Анализ рынка труда Самарской области, специалистами компании "АНКОР"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:02, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы, проанализировать рынок труда Самарской области, и выделить самые востребованные профессии на ближайшие пять лет.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- подбор и анализ теоретических материалов;
- провести анализ рынка труда;
- выявить наиболее востребованные профессии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....4
1. Рынок труда и его особенности…………………………………………….5
1.1 Анализ рынка труда Самарской области за 2009-2010 года.……………………………………………………………………….….6
2. Перспективы и тенденции развития рынка труда Самарской области на ближайшие пять лет………………………….……………………………..18
3. Маркетинговый план…..……...……………………………………………..22
3.1 Цель маркетингового плана…………………………………………….22
3.1.1 Цель и миссия…………………………………………….................22
3.2 Ситуационный анализ………………………………………………....22
3.2.1 Анализ товара…………………………………………….................22
3.2.2 Целевые рынки……………………………………………………....23
3.2.3 Система распределения……………………………………..............23
3.2.4 Анализ конкурентов…………………………………………............25
3.2.5 Финансовый анализ товара………………………………................26
3.2.6 Инструменты для анализа товара и рынка…………………............26
3.2.7 Резюме текущей ситуации……………………………………..….....29
3.3 Маркетинговая стратегия и цели……………………….......................29
3.3.1 Маркетинговая стратегия…………………………….......................30
3.4 Тактические программы по маркетингу…………………....................30
3.4.1 Целевой рынок………………………………………………………..30
3.4.2 Товар………………………………………………………………......30
3.4.3 Продвижение……………………………………………………….....31
3.4.4 Распределение………………………………………………………...31
3.5 Бюджет, анализ деятельности и реализация плана…………………...32
3.5.1 Маркетинговый бюджет и анализ деятельности…………………...32
3.5.2 Реализация плана……………………………………………………..33

Заключение…………………………………………………………………….35
Список используемых источников………………………………………….36

Файлы: 1 файл

ПРОЕКТ маркетинг в отраслях.doc2.doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

    

 
Рисунок 3- Дефицитные специалисты 2009 года.
 

    Причин  дефицита профессиональных кадров существует несколько, но основные из них, по мнению опрошенных представителей HR-департаментов, это отсутствие на рынке кандидатов требуемой квалификации из-за низкой квалификации соискателей (75%) и завышенных финансовых ожиданий кандидатов (46%). Данные цифры респонденты подкрепили высказываниями: «Молодежь в своём большинстве имеет ничем не подкрепленные амбиции и высокие заработные ожидания. При этом уровень образования и квалификации специалистов значительно снизился за последние 5 лет» и «Качество подготовки молодых специалистов отстает от потребностей современного производства».В то же время 19% опрошенных ответили, что трудности в подборе персонала связаны с низким уровнем оплаты, предлагаемой их компанией кандидату. 22% респондентов дефицит кадров связывают с общей нехваткой персонала в регионе, в т.ч. и по демографическим причинам. У 18% ответивших трудности в подборе персонала были связаны с высокой текучестью кадров на данной позиции, что довольно характерно для таких как специальностей, как разнорабочий, грузчик, кассир, продавец-консультант, специалист/менеджер по продажам и т.д. Практически столько же ответивших (17%) ответили, что трудности в их компании с подбором персонала связаны с завышенными требованиями к кандидатам.( В некоторых вопросах было указанно, что можно выбрать несколько вариантов ответов, поэтому получилось 238%)

    

 

    Рисунок 4- Причины дефицита кадров

    По  моему мнению, дефицит профессиональных кадров становится очень острой проблемой для современного бизнеса по двум основным причинам: из-за ухудшающейся демографической ситуации в стране и в связи с ростом спроса на квалифицированный персонал со стороны бизнеса, который активно увеличивает свои бизнес-мощности. Очень важно, что HR-сообщество осознает наличие и серьезность проблемы и в то же время правильно диагностирует основные причины и сложности. Это означает, что в ближайшие годы компании будут корректировать и перестраивать свои HR-стратегии таким образом, чтобы выигрывать в конкурентной борьбе за талантливых специалистов.

    К концу 2010 года по сравнению с ноябрем 2009 года зафиксирован 50-процентный рост активности компаний по привлечению  новых сотрудников. Любопытное исследование провела компания АНКОР. Специалисты  компании регулярно проводят исследования различных сегментов рынка труда по базе резюме и вакансий собственного сайта. Большой объём информации, содержащийся в их базе, позволяет получать репрезентативные данные. На сегодняшний день на сайте АНКОРА содержится более 4,8 миллиона резюме соискателей и свыше 115 тысяч вакансий работодателей. Так вот на основе вакансий компаний-работодателей и резюме соискателей Самарской области, размещенных на этом сайте, компания составила своё мнение о состоянии рынка труда и опубликовала свои наблюдения. А именно: была отмечена положительная динамика, которая наблюдалась на рынке труда в течение всего 2010 года. Это означает одно — что бизнес постепенно восстанавливается и есть все основания ожидать дальнейшего оживления в кадровой сфере. Уверенными темпами растёт количество вакансий. Такие же показатели отмечены и для соискательской активности.

      С момента стабилизации экономической ситуации кандидаты вновь заявили о себе: условия на рынке труда, как и до кризиса, начинают диктовать те, кто ищет работу, а не те, кто ее предлагает. Однако серьезное отличие нынешней ситуации от докризисной  –  даже высококвалифицированные кандидаты не могут позволить себе перерыв в работе и неспешный поиск нового работодателя. Опасения о нестабильности ситуации все еще остаются. Тем не менее, чувствуя свою востребованность, большинство работающих кандидатов все же готовы рассматривать предложения от других работодателей. Бизнес, в свою очередь, в условиях ограниченности бюджетов и дефицита квалифицированного персонала использует различные схемы для того, чтобы привлечь и удержать ценные кадры. Помимо «стандартных» соцпакетов, которые уже вернули многие крупные компании и постепенно возвращает средний бизнес, частой становится практика «приведи друга». Считается, что если работник прошел испытательный срок, принял ценности компании и влился в корпоративную культуру, то его друзья в целом разделяют похожие ценности, а значит, являются наиболее подходящими кандидатами для трудоустройства. Подобная практика используется даже крупными компаниями и позволяет уменьшить затраты на подбор персонала. В целом рынок труда в 2011 году намного более подвижен, чем в предыдущем. О востребованности квалифицированного персонала говорят показатели спроса на подбор персонала в 32 регионах России: в I полугодии 2011 года количество запросов работодателей на подбор персонала увеличилось на 60%. Нестабильность ситуации и отсутствие объективной потребности в дополнительном персонале бизнес испытывал вплоть до середины 2010 года, второе полугодие показало ощутимый рост.  В целом стоит отметить, что к настоящему моменту рынок труда, по нашим оценкам, восстановился на 90%. Активность бизнеса в части найма персонала практически сравнима с докризисной – с периодом середины 2009 года. 

    

 

Рисунок 5-Динамика потребности  в персонале.

Пятерка наиболее растущих в I полугодии 2011 года отраслей экономики:

  1. Товары народного потребления
  2. Промышленность
  3. Фармацевтика
  4. Банки и финансовые услуги
  5. Информационные технологии

    ТНП и фармацевтика и в прошлом году лидировали по активности найма персонала – ТНП в силу «массовости» сектора, а фармацевтика из-за более стабильного положения по отношению к остальным отраслям, которые значительно затронул кризис. В 2011 году к тройке лидеров присоединился промышленный сектор, который в этом году демонстрирует рост.  Мы видим значительное увеличение потребности компаний, занятых в добыче полезных ископаемых, в области горнорудного оборудования и инжиниринга, промышленного машиностроения – гражданского и военного. Эти компании демонстрируют высокую потребность в сотрудниках среднего звена, преимущественно в инженерных кадрах уровня специалиста. Некоторым промышленным компаниям удается реализовывать крупные проекты по найму квалифицированных кадров, причем немало вакансий открыты в связи с внедрением новых технологий и переоборудованием производства.  Спрос на продукцию, предназначенную для защиты информации, автоматизацию производства  и всеобщая компьютеризация толкают вверх сферу информационных технологий, международные компании увеличивают свое присутствие на российском рынке. Компаниям сферы Hi-tech требуются программисты, разработчики, руководители проектов. Спрос на них высок, но персонала требуется количественно меньше, чем в «массовые» сектора рынка. 

    Банковская сфера чувствует себя в целом увереннее, чем в прошлом году, однако при сравнении 1 полугодия 2010 года и этого же периода 2011 года рост незначительный – с одной стороны, из-за менее активного периода (второе полугодие традиционно более активное). И с другой стороны, банковская сфера сейчас намного более осторожна в плане расширения штатов и темпов найма персонала из-за внешних факторов. Снижение темпов рекрутмента связан с завершением восстановления численности после кризиса, а дальнейший рост мог бы быть обусловлен значительным ростом экономики, в то время как на самом деле происходит только умеренный рост. 

Рисунок 6-Отрасли по объему найма персонала. 

     Что касается, специалистов в сфере маркетинга, то они становятся все более востребованными, количество вакансий уверенно растет. Так в августе 2011 года сфера «Маркетинг/Реклама/PR» занимает третью позицию в списке наиболее востребованных областей среди работодателей. Также в последние годы мы наблюдаем и стремительный рост предложения в области маркетинга – количество кандидатов на рынке становится все больше. Однако, несмотря на это, работодатели все чаще говорят о недостатке квалифицированных кадров и о сложности подбора «нужного» человека. Ситуация осложняется завышенными требованиями соискателей по заработной плате. На сегодняшний момент размер заработных плат в сфере маркетинга еще не вернулся на докризисный уровень. В августе 2011 года средний размер заработной платы в профессиональной области «Маркетинг/Реклама/PR» составил 24 900 рублей, что составляет 85 % от показателя 2007 года и 92 % от показателя за 2008 год.

     Проанализировав динамику вакансий на рынке труда Самары, можно увидеть, что уровень спроса на специалистов в сфере маркетинга в городе Самара восстановился до докризисного уровня уже к концу 2009 года. И с начала 2010 года идет активный рост количества публикуемых вакансий в данной профессиональной области. Значительный рост потребности в специалистах по маркетингу зафиксирован во второй половине 2010 года. За эти 6 месяцев количество вакансий увеличилось на треть по отношению к предыдущему периоду. Первое полугодие 2011 года также показало нам рост работодательской активности. 

     

   Рисунок 7-Динамика вакансий и резюме в профессиональной области Маркетинга г. Самара 2008-2011 год. 
 
 

 

   Рисунок 8- Динамика вакансий и резюме в профессиональной области Маркетинга г. Самара 2010-2011 год. 

   Рассматривая  динамику вакансий и резюме за последний  год, можно увидеть значительную переменчивость в активности соискателей  и работодателей на протяжении года. Так, в течение осеннего периода и до конца года в 2010 году отмечался спад публикации вакансий. И в дальнейшем с января наблюдался устойчивый рост работодательской активности вплоть до июня 2011 года. Соискательская активность также упала в осенний период и своего минимума достигла в декабре. В начале 2011 года отмечен рост числа размещаемых резюме в период с января по март. В мае также зафиксирован существенный спад соискательской активности, который уже к июню сменился на рост. В июле соискатели проявили наибольшую активность за последний год и разместили на четверть больше резюме, чем годом ранее.

   Нужно отметить, что уровень предложения  растет значительно быстрее, чем  уровень спроса на персонал. И сегодня  количество соискателей в сфере  маркетинга на рынке труда достигло 225 %  по отношению к уровню 2008 года, а рост вакансий составил лишь 154 %. Такой рост предложения можно оценивать как весьма положительную тенденцию для работодателей, так как соотношение предложения и спроса на рынке труда в данной сфере всегда отставало от нормы.

   По  данным АНКОРА, в августе 2011 года соотношение спроса и предложения составляет 1,5 (т.е на 10 вакансий приходится 15 кандидатов), это наибольший и наиболее гармоничный показатель за последний год.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ПЕРСПЕКТИВЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА САМАРСКОЙ  ОБЛАСТИ НА БЛИЖАЙШИЕ  ПЯТЬ ЛЕТ
 

    Рынок труда в Самаре в настоящий момент переживает фазу активного роста и развития. По прогнозам специалистов уже через несколько лет кадровая индустрия Самарского региона по насыщенности и уровню предлагаемых услуг достигнет столичного уровня.

    Такой бурный рост связан с активным промышленным и экономическим ростом нашего региона, значительными инвестициями и растущей потребностью в квалифицированных кадрах. Кроме того, город Самара традиционно сохраняет высокие позиции по основным показателям уровня жизни населения Самары. Как и в любой другой сфере, на рынке труда, среди всего объема предлагаемых вакансий в нашем регионе, можно выделить лидеров и аутсайдеров. Но прежде хотелось бы обозначить несколько факторов, оказывающих влияние на популярность тех или иных вакансий в Самаре. Во-первых, во многих отраслях можно увидеть некое несоответствие: рынок труда перенасыщен молодыми специалистами, и, при этом, наблюдается острый дефицит кадров, обладающих богатым практическим опытом, умеющих качественно и оперативно решать поставленные задачи. Прежде всего, это касается инженерно-технических специальностей. Очень сильно повлияли на эту ситуацию 90-е годы, кода все стремились переквалифицироваться и получить образование юриста или экономиста. Такие вакансии в Самаре, как инженер, мастер, технолог, считались не престижными, низкооплачиваемыми.

    Как отмечают специалисты, кадровый голод  в этой сфере будет ощущаться еще продолжительное время. Особенно сильным он будет в автомобилестроении и IT-секторе, уверены эксперты, а значит, вполне прогнозируем рост материального вознаграждения «технарей». Это подтверждают данные 25-го регулярного общеотраслевого обзора заработных плат и компенсаций, проведенного Центром аналитических исследований АНКОР. В исследовании был проанализирован период с апреля 2006 по апрель 2007 года. Как свидетельствуют результаты исследования, в целом рост заработных плат составил 18,9 процентов по стране (исследования проводились в 27 крупнейших городах России, в том числе и в Самаре). Однако по некоторым направлениям зарплата росла гораздо быстрее. Так, например, зарплаты технических специалистов выросли в полтора раза за год.

    Демографический кризис также оказывает очень большое влияние на востребованность тех или иных вакансий в Самаре. По прогнозам Российского Союза Промышленников и Предпринимателей, в 2010 году убыль численности трудовых ресурсов в Поволжском регионе составит 12 %. Таким образом, потребность в кадрах не сможет быть удовлетворена из-за отсутствия на рынке достаточного количества работников, отвечающих требованиям работодателей. Уже сейчас в Самаре не хватает опытных специалистов средней возрастной группы. Поэтому следует ожидать, что в борьбе за работников, соответствующих необходимому уровню квалификации, работодатели будут идти на повышение уровня материального вознаграждения, и это касается не только заработной платы, но и компенсационного пакета. Дефицит специалистов — привычное состояние для большинства компаний, если, конечно, мы говорим о стабильной экономической ситуации. Самара в этом отношении не является исключением. В 2011 году — налицо серьезная нехватка квалифицированного персонала. Особенно это касается инженерных профессий. Открытие технопарка, бум в стане автопроизводителей и производителей автокомпонентов, которые уже работают или только начинают свою деятельность в регионе, породили высокий уровень спроса на инженерный состав. Того количества профессионалов, которые сегодня работают в Самаре и области, — крайне мало для удовлетворения потребностей бизнеса. К тому же в течение долгого времени уровень востребованности этих специалистов был невелик, многие уходили из профессии. С каждым днем на крупных промышленных предприятиях, независимо от кризисов и времен года, все больше возрастает спрос на такие специальности, как токарь, электрогазосварщик, слесарь-ремонтник, электромонтер, наладчик КИПиА и так далее.  Специалисты, которые имеют за плечами богатый опыт, уже приближаются к пенсионному возрасту или продолжают работать, будучи на пенсии. Профессионалы работоспособного возраста предпочитают трудиться индивидуально, на себя. Молодые специалисты после профессиональных учебных заведений без опыта не интересны работодателю. Среди ИТР и специалистов востребованы IT-специалисты, менеджеры по продажам, инженеры различных направлений. Остро стоит вопрос по поиску топ-менеджеров. В одних случаях заработные ожидания соискателя не соответствуют качеству его подготовки, в других — работодатель не имеет возможности «купить» высококвалифицированного топ-менеджера. По исследованиям, которые проводились сотрудниками АНКОР, можно выделить 10 наиболее востребованных профессий в ближайшем будущем:

Информация о работе Анализ рынка труда Самарской области, специалистами компании "АНКОР"