Анализ маркетинговой деятельности ФГУП «Почта России»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 11:07, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование особенностей маркетинговой деятельности предприятий сферы услуг, а также анализ маркетинговой деятельности ФГУП «Почта России».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть место маркетинга в функциональной системе предприятия;
- выявить особенности маркетинга услуг;
-рассмотреть теоретические особенности анализа комплекса маркетинговой деятельности в сфере услуг

Файлы: 1 файл

Диплом маркетинг (1) нов.docx

— 226.77 Кб (Скачать файл)

Источник: составлено автором на основе данных годового отчета, опубликованного на официальном сайта ФГУП «Почта России»

 

 

Улучшение финансового положения и рост показателей эффективности предприятия в 2012 году по отношению к 2011 году обусловлен следующими факторами.

Рост эффективности деятельности:

  1. увеличение выработки на одного работника на 14 %, рост объемов среднемесячных  продаж на 1 ОПС на 6 % (с 182 тыс. руб. до 193 тыс. руб.) и на 1 обслуживаемого жителя на 6 % (с 53 руб. до 57 руб.).
  2. увеличение объемов:
  • рекламной продукции на 86,4 % (171 млн ед.);
  • приема коммунальных и муниципальных платежей на 8,1 % (48,4 млн ед.);
  • пенсий и пособий на 9,4 % (45,9 млн ед.);
  • сортировки и транспортировки печатных изданий на 1,8 % (27,0 млн ед.);
  • отправлений 1 класса на 33,4 % (3,5 млн ед.);
  • экспресс-почты (ЕМS) на 41,4 % (1,2 млн ед.);
  • отправлений посылторговых организаций на 5,6 % (752 тыс. ед.);
  • страховых, пенсионных и др. полисов в 3,3 раза (491 тыс. ед.).

3)Оптимизация численности персонала и оплаты труда:

  • Предпринятые в течение года меры по оптимизации численности персонала, совершенствованию системы оплаты труда и мотивации работников создали условия стимулирования роста производительности труда и позволили увеличить среднюю заработную плату на 17 %.
  • В результате проведения программ ликвидации избыточной занятости средняя численность персонала сократилась на 4,4 %.

Получение субсидий на покрытие убытков и компенсацию расходов в размере 5 469 млн руб., что на 3 % выше уровня прошлого года и покрывает 58 % (в 2011 году 60 %) от фактически понесенных убытков по данным направлениям, в том числе:

  • получение субсидии по подписке 3 млрд руб., что составляет 74 % от фактически понесенных убытков (4,0 млрд руб. – убытки указаны за 2 пг 2009 +1 пг 2011 в соответствии с Правилами предоставления субсидий по подписке);
  • возмещение убытков от оказания универсальных услуг связи с использованием  ПКД – 2 341 млн руб., что составляет 60 % от убытков, понесенных в связи с оказанием данных услуг;
  • возмещение убытков от оказания общедоступных услуг почтовой связи в районах  Крайнего Севера в размере 127,5 млн руб., что составляет 7 % от убытков, понесенных

Таким образом, ФГУП «Почта России» – это одно из самых больших предприятий в России. Это самый большой трудовой коллектив почтовых работников – 381 тыс. сотрудников. Ежегодно работники предприятия принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 млрд. писем, 48 млн. посылок и почти 113 млн. денежных переводов. Всего Почта предлагает своим клиентам свыше 80 почтовых, финансовых, информационных, коммуникационных и прочих услуг. Сегодня Почта России включает в себя 86 филиалов, около 42 000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты. В ходе анализа  финансово-хозяйственных показателей деятельности ФГУП «Почта России» было выявлено, что в 2012 году увеличились показатели выручки от реализации продукции, чистая прибыль, произошло улучшение финансового положения и рост показателей эффективности за счет увеличение выработки на одного работника, роста объемов среднемесячных  продаж на 1 ОПС, увеличения объемов рекламной продукции, приема коммунальных и муниципальных платежей, пенсий и пособий, сортировки и транспортировки а так же оптимизация численности персонала и оплаты труда.

 

2.2 АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФГУП «ПОЧТА РОССИИ»

Сегодня государство проводит политику либерализации почтового рынка. Число участников отрасли – лицензиатов растет год от года. Если в 2007 году таковых насчитывалось 121, то в 2010 году уже 272.

ФГУП «Почта России» является системообразующим предприятием и крупнейшим работодателем отрасли, ведущим участником рынка услуг почтовой связи.

 Деятельность ФГУП «Почта России» охватывает 5 ключевых рынков:

  1. письменная корреспонденция;
  2. посылки и экспресс-почта;
  3. финансовые услуги, включая денежные переводы, прием платежей и доставку пенсий;
  4. розничная торговля;
  5. доставка прессы.

На данные рынки приходится около 90% от операционных доходов Почты России. Еще около 5% формируются за счет прочих доходов. Компенсации государством выпадающих доходов составляют около 5%.

По итогам 2012 года ФГУП «Почта России» занимает долю в сегментах почтового рынка:

  1. «Письменная корреспонденция» – 97 %;
  2. «Посылки» – 96 % (по методике расчета Минкомсвязи РФ).
  3. «Подписка и доставка переодической  печати» - 69%
  4. «Доставка пенсий и пособий» - 52,1%
  5. «Денежные переводы по России» -45%
  6. «Прием  коммунальных платежей» - 22%
  7. «Экспресс доставка» -20%

ФГУП «Почта России» регулярно изучает потребности своих клиентов, оценивает удовлетворенность потребителей как услугами в целом, так и отдельными параметрами услуг. В 2012 году на всей территории РФ проводились опросы клиентов ФГУП «Почта России» по вопросам, касающихся основных видов услуг: письменная корреспонденция и по-

сылки, доставка пенсий, денежные переводы, подписка, EMS Russian Post, прием платежей. Всего в 2012 году были опрошены более 95 тыс. клиентов. Как выяснилось, больше всего потребителей беспокоит время ожидания обслуживания в отделениях, недостаточное количество сотрудников, работающих с клиентами.  Еще одним инструментом объективного контроля за основными показателями работы для Почты России являются обращения граждан.

Для сокращения времени обслуживания и повышения пропускной способности отделений реализуется ряд мероприятий по методологии Lean («Бережливое производство»).Для воплощения в жизнь этого проекта на базе московского филиала ФГУП «Почта России» созданы три отделения почтовой связи лаборатории, в которых отрабатываются практики по улучшению клиентского сервиса и повышения качественных характеристик производственного процесса свой профиль деятельности. При этом они используются для экспериментального изучения новых алгоритмов взаимодействия с клиентом, а также различных схем организации рабочего пространства. Для сотрудников таких экспериментальных отделений предусматривено дополнительное вознаграждение. В случае, если в рамках лаборатории выявления потребность в изменении производственных процессов, в нормативную базу Почты России вносятся соответствующие корректировки.

Дальнейшему развитию Почты России может помешать ряд серьезных внутренних и внешних угроз:

  1. на рынке письменной корреспонденции:
  • ожидается незначительное снижение общего объема рынка на уровне 1% ежегодно вследствие дальнейшего развития интернета и переключения на электронные каналы связи;
  • усиливается конкуренция в наиболее привлекательных сегментах рынка – рекламные агентства сократили долю прямой рекламы, рассылаемой Почтой России, до 30-40%. Принятие нового закона «О почтовой связи» способствует обострению соперничества на рынке;
  1. на рынке телеграмм:

На этом рынке наблюдается отрицательная динамика, количество телеграмм снижается в среднем на 6% в год. С возрастающей ролью альтернативных способов передачи информации прогнозируется дальнейшее снижение рынка с увеличением темпов снижения;

  1. на рынке посылок и экспресс-почты:
  • рынок посылок быстро растет, согласно консервативным прогнозам к 2020 году рынок как минимум утроится в ценах 2010 года;
  • конкуренция на данном рынке  усиливается за счет экспансии существующих, выхода на рынок новых международных игроков, создания собственных служб доставки предприятий и потенциального объединения городских курьерских компаний;
  • В соответствии с онлайн-опросом, проведенным ИА REGNUM, услугами "Почты России" на данном рынке довольны только 14,4% респондентов. Это связано с тем, что   работа почтового оператора не соответствует уровню развития экономических отношений в стране и характеризуется низким качеством предоставляемых услуг (посылки доставляются с опозданием, теряются, повреждаются, к тому же наблюдаются факты хищения и грубое обращение работников предприятия при решение вопросов с клиентами).   В начале лета 2013 года против ФГУП "Почта России" было возбуждено 13 дел об административных правонарушениях. Поводом к проведению специальной проверки со стороны транспортной прокуратуры послужили публикации в СМИ о скоплении в московских аэропортах международных почтовых отправлений, прибывающих через "Почту России". По итогам проверок были выявлены "систематические нарушения" со стороны указанного предприятия. 
    Данное скопление формировалось из-за неритмичного вывоза ФГУП «Почта России» посылок транзитом (вплоть до отсутствия вывоза) для оформления в других местах международного почтового обмена. Администрацией ФГУП «Почта России» данная ситуация объясняется отсутствием транспортных средств и загруженностью мест назначения МПО. Еще одной причиной скопления посылок являются периодические сбои программного обеспечения ФГУП «Почта России», администрирующего системный учет. ФТС России считает, что для решения проблемы обработки МПО ФГУП «Почта России» необходимо осуществлять комплекс мероприятий:

-создание  современных центров обработки  МПО;

-создание новых мест почтового обмена

-модернизация технологий

-диспетчеризация потоков МПО между пунктами обмена в зависимости от фактической загрузки и пропускной способности  мест международного почтового  обмена

-внедрение программного обеспечения интегрированного с единой автоматизированной системой таможенных органов, позволяющей в режиме реального времени отслеживать этапы обработки  МПО.

Позднее правительство отправило в отставку гендиректора "Почты России", также свой пост покинул первый заместитель гендиректора, курировавший в компании в том числе и вопросы логистики. Новое руководство планирует увеличить показатель удовлетворенности услугами на данном рынке  до 30% в 2015г и до 60% в 2018г.

В настоящий момент «Почта России" установила предельные сроки пересылки почтовых отправлений внутри страны. Об этом говорится в плане деятельности организации на период 2013-2018гг., опубликованном на сайте Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Так, сроки пересылки почтовых отправлений в пределах одного населенного пункта к 2018г. должны составить 2 дня, между городами Российской Федерации - 5 дней, между любыми населенными пунктами страны - до 10 дней. Однако в документе прописано, что в случаях затруднений с транспортом или погодными условиями сроки пересылки почтовых отправлений в отдаленные населенные пункты могут превышать установленные нормативы.

Пересылка почтовых отправлений с соблюдением сроков и нормативов качества создаст условия для развития электронной коммерции, говорится в планах "Почты России".

  1. на рынке финансовых услуг:
  • доход от доставки пенсий упадет в течение 2016–2020 годов с 22 до 12 млрд руб. за счет замещения банковскими и социальными картами. Клиентами фактически останутся только самые пожилые граждане и люди с ограниченными возможностями, получающие пенсию с доставкой на дом;
  • при сохранении текущего предложения выручка Почты России от платежей и переводов снизится с 15 до 5-7 млрд руб. к 2020 году за счет конкуренции со стороны банков (прежде всего, «Сбербанка»), снижения объема рынка внутренних переводов, активного переключения клиентов на альтернативные каналы (банковские карты);
  1. на рынке розничной торговли:
  • ожидается дальнейшее усиление конкуренции со стороны розничных сетей;
  • рентабельность розничной торговли падает за счет опережающего роста затрат на фонд оплаты труда (ФОТ);
  1. На рынке подписки:
  • объемы подписки снижаются за счет общего падения рынка бумажной прессы по причине ее замещения онлайн-ресурсами и конкуренции со стороны розничной торговли прессой;
  1. Во внутренних операционных факторах:

Информация о работе Анализ маркетинговой деятельности ФГУП «Почта России»