 тыс. предприятий по производству винограда, в то время как в 1990 году их было 810 тыс. Таким образом, до кризиса собирались убрать 7,5% пощади виноградников страны. Но сокращение, наверняка будет еще большим – кризис. Кризис будет на руку только пивным компаниям, рост потребления продукции которых должен вырасти в ходе кризиса как самого доступного и демократичного напитка во всем мире.

ФРАНЦИЯ и ШАМПАНСКОЕ. Согласно оценкам зарубежных экспертов, продажи шампанского снизятся примерно на 2-3% в 2008, после рекордного года продаж. Сколько же мы писали про это будущее явление. Как спорили с французами, собиравшимися по нелепой и фактически не соответствующей действительности причине "суперспроса" на шампанское в России и Китае (то есть, рост спроса был, но продажи в эти страны не превышает пары процентов от экспорта 150- 170 млн. бутылок по всему миру) расширять площади законодательно закрепленных виноградников в Шампани – они боялись, что существующие площади не удовлетворят растущий спрос, что вызовет рост цен на продукцию, а это вызовет спад потребления. Таким образом, по докризисной оценке - Комитет прогнозировал, что "в этом году удастся продать около 334 миллионов бутылок", а уровень продаж в 2007 г. составил 338,7 миллионов бутылок по всему миру с учетом продажи почти половины этой продукции во Франции. Согласно полученным данным, в конце августа снижение продаж в странах ЕС составило 0,8% против 0,5% в странах "третьего мира" (за пределами ЕС). Что касается российского и азиатского рынков, где "уровень доходности намного выше", то там продажи продолжают расти: в Китае продажи возросли на 10%, в Гонконге на 9% и в России на 35%. Но в результате кризиса спад даже с учетом предстоящего Нового года составит не менее 7% (по нашим расчетам). А французские виноделы продолжают борьбу с кризисом, в котором они живут уже несколько лет. Они требуют от правительства отказаться от идеи запрета на рекламу вина в интернете, а также отказаться от намерения увеличить налог на вино.27

МОЛДОВА. Надо честно признаться, что молдавское вино продается в России далеко не так хорошо, как хотелось бы и производителям, и импортерам, и продавцам. На все нужно время. В самой Молдове закупка у населения винограда на промышленную переработку идет с трудом. Так, на начало октября было приобретено всего порядка 100 тысяч тонн ягод. Это в 2,5 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года, хотя в республике выращен весьма богатый урожай - не менее 650 тысяч тонн гроздьев. Причина - крайне низкие закупочные цены заводов. К примеру, белые технические сорта приобретаются у крестьян максимум по 2 лея за килограмм, а красные - по 3 лея. Не говоря уже о том, что молдавские заводы все еще в долгах банкам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИРМЫ ЗАО «Сварог»

2.1 Характеристика фирмы и ее услуг

В первую очередь  необходимо сказать об истории создания компании и о текущей маркетинговой ситуации.

Группа компаний «Сварог» - это крупное объединение, которое занимается поставкой и  дистрибьюцией высококачественного  алкоголя. Она была основана в 1992 году в г. Санкт-Петербург, а сейчас охватывает 97 городов России.

1992 год

17 июля компания  «Сварог» была основана командой  единомышленников во главе с  Александром Слугиным, управляющим  компанией с момента ее создания.

1994 год

В структуре  компании «Сварог» появилось новое  сбытовое подразделение, специализирующееся на продажах в регионах России. 

1995 год

«Сварог» активно  растет и развивается, в начале этого  года количество сотрудников компании превысило 100 человек на Северо-Западе России. 

1998 год

Компания «Сварог» укрепляет позиции на московском рынке: 8 октября было основано представительство в Москве – ЗАО «Сварог-М».

В ноябре была основана сеть винных бутиков «Сварог»: открыт первый бутик в Санкт-Петербурге на Казанской улице, д. 45. 

1999 год

«Сварог» преодолел  экономический кризис 1998 года и вышел  на новый виток развития.  

2000 год

Клиентская  база Группы компаний насчитывает более 1000 организаций в Москве, Петербурге и регионах России. 

2003 год

29 января в  Санкт-Петербурге было основано  ООО «Балтийская алкогольная  региональная сеть» («Б.А.Р.С.»). Компания  специализируется на дистрибьюции алкогольных напитков невысокой ценовой категории и напитков российского производства.

Информация о работе Аспекты разработки рекламной кампании