Анализ рынка услуг мобильной телефонной связи Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Основные достижения в этом плане следующие: расширение ассортимента телекоммуникационных услуг, его интенсивное обновление с учетом запросов общества, а главное, начался процесс формирования в организационных структурах телекоммуникационных учреждениях маркетинговых подразделений, что, несомненно, должно способствовать повышению эффективности принимаемых решений в связи с организацией деятельности операторов на рынке мобильной связи.

Содержание работы

Введение

1.Общая характеристика исследования по определению конкурентоспособности. с. 4
2.Оценка конкурентоспособности операторов мобильной связи. с. 4
3.Сравнение операторов мобильной связи по конкретным показателям предоставления услуг. с. 8
4.Случаи использования SIM-карт операторов мобильной связи с. 9
5.“Портрет” пользователей мобильной связи. с.12
6.Затраты потребителей на услуги мобильной связи. с.12
Выводы

Файлы: 1 файл

Анализ рынка услуг мобильной телефонной связи Украины.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Украины 

Донецкий  национальный университет экономики и торговли

имени Михайла  Туган-Барановского 
 
 
 
 
 

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 

“Анализ рынка услуг мобильной телефонной связи Украины” 
 
 

                                                                                               Выполнила:

                                                                                        студентка группы 

                                                                        Мт-07А

                                                                                                Полякова В. А.

                                                                   

Научный руководитель : Баширов И. Х.  
 
 
 
 
 

                                                    Донецк 2010 

Донецк 2010

         Содержание 

         Введение

  1. Общая характеристика исследования по определению конкурентоспособности. с. 4
  2. Оценка конкурентоспособности операторов мобильной связи. с. 4
  3. Сравнение операторов мобильной связи по конкретным показателям предоставления услуг. с. 8
  4. Случаи использования SIM-карт операторов мобильной связи с. 9
  5. “Портрет” пользователей мобильной связи. с.12
  6. Затраты потребителей на услуги мобильной связи. с.12

      Выводы 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

     Введение 

     Рынок мобильной связи в Украине активно формируется, постоянно адаптируясь к изменяющимся условиям спроса. При этом происходит постепенный переход от «производственной» или производственно-сбытовой ориентации услуг связи к рыночной, маркетинговой ориентации.

     Основные  достижения в этом плане следующие: расширение ассортимента телекоммуникационных услуг, его интенсивное обновление с учетом запросов общества, а главное, начался процесс формирования в организационных структурах телекоммуникационных учреждениях маркетинговых подразделений, что, несомненно, должно способствовать повышению эффективности принимаемых решений в связи с организацией деятельности операторов на рынке мобильной связи.

     Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование рынка мобильной связи и создания должной инфраструктуры, необходимо определить задачи по развертыванию маркетинговой активности для посреднических организаций на рынке телекоммуникаций. До настоящего времени эта работа в Украине практически не выполнялась.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Общая характеристика исследования по определению конкурентоспособности 

      В рамках исследования,  решались следующие задачи:

  1. Сравнить операторов по степени реализованности ожиданий абонентов, уровню удовлетворенности различными аспектами операторов, а также качеством предоставляемых услуг.
  2. Выяснить модели поведения абонентов при условии наличия у них сразу трех SIM-карт (МТС, Life, Киевстар).
 
 

Оценка  конкурентоспособности  операторов мобильной  связи 

     Оценка  конкурентоспособности операторов сотовой связи, работающих на ивановском рынке, осуществлялась с помощью методики, в основе которой лежит сравнение ожидаемых и реально полученных потребителями услуг. Согласно данной методике абонентам сотовой связи предлагалось:

     1) Оценить значимость отдельных  характеристик работы  их оператора (по 7- балльной шкале).

     2) Оценить степень реализованности  ожиданий абонентов в оказанных  оператором услугах (по 6 – балльной  шкале).

     Контрольная таблица по оценке конкурентоспособности  Life выглядит следующим образом (табл. 1). 
 
 
 
 
 

    Таблица 1

Контрольная таблица по оценке конкурентоспособности Life

(n=70)

Потребительские характеристики услуги мобильной связи Приоритет Средняя оценка реализации ожиданий
Выбор тарифных планов 7 4,56
Способы оплаты 6 4,61
Сервис 5 4,24
Качество  связи 4 3,43
Зона покрытия 3 3,29
Возможность подключения допол. услуг 2 3,93
Роуминг 1 3,29
 

    Результаты  исследования свидетельствуют о  том, что общая конкурентоспособность  Life на основе ожиданий клиентов равна 4,12 из 6 максимально возможных баллов. Оценка 4 означает, что услуги, которые получили клиенты, почти соответствовали их ожиданиям.

    Показательно, что ни по одной составляющей услуги фирма не получила в итоге 6 баллов («то, что я получил, превзошло  мои ожидания») и 5 баллов («то, что  я получил, абсолютно соответствовало моим ожиданиям»), и только по способам оплаты, сервису и тарифным планам фирма получила 4 балла («то, что я получил, почти соответствовало мои ожиданиям»). Это означает, что данный оператор должен работать практически по всем направлениям, составляющим услуги. Наиболее слабые позиции фирма имеет по следующим направлениям: зона охвата (Oi=3,29), роуминг (Oi=3,29), качество связи (Oi=3,43).

    Таким образом, конкурентоспособность Life в области качества услуг можно оценить выше средней – 4,12 балла из 6.

    Также нами была рассчитана конкурентоспособность  компании Киевстар. Контрольная таблица по оценке конкурентоспособности данного оператора выглядит следующим образом (табл. 2): 

    Таблица 2

Контрольная таблица по оценке конкурентоспособности  Киевстар (n=70)

Потребительские характеристики услуги мобильной связи Приоритет Средняя оценка реализации ожиданий
Зона  покрытия 7 4,69
Качество  связи 6 4,63
Роуминг 5 4,53
Способы оплаты 4 4,41
Сервис 3 4,54
Выбор тарифных планов 2 4,34
Возможность подключения допол. услуг 1 4,19
 

    Конкурентоспособность Киевстар на основе ожиданий клиентов равна 4,6 из 6 баллов. Причем, наиболее сильные позиции фирма занимает по таким характеристикам, как «зона покрытия» (Oi=4,69) и «качество связи» (Oi=4,63), а наиболее слабые позиции – «выбор тарифных планов» (Oi=4,34) и «возможность подключения дополнительных услуг» (Oi=4,19). 

       Сравнивая общую конкурентоспособность  Киевстар и Life, можно заметить, что конкурентоспособность Киевстар выше, чем конкурентоспособность Life на 0,48 балла. Однако по таким составляющим услуги, как «выбор тарифных планов» и «способы оплаты», Киевстар все же уступает компании Life.

    Что касается компании MTC, то распределение оценок ее конкурентоспособности выглядит следующим образом (табл. 3). 

Таблица 3

Контрольная таблица по оценке конкурентоспособности  MTC (n=70)

Потребительские характеристики услуги мобильной связи Приоритет Средняя оценка реализации ожиданий
Способы оплаты 7 5,05
Зона  покрытия 6 4,75
Сервис 5 4,46
Качество  связи 4 4,41
Роуминг 3 4,27
Возможность подключения допол. услуг 2 4,71
Выбор тарифных планов 1 4
 

     Таким образом, общая конкурентоспособность  MTC на основе ожиданий клиентов равна 4,7 из 6 баллов, что на 0,57 балла выше конкурентоспособности Life и на 0,14 балла выше конкурентоспособности Киевстар. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Сравнение операторов мобильной  связи по конкретным показателям предоставления услуг 

    Сравнивая показатели по отдельным составляющим услуги трех компаний, мы получили, что  по «зоне покрытия», «способам оплаты» и «возможности подключения дополнительных услуг» МТС превосходит своих конкурентов (рис. 1). 

    Рис. 1

    Однако, по таким характеристикам, как «сервис», «роуминг» и «качество связи», наибольшей конкурентоспособностью обладает все же компания Киевстар, а что касается предоставления клиентам выбора тарифных планов, то здесь несомненный лидер - Life.

    Таким образом, несмотря на то, что по отдельным  составляющим услуги МТС занимает вторые, и даже третьи («выбор тарифных планов»), места, ее общая конкурентоспособность самая высокая по сравнению с другими операторами сотовой связи (Киевстар, Life).

    Рис. 2

 

    Случаи  использования SIM-карт операторов сотовой связи

 

    Еще одной линией сравнения рассматриваемых  операторов сотовой связи стало  изучение случаев использования  SIM-карт того или иного оператора. Для этого респондентам предлагалось ответить на следующий вопрос:

    «Представьте, что у Вас есть 3 SIM-карты (БиЛайн GSM, МТС,                Смартс GSM). В каких случаях Вы стали бы использовать каждую из них?».

    Распределения ответов на данный вопрос выглядят следующим образом (табл. 4, 5, 6):

    Таблица 4

    Случаи  использования SIM-карты Life

    (в  % от числа ответивших)

Случаи использования %
Всегда 14,3
Для отправления SMS-сообщений 11,2
Звонки  по городу 52,0
Никогда 5,1
Для иных целей (при необходимости роуминга, разговор ночью, для приема входящих звонков)  
17,3
Итого 100

Информация о работе Анализ рынка услуг мобильной телефонной связи Украины