Анализ потребительских предпочтений на рынке овощной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Овощи - один из важнейших и незаменимых продуктов питания. Их называют родником здоровья за высокие пищевые, вкусовые, диетические и лечебные качества. Овощные и бахчевые культуры занимают особое место в продовольственном балансе, обеспечивая организм человека полезными питательными веществами. Поэтому производство их в дальнейшем должно увеличиться.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Теоретические основы маркетинговых исследований...........
Понятие, процесс, цели и задачи маркетинговых исследований
Маркетинговая информация и источники маркетинговой информации
Маркетинговый анализ и прогнозирование


Изучение потребительских предпочтений на рынке овощной продукции
1. Тенденции развития рынка овощной продукции
1.1 Состояние рынка овощной продукции
1.2 Мировые тенденции и особенности рынка овощной продукции в России
2. Цели и задачи проводимого исследования
3. План проводимого исследования
Реализация проводимого исследования
Интерпретация полученных результатов и рекомендации


Заключение

Файлы: 1 файл

Анализ потребительских предочтений на рынке овощной продукции.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

     Проанализировав анкету с позиции вопроса № 11 то можно выявить достоинства и недостатки отечественного рынка овощной продукции и отношение покупателей к нему, какими качествами обладает продукции данного рынка.

     Т.о., при правильном подходе к анализу  анкеты из полученных данных можно  составить достаточно полную картину потребительских предпочтений и состояния рынка.

     После составления анкеты и ее анализа  необходимо определить объем выборки  для исследования.

     Определение единицы выборки связано с  целями и процедурой проводимого  исследования. В некоторых случаях объектом опроса будут отдельные лица (например, при сборе информации о поведении курильщиков), в других — семья (например, при изучении потребления моющих средств), промышленное предприятие (например, при анализе товаров промышленного назначения), фирма или какая-либо организация.

     Т.к. данное исследование является учебным, то объем выборки составит 100 человек. Данное количество человек будет  вполне достаточным для составления  выводов по исследованию потребительских  предпочтений. 

      4. Реализация проводимого исследования 

     После подготовительного периода, который  включает в себя определение типа информации и источников ее получения, разработку форм для сбора данных и определение объема выборки, наступает  самая главная часть проекта  – реализация плана исследования.

     Наше  исследование предполагало опрос 100 человек  с целью изучения их потребительских  предпочтений на рынке овощной продукции  Великого Новгорода для дальнейшего  анализа полученной информации и  разработки рекомендаций для предприятий  на данном рынке.

     В опросе приняли участие 95 женщин и 5 мужчин. Высокая доля женщин объясняется  тем, что покупками в доме занимаются в основном женщины, а объектом опроса были не отдельные люди, а домохозяйства, т.к. объем потребления овощей необходимо брать в расчете на семью.

     В результате проведенного исследования, было выявлено, что большинство опрошенных употребляют овощную продукцию, что отчетливо видно из Рисунка 5.

     При этом, помидоры являются самым популярным овощем, на втором месте огурцы. (см Рисунок 6) 
 

    Рисунок 5 – Процентное соотношение респондентов употребляющих и не употребляющих овощи

     Рисунок 6 – Частота покупок овощей 

    При анализе рынка очень важно  выявить критерии выбора товара потребителями  при покупке. Интересно, что на первом месте для потребителей стоит внешний вид продукции, на втором – вкусовые качества, далее срок годности. Примечательно, что цена не является основополагающим фактором при выборе овощей. (Рисунок 7) 
 
 

     Рисунок 7 – Критерии выбора овощей 

    При покупке большинство респондентов всегда обращают внимание на страну производителя – 57%, а никогда лишь 19%. Очевидно, что покупателю небезразлично кто производитель, а, учитывая то, что 76% потребителей предпочитают отечественную продукцию, можно сделать вывод, что новгородцы поддерживают отечественного производителя. Правда, осознанно это делают лишь 4% опрошенных. Большинство же выбирают отечественного производителя из-за хорошего, привычного вкуса производимых им овощей – 33% и из-за экологической чистоты и низкой цены 22% и 21% соответственно (рисунок 8).

     Рисунок 8 – Критерии выбора продукции отечественного производителя

    Однако  помимо отечественной продукции  новгородцы потребляют и импортную. Главной причиной является высокое  качество производимой за рубежом продукции  – это мнение 65% респондентов. А 27% предпочитают импортную продукцию из-за вкусовых качеств, однако лишь 8% считают ее экологически чистой (Рисунок 9). Для сравнения при покупке отечественной продукции 22% респондентов считают ее экологически чистой. Отказ же от местной продукции вызван в первую очередь невысокими вкусовыми качествами – это мнение 67% респондентов.

    Рисунок 9 – Критерии выбора продукции импортного производителя 

      Что касается места покупок, то 65% опрошенных покупают овощи в магазине. При этом 43% опрошенных полностью устраивает представленный ассортимент, скорее устраивает  40%, совершенно не устраивает 6%. (Рисунок 10)

    Рисунок 10 – Удовлетворение представленным ассортиментом

      При анализе количества человек в семье и объема потребляемой продукции очевидно, что чем больше семья, тем больше она потребляет овощей (Рисунок 11).  

    Рисунок 11 –  Зависимость частоты покупок  овощей от количества человек в семье

     Такой анализ важен, т.к. если учесть демографические  данные на ближайшее время, то можно  спрогнозировать объем потребляемой продукции.

     При составлении прогноза также важно  учесть уровень дохода в семье (в  данном исследовании 65% респондентов имеют  средний уровень дохода, 25% - высокий  и, соответственно, 10% низкий), а также  то, что 72% респондентов не уделяют должного внимания овощам, хотя они являются энергетически ценным продуктом. 

     
      1. Интерпретация полученных результатов  и рекомендации
 

      В результате проведенного исследования можно сделать выводы о состоянии  рынка овощной продукции Великого Новгорода и потребительских предпочтениях.

     На  рынке сложилась благоприятная  обстановка для производства овощных  культур, т.к. большинство потребителей предпочитают овощи отечественного производства. При этом они отдают им предпочтение из-за хороших вкусовых качеств. Между тем, именно на вкусовые качества обращает внимание большинство потребителей в первую очередь. Вместе с тем важно не потерять имеющиеся позиции, но изменять что-либо в технологи производства надо крайне аккуратно, т.к. достаточно большой процент респондентов выбирает овощи отечественного производителя именно потому, что считает их экологически чистыми в сравнении с импортными.

     Что касается перспектив, то объем производства овощей защищенного грунта отечественными производителями в ближайшее  время значительно не измениться, намечается тенденция к его уменьшению. Недостаток овощей собственного производства в новгородской области в незначительном объеме компенсируется импортной продукции после августовского кризиса 1998 года доля ввозимых продуктов питания сократилась вдвое (с 43 до 24%). Фермерские хозяйства и частные предприниматели наполняют рынок овощной продукцией только лишь в летне-осенний период.

     В целом же в Новгороде не уделяется  должного внимания овощам в рационе  семьи. Следовательно, возможно стимулирование сбыта и потребления овощей с помощью рекламы, если сделать акцент на энергетической ценности и необходимости овощей в рационе.

     Удельный  вес расходов на покупку овощей в  общих потребительских расходах населения увеличился на 21% по сравнению  с 2000 годом. Снижение объемов предложений овощей на рынок со стороны всех категорий производителей и увеличения спроса населения, обусловят стабильное повышение цен на продукцию защищенного грунта. Однако темпы роста закупочных цен будут несколько снижаться из-за недостаточно высокого уровня платежеспособности населения и не превысят темпов роста инфляции.

     Новгородцы  предпочитают покупать овощную продукцию  в магазинах. Несмотря на то, что 43% респондентов полностью устраивает ассортимент, хочется заострить внимание и на организации овощного отдела. Если в крупных магазинах выкладке фруктов и овощей уделяют особое внимание, то в других торговых точках выкладка плодоовощной продукции остается слабым звеном. А ведь этот отдел можно сделать ярким и привлекательным, здесь можно использовать широкие цветовые возможности для создания ощущения свежести и чистоты. В современных магазинах овощной отдел организуют ближе к входу, так как яркое цветовое пятно обязательно привлечет внимание покупателей, даже если овощи-фрукты на данный момент ему не нужны. Оригинально сформированный плодово-овощной ряд способен погрузить потребителя в атмосферу магазина. А постоянный широкий ассортимент фруктов и овощей может стать ключевым фактором при выборе торгового предприятия.

     Выкладку  плодоовощной продукции специалисты советуют делать так, чтобы фрукты и овощи контрастировали по цвету. Как показывают исследования, сочетание оранжевого и красного цвета производит наиболее сильное впечатление, надолго запоминается и комбинация из плодов разной формы и размеров. Если ассортимент продукции не столь разнообразен, создать контрастную гамму можно, используя яркие ценники и контейнеры. Что касается фасовки, расфасованная овощная продукция имеет как свои преимущества, так и недостатки. Предварительная фасовка стимулирует покупателя приобретать продукты в больших количествах. Этим подходом вооружились некоторые магазины Нижнего Новгорода, но прежде чем купить тот или иной товар, покупатель стремится лично убедиться в качестве продукции, и, замечая в расфасовке отдельные некачественные плоды, нередко отказывается от покупки в целом.

     Сегодня спрос растет, покупатель становится все требовательнее, он готов платить  за качественный товар, больше уделяет  внимания внешнему виду, упаковке. Уже  пришло время, когда покупательский спрос стал определять ассортимент в розничной торговле, в свою очередь, розница формирует стиль работы с оптовиками и производителями овощей.

     В целом же по стране, чтобы стабилизировать  овощной рынок и защитить потребителей и производителей овощей, необходимо решить следующие вопросы:

  • Усилить регулирование развития овощеводства в рамках рыночных отношений на основе государственной экономической поддержки производителей продукции через систему субсидирования, льготного кредитования и приоритетного материально-технического обеспечения.
  • Признать, что в сложившихся условиях основой устойчивого производства и снабжения населения овощами по-прежнему остаются специализированные хозяйства.
  • Сохранить и углубить зональную специализацию в овощеводстве. Восстановить тесные организационные связи специализированных зон и хозяйств с непосредственными потребителями овощной продукции.
  • Решить проблему создания и промышленного производства комплекса технических средств, в том числе малогабаритной техники, емкостей для хранения, малых цехов переработки для фермерских хозяйств, специализирующихся на производстве овощей.

     Это первоочередные меры. Они направлены на стабилизацию овощеводства в государственном  секторе и на поддержку и развитие фермерских хозяйств, выращивающих овощи.

     Неотложная  задача в овощеводстве – создание в условиях рынка интегрированных  структур, объединяющих в себе производство, переработку, хранение и сбыт сельскохозяйственной продукции.

     Таким образом, прогноз развития овощеводства на ближайшее десятилетие свидетельствует о необходимости переориентации овощеводства на внедрение достижений научно-технического прогресса и усиление интенсификации, влияющих на темпы увеличения количественных и качественных показателей, на повышение экономической эффективности интегрированного производства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

III. Заключение 
 

     В результате проведенного маркетингового исследования были выявлены основные потребительские предпочтения на рынке  овощной продукции Великого Новгорода.

     На  рынке сложилась благоприятная  обстановка для производства овощных  культур, т.к. большинство потребителей предпочитают овощи отечественного производства. При этом они отдают им предпочтение из-за хороших вкусовых качеств. Между тем, именно на вкусовые качества обращает внимание большинство потребителей в первую очередь. Что касается перспектив, то объем производства овощей защищенного грунта отечественными производителями в ближайшее время значительно не измениться, намечается тенденция к его уменьшению. Недостаток овощей собственного производства в новгородской области в незначительном объеме компенсируется импортной продукции.

     Снижение  объемов предложений овощей на рынок  со стороны всех категорий производителей и увеличения спроса населения, обусловят  стабильное повышение цен на продукцию защищенного грунта. Однако темпы роста закупочных цен будут несколько снижаться из-за недостаточно высокого уровня платежеспособности населения и не превысят темпов роста инфляции.(5)

     Неотложная  задача в овощеводстве – создание в условиях рынка интегрированных структур, объединяющих в себе производство, переработку, хранение и сбыт сельскохозяйственной продукции.

Информация о работе Анализ потребительских предпочтений на рынке овощной продукции