Анализ рынка труда Самарской области, специалистами компании "АНКОР"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 21:02, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы, проанализировать рынок труда Самарской области, и выделить самые востребованные профессии на ближайшие пять лет.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- подбор и анализ теоретических материалов;
- провести анализ рынка труда;
- выявить наиболее востребованные профессии.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....4
1. Рынок труда и его особенности…………………………………………….5
1.1 Анализ рынка труда Самарской области за 2009-2010 года.……………………………………………………………………….….6
2. Перспективы и тенденции развития рынка труда Самарской области на ближайшие пять лет………………………….……………………………..18
3. Маркетинговый план…..……...……………………………………………..22
3.1 Цель маркетингового плана…………………………………………….22
3.1.1 Цель и миссия…………………………………………….................22
3.2 Ситуационный анализ………………………………………………....22
3.2.1 Анализ товара…………………………………………….................22
3.2.2 Целевые рынки……………………………………………………....23
3.2.3 Система распределения……………………………………..............23
3.2.4 Анализ конкурентов…………………………………………............25
3.2.5 Финансовый анализ товара………………………………................26
3.2.6 Инструменты для анализа товара и рынка…………………............26
3.2.7 Резюме текущей ситуации……………………………………..….....29
3.3 Маркетинговая стратегия и цели……………………….......................29
3.3.1 Маркетинговая стратегия…………………………….......................30
3.4 Тактические программы по маркетингу…………………....................30
3.4.1 Целевой рынок………………………………………………………..30
3.4.2 Товар………………………………………………………………......30
3.4.3 Продвижение……………………………………………………….....31
3.4.4 Распределение………………………………………………………...31
3.5 Бюджет, анализ деятельности и реализация плана…………………...32
3.5.1 Маркетинговый бюджет и анализ деятельности…………………...32
3.5.2 Реализация плана……………………………………………………..33

Заключение…………………………………………………………………….35
Список используемых источников………………………………………….36

Файлы: 1 файл

ПРОЕКТ маркетинг в отраслях.doc2.doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

Международный институт рынка

Факультет экономики и менеджмента

Кафедра маркетинга 
 
 
 

Курсовая  работа по курсу : Маркетинг в отраслях и сферах деятельности

   на тему: «Анализ рынка труда  Самарской области, специалистами компании АНКОР» 
 
 

 Выполнила:  студентка гр. Мр-51

Никулина  К.С.

                                                                                                    Проверил: Васильев М.М. 
 
 
 

Самара, 2011 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....4

  1. Рынок труда и его особенности…………………………………………….5
    1. Анализ рынка труда Самарской области за 2009-2010 года.……………………………………………………………………….….6

    2. Перспективы и тенденции развития рынка труда Самарской области на ближайшие пять лет………………………….……………………………..18

    3. Маркетинговый  план…..……...……………………………………………..22

    3.1 Цель  маркетингового плана…………………………………………….22

     3.1.1 Цель и миссия…………………………………………….................22

     3.2 Ситуационный анализ………………………………………………....22

     3.2.1 Анализ товара…………………………………………….................22

      3.2.2 Целевые рынки……………………………………………………....23

     3.2.3 Система распределения……………………………………..............23

        3.2.4 Анализ конкурентов…………………………………………............25

        3.2.5 Финансовый анализ товара………………………………................26

        3.2.6 Инструменты для анализа товара и рынка…………………............26

        3.2.7 Резюме текущей ситуации……………………………………..….....29

    3.3  Маркетинговая стратегия и цели……………………….......................29

      3.3.1 Маркетинговая стратегия…………………………….......................30

    3.4 Тактические  программы по маркетингу…………………....................30

      3.4.1 Целевой рынок………………………………………………………..30

      3.4.2 Товар………………………………………………………………......30

      3.4.3 Продвижение……………………………………………………….....31

      3.4.4 Распределение………………………………………………………...31

    3.5  Бюджет, анализ деятельности и реализация плана…………………...32

      3.5.1 Маркетинговый бюджет и анализ деятельности…………………...32

        3.5.2 Реализация плана……………………………………………………..33 

Заключение…………………………………………………………………….35

Список  используемых источников………………………………………….36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

 

    Рынок труда является одним из наиболее сложных рынков, которые существуют и функционируют. Уровень его  развития является важным показателем  развития экономики страны в целом, а его успешное функционирование – неотъемлемое условие экономического роста. На рынке труда получают оценку стоимость труда, определяются условия найма работников, мобильность рабочей силы, безработица, проявляются основные тенденции в динамике занятости, ее структурах. Поэтому формирование и регулирование рынка труда – одна из ключевых и наиболее острых проблем рыночной экономики и очень актуальная тема на сегодняшний день. Особенно сложно формировать и регулировать рынок труда в условиях кризиса, который в нашей стране был обусловлен переходом от плановой экономики к рыночной в начале 90-х. В связи с этим, формирование рынка труда в России имеет свои особенности, свои недостатки и свои тенденции.

    Цель  данной работы, проанализировать рынок  труда Самарской области, и выделить самые востребованные профессии  на ближайшие пять лет.

    Актуальность темы заключается в том, что на рынке труда постоянно происходят изменения и нехватка специалистов в одной области, прямо противоположно переизбытку специалистов в другой области.

    Предметом исследования является составление  маркетингового плана. Объектом исследования является рынок труда Самарской области.

    Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

    - подбор и анализ теоретических  материалов;

    - провести  анализ рынка труда;

    - выявить наиболее востребованные  профессии. 
 

  1. РЫНОК ТРУДА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
 

    Функционально - организационная структура рынка  труда включает в себя  в условиях развитой рыночной экономики следующие  элементы: принципы государственной  политики в области занятости  и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.

    На  рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой  сделке купли - продажи. Продавцы - это  работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется. На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам. На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный  труд, способствует созданию  жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.

    На  рынке труда реализуется возможность:

     - свободного выбора профессии,  отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями  (уровень оплаты труда, возможности  реализации творческих замыслов  и т. д.);

     - найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

     - независимой и вместе с тем  экономически поощряемой миграции  трудовых ресурсов между регионами,  отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров  культурных и духовных ценностей;

    - свободного движения заработной  платы и других доходов при  сохранении приоритета квалификации  и образования, соблюдении установленного  законом гарантированного минимума  зарплаты, обеспечивающего прожиточный  минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.

    В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его  движение вперед. Через рынок труда  проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально -  технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры,  творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

    Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные, созидательные качества, которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

Конечной  целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и так далее.

    1. Анализ рынка труда Самарской области за 2009-2011 года

    Самарская область — один из наиболее крупных экономических регионов Поволжья. Наличие здесь большого количества разно профильных бизнесов позволяет охарактеризовать многие тенденции на местном рынке труда как типичные для страны в целом. И в то же время в регионе присутствует своя специфика, связанная с историческим наследием промышленной отрасли, и прежде всего — автомобильной индустрии. Важнейшим конкурентным преимуществом Самарской области является ее трудовой потенциал, выгодные характеристики которого подтверждаются оценкой независимых экспертов. В рейтинге регионов Российской Федерации в 2009 – 2010 годах по уровню развития трудового потенциала, как составляющей инвестиционного потенциала, регион занимает 8 место (4 место среди регионов ПФО). Самарская область обладает собственными  трудовыми ресурсами, достаточными для стабильного и устойчивого развития региона. Несмотря на то, что среднесписочная численность работников предприятий области сократилась за 2010 год на 2,7% против предыдущего года, темпы падения ежемесячно замедлялись.

    Наиболее  заметные структурные изменения  среднесписочной численности работников произошли в базовых видах  экономической деятельности (см. рисунок). По сравнению с 2009 годом в общей среднесписочной численности работников предприятий области снизилась доля занятых в отраслях,  наиболее испытавших влияние экономического кризиса, а именно в обрабатывающих производствах, на которые приходиться более четверти работающего населения области, строительстве, операциях с недвижимым имуществом, аренде и предоставлении услуг. В тоже время выросла доля предприятий социально направленных видов экономической деятельности: образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, государственное управление и социальное страхование.

Рисунок 1- Структура численности работников предприятий Самарской области по видам экономической деятельности в %.

    В ноябре-декабре 2010 года кадровый холдинг АНКОР провел исследование среди представителей HR-департаментов ведущих российских и международных компаний, оперирующих в России с целью выявить дефицитные специальности и определить основные причины, способствующие развитию и ухудшению ситуации с профессиональными кадрами в России. В исследовании приняли участие 493 респондента из следующих городов: Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Владивосток, Краснодар, Волгоград, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Хабаровск, Нижний Новгород, Воронеж, Красноярск, Самара, Ярославль, Иркутск, Тверь, Калининград, Уфа, Екатеринбург, Тюмень, Пермь, Томск, Челябинск, Новокузнецк, Владимир, Тула, Саратов, Кемерово, Калуга, Казань, Череповец, Рязань. 

 
Рисунок 2- География исследования.

    Наибольшие  трудности (Рис.3) для респондентов в последние два года вызвал подбор персонала в область продаж (43%), линейного персонала (23%) и профильных технических специалистов (21%). Причем, среди сотрудников отдела продаж наиболее дефицитными оказались специалисты/менеджеры по продажам, далее – торговые представители и руководители отделов продаж. Среди линейного персонала и рабочих наиболее дефицитными являются слесари, далее токари, механики, электромонтеры, машинисты, водители на автопогрузчик, фрезеровщики, наладчики, электромеханики, монтажники, укладчики, электрогазосварщики, горничные, штукатуры, трактористы, сантехники, инструкторы по вождению, сверловщики, замерщики, каменщики, стюарды, продавцы-консультанты, повара и т.д. При поиске профильных технических специалистов наибольшую трудность, по мнению респондентов, вызывает поиск инженеров на производство, инженеров в строительстве и энергетиков.

Информация о работе Анализ рынка труда Самарской области, специалистами компании "АНКОР"