Анализ ассортиментной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития экономики Украины особую актуальность приобретают вопросы улучшения управления ассортиментом товаров народного потребления. Между тем в настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере. Украинские предприятия недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия на совершенствование производимого ассортимента товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия…………………….…..6
1.1. Сущность ассортиментной политики предприятия………………………..6
1.2. Ассортиментная концепция и направления ассортиментной стратегии предприятия……………………………………………………………………...11
1.3. Управления ассортиментом товаров……………………………………....16
Глава 2. Анализ ассортиментной политики ОАО «Партизан»……………………………………………………………………20
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Партизан»……20
2.2. Исследование маркетинговой среды ОАО «Партизан»………………….23
2.3. Анализ товарного ассортимента ОАО «Партизан»……………………….28
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ управления товарным ассортиментом на ОАО «Партизан»………………………….……38
3.1. Разработка система управления ассортиментом на основе маркетинга……………………………………………………………………….38
3.2. Разработка модели прогноза реализации продукции ОАО «Партизан»……………………………………………………………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………...59

Файлы: 1 файл

Анализ ассортиментной политики предприятия курсовая.docx

— 369.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Временными рядами являются числовые данные наблюдений, характеризующие процессы или явления, которые постоянно изменяются во времени, а отдельные наблюдения временного ряда - уровнями этого ряда.

Временные ряды делятся на моментальные и интервальные. Моментальными  рядами называются такие уровни, которые  характеризуют размеры исследуемого явления в определенные даты, моменты  времени.

Интервальными    рядами    называются    такие    уровни,     которые характеризуют  размеры исследуемого явления за определенные промежутки времени.

   Динамику развития  во времени графически можно  изобразить на рис. 3.2.

   Рис. 3.2. Динамика развития во времени

Рассмотрим нелинейную модель регрессии, основываясь на выборе и  обосновании типа уравнения, которое  наиболее полно отразит имеющуюся  связь исходных данных и построенной  динамики развития.

Решение поставленной задачи возможно только при тщательном изучении всех существующих зависимостей (линейная, экспоненциальная кривая, степенная, гиперболическая, простая рациональная, логарифмическая, S-образная кривая или обратнологарифмическая).

Исследовав все выше перечисленные  возможные зависимости мы определили наиболее эффективную по коэффициенту детерминированности. Ею является линейная зависимость

Расчет кривой проводится вычислением коэффициентов по известным  значениям У и соответствующим  значениям независимой переменной X. Линейное уравнение имеет следующий вид:

                                  y=(a-bt)                                                (3.1.)

 

Алгоритмический синтаксис  представляет собой:

ЛИНЕЙН((массив_у); массив_х; конст; стат)                    (3.2.)

Перед вводом формулы с  функцией ЛИНЕЙН выделяется интервал ячеек, соответствующий размеру  возвышаемого им массива. Данный массив позволяет нам определить коэффициент  детерминированности, основываясь  на который можно провести анализ остатков, Результат этих действий выглядит следующим образом:

23,9021

111,2697

2,955878

21,75467

0,867353

35,34716

65,38815

10

81697,37

12494,22


      В соответствии  с полученными результатами определился  коэффициент детерминированности  г2=0,867. Его значение показывает, что вариацию реализации (у) можно практически полностью объяснить влиянием включенного в модель временного ряда. На долю остальных, не учтенных в явном виде факторов, приходится 11,1 % вариации выходной функции.

      Такую же  величину нам показал и тренд  линейного типа, представленный  на рисунке 3.3. Для этого на  графике, показывающем динамику  развития во времени добавим  данный тренд.

Рис. 3.3.  Динамика развития во времени с добавлением тренда линейного типа

Трендом называется уравнение выражающее в среднем изменение во времени показателя, заданного временным рядом.

                                                Y=f(t)                                                 (3.3.)

 

  Трендом также называют такой закон изменения среднего, при котором среднее возрастает или убывает со временем по линейной зависимости. Как показывает исследование экономических временных рядов, в них всегда содержится общая тенденция, которую необходимо выделять.

  Для составления прогноза необходимо определить значение коэффициентов в регрессионном уравнении:

                                    y = a0 + a1 * x                                                   (3.4.)

Таким образом, получим данные (У расч.), на основе которых можно  спрогнозировать объем реализации продукции ОАО «Партизан» при помощи простого ввода в Excel величины на любой будущий период (таблица 3.2.).

Таблица   3.2.

Вычисление   прогнозируемых   значений   объема реализации

Дата (х)

01.04.08

01.07.08

01.10.08

01.01.09

01.04.09

01.07.09

01.10.09

Объём

139,3

149,3

200,3

147,4

272,7

162,7

304,7

реализации (у)

 

 

 

 

 

 

 

X

1

2

3

4

5

6

7

Урасч

135,17

159,0738

182,976

206,978

230,78

254,68

278,58

Дата (х)

01.01.01

01.04.01

01.07.01

01.10.01

01.01.02

 

Объём

250

340

370

405,8

357

 

реализации (у)

 

 

 

 

 

 

X

8

9

10

11

12

 

Урасч

302,48

326,39

350,29

374,19

398,09

 


 

Изобразим прогноз на графике (рисунок 3.4).

 

Рис. 3.4. График фактических и прогнозируемых значений объемов реализации

 

   В результате проведенного анализа существующей линейной зависимости модели, расчета прогнозируемого значения объемов реализации можно сделать следующие выводы.

Объём реализуемой ОАО «Партизан» продукции постоянно растёт. Анализируя построенные графики можно сделать сказать, что расчетные данные прогноза практически сохраняют ту же тенденцию развития, что и реальные данные об объемах реализации.

Разработанная модель поможет  ОАО «Партизан» спрогнозировать объемы реализации продукции и в соответствии с этим предпринять решения или меры, способствующие сохранению благоприятной тенденции и дальнейшему повышению объема реализации, повышению производства и улучшению других технико-экономических показателей предприятия.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ассортиментная политика предприятия – система мер  стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной  модели, обеспечивающей устойчивые позиции  предприятия на рынке и получение  необходимой прибыли.

Современная ассортиментная политика предприятий требует включения  в ассортиментную модель товаров, находящихся  на разных стадиях жизненного цикла  в определенном соотношении. Такой  подход позволяет снизить коммерческий риск, связанный с неполучением или  недополучением прибыли от реализации товаров, находящихся на начальных  стадиях жизненного цикла, а также  наличием в ассортименте зрелых и  стареющих товаров в долгосрочном периоде времени и таким образом  гарантировать предприятию относительно устойчивые объемы продаж и стабильное положение на рынке.

Отсутствие ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия  случайных или переходящих текущих  факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Хорошо продуманная ассортиментная политика промышленного предприятия  является своего рода гарантом не только построения оптимальной ассортиментной модели, но и сохранения позиций  на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия.

В ходе проведения анализа  деятельности и ассортиментной политики в ОАО «Партизан» были сделаны следующие выводы:

1. Открытое акционерное общество «Партизан» - зарегистрировано в ноябре 1996 года.

2. Предметом деятельности хозяйства является производство, заготовка и реализация сельскохозяйственной продукции, розничная, мелкооптовая и 
оптовая торговля товарами народного потребления, и продуктами питания, с 
привлечением технических, экономических и организационных 
возможностей, как собственных, так и сторонних юридических и физических 
лиц. Предприятие осуществляет торгово-посредническую деятельность при 
купле-продаже всех видов продукции и товаров в соответствии с 
действующим законодательством. Для осуществления своей деятельности 
хозяйство получает специальное разрешение (лицензии) в установленном 
законом порядке.

3. На предприятии имеется большое многообразие продуктов питания, ассортимент которых может, изменяется еженедельно, и которые реализуются предприятием. Среди них следует выделить товар -   подсолнечное масло, производство и реализация которого является одним из основных направлением деятельности хозяйства.

4. Анализ маркетинговой  среды ОАО «Партизан» показал,  что уровень адаптации предприятия  достаточно велик.

5. Все товары, реализуемые хозяйством разбиты на группы по принципу схожести их составов. Эти группы товаров являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру ОАО «Партизан». Широта товарной номенклатуры хозяйства представлена семью ассортиментными группами товаров:

1) масло подсолнечное;

2) зерновые;

3) майонез; 

4) кетчуп;

5) крупы; 

6) макаронные изделия;

7) консервы.

Насыщенность товарной номенклатуры от 2-х до 16-ти позиций в каждой ассортиментной группе.

6. Анализ структуры сбыта продукции по номенклатурным позициям показал, что в абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объёме сбыта занимает масло подсолнечное - 970,9 тыс.грн., или 71% (в т.ч. не фасованное производства ОАО «Партизан» - 618,8 тыс.грн.. или 47% и фасованное других производителей - 352,1 тыс.грн., или 23,2% ) в общем объёме реализации. Наименьшее место в структуре сбыта продукции занимают: консервы — 41 тыс.грн, и кетчуп — 39 тыс.грн, соответственно 3% и 2% от объёма продаж. Остальные группы продуктов занимают примерно одинаковое место в структуре сбыта продукции в среднем 89 тыс.грн, или 6,2% в общем объёме реализации.

7. Анализируя динамику реализации продукции и прибыли за период 2008-2009 г. можно сделать вывод об общей тенденции повышения объёмов сбыта по всем группам продукции и общим увеличением прибыли на фоне уменьшения последней по некоторым видам продукции. А именно наблюдается: резкий скачок увеличения прибыли объёма реализации на зерновые, что обусловлено урожайностью 2009 г.; увеличением объёмов продаж и уменьшению прибыли на консервы и кетчуп, что обусловлено увеличением закупочной цены на последние. Наибольшее увеличение прибыли и объёма реализации наблюдается на масло подсолнечного не фасованное производства ОАО «Партизан».

Согласно полученным результатам  анализа, в работе были разработаны  следующие пути совершенствования  ассортиментной политики предприятия:

1. Была предложена усовершенствованная система управления ассортиментом на основе маркетинга. Внедрение СУАК будет иметь важное значение для решения наиболее острой проблемы современного этапе развития нашей экономики - проблемы насыщения рынка высококачественными товарами в необходимом количестве и ассортименте в соответствии с запросами с запросами конкретных потребителей.

2. Также была разработана модель прогноза реализации ОАО «Партизан». Разработанная модель поможет ОАО «Партизан» спрогнозировать объемы реализации продукции и в соответствии с этим предпринять решения или меры, способствующие сохранению благоприятной тенденции и дальнейшему повышению объема реализации, повышению производства и улучшению других технико-экономических показателей предприятия.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебное пособие 5 изд., переработанное и дополненное. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2002 – 606 с.
  2. Балабанов И.Г. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субьекта.2-е издание., доп . - М.: Финансы и статистика, 2003. – 230 с.
  3. Баканов М.И., Шеремет А.Ф. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статисктика, 2003 – 295 с.
  4. Гусаров В.М. Теория статистики. - М.: ЮНИТИ, 2001. – 379 с.
  5. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарини, 2002. – 224 с.
  6. Голубков Е.П.Основы маркетинга: Учебник. - М.: Финпресс, 2004.
  7. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. М .: ПБОЮЛ, 2005. – 456 с.
  8. Котлеров С.А. Управление затратами. – СПб.: Питер, 2003. – 249с.
  9. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финнансово- экономической деятельности предприятия. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2001 – 299с.
  10. Лебедев В. Г. Дроздова Т.Г. и др. Управление затратами. – СПб.: издательский дом “Бизнес-пресса”, 2001. – 655 с.
  11. Савицкая П.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия.4-е изд., перераб.и доп. - Мн.: ООО «Новое знание», 2003 – 465с.
  12. Тренев Н.Н. Стратегическое управление: Учебное пособие для вузов. – М.: «Издательство ПРИОР», 2002. – 345 с.
  13. Хубулава Н.М. Организация и управление малым бизнесом (теория и практика). - М.: Издательский комплекс, 2002. – 189с.
  14. Хубулава.Н.М. Стратегическое планирование и прогнозирование. - М.: Издательский комплекс, 2003.- 645 с.
  15. Хруцкий В.Е., Корчеев И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие.-2-е изд. перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 311с.
  16. Секерин В.Д. Маркетинг: Учебно-практическое пособие. - Изд. 2-е испр. и доп. – М.: ЗАО «Бизнес школа» «Интел-сервис», 2001. – 256 с.
  17. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг: задачи, логические схемы, тесты. – СПб: Питер, 2001.– 198 с.
  18. Макарьева В.И. «Состав и учет затрат, включаемых в себестоимость». – М.: МЦФЭР, 2001 – 365 с.
  19. Николаева М.А.»Товароведение потребительских товаров» - М.:Норма,2002 – 342с.
  20. Уткин Э.А. «Цены, ценообразование, ценовая политика». - М.: ПРИОР, 2000 – 399с.
  21. Салимжанов И.К. – ред. «Ценообразование». Учебное пособие. – М.: Финстатинформ, 2001 – 276с.
  22. Фомичев В.И. Международная торговля. – М.: ИНФРА – М, 2001. – 479с.
  23. Хасси Д. Стратегия и планирование. / Пер. с англ. под ред. Л.А. Трофимовой. – СПб.: Питер, 2001. – 527с.
  24. Хамидулина Г. Р. Управление затратами. - М.: Экономика, 2003. – 234с.
  25. Абанин И. Модели оптимизации ассортиментной политики торгового предприятия // Финансовая газета. – 2004. - №43 (6710). – с.12-15.
  26. Воронина Н.В.Внимание к ассортименту - гарантия успеха // Торговое оборудование в России. - 2004. - №71. - с.5-8.
  27. Воронов А,.Гусько К. Формы и методы не ценовой конкуренции // Маркетинг. - 2005. - №3(82) . - с.15-17.

Информация о работе Анализ ассортиментной политики предприятия