Анализ ассортиментной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития экономики Украины особую актуальность приобретают вопросы улучшения управления ассортиментом товаров народного потребления. Между тем в настоящее время эта проблема решается далеко не в полной мере. Украинские предприятия недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ, а торговля в сложившихся условиях не оказывает должного воздействия на совершенствование производимого ассортимента товаров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы формирования ассортиментной политики предприятия…………………….…..6
1.1. Сущность ассортиментной политики предприятия………………………..6
1.2. Ассортиментная концепция и направления ассортиментной стратегии предприятия……………………………………………………………………...11
1.3. Управления ассортиментом товаров……………………………………....16
Глава 2. Анализ ассортиментной политики ОАО «Партизан»……………………………………………………………………20
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Партизан»……20
2.2. Исследование маркетинговой среды ОАО «Партизан»………………….23
2.3. Анализ товарного ассортимента ОАО «Партизан»……………………….28
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ управления товарным ассортиментом на ОАО «Партизан»………………………….……38
3.1. Разработка система управления ассортиментом на основе маркетинга……………………………………………………………………….38
3.2. Разработка модели прогноза реализации продукции ОАО «Партизан»……………………………………………………………………….50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….55
Список использованной литературы…………………………………………...59

Файлы: 1 файл

Анализ ассортиментной политики предприятия курсовая.docx

— 369.50 Кб (Скачать файл)

Рассмотренные элементы подсистемы организации СУАК являются обеспечивающими  для другой подсистемы - планирования(прогнозирования). Данная подсистема состоит из следующих элементов:

  • изучение внешних и внутренних условий функционирования и постановка проблем;
  • определение целей;
  • разработка и осуществление маркетинговых мероприятий;
  • составление сметы расходов.

Рассмотрим их в указанной  последовательности. Поскольку внешняя  среда находится в постоянном движении, а она является определяющей при выработке соответствующей  маркетинговой стратегии по управлению ассортиментом и качеством товаров, процесс планирования следует начинать с изучения внешних условий, выявления  и анализа их изменений.  С учетом изменений условий внешней среды  следует вносить коррективы во внутреннюю структуру посредством следующих  действий:

  • создания гибких организационных форм (например, временных структурных подразделений, предназначенных для реализации специальных программ);
  • повышение квалификации кадров, их обучения, переподготовки и перестановки (перераспределения функциональных обязанностей);
  • внесение изменений в систему маркетинговой информации, в способы передачи информации.

Изучение внутренних и  внешних условий позволяет выявить  существующие проблемы в области  управления ассортиментом и качеством  товаров и установить конкретные цели, достижение которых будет способствовать их разрешению. В качестве целей  могут устанавливаться:

  • определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
  • изучение мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке для учета в программе маркетинга;
  • изучение реакции рынка на новый товар для корректировки политики в области ассортимента товаров;
  • определение направлений воздействия на производителей товаров.

Конкретный перечень целей  предприятия в области управления ассортиментом и качеством товара зависит от стоящих перед ним  проблем. Поскольку поставленные цели предопределяют намечаемые действия, постольку они сами являются критериями оценки достигнутых результатов. Поэтому  они должны быть четко сформулированными; реально выполнимыми; указывающими направления действий; обеспечивающими  сосредоточение материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Третий элемент данной подсистемы - разработка и осуществление маркетинговых действий. Такими действиями, обеспечивающими реализацию подсистемы планирования системы управления ассортиментом и качеством товаров в Комплексной системе управления коммерческой деятельности предприятия на основе маркетинга, могут быть:

  • формирование текущей и перспективной политики торгового предприятия в области ассортимента и качества товаров;
  • участие в формировании ассортиментной политики товаропроизводителей с ориентацией на рынок и с учетом жизненного цикла изделий;
  • формирование обоснованных заявок и заказов на производство и поставку товаров;
  • закупка товаров с учетом их потребительских свойств, цен, долговечности, конкурентоспособности;
  • формирование торгового ассортимента с обеспечением приоритета потребителя;
  • изыскание дополнительных товарных ресурсов;
  • интеграции торговой и производственной политики через участие в разработке ассортиментных концепций.

Реализация перечисленных  мероприятий возможна на основе выполнения следующих маркетинговых исследований по управлению ассортиментом и качеством  товаров:

  • определения текущих и перспективных потребностей населения;
  • изучения требований потребителей к ассортименту и качеству товаров;
  • изучения мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке;
  • исследование сегментации рынка и типологии потребителей;
  • изучения потребительских характеристик и конкурентоспособности товаров различных производителей;
  • изучения жизненного цикла изделий;
  • изучения стандартов качества;
  • изучения товарных запасов;
  • исследования   дефектной продукции, отбракованной в процессе оптовой и розничной реализации;
  • изучения реакции рынка на новый товар;
  • анализа информации о качестве и ассортименте реализуемых товаров, полученной от потребителей по «обратной связи».

Одним из важнейших маркетинговых  мероприятий является формирование текущей и перспективной политики предприятия в области ассортимента и качества товаров. Сформировать такую  политику - значит определить, в каком объеме, какого ассортимента и качества и на какой рынок следует поставить продукцию.

Другим важным маркетинговым  мероприятием, осуществляемым в ходе реализации подсистемы планирования и  исполнения в рамках СУАК, является участие торговых предприятий в  формировании ассортиментной политики товаропроизводителей с ориентацией  на рынок и с учетом жизненного цикла изделий. Это участие обеспечивается через:

  • работу в комиссиях и художественно-технических советах по аттестации товаров по категориям качества;
  • рассмотрение и утверждение образцов-эталонов;
  • работу по обновлению ассортимента товаров с учетом требований потребителей;
  • работу на постоянно действующих выставках товаров народного потребления.

Выполнению этих маркетинговых  действий должны предшествовать такие  маркетинговые исследования, как:

  • изучение жизненного цикла изделий;
  • изучение стандартов качества;
  • исследование дефектной продукции, отбракованной в процессе оптовой и розничной реализации;
  • изучение реакции рынка на новый товар;
  • анализ информации о качестве и ассортимента реализуемых товаров, полученной от потребителей по «обратной связи».

Особое значение имеет  изучение жизненного цикла изделий, поскольку в зависимости от конкретной его фазы должна устанавливаться  маркетинговая стратегия.

Важным маркетинговым  мероприятием является формирование заявок и заказов на производство и поставку товаров, являющихся основными инструментами  воздействия торговли на промышленность, от обоснованности которых зависит  степень эффективности этого  воздействия.

Таким образом, принципы просты и доступны, но, чтобы неуклонно  следовать им в практической деятельности, необходимыми немалыми усилия всех без  исключения работников. Работники выявляют потребности разных контингентов потребителей, активно участвуют в создании товаров, давая промышленности конкретные заказы, сделанные на основе разработок собственных дизайнеров, модельеров, технологов. Фирма исходит из того, что разработка товара - это не только технические возможности, ресурсы, технология, мода и вкус, но и коммерческое решение, зависящее от потребностей покупателей, от конъюнктуры и тенденций развития рынка, интенсивности спроса на аналогичные товары фирм-конкурентов, от ожидаемого вливания нового товара на спрос, от сложившегося ассортимента и т. д. Более того, разработка товара - это научно-техническое предвидение, умение использовать новейшие достижения науки и техники, способность предугадать их влияние на производство намеченного к внедрению товаров и на спрос на него.

Контроль и координация - третья, заключительная подсистема СУАП. Реализация контроля в системе управления ассортиментом и качеством должна начинаться с анализа соответствия установленных программ маркетинговых действий условиям внешней среды. Данный вид контроля позволит своевременно отреагировать на изменения внешней среды и внести коррективы в программу маркетинговых действий.

Следующий вид контроля - оценка соответствия фактических маркетинговых  действий принятой программе - позволяет в случае недостаточной действенности проведенных маркетинговых мероприятий внести соответствующие изменения в намеченную программу(предусмотреть дополнительные мероприятия по отдельным направлениям, наметить новые направления, приостановить проведение неоправдавших себя мероприятий).

Третьим элементом данной подсистемы является контроль качества и ассортимента реализуемых товаров, который позволяет выявить их соответствие стандартам качества и  требованиям потребителей. Контроль - соответствия качества и ассортимента реализуемых товаров стандартам предполагает:

  • входной контроль качества товаров;
  • контроль наличия товаров достаточного ассортимента в розничной торговой сети;
  • контроль исполнения каждым поставщиком договоров поставки в ассортиментном разрезе;
  • контроль снятия с производства товаров, не пользующихся спросом;
  • контроль хода освоения и поставки производителями новых товаров, закупленных на ярмарках;
  • контроль состояния товарных запасов;
  • контроль своевременности и действенности правовой и претензионной работы.

Контроль соответствия ассортимента и качества товаров требованиям  потребителей должен осуществляться посредством  изучения информации, полученной от потребителей по «обратной связи». Это одно из самых существенных видов контроля, поскольку мнение потребителя - основа формирования ассортиментной политики. Для того чтобы вид контроля был действенным, необходим четкий организационный механизм получения подобной информации. Источниками такой информации могут быть: панельные опросы потребителей, опросы посетителей выставок-просмотров, выставок-продаж, покупательских конференций, специальное анкетирование и т. д.  Необходимо ежегодно разрабатывать конкретный перечень таких мероприятий, предусматривая ответственных за их проведение, обработку и передачу руководству полученной информации.

Контроль качества на предприятиях-товаропроизводителях - это элемент подсистемы контроля, имеющий важное перспективное значение в обеспечении высокого качества товаров, так как он позволяет  контролировать качество на всех стадиях  производственного цикла, что способствует предупреждению выпуска низкого  качества.

Контроль качества и ассортимента товаров должен завершаться разработкой  мер по координации деятельности и корректировке программ. Только при таком подходе цель подсистемы – повышение эффективности системы  управления ассортиментом и качеством  товаров – будет достигнута.

Среди таких мер могут  быть предусмотрены:

  • разработка предложений по совершенствованию стандартов и другой научно- технической документации;
  • разработка спецификаций новых товаров или улучшенных товаров в соответствии с требованиями потребителей.

Таким образом, подсистемой  и координации завершается реализация системы управления ассортиментом  и качеством товаров (СУАК) в рамках КС УКД на основе маркетинга. Внедрение СУАК будет иметь важное значение для решения наиболее острой проблемы современного этапе развития нашей экономики - проблемы насыщения рынка высококачественными товарами в необходимом количестве и ассортименте в соответствии с запросами с запросами конкретных потребителей.

 

 

3.2. Разработка  модели прогноза реализации ОАО «Партизан»

 

Элементы прогноза, отражающие неопределенность будущего, содержатся практически в каждом плане. Прогнозирование  представляет собой процесс научного предвидения, предсказания тенденций  и перспектив различных объектов и явлений на основе определения  закономерностей их развития в прошлом  и настоящем.

Известны различные методы прогнозирования. Однако, выбор метода, применительно к конкретным условиям, определяется природой объекта и  объемом имеющейся информации о  закономерностях и тенденциях его  развития.

Для построения модели прогноза воспользуемся электронной таблицей Excel. Для определения объема реализации продукции возьмем данные за 2008 и 2009 годы. В верхней строке указан по кварталам объём реализации продукции ОАО «Партизан» в тыс. грн. Нижняя строка представляет собой временной ряд из 12 уровней.

Таблица 3.1.

Исходные данные по объему реализации продукции ОАО «Партизан»

Дата

01.04.08

01.07.08

01.10.08

01.01.09

01.04.09

01.07.09

01.10.09

Объём реализации

139,3

149,3

200,3

147,4

272,7

262,7

304,7

Дата

01.01.01

01.04.01

01.07.01

01.10.01

01.01.02

 

Объём реализации

250

340

370

405,8

357

Информация о работе Анализ ассортиментной политики предприятия