Анализ ассортиментной политики на торговом предприятии ИП Кожин м-н «Школьник»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:58, дипломная работа

Описание работы

В ходе выполнения работы были сделаны следующие выводы.
Ассортиментная политика решает задачу оптимизации товарных групп и стратегических зон хозяйствования предприятия, обеспечивая экономию за счет внутренней их связанности и, защищая за счет значительной диверсификации товарных позиций от возможных резких и отрицательных изменений условий рыночного развития. Товарный ассортимент играет огромное социально-экономическое значение, поскольку от него зависят полнота удовлетворения покупательского спроса и качество обслуживания субъектов рынка.

Файлы: 1 файл

диплом.docx

— 51.34 Кб (Скачать файл)

 Анализ ассортиментной  политики на торговом предприятии  ИП Кожин

  м-н «Школьник».

Организационно-экономическая  характеристика торгового предприятия

Анализируемое торговое предприятие ИП Кожин м-н «Школьник». Расположен по адресу город Курган, Курганская  область, ул. Рихарда Зорге, 56.

Торговый дом «Школьник» - компания с 14-ти летним опытом работы на канцелярском рынке города Кургана и области. 

«Школьник»- это неизменно  большой ассортимент красочных  и стильных товаров для школы, офиса, творчества и праздника.

Поставки товаров осуществляются напрямую от производителей и крупных  российских операторов.

На сегодняшний день оптово-розничная  сеть «Школьник» -                                                                                                                          это шесть специализированных магазинов в г. Кургане для розничных покупателей и оптово-розничный склад для оптовых и корпоративных клиентов города и области.

Магазин расположен в довольно удачном месте. Рядом достаточно много жилых домов, большинство  жильцов которых преимущественно  и являются покупателями продукции  магазина.

Товарный профиль магазина - это непродовольственные товары. Специализация магазина организована по товарному признаку, т.е. предусматривается ограничение деятельности магазина торговлей отдельными видами или группами товаров при одновременном расширении внутригруппового ассортимента. Исходя из товарной специализации, магазина можно отнести к группе смешанных магазинов.

Товарный профиль (тип) и  специализация магазина определены его Уставом.

В этом магазине используются две формы торгового обслуживания: традиционное, т.е. через прилавок и  самообслуживание. Самообслуживание дает возможность покупателям самостоятельно выбирать необходимые продукты и  не стоять в очереди или зависеть от продавца.

Торговый зал магазина достаточно просторный. Около 60-75% торговой площади м-на «Школьник» составляет площадь для покупателей. Эта площадь обеспечивает свободное движение покупателей между стеллажами, а также позволяет применять корзины для укладки товаров. В магазине стабильно поддерживается чистота и порядок. Товар постоянно докладываются, то есть покупателю не приходится ждать, когда товар вынесут со склада.

В качестве оснащения магазина используется современная торговая мебель и торгово-техническое оборудование.

Также в оснащении м-на «Школьник» имеется современное электронное контрольно-кассовое оборудование. В магазине 2 расчетных узла, что позволяет быстро обслуживать покупателей, особенно в «час-пик». Осуществляется обслуживание по пластиковым картам «Золотая корона», «Сбербанк России», «МДМ-БАНК» и т.д.

При планировке торгового  зала был использован комбинированный  вид панировки:

- линейный, т.е. горки, прилавки, пристенное оборудование расположены вдоль стен и в центре зала, создавая при этом непрерывную линию;

- островной, т.е. торговое  оборудование размещено в конце  зала в виде островка прямоугольной  формы. Используется при обслуживании  покупателей через прилавок.

Среди способов выкладки товара в магазине можно выделить несколько видов:

- горизонтальная;

- вертикальная;

- навалом (на полках, в корзинах).

Сопутствующие товары выложены навалом у расчетных узлов. Все  товары расположены на видном месте  и легкодоступны для покупателей.

Каждый из продавцов-консультантов  может дать всю необходимую информацию о товаре, если у покупателя появляется в этом необходимость.

В продаже имеются товары как доступные по цене, то есть для широкого потребителя. То есть ассортимент магазина учитывает различные доходы различных слоев населения.

Разнообразие ассортимента товаров обеспечивается тем, что м-н «Школьник» поддерживает деловые отношения с местными, иногородними поставщиками и частными предпринимателями.

В целом, магазин можно охарактеризовать как обычный магазин со стандартным ассортиментом.

 

Анализ потребительских  предпочтений покупателей м-н «Школьник»

 

Для анализа покупателей  магазина было проведено маркетинговое исследование в городе Кургане, объектом которого послужили покупатели данного магазина. В качестве предмета исследования были выбраны потребности покупателей. Методом сбора информации стал опрос, при помощи анкеты. Перед составлением анкеты был проведен пилотажный опрос, в ходе которого было опрошено 30 покупателей.

 

Им был задан следующий  открытый вопрос: «Какие показатели (свойства) товара определяют Ваш выбор того или иного товара?». Полученная информация о показателях продукта была обработана и вошла в один из вопросов анкеты. Опрос проводился в устной форме, а регистратор сам заполнял бланк со слов респондента, то есть анкетный опрос осуществлялся экспедиционным способом.

 

Критерием отбора служила  покупка определенного вида продукции (Пишущие принадлежности, рюкзаки, сумки, бумажная продукция для школы), то есть покупка должна свидетельствовать о том, что покупатель хорошо знаком с ассортиментом супермаркета и неслучайно зашел в магазин.

 

Генеральная совокупность - это прежде всего реальные и потенциальные покупатели магазина. Была осуществлена неслучайная выборка. Применялся локализованный вид выборки, то есть в месте скопления респондентов - это торговый дом «Школьник». Размер выборки 30 человек. Время проведения опроса. с 16:00 до 19:00 часов ежедневно, потому что именно в этот промежуток времени магазина посещают постоянные покупатели. Опрос проводился в течение 10 дней, в день опрашивалось по 3 посетителя. В ходе маркетингового исследования был составлен социально - демографический портрет покупателя магазина и также была проведена оценка частоты покупок конкретных товарных групп. Полученные данные отражают структуру только покупателей магазина.

 

Для выявления информации о том, сколько составляют расходы  на канцелярские товары, респондентам предлагался следующий вопрос: «Какую долю в бюджете Вашей семьи составляют расходы на канцелярские товары?» и предложены варианты ответов.

 

Анализ показал, что половина опрошенных респондентов (51%) ежемесячно тратят на канцелярские товары ¼ часть семейного бюджета. Следовательно, можно сделать вывод о том, что покупатели хотели бы приобретать качественный товар. В первую очередь руководству магазина необходимо учитывать этот факт при формировании ассортимента товаров и при установлении цен на них.

Чтобы выявить, где респонденты  предпочитают приобретать канцтовары, им был предложен следующий вопрос: «Где Вы обычно покупаете канцелярские товары?». Выяснилось, что 65% опрошенных покупают товары, главным образом, в специализированых магазинах / супермаркетах, 30% - на рынке, 5% - в остановочных павильонах.

 

Таким образом, можно проследить следующую тенденцию: покупатели в  отношении качества продуктов и  широты ассортимента в большей степени  доверяют магазинам и супермаркетам, чем рынку и мелким ларькам. Поэтому  следует учитывать данные обстоятельства при формировании ассортимента магазина в целом, чтобы покупатель был доволен, а его потребности были удовлетворены в полной мере.

 

В ходе исследования выяснилось, что в структуре покупателей  магазина по полу, по доходам и по расходам на канцтовары можно выделить основной сегмент - это женщины со средним уровнем доходов, основные расходы которых приходятся на товары.

Учитывая вышесказанное, руководству магазина необходимо разработать комплекс мероприятий в целях стимулирования сбыта данных товаров. Следует учитывать, что эти мероприятия должны убедить покупателей в том, что они приобретают качественный товар, так как процесс исследования показал, что покупатель стремится приобретать канцелярские товары высокого качества, а цена для них является второстепенным фактором.

Обобщая вышесказанное, можно  сделать вывод о том, что основным сегментом покупателей магазина «Школьник» являются женщины со средним материальным доходом. Для основной массы покупателей приоритетными факторами покупки являются качество товара и их упаковка, на втором месте цена и уже потом фирма-производитель. В отношении товаров повседневного спроса основное предпочтение отдается отечественным производителям.

 

 

2.3 Анализ ассортимента  торгового предприятия ИП Кожин «ТД Школьник»

     Для более  полного анализа ассортимента  канцелярских товаров магазина  «Арбат» рассмотрим структуру  ассортимента (Приложение 1), и определим  удельный вес для ручек

Структура ассортимента рассчитывается  по следующей  формуле (1):

Ci = Xi /X *100% (1)

где Сi – удельный вес конкретной группы;

Хi -  количество изделий конкретной группы;

Х  - общее количество изделий.

На момент исследований в  магазине «Школьник» представлены следующие виды канцелярских товаров. Ассортимент представлен в таблице 2.2.

                                                                                                   Таблица 2.2

Структура ассортимента канцелярских товаров магазина «Школьник»

Группа

Наименование

Цена 

Товары для письма

Карандаш граф 3

 

Карандаш цветной 4

Ручка шариковая 5

Ручка гелевая 15

Ручка капилярная 20

Ручка перьевая  40

Перья  24

Пишущие узлы  45

Чернильницы 30

Тушь 15

Комплекты ручек шариковые 15

Ручки цветные 18

Стержни для шариковых  ручек 2


Стержни для гелевых ручек  12

Подарочные ручки  100

Баллончики для чернил  28

Фломастеры  25

Маркеры  15

Карандаши автоматич 10

Краски для рисования 30

Товары для рисования Акварель медовая 40

Гуашь  60

Темперные краски 400

Масляные краски 20

Соус 20

Кисти 10

Пастель 100

Непроливайка 13

Сангина 50

Глина 30

Пластилин 20

Рисовальный уголь  8

Пигменты  70

Комплекты и приборы  для  рисования 200

Счетные палочки 15

Пеналы  100

Точилки  10

Циркули  80

Линейки 5

Школьные товары Циркули ученические 30

Транспортиры  6

Ранцы  400

Папки  80

Школьные мелки  20

Ватман  10

Альбомы  30

Рапидометр  250

Рейшина  50

Наборы карандашей 49

Ластик  3

Для черчения  Линейки  10

Лекала  15

Миллиметровая бумага  35

Файл 

Папка для бумаг 40

Скоросшиватели 15

Скрепки 10

Подставки для ручек 100

Штрих  20

Для офиса  Клей  10

Кнопки 6

Зажимы 3

Степлер 30

Нож 6

Ножници 25

Скобы 5

Дырокол 40

3. Разработка рекомендаций  по совершенствованию ассортиментной  политики торгового предприятия  ООО «ТД Михайлов +»

 

3.1 Разработка стратегии  формирования ассортиментной политики  торгового предприятия

 

Формирование ассортимента супермаркета ООО «ТД Михайлов+» подразумевает разработку стратегии продукта, основная цель которой выбор оптимального ассортимента, удовлетворяющего потребности покупателей и дающего прибыль.

 

Так как продовольственный  магазин имеет статус супермаркета он должен соответствовать своему статусу и иметь в наличии как можно более насыщенный и глубокий ассортимент. Прежде всего, в продаже должны быть всегда продукты первой необходимости: хлебобулочные изделия (не менее чем два вида хлеба и широкий ассортимент булочных изделий), молочные и кисломолочные продукты, мясные продукты (полуфабрикаты, консервы, мясо разных видов и разного веса), крупяные и мучные товары, чай. Данные группы товаров, как правило, приобретаются в продовольственных магазинах, поэтому их ассортимент должен быть как можно шире, насыщеннее и глубже. Есть некоторые группы продуктов питания, которые покупатели обычно предпочитают покупать на продовольственных рынках или микрорынках. Это, как правило, овощи, фрукты, яйца. Эти группы товаров также должны быть в наличии в супермаркете, но в небольшом количестве.

Информация о работе Анализ ассортиментной политики на торговом предприятии ИП Кожин м-н «Школьник»