Анализ потребительских предпочтений на рынке овощной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Овощи - один из важнейших и незаменимых продуктов питания. Их называют родником здоровья за высокие пищевые, вкусовые, диетические и лечебные качества. Овощные и бахчевые культуры занимают особое место в продовольственном балансе, обеспечивая организм человека полезными питательными веществами. Поэтому производство их в дальнейшем должно увеличиться.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................3
Теоретические основы маркетинговых исследований...........
Понятие, процесс, цели и задачи маркетинговых исследований
Маркетинговая информация и источники маркетинговой информации
Маркетинговый анализ и прогнозирование


Изучение потребительских предпочтений на рынке овощной продукции
1. Тенденции развития рынка овощной продукции
1.1 Состояние рынка овощной продукции
1.2 Мировые тенденции и особенности рынка овощной продукции в России
2. Цели и задачи проводимого исследования
3. План проводимого исследования
Реализация проводимого исследования
Интерпретация полученных результатов и рекомендации


Заключение

Файлы: 1 файл

Анализ потребительских предочтений на рынке овощной продукции.doc

— 1.01 Мб (Скачать файл)

     Телефонное  интервью считается целесообразным, если требуется задать несколько  простых вопросов, оперативно провести анализ рынка или предварительное исследование перед персональным интервьюированием. Стоимость телефонного опроса значительно превышает стоимость почтового анкетирования, особенно в случае ведения международных переговоров. Плюсом этого метода связи с аудиторией является его высокая результативность (на вопросы отвечают обычно 80—90% респондентов) и возможность быстрого получения ответа.

     Личное  собеседование — самый универсальный  метод, характеризующийся высокой  степенью гибкости и подгоняемости  под респондента. Кроме того, интервьюер не только задает собеседнику больше вопросов, но и дополняет результаты беседы личными впечатлениями. В то же время этот метод требует тщательного планирования, контроля и больших затрат. Кроме того, на его результаты влияют взгляды и предубеждения интервьюера. Личное собеседование может проходить в форме индивидуального и группового интервью. В первом случае предполагается посещение респондентов на дому, по месту работы, встреча на улице.  (12) Во втором — составляется фокус группа из 6—10 человек, которых просят провести несколько часов в обществе опытного ведущего для обсуждения товара, услуги, компании или какого-либо другого объекта маркетингового исследования. Ведущий должен быть объективным, хорошо осведомленным о предмете беседы, но главное — специалистом, разбирающимся в динамике групп и поведении потребителей. (13) В ряде случаев в качестве компенсации за потраченное время опрашиваемому вручается небольшая денежная сумма или подарок. (16)

     При подготовке опроса необходимо предварительно разработать план интервью или опросный лист (анкету). Существуют определенные правила составления опросных листов и формулировки включаемых в них вопросов.

     В частности, во введении к анкете исследователь  должен сформулировать цель опроса и  постараться убедить респондента ответить на поставленные вопросы, показав, какую выгоду тот получит, приняв участие в опросе. Количество вопросов должно быть оптимальным, т.е. обеспечивающим полноту информации, но не чрезмерным, что удорожает обследование (необходим разумный компромисс). (15) Вопросы должны быть составлены в тактичной форме, чтобы не обидеть или не встревожить респондентов и не вызвать негативной реакции с их стороны. Вопросы должны быть сформулированы четко и конкретно, чтобы все респонденты понимали их одинаковым образом и на них можно было легко ответить. (14) Вопрос должен быть кратким (особенно при личном интервью). Следует избегать наводящих вопросов. Наиболее трудные вопросы рекомендуется ставить в середине или ближе к концу анкеты. Вопросы личного характера, касающиеся возраста, образования, национальности и т.д., приводят в конце анкеты. Рекомендуется включать в опросные листы так называемые вопросы-фильтры, которые позволят судить о правильности остальных ответов. (15)

     Форма вопроса в конечном итоге также может повлиять на полученный ответ. Маркетологи выделяют обычно два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Ответы на эти вопросы легче поддаются анализу и обобщению. Открытые вопросы дают возможность опрашиваемым отвечать своими словами. Такие вопросы ставят в самых разных формах, они дают возможность получить качественную информацию и оценить восприятие потребителем того или иного товара. Чаще всего в полном объеме их используют при проведении фокус-групп.

     Традиционная  схема анкеты включает:

     - введение (цель опроса, сведения  об опрашивающих: название, характеристика, адрес), гарантия анонимности опроса  и доверительность ответов;

     - перечень вопросов, характеризующих предмет опроса;

     - сведения об опрашиваемых. (10)

     Следует помнить, что общее число вопросов в анкете не должно превышать 45. Это  максимум, после которого внимание опрашиваемого снижается. (19)

     Сбор  информации о внутренней и внешней  среде организации должен вестись непрерывно. Для этой цели на фирме в рамках маркетингового подразделения должны быть созданы системы маркетинговой информации и поддержки маркетинговых решений. (14) 

     3. Маркетинговый анализ и прогнозирование 

     После завершения сбора данных наступает следующий этап — отработка (анализ) полученной информации и формирование отчета. Первый шаг в процессе анализа — проверка анкеты с целью установления качества ответов, выявление анкет, которые могут быть неприемлемыми из-за неполного заполнения, и т.д. Следующий шаг — конструирование формата идеи, представленной в ответах, путем сведения полученных данных в таблицы, тем более, что перед опросом было проведено полное тестирование метода, которое включало и составление таблиц на основе полученной информации. На этой стадии еще существует опасность представить данные таким образом, что они не будут показывать искомый результат, поэтому надо действовать очень внимательно, чтобы не исказить результаты исследований. (17)

     Маркетинговый анализ представляет собой процесс получения выводов из собранной и надлежащим образом сгруппированной информации. Анализ имеет две ступени: 1) констатационные оценки состояния и развития рынка и 2) объяснение сложившейся ситуации, выявление и моделирование причинно-следственных связей, научное прогнозирование дальнейшего развития. Маркетинговый анализ служит целям разработки маркетинговой стратегии, принятия конкретных маркетинговых решений и обеспечения эффективности маркетинговой деятельности фирмы.

     Маркетинговый анализ - оценка, объяснение и прогноз рыночной ситуации, процесса товародвижения и собственного потенциала фирмы с помощью статистических, эконометрических и других методов исследования. (15)

     Методология маркетингового анализа включает: статистические методы - абсолютные, средние, относительные величины, группировки, индексы, вариационный анализ, корреляционно-регрессионный и многомерный анализ, графический метод, трендовые модели; эконометрическое моделирование - линейное и динамическое программирование, модели, базирующиеся на теории массового обслуживания (теория очереди) и теории принятия решений (теория риска), логистические модели; квалиметрические методы: использование стратегических матриц (решеток) и т. д. Маркетинговый анализ должен быть системным, т. е. охватывать весь рынок и рыночные процессы в их структурной иерархии, в динамическом развитии и во взаимосвязи. Он включает:

     - ситуационный (конъюнктурный) анализ;

     - анализ потенциала собственной  фирмы;

     - анализ возможностей конкурента.

     Любое маркетинговое мероприятие (решение на выпуск нового товара, заключение контракта на сбыт, уход с рынка, изменение цены и т. д.) осуществляется с учетом рыночной ситуации. Поэтому конъюнктурный анализ - необходимый компонент маркетингового исследования. (14)

     Конъюнктура (от лат. conjungo - соединяю, связываю) рынка - конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которая эту ситуацию определяет.

     Что понимается под рыночной ситуацией, или состоянием рынка?

     - Степень сбалансированности рынка  (соотношение спроса и предложения).

     - Тип рынка (конкурентный, монополистический  и т. д.).

     - Тенденции развития рынка (изменения,  их векторы, скорость и интенсивность).

     - Масштабы и степень деловой  активности (заполненность хозяйственного портфеля фирмы, число и размер заказов и т. п.).

     - Уровень риска.

     Тенденции рынка определяются на основе анализа  изменения основных параметров рынка (продажи, цен, товарных запасов). Визуально  рассматриваются динамические ряды темпов роста или их графические изображения (диаграммы). Более надежный вывод базируется на трендовых моделях (статистическом выравнивании), которые не только определяют вектор и скорость развития, но и его характер: ускорение (степенная и показательная кривая, парабола), спад  с  замедлением (гипербола), равномерное развитие (прямая) и т. д. (15) 

II. Изучение потребительских предпочтений на рынке овощной продукции

1. Тенденции развития рынка овощной продукции

1.1. Состояние рынка овощной продукции 

     Лук, картофель, морковь, капуста, свекла, безусловно, товары первой необходимости. До сих пор большая часть российского населения в зимне-весенние месяцы потребляет овощи, которые закладываются на хранение осенью. Однако к началу второго квартала запасы плодово-овощной продукции заканчиваются и до следующего урожая наблюдается сезонное повышение спроса. А так как предложение овощей в это время обычно ограничено, цены растут. Отечественные производители могли бы полностью обеспечивать российского потребителя овощами круглый год. Но этого не происходит. Так что же мешает производителям производить, а магазинам продавать овощи? Как развивается это направление торговли?

     На  протяжении последнего десятилетия  проблема снабжения овощами жителей  больших городов стоит очень остро. С началом стремительных рыночных преобразований в отечественной экономике прежняя система торговли плодоовощной продукцией практически развалилась. Так, в крупных городах и ближайших пригородах овощные базы не смогли быстро перестроиться под соответствующие требования рыночной экономики, резко снизили свои обороты, а многие даже сменили направление своей деятельности. Причинами подобного краха стали устаревшая технология хранения, огромные потери продукции. Как следствие, при отсутствии нормального сбыта сельхозпредприятия резко сократили площади под посевы овощных культур, снизили объемы производства.

     Чтобы хоть как-то решить проблему с овощами, в начале 90-х годов горожанам  в массовом порядке предлагались земли под садово-дачные участки. Начавшийся потом садово-огородный бум несколько компенсировал спад производства сельхозпредприятий, но полностью проблемы не решил. К тому же с постепенным ростом доходов интерес горожан к выращиванию овощей стремительно падает.

     Что делать магазинам? Сейчас в хороших магазинах нет прежней пустоты на овощных прилавках, но это не значит, что проблемы решены. Крупные торговые предприятия самостоятельно ищут пути к нормальной цивилизованной овощной торговле. Сельхозпредприятия готовы напрямую продавать свой урожай за «живые» деньги, иногда даже ниже себестоимости, только чтобы получить хоть что-нибудь. Но купить овощи за живые деньги могут лишь крупные магазины, при этом проблемы с хранением и, как следствие, обеспечением круглогодичной бесперебойной поставки овощей на прилавки остаются. Ранее существовали городские заказы, плодово-овощным базам выдавались кредиты на закупку овощей, а магазинам предписывалось реализовывать товар только с овощных баз.

     Некоторые торговые предприятия помогают производителям внедрять современные технологии, работать по принципу прямых поставок. Существуют примеры, когда торговые предприятия становятся собственниками нерентабельных совхозов. Что и говорить, сельское хозяйство нашей страны пока переживает, как и прежде, трудные времена, селу всегда необходимы внимание, дотации. Овощной торговле в России пока не хватает серьезных посреднических структур между производителями овощей и торговыми предприятиями. Однако в последнее время на российском рынке все же стали появляться посредники между производителями и магазинами, которые в сложившихся условиях способны работать, и, что немаловажно, внедрять современные методы работы. (8)

     Однако, согласно предварительным данным Российского  департамента статистики, производство картофеля за последний год увеличилось на 3,3%, а производство овощей - на 3%. Главная причина увеличения урожая состоит в увеличении урожайности, которое не только компенсировало уменьшение площадей, но даже позволило увеличить валовой сбор. Первая половина 2006 г. характеризовалась высокими ценами на картофель и овощи.

     Свекла, морковь и лук были наиболее дорогими. Сезонное увеличение цены произошло  в первые месяцы года, что характерно для рынка овощей и фруктов, но усиленный рост цен стал также  следствием сложных погодных условий в 2006 г. В розничной торговле при этом отмечалось увеличение объемов реализации овощей и уменьшение - картофеля.

     Общее производство картофеля и овощей в 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличилось  и достигло 38,5 млн. тонн картофеля, и 15,6 млн тонн овощей. Урожайность увеличилась соответственно на 7,1 и 2,2%, в то время как площади под картофелем уменьшились на 3,3%, под овощами - выросли на 1,3%. (6)

1.2. Мировые тенденции и особенности рынка овощной продукции в России 

     По  данным ООН в 2006 году  в мире было произведено 565 млн. тонн овощей и бахчевых культур, в среднем по 100 кг на каждого жителя нашей планеты. Лидерство – 36 % мирового производства – принадлежит Китаю (202 млн. тонн). Среднедушевое потребление в этой стране составляет 170 кг овощей и 100 кг арбузов. Другие крупнейшие страны-производители представлены на гистограмме (Рисунок 2).  

      
Рисунок 2 – Годовое производство овощей, млн. тонн

     Медицинские нормы потребления овощей составляют 120–130 кг на одного человека в год. Почти  вдвое превосходит этот уровень Италия – 230 кг/чел. В России потребление овощной продукции в три раза меньше, чем в этой средиземноморской стране, и на 50 кг/чел меньше рекомендуемых норм. Сравнительные данные приведены на гистограмме для некоторых стран СНГ и мира на рисунке 3.

Информация о работе Анализ потребительских предпочтений на рынке овощной продукции