Анализ потребительских предпочтений на рынке овощной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Овощи - один из важнейших и незаменимых продуктов питания. Их называют родником здоровья за высокие пищевые, вкусовые, диетические и лечебные качества. Овощные и бахчевые культуры занимают особое место в продовольственном балансе, обеспечивая организм человека полезными питательными веществами. Поэтому производство их в дальнейшем должно увеличиться.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Теоретические основы маркетинговых исследований...........
Понятие, процесс, цели и задачи маркетинговых исследований
Маркетинговая информация и источники маркетинговой информации
Маркетинговый анализ и прогнозирование


Изучение потребительских предпочтений на рынке овощной продукции
1. Тенденции развития рынка овощной продукции
1.1 Состояние рынка овощной продукции
1.2 Мировые тенденции и особенности рынка овощной продукции в России
2. Цели и задачи проводимого исследования
3. План проводимого исследования
Реализация проводимого исследования
Интерпретация полученных результатов и рекомендации


Заключение

Файлы: 1 файл

Анализ потребительских предочтений на рынке овощной продукции.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

      Таким образом, рынок овощной продукции России не насыщен и, наиболее вероятно, что его объем будет расти в дальнейшем по мере перетекания инвестиций в аграрный сектор и повышения уровня благосостояния населения. Эксперты отмечают также наметившуюся тенденцию изменения структуры потребления: сокращение относительной доли картофеля в потребительской корзине горожан за счет роста доли потребления овощей. (2)

     Рисунок 3 – Среднедушевое годовое потребление  овощей

     Росту объемов производства овощей препятствуют объективные трудности. Российский рынок овощной продукции, в отличие от западного, в силу исторических, а также климатических факторов, имеет свои особенности. Производство овощей зависит от погодных условий, объемов урожая, условий хранения продукции.

     Российского потребителя отличают от европейского не только объемы потребления овощей. В нашей стране большая доля приходится на покупку картофеля, прочих овощей покупается меньше. Более того, закупку  овощной продукции в основном осуществляют городские жители и потребители со средними или высокими доходами, жители же села большую часть плодово-овощной продукции, как всегда, выращивают самостоятельно. (8)

     В отличие от европейских стран  сельскохозяйственное производство России находится преимущественно в зоне рискованного земледелия, в сложных климатических условиях. Даже благополучная на фоне остальных регионов Кубань проблематична для получения гарантированных урожаев овощной продукции. Неравномерное распределение и недостаточное количество осадков в вегетационный период приводит к низким урожаям на богарных землях.

      Экономические трудности страны в последнее десятилетие сказались на количестве и качестве мелиоративных площадей. Прекращение или резкое снижение уровня финансирования эксплуатационных ремонтно-восстановительных работ на оросительных системах привело к интенсивному выводу из оборота орошаемых площадей. На порядок уменьшилось количество дождевальных машин, выведены из строя десятки насосных станций.

Рисунок 4 – Динамика урожайности овощных культур и оснащенности орошаемых площадей дождевальной техникой  

     На  графике (рисунок 4) наиболее ярко видна  зависимость средней урожайности  овощных культур от оснащенности дождевальной техникой в период с 1990 по 1997 годы. С 1998 года вклад дождевальной техники в формирование среднего урожая овощных культур на Кубани несущественен. Приостановило падение урожайности выращиваемых овощей и стабилизировало её на отметке 40 % от значений 1990 года отчасти повышение эффективности использования оросительной техники в хозяйствах края, отчасти увеличение доли производства овощей на ручном поливе в домохозяйствах.

     Технический аспект проблемы расширения производства овощей кроется в изношенности парка  дождевальной техники, выходе из строя  старых оросительных систем. Экономический аспект проблемы заключается в том, что восстановление оросительных систем экономически не выгодно отдельным хозяйствам при существующих ставках и условиях кредитования. Да и не под силу пока сельхозпроизводителям содержать магистральные оросительные сети без бюджетной поддержки.

     В сложившихся условиях наиболее вероятно, что приращение орошаемых площадей будет происходить в основном за счет инвестиций агрохолдингов, пришедших  на Кубань, таких, как  "Бондюэль" (Франция), "Юг Руси" (Россия, Ростов-на-Дону), "Югагробизнес" (Россия, Усть-Лабинский район Краснодарского края). В Динском районе французской фирмой уже восстановлены оросительные системы с применением ДМ "Кубань" для производства десертной кукурузы.

     Таким образом, отрицательная динамика производства овощей на Кубани обусловлена сокращением орошаемых площадей и, прежде всего, орошаемых наименее трудоемким способом – дождеванием. В ближайшие годы наиболее вероятен сценарий экономического "саморегулирования", по которому в Краснодарском крае ожидается увеличение доли импортной, а также инорегиональной овощной продукции. С другой стороны, растущий спрос на такую продукцию создал экономические предпосылки эффективных инвестиций в расширение площадей, орошаемых дождеванием. 

    2. Цели и задачи проводимого исследования 

     Овощи - один из важнейших и незаменимых  продуктов питания. Их называют родником здоровья за высокие пищевые, вкусовые, диетические и лечебные качества. Овощные и бахчевые культуры занимают особое место в продовольственном  балансе, обеспечивая организм человека полезными питательными веществами.

        Современный объем производства овощей не удовлетворяет растущих потребностей населения страны. По научно обоснованным нормам питания на душу населения должно приходиться 150-160 кг. овощей, а потребление сейчас составляет около 70 кг, а по отдельным регионам еще меньше. Даже от норм, предусмотренных в минимальной потребительской корзине, овощей потребляется лишь около 75 %. (1)

     В современных условиях требуют глубокого  научного исследования и практического решения вопросы формирования региональных овощных рынков. Рынок овощной продукции является одним из важнейших сельскохозяйственных рынков.

     Неблагоприятные изменения, произошедшие в течение  последнего десятилетия, определяются новыми условиями ведения хозяйственной деятельности. Растущая конкуренция привела к насыщению отечественного овощного рынка продукцией. Это ставит перед региональными производителями задачу сохранения рынка сбыта и, по возможности, его расширения, увеличения собственной рыночной доли или поиск ниши, способной обеспечить сбыт производимой продукции. В условиях конкуренции меняется подход к ценообразованию, остро встают вопросы планирования товарного ассортимента. Изменившаяся система товародвижения овощной продукции за счет преобразования прежних и появления новых субъектов хозяйственной деятельности на пути продукта от производителя к конечному потребителю ведет к формированию новых каналов сбыта, перераспределению их значимости для предприятий.  
Одновременно изучение рынка дает основу для оценки перспектив его развития, позволяет сформировать обоснованную программу экономического развития отдельного предприятия, ориентированную на потребности рынка и потому способную создать основу для эффективного ведения хозяйственной деятельности. Помимо практического значения, информация о состоянии и развитии рынка играет решающую роль в становлении современной экономической науки. (7)

     В этих условиях очевидна необходимость  в исследовании рынка овощной  продукции.

     Перед началом любого исследования необходимо поставить цели. Целями данного исследования являются изучение потребительских предпочтений на рынке овощной продукции Великого Новгорода и разработка предложений по формированию и эффективному функционированию регионального рынка овощной продукции.

     Для достижения намеченной цели были поставлены следующие задачи:

     - исследовать современное состояние  спроса и предложения овощной  продукции в регионе;

     - определить основные направления  формирования рынка овощной продукции  и оценить роль отечественных и зарубежных товаропроизводителей в его насыщении;

     Результаты  исследования могут быть использованы региональными плодоовощными предприятиями  при исследовании и анализе текущего состояния рынка овощной продукции, разработке долгосрочной маркетинговой стратегии деятельности. 

    3. План проводимого исследования 

     Для сбора информации возможно применение различных методов. В данном исследовании более эффективным будет применение полевых методов исследования, т.к. целенаправленно собранная информация исключает информационный шум, будет более актуальна и своевременна в сравнении с кабинетным методом исследования. Хотя использование ранее собранной информации как дополнение к проведенному исследованию дает более полную картину ситуации на рынке овощной продукции Великого Новгорода. В качестве дополнительного источника информации при окончательном анализе мы будем использовать информацию с официального сайта ЗАО «Трубичино» - производителя овощей защищенного грунта.

     Итак, остановившись на первичном (полевом) методе сбора информации перед нами стоит задача выбора способа получения информации. Существует 3 способа: наблюдение, эксперимент и опрос.

     Метод наблюдения заключается в непосредственном наблюдении исследователя за вовлеченными в анализируемую ситуацию лицами и обстановкой. Этот метод при исследовании данного рынка достаточно эффективен, однако, он не позволяет выявить некоторые важные для нас показатели, такие как уровень дохода покупателей, частота покупок, причины, побудившие к совершению покупки и т.д. Наиболее оптимально использование данного метода в комплексе с каким-нибудь другим.

     Наиболее  строгим с научной точки зрения является экспериментальное исследование, имеющее целью установление причинно-следственных связей. Объекты эксперимента должны быть специально отобраны и подвергнуты запланированным воздействиям в условиях контроля за внешним окружением, чтобы выявить статистически значимые различия в их реакции. Т.к. данное исследование является учебным, у нас нет возможности проведения полноценного эксперимента, следовательно, данный метод не может быть использован как основной.

     Выборочные  опросы - наиболее распространенная форма  получения информации о мнениях, потребностях, поведении потребителей. Различаются индивидуальные интервью - опросы по заранее подготовленной программе (их вариант телефонные интервью) и групповые интервью - свободная беседа в непринужденной обстановке, которую направляет интервьюер, подсказывая темы обсуждения. Выявляется психология потребителей, мотивация их потребностей и т.д. Успех опроса зависит от разработки программы и квалификации интервьюера, часто опросы проводятся во время выставок-продаж или сочетаются с пробным маркетингом. Самостоятельной и наиболее распространенной формой опроса является анкетирование.

     В данной ситуации анкетирование наиболее приемлемый способ сбора информации. Она позволяет в достаточно короткие сроки опросить необходимое количество людей, получить ответы на интересующие вопросы (что не всегда возможно при наблюдении), исключает влияние интервьюера и т.д.

     Итак, для получения данных для исследования рынка овощной продукции Великого Новгорода была составлена анкета (Приложение А). В анкете были использованы вопросы  только закрытого и смешанного типа, т.е. с вариантами ответа. Такой тип  вопросов с вариантами ответа упрощает восприятие, уменьшает время заполнения анкет, практически исключает оставление вопросов без ответа и не встревожит респондентов.

     Данная  анкета позволяет исследовать рынок  овощной продукции  по разным аспектам и провести достаточно разносторонне исследование. Важно, что по результатам опроса можно исследовать не только спрос на товары отечественного производителя, но и импортного.

     Структура анкеты такова, что наиболее сложные  и важные для нас вопросы приведены  в середине анкеты, что обеспечивает точность получаемой информации. Анкета содержит паспортичку. Она позволяет провести анализ исходя из пола, количества человек в семье и уровня дохода. Вопросы об уровне образования и возрасте, на мой взгляд, не нужны в данной анкете, т.к. эти параметры несильно влияют на потребительские предпочтения, и вряд ли существует четкая зависимость между ними и базовыми вопросами анкеты.

     Главными  вопросами данной анкеты, исходя из цели и задач исследования, являются вопросы № 8-12, связанные с выбором и параметрами привлекательности производителя.

     Вопрос  № 2, 3, 4 в сочетании с другими  вопросами анкеты позволяет нам  выявить влияние дохода  в семье  на потребление овощной продукции.

     Вопрос  № 7 даёт нам представление о критериях  выбора, а вопросы № 10, 11 выявляют причины отдачи предпочтения в выборе страны производителя.

     Вопросы № 11, 12 позволяет определить отношение  потребителя к отечественному рынку  овощной продукции.

     Если  брать за основу группировки вопрос № 13, то это позволит определить что  в данном месте сбыта привлекает потребителя (хорошее качество, цена, внешний вид или вкусовые качества).

     Если  основой группировки является вопрос № 6, то можно определить какой из видов овощной продукции обладает наиболее привлекательными качествами (приемлемая цена, страна производитель, высокое качество, широкий выбор).

Информация о работе Анализ потребительских предпочтений на рынке овощной продукции