Экономика производства продукции коневодства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 13:10, практическая работа

Описание работы

Научно-технический прогресс и высокий уровень механизации сельскохозяйственного производства вызвали объективные изменения в состоянии и направлениях развития коневодства России
В настоящее время коневодство имеет многосторонний характер хозяйственного использования. Преобладающим направлением в отрасли, как по численности лошадей, так и по стоимости производимой продукции является рабоче-пользовательное коневодство. Лошади широко используются в качестве живой тягловой силы на выполнении разнообразных видов транспортных и сельскохозяйственных работ в государственных, коллективных, акционерных, частных сельскохозяйственных и других предприятиях, а также личных подсобных хозяйствах населения.

Содержание работы

1. Роль и место коневодства в АПК и обеспечении населения продовольствием
2. Современное состояние коневодства
2.1. Динамика численности лошадей по категориям хозяйств
2.2. Основные тенденции в развитии коневодства разных направлений хозяйственного использования
2.2.1. Племенное коневодство
2.2.2. Спортивное коневодство
2.2.3. Рабоче-пользовательное коневодство
2.2.4. Продуктивное коневодство
3. Цели, задачи и этапы развития коневодства
4. Идеология и система мероприятий по достижению цели и решению задач развития коневодства
4.1. Стратегия достижения цели
4.2. Основные направления и условия решения задач по развитию коневодства
4.3. Региональный аспект развития отрасли
4.4. Первоочередные мероприятия
5.Организационно-экономичский механизм осуществления мероприятий
5.1. Ресурсное обеспечение коневодства
5.2. Научное обеспечение отрасли
5.3. Совершенствование нормативно-правовой базы коневодства
5.4. Кадровое обеспечение и социальная политика в коневодстве
5.5. Меры государственного регулирования
5.6. Улучшение финансовой ситуации
5.7. Оценка социально-экономических последствий реализации мероприятий в коневодстве

Файлы: 1 файл

Кони.docx

— 222.60 Кб (Скачать файл)

4. ИДЕОЛОГИЯ И  СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ  ЦЕЛИ И РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ  КОНЕВОДСТВА

4.1. Стратегия достижения  цели 
Основной стратегической линией достижения (цели) поставленной в концепции программы развития коневодства на 2005 и 2010 годы является прекращение необоснованного сброса конского поголовья и, затем обеспечение расширенного воспроизводства лошадей всех видов хозяйственного использования, при значительном увеличении производства коневодческой продукции (конедни, мясо, кумыс, племенные и спортивные лошади, лошади-продуценты и т.д.). 
В основу этой линии в массовом коневодстве (рабоче-пользовательное, продуктивное и в основном спортивное) должны быть положены преимущественно рыночные принципы, основанные на балансе спроса и предложения и полной окупаемости издержек коневладельцев всех форм собственности, связанных с выращиванием и использованием лошадей. Частичное государственное финансирование здесь потребуется в направлениях конеиспользования, связанных с социальной сферой - производство детского питания из кобыльего молока, натурального кумыса для специальных противотуберкулезных учреждений, содержание и развитие конно-спортивных школ с высоким уровнем подготовки всадников и лошадей, участвующих в конноспортивных соревнованиях общероссийского и международного уровня. 
В племенном коневодстве из-за отсутствия инфраструктуры внутреннего и, особенно, внешнего рынка происходит затоваривание племенными лошадьми большинства конских пород. При этом, практически во всех конных заводах (за исключением 2-3 хозяйств) затраты на выращивание и подготовку племенных лошадей не окупаются выручкой от реализации. В связи с этим, всем производственным подразделениям, занятым выращиванием, подготовкой и реализацией племенных лошадей (конные заводы, племенные конефермы, ипподромы, ГЗК) в первое пятилетие программного периода потребуется значительная государственная поддержка с целью сохранения основных отечественных пород лошадей и, в первую очередь пород, с ограниченным генофондом. 
 
4.2. Основные направления и условия решения задач по развитию коневодства 
Направления и условия решения задач значительно различаются по направлениям конеиспользования. 
Племенное коневодство. 
В период перехода на рыночные отношения (1991-1999 г.г.) из-за низких цен на сельскохозяйственную продукцию и монопольно высоких цен на производственные ресурсы (удобрения, тракторы, автомобили, сельскохозяйственная техника, топливо-смазочные, строительные материалы и др.) большинство сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, являвшихся основными покупателями племенных лошадей, оказались убыточными, т.е. не покрывали издержки производства выручкой от реализации. Многие спортивные секции страны, находящиеся на балансе предприятий, были закрыты, что привело к резкому сужению внутреннего рынка, бывшего основным каналом реализации племенных лошадей, обусловило снижение реализационных цен на них. 
Особенно критическая ситуация складывается в конных заводах, разводящих лошадей основных улучшающих пород (рысистых, тяжеловозных и верхово-упряжных). 
Вполне очевидно, что в экономической ситуации возникла реальная угроза потери ценнейшего генофонда уникальных отечественных пород лошадей. Предотвратить это можно за счет принятия безотлагательных мер как по линии государства, так и непосредственно коневладельцами, путем осуществления селекционных, технологических, организационных и маркетинговых мероприятий, исходя из изменившихся коренным образом экономических условий. 
Опыт целого ряда зарубежных стран показывает, что там по линии государства очень солидно поддерживаются в финансовом отношении отечественные породы лошадей, которые не конкурентоспособны с другими, в основном призовыми породами, но представляют большую ценность как генофондные животные и, наконец, как национальную историческую ценность. 
В качестве примера можно привести опыт сохранения одной из старейших конских пород Чешской республики - кладрубской. Племенное ядро этой породы размещено в двух конных заводах Слатиняны и Кладрубы, в которых содержится до 160 племенных кобыл. По линии государства конным заводам ежегодно перечисляется до 60 тыс. крон в год (около 2,5 тыс. долларов), что полностью покрывает расходы, связанные с кормлением и содержанием лошадей. Важно отметить, что дотационные суммы, выделяемые в Чехии на поддержание других пород лошадей - в 2-3 раза ниже. По имеющимся сведениям, значительные дотационные суммы на сохранение и развитие национальных пород лошадей выделяются из государственного бюджета (от 50 до 70 % всех расходов на содержание племенных лошадей) в Финляндии, Японии и ряде других стран. 
В связи с этим, по нашему мнению, представляется совершенно необходимым резко увеличить государственную поддержку коннозаводства. При этом представляется, что она должна осуществляться в таких направлениях. 
Во-первых, целесообразно выделить, по 2 конных завода, в которых сосредоточено наиболее ценное поголовье лошадей орловской рысистой, русской рысистой и русской тяжеловозной пород и по одному заводу, разводящих высококачественных лошадей советской тяжеловозной и донской породы, и придать им статус "национальных" генофондных хозяйств с государственным финансированием затрат на содержание и выращивание конского поголовья. 
Во-вторых, следует значительно увеличить государственную дотационную поддержку остальных конных заводов, разводящих лошадей отечественных и интернациональных пород, доведя ее до 50 % годовых затрат конных заводов. 
В-третьих, целесообразно ввести целевую дотацию ипподромов, испытывающих племенных лошадей, в размере 50 % от стоимости содержания и испытаний лошадей. 
Естественно, что наряду с государственной поддержкой необходимо использовать имеющиеся внутренние резервы повышения экономической эффективности отрасли. Здесь учитывая отличные экстерьерные качества, нарядность, хорошие движения, лошади отечественных рысистых и верховых пород по праву должны занять свою нишу на зарубежном рынке в качестве экипажных и прогулочных лошадей. 
Создав на коммерческой основе специализированные тренировочные подразделения (пункты) с собственной базой по изготовлению оригинальных парных и троичных экипажей, а также высококачественной парной и троечной сбруи, где можно готовить для реализации орловских и русских рысаков, а возможно, и тяжеловозов. 
Тренировочные пункты могут быть созданы как непосредственно в отдельных конных заводах, так и на межхозяйственной основе, но с обязательной рекламой лошадей, детальными маркетинговыми исследованиями зарубежного рынка, с заключением долголетних взаимовыгодных контрактов с заинтересованными иностранными фирмами. 
В условиях трудностей сбыта представляется целесообразным организовать российскую конную электронную биржу. Проектные прикладные программы для ЭВМ и существующая электронная сеть в России позволяют это сделать уже сегодня. 
В целом племенное и спортивное коневодство претерпит организационно-хозяйственную перестройку под условия рыночной экономики. Главный принцип, который будет определять эти процессы, заключается в экономической целесообразности и конкурентоспособности коневодческих предприятий. Такова сегодня движущая сила мирового коннозаводства. Репродукторные предприятия (конные заводы, племенные фермы) освободятся от дорогостоящей передержки сверхремонтного молодняка, продавая его в раннем возрасте через аукционы и конские ярмарки. Новые владельцы племенных и спортивных лошадей (за исключением сферы их использования в массовом коневодстве) будут готовить их для спортивно-коммерческой карьеры на специализированных предприятиях - тренировочных пунктах на платной основе. В цепи конный завод - аукцион - тренировочный пункт - ипподром, спортивная арена, ипподром - аукцион недостающими звеньями являются тренировочные пункты и аукционы. Их появление и обустройство возможно в порядке коммерческой инициативы, как государственных органов, так и частных лиц. Не исключено, что, освобождаясь от передержки молодняка, часть конных заводов может использовать свои производственные постройки для организации в них указанных специализированных функционально новых звеньев по подготовке и реализации продукции. Заводские аукционы племенного молодняка уже существуют на практике. 
Конные заводы могут также приобретать функции многоцелевых (так называемых сателлитных) предприятий, принимая на период случки племенных маток от частных владельцев за плату. И наконец, высшей формой заводского дела станет организация межзаводских случных пунктов и селекционных центров, сосредотачивающих лучших по генотипу жеребцов-производителей из отечественного и мирового генофонда, а также запасы спермы. 
Особых усилий требует укрепление ипподромов как неотъемлемого звена племенной работы с породами лошадей. Здесь наряду с государственной поддержкой важно интенсивно наращивать элементы рыночной экономической устойчивости. Примеры из истории российского ипподромного дела и современное положение ипподромов в Европе и США свидетельствуют о том, что главными источниками их существования являются доходы от игорного бизнеса. Один из крупнейших ипподромов США, в Медоулендсе, имеет дневной оборот в тотализаторе 1 млн. 450 тыс. долларов, разыгрывает за год более 700 беговых программ. Московский ипподром в прошлом, по свидетельству очевидцев, влачил скромное существование на средства дворянского и купеческого обществ до тех пор, пока здесь волею случая не расцвел тотализатор. 
Следовательно, на российских ипподромах предстоит интенсифицировать игорный бизнес, что имеет реальные перспективы в будущем. На пути к такой функции ипподромы могут в переходный период стать одновременно предприятиями по подготовке к реализации племенного молодняка спортивных и беговых пород на внутреннем и внешнем рынках. 
Наряду с изысканием надежных и выгодных каналов реализации значительные резервы повышения эффективности племенного коневодства заложены в снижении себестоимости получения и выращивания племенных лошадей за счет улучшения воспроизводства, максимального использования в их рационе пастбищной растительности, совершенствования технологий выращивания в направлении их упрощения с переходом на групповое содержание и др. Таким образом, в условиях рыночных отношений потребуется коренным образом менять технико-экономическую стратегию коннозаводства, направив ее на всемерное сохранение и увеличение поголовья производящего конского состава, повышение его качества, а также на более интенсивное ведение отрасли. 
Спортивное коневодство 
Спортивное коневодство в условиях рынка, исходя из опыта стран Восточной и Западной Европы, а также США и Канады, в массе будет базироваться в частном секторе. Исключение могут составлять только лучшие конноспортивные школы и клубы комплектующие сборные команды страны на международные соревнования разного уровня, включая высший. Здесь потребуется солидная государственная поддержка на приобретение и содержание высококлассных спортивных лошадей, содержание опытного тренперсонала и спортсменов. 
Значительное расширение всех видов конного спорта (классические и национальные виды, верховый и экипажный прокат, различные виды конного туризма) будет происходить по мере оздоровления экономики и повышения материального уровня жизни населения. 
Рабоче-пользовательное коневодство 
Рабоче-пользовательное коневодство и в перспективе ближайшего десятилетия останется ведущим направлением конеиспользования, хотя его удельный вес заметно уменьшится вследствие более расширенного развития продуктивного и спортивного коневодства. Развитие и повышение эффективности рабочего коневодства в новых экономических условиях скорее всего должно пойти в двух направлениях. Первое и основное из них заключается в более интенсивном и производительном использовании лошадей на конных работах. Интенсификация конеиспользования идет как по линии увеличения выработки конедней, так и конкретных объемов работ выполняемых за один конедень. 
Себестоимость работы лошадей переносится в конечном счете на стоимость производимой сельскохозяйственной продукции и находится в обратно-пропорциональной зависимости от выработки. Увеличение общей выработки со 150 до 250 конедней, снижает себестоимость конедня на 40 процентов. 
Однако, более производительное использование рабочих лошадей далеко не полностью характеризуется общей выработкой конедней. Более объективно интенсивность конеиспользования выражается в показателе объема работ, выполненных на лошади за определенный временной период (день, месяц). В этом плане важное значение имеют и будут иметь конструирование и производство высокопроизводительного прицепного конного обоза и инвентаря (повозки разных типов и назначения, прицепные орудия-плуги, культиваторы, сеялки, кормораздатчики, окучники и др.). Особую важность расширение ассортимента и повышения качества производимого прицепного инвентаря для лошадей приобретает в связи с резким усилением, как отмечалось в разделе 2, тенденций по росту конского поголовья в личных подсобных хозяйствах населения, свидетельствующих о повышении роли и значения лошади, как энергетического средства, в условиях мелкотоварного производства населением растениеводческой и животноводческой продукции. 
В плане более комплексного использования резервов рабоче-пользовательного коневодства и снижения себестоимости единицы работы (конедня) является улучшение воспроизводства лошадей, то есть увеличения количества получаемых жеребят. Оно может быть обеспечено как путем увеличения численности кобыл в структуре взрослого конского поголовья до 75-80 %, так и на основе роста делового выхода жеребят, особенно в центральных районах страны, где получают по 10-15 и менее жеребят в расчете на 100 кобыл. Значительное улучшение работы по воспроизводству потребует применения новых организационных форм случки кобыл (межхозяйственные и внутрихозяйственные случные пункты, искусственное осеменение, активизация работ ГЗК и др.) и усиления материальной заинтересованности коневодов в увеличении количества получаемых жеребят. Расчеты показывают, что выращивание одного жеребенка до отъема дает дополнительно 180-250 кг мяса в живой массе, которое оценивается в современных ценах в 2,5-3,4 тыс. рублей и обеспечивает снижение себестоимости работы лошадей, соответственно на эти суммы. 
Продуктивное коневодство 
Рациональное и эффективное ведение мясного табунного коневодства требует рационализации технологии внутри отрасли и создание достаточной базы переработки продукции, а также обеспечение надежной сохранности конского поголовья в условиях круглогодового пастбищного содержания. Слабым местом в технологии ведения отрасли являются несколько моментов: нерациональная структура табуна (до 30 % маток); большие потери конского поголовья и упитанности лошадей в зимний период, а в последние годы, как уже отмечалось, от конокрадства и хищных зверей; значительные издержки в конечной цепи производства продукции - при убое и переработке; отсутствие целенаправленной работы в направлении повышения мясных качеств конского поголовья из-за нехватки производственных помещений и оборудования (базы с расколами, весами и распределительными клетками, простейшие конюшни для больных и ослабевших животных, складов для хранения кормов и инвентаря). 
В следствии указанных и ряда других организационно-технологических недостатков выход конского мяса на одну структурную лошадь находится в пределах 40-50 кг живой массы. 
Рационализация структуры табуна (до 45 % маток) и основных организационно-технологических приемов ведения отрасли, организация доращивания (откорм, нагул) мясного контингента молодняка прошлых лет рождения и качественная переработка позволяет увеличить выход мяса в расчете на структурную голову до 80-120 кг живой массы. 
Дальнейшее совершенствование продуктивных качеств местных пород табунных лошадей - также существенный резерв в увеличении объемов производства продукции. Так, преимущества вновь выведенной и утвержденной в 2000 году, новоалтайской породы лошадей (республика Алтай и Алтайский край) в сравнении с местным поголовьем составляют 100 кг живой массы в расчете на одну голову. 
Ожидается, что в перспективе, определенной концепцией, действие вышеуказанных отрицательных факторов в мясном табунном коневодстве резко уменьшится вследствие высокой экономической эффективности отрасли (низкая трудоемкость, энерго и фондоемкость отрасли) и большой потребности в конском мясе населения многих регионов страны. Кроме того, простота технологии мясного табунного коневодства создает реальные возможности для массовой организации крестьянских, преимущественно семейных хозяйств. Разработанная проектная модель семейного крестьянского коневодческого хозяйства, показывает, что семья, состоящая из трех работников, в соответствии с действующими нормами закрепления табунных лошадей разных половозрастных групп, может обслуживать табун в 380 голов, в том числе 180 взрослых кобыл с годовым производством конского мяса 432 центнера в живой массе, при валовом доходе 250,3 тыс. рублей в год. 
Преимущества мясного табунного коневодства указанные выше, позволяют внедряться этой отрасли и в центральных нечерноземных областях России, путем создания фермерских хозяйств коневодческого профиля. Проект такой фермы разработан институтом коневодства для условий лесопойменной зоны Рязанской области и может быть применен для других областей, имеющих сходные природно-климатические условия. 
Необходимое для лечебных учреждений количество кумыса (20 тыс. тонн), а в перспективе и удовлетворение потребности в кобыльем молоке для кормления грудных детей, можно обеспечить путем создания новых ферм. Технологические решения есть, они апробированы на функционирующих в настоящее время кумысных фермах. К этому можно добавить варианты организации сезонных кумысных ферм как в табунных условиях, так и на комплексных фермах по производству товарной рабочей лошади, объединение кумысных отделений с коровниками и многие другие варианты производства кобыльего молока и его переработки. 
В институте проведены исследования по технико-экономическому обоснованию кумысных ферм разного типа, применительно к условиям Центрального экономического района России. 
 
4.3. Региональный аспект развития коневодства 
В региональном плане воспроизводство конского поголовья в России в перспективе ближайших десяти лет не перетерпит значительных изменений. Другими словами в большинстве регионов России потребность в лошадях разного хозяйственного назначения будет удовлетворяться в основном за счет собственного воспроизводства. Исключение может составить мясное коневодство. В восточных регионах страны (Дальний Восток, Западная и Восточная Сибирь, Урал, Поволжье) в структуре конского поголовья значительно возрастет удельный вес численности мясных табунных лошадей, при снижении доли лошадей рабоче-пользовательного направления. 
Организация производства мяса - конины, а также продуктов из него в Центральной России потребует восстановления существующего в прошлом веке порядка закупок недостающего поголовья лошадей в указанных выше регионах. 
На Европейской территории страны также произойдут структурные изменения конского поголовья. Здесь с расширением поголовья и повышением удельного веса лошадей продуктивного направления, возрастут темпы роста лошадей для спорта, туризма и проката. 
 
4.4. Первоочередные мероприятия 
Исходя из вышеизложенных целей и задач, а также основных направлений и условий их решения представляется целесообразным уже в следующем году разработать, утвердить в Минсельхозпроде РФ и Российской академии сельскохозяйственных наук "Программу развития коневодства России на 2001-2005 г.г. и на период до 2010 года". 
В этой программе потребуется предусмотреть ряд конкретных мероприятий, направленных на решение задач, предусмотренных в разделе 3 настоящей концепции. 
 

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ

5.1. Ресурсное обеспечение  коневодства 
За период перехода на рыночные отношения в коневодческой отрасли, как и в целом в сельском хозяйстве, значительно ухудшилось обеспечение основными производственными ресурсами, особенно долголетнего использования (производственные постройки, оборудование, техника и т.д.). Повышение эффективности и устойчивости функционирования коневодства потребует значительного улучшения обеспеченности коневодства всех направлений хозяйственного использования и, в первую очередь, племенного коневодства производственными ресурсами (оборотными и основными средствами). При этом, совершенно очевидно, что основная доля основных и оборотных средств будет пополняться и расширяться за счет финансовых источников самих коневладельцев всех форм собственности. 
Ресурсное обеспечение племенного коневодства пойдет в трех основных направлениях. 
Первое из них будет включать дальнейшую интенсификацию селекционных процессов (включение в систему централизованного племенного учета всех конных заводов и лучших конеферм, регулярная подготовка и издание государственных племенных книг основных заводских пород лошадей, совершенствование иммуногенетического контроля происхождения лошадей в соответствии с международными требованиями, разработка перспективных программ селекционно-племенной работы с основными породами лошадей, импорт жеребцов-производителей и кобыл, организуя проверки жеребцов-производителей по работоспособности их потомства). 
Основная часть вышеперечисленных мероприятий потребует государственного финансирования. 
Второе направление будет включать разработку усовершенствованных технологий воспроизводства, выращивания племенных лошадей на основе внедрения более эффективных способов их кормления и содержания, создания специализированных трендепо по подготовке племенных и спортивных лошадей, расширения сотрудничества с зарубежными странами как по линии обмена опытом и информацией, так и проведения конно-спортивных соревнований. 
Эти мероприятия, в основном, будут осуществляться на средства коневладельцев. 
Третье направление включает укрепление и совершенствование материально-технической базы племенного коневодства на основе строительства и реконструкции, производственных помещений и других коневодческих объектов разного назначения (конюшни, хранилища кормов, беговые, скаковые, тренировочные дорожки, создание долголетних, культурных пастбищ, внутрихозяйственных дорог с твердым покрытием и др.). Укрепление материально-технической базы племенного коневодства будет осуществляться также на средства хозяйств. 
Государственное финансирование потребуется, как было указано выше, на частичное возмещение текущих затрат племенных коневодческих хозяйств и ферм. 
В массовом коневодстве материально-техническое обеспечение будет проводиться, в основном за счет средств коневладельцев. Исключение должно составить финансирование по линии бюджетов разных уровней комплектования государственных заводских конюшен жеребцами-производителями для повышения рабочих и продуктивных качеств лошадей в хозяйствах разных форм собственности. 
В период до 2010 года представляется целесообразным организовать несколько эталонных молочных ферм в Калужской и Рязанской областях, а также в республиках Башкортостан и Марий-Эл, по производству молока для детского питания (грудных детей) в количестве 500 тонн готового продукта в год. Необходимо также организовать производство экологически чистой деликатесной продукции из конины в Алтайском крае, республике Алтай и Якутия (Саха), для чего создать убойные пункты и перерабатывающие предприятия производительностью 250 тонн продукции в год каждый. Общая ориентировочная потребность в капитальных вложениях и мероприятия по интенсификации селекционных процессов составляет за 10 лет ориентировочно 1,5 млрд. рублей, в том числе на работы, выполняемые ВНИИ коневодства - 50 млн. рублей. 
При увеличении конского поголовья к 2005 году до 2,2 и 2010 году до 2,6 млн. голов потребность отрасли в концентрированных кормах составит соответственно 3,3 и 3,9 млн. тонн, сене 3,4 и 4,1 млн. и зеленых кормах 22,9 и 27,4млн. тонн. 
 
5.2. Научное обеспечение отрасли 
Научное обеспечение отрасли осуществляет Всероссийский научно исследовательский институт коневодства с привлечением региональных научно-исследовательских институтов и вузов (Башкирского, Якутского, Калмыцкого, Бурятского и ряда других). 
При непосредственном участии ученых института коневодства или под их методическим руководством было выведено и в послевоенные годы апробировано 14 новых пород лошадей. В 2000 году завершена работа по выведению новой породы лошадей мясного направления продуктивности - ново-алтайской на основе скрещивания местных алтайских кобыл с жеребцами тяжело-упряжных пород. Эта работа проводится сотрудниками института и его Барнаульского опорного пункта с 1978 года. 
Учитывая большой вклад института в практику отечественного коннозаводства, он в 1978 году приказом Министра сельского хозяйства СССР был утвержден селекционным центром по верховым, рысистым и тяжелоупряжным породам лошадей. 
В 1992 году Министерство сельского хозяйства России поручило ВНИИ коневодства ведение централизованного племенного учета по 15 основным заводским породам лошадей: чистокровной верховой, арабской, терской, ахал-текинской, донской, буденновской, тракененской, ганноверской, орловской, русской, стандартбредной рысистым, владимирской, першеронской, русской, советской тяжеловозным. 
В соответствии с этим поручением селекционеры института на основе банка данных первичного зоотехнического учета регулярно готовят и издают очередные тома госплемкниг (всего издано 144 тома ГПК), дополнения к ним и регистры, проводят оценку жеребцов-производителей по качеству потомства, выдают паспорта на племенных лошадей и экспортные сертификаты. Госплемкниги пород международного значения и распространения - арабской, тракененской, чистокровной верховой - признаны международными ассоциациями, причем по чистокровной верховой породе - в 1999 году. По этим и ряду других пород проводится обязательная иммуногенетическая экспертиза достоверности происхождения лошадей. 
Ведущими специалистами института регулярно разрабатываются перспективные 10-летние селекционные программы по всем курируемым породам. Интеграция отечественного коневодства в международные организации выдвинула задачу по проведению централизованного племенного учета в соответствие с мировыми стандартами. Особенно это важно для интернациональных пород - чистокровной верховой, арабской, тракененской, рысистых. 
Решение этой проблемы с помощью информационной системы на базе компьютерной техники начато в институте в 1985 году. Сотрудниками ВНИИ коневодства и вычислительного центра РАН разработана информационно-поисковая система, позволяющая перевести материалы племенного учета с ручных карточек на электронные носители. Информационная система включает централизованную базу данных (ВНИИ коневодства), связанную с локальными базами данных (ипподромы, коневладельцы) и международными организациями. 
В работе института видное место занимали и будут занимать исследования по воспроизводству конского поголовья. 
В конце 60-х годов в институте разработан и внедрен в производство метод сохранения семени жеребца в глубокозамороженном состоянии в течение длительного времени. Получены жеребята от осеменения спермой, хранившейся около 30 лет. 
В настоящее время в банке семени ВНИИ коневодства хранится около 2000 доз спермы выдающихся жеребцов-производителей 11 заводских пород, в том числе таких, как чистокровный верховый Анилин, арабский Асуан, орловский рысистый Пион, русский рысистый Идеал и др. Сперма хранится с 1972, 1973, 1976, 1978 г.г. и не потеряла оплодотворяющую способность. Этот генетический материал имеет не только огромное селекционное значение. Он бесценен с научной точки зрения для выявления биологического долголетия сохраняемой в замороженном состоянии спермы жеребцов. 
Разработан также нехирургический метод трансплантации эмбрионов, позволяющий получать несколько жеребят в год от наиболее ценных кобыл. В тематике института важное место занимают и будут занимать исследования по физиологии тренинга племенных и спортивных лошадей, кормлению, продуктивному коневодству, экономике отрасли. 
В предстоящем десятилетии предстоит разработать и апробировать новые молекулярно-генетические методы, направленные на ускорение селекционного процесса, информационные системы управления племенной работой, биотехнологии, способствующие совершенствованию пород лошадей на основе генной и клеточной инженерии. 
В целях более эффективного научного обеспечения коневодства всех направлений хозяйственного использования потребуется значительно укрепить производственно-техническую базу Всероссийского научно-исследовательского института коневодства: проектирование и строительство подрядным способом лабораторно-производственных помещений объектов Головного селекционного центра, капитальный ремонт и строительство нового жилья, ремонт и замена коммуникаций, строительство учебного корпуса с общежитием, школы повышения квалификации коневодческих кадров, клуба и др. Предстоит обеспечить ВНИИ коневодства и Головной селекционный центр современным лабораторным оборудованием, электронно-вычислительной техникой, полиграфическим оборудованием, транспортом и средствами связи. Общая потребность института в государственных капитальных вложениях на 2001-2010 годы составляет около 50 млн. рублей. 
 
5.3. Совершенствование нормативно-правовой базы коневодства 
Совершенствование нормативной базы в коневодстве будет происходить по мере разработки новых технологий выращивания, подготовки и использования лошадей разного хозяйственного назначения. Это объективно вызывает дополнения и изменения в нормы технологического проектирования коневодческих помещений, детализацию норм кормления, восстановление разработок типовых проектов на коневодческие помещения. С углублением исследований в области молочного и мясного коневодства объективно возникает необходимость в разработке отраслевых стандартов и технических условий на новые виды продукции из кобыльего молока и конского мяса, а также доработке существующих нормативных документов в направлении их детализации. 
Аналогичная нормативно-техническая документация будет разрабатываться на новые виды повозок, сбруи и упряжи, прицепных конных орудий. Правовую основу коневодства составляют Федеративные законы "О селекционных достижениях" (1993 г.) и "О племенном животноводстве" (1995 г.). По нашему мнению предстоит продолжить разработку Закона "О сохранении генофонда сельскохозяйственных животных (лошади)". 
В современных условиях возникает объективная необходимость в разработке законодательных актов по усилению административной и уголовной ответственности за хищения и угоны лошадей. 
В плане упорядочения экспорта племенных лошадей представляется целесообразным по линии таможенных органов и Минсельхоза России разработать и установить единый порядок вывоза за рубеж племенных, спортивных и прогулочных лошадей. При этом, обязательным условием должно быть правило, что на каждую вывозимую лошадь на границе представляется документ (паспорт, сертификат), подтверждающий ее породную принадлежность в происхождении, выданной организацией, ведущей государственные племенные книги и регистры племенных лошадей (ВНИИ коневодства). 5.4. Кадровое обеспечение и социальная политика в коневодстве 
Коневодческая отрасль с каждым годом испытывает все больший дефицит кадров. В большинстве конных заводов и племенных коневодческих ферм хронически не хватает кадров основных массовых специальностей: коневодов, жокеев, тренеров, кузнецов-ковалей и др. В связи с этим, уже в ближайшей перспективе повышение уровня обеспеченности кадрами коневодческих хозяйств и ферм является важнейшей задачей, без решения которой практически невозможно выращивание высококлассных племенных, спортивных и прогулочных лошадей, отвечающих требованиям внутреннего и зарубежного рынка, а также эффективное ведение рабоче-пользовательного и продуктивного коневодства. 
Для решения этой задачи потребуется усиление работы на популяризации коневодческих профессий, повышению материальной заинтересованности работников отрасли, улучшению их жилищно-бытовых и социальных условий (строительство и предоставление благоустроенного жилья и др., введение в племенных коневодческих хозяйствах, фермах и ГЗК фирменной спецодежды и др.). 
Для профессиональной подготовки кадров представляется целесообразным организовать подготовку коневодов, табунщиков, кузнецов-ковалей, операторов машинного доения кобыл, кумысоделов и др. в нескольких профессио-технических училищах страны. 
Требуется решение вопроса о создании на базе одного из верховых конных заводах Всероссийского колледжа по подготовке тренеров верховых лошадей и жокеев по аналогии школе наездников, действующей в Хреновском конном заводе. 
Для подготовки зооветспециалистов высшего и среднего звена по коневодству необходимо организовать специализированные отделения в ряде сельскохозяйственных техникумов (колледжей) и ВУЗах страны. 
 
5.5. Меры государственного регулирования 
Коневодство, исключенное в середине пятидесятых годов из сферы государственного регулирования, вот уже более пятидесяти лет живет по рыночным законам. 
Вместе с тем, отрешенное от государственного учета, отчетности и плановости коневодство все эти годы продолжало жить под постоянным ведомственным патронажем. Специальные управленческие структуры при МСХ СССР и России, ведомственный научно-исследовательский центр (ВНИИК), сохранившаяся сеть племенных конных заводов, ферм, ГЗК и ипподромов через различные механизмы обеспечивали и обеспечивают проведение и реализацию государственной поддержки по относительно устойчивому функционированию и развитию отрасли. 
Государственное регулирование отрасли будет осуществляться в последующем десятилетии в следующих формах: 
-финансовая поддержка коневладельцев через дотации. Каждое племенное предприятие, получившее лицензию федерального уровня, имеет ежегодные дотации на возмещение части затрат по содержанию племенных кобыл в расчете на голову. Министерство сельского хозяйства оказывает безвозмездную финансовую поддержку операционных расходов ГЗК, а также ипподромов на проведение испытаний племенной продукции, выставок и выводок лошадей. Владельцы лошадей и коневодческие организации могут рассчитывать на безвозмездные дотации в виде централизованно поставляемых некоторых изделий конской упряжи и инвентаря; 
-финансовая поддержка в виде централизованных государственных капитальных вложений на модернизацию технологий выращивания племенных лошадей в конных заводах; 
-финансовые средства, выделяемые безвозмездно из федерального бюджета, на покупку высокоценных жеребцов-производителей за границей; -кредитование племенных предприятий на покупку племенных животных на условиях лизинга; 
-регулирование хозяйственной деятельности в области племенного коневодства в племенных конных заводах путем периодического лицензирования этих хозяйств; 
-регламентирование вопросов испытания племенной продукции на ипподромах посредством федеральных "Правил испытаний племенных лошадей", утверждаемых Минсельхозом России; 
-регулирование экспорта племенной продукции в другие страны путем специальной разрешительной системы Минсельхоза РФ; 
-регулирование качества выращиваемой продукции через долгосрочные селекционные программы, разрабатываемые по разным породам ВНИИ коневодства, а также через лицензирование жеребцов-производителей; 
-организация централизованного племенного учета по всем заводским породам лошадей, ведение единых государственных племенных книг через ВНИИ коневодства; 
-посреднические услуги, оказываемые специальными сотрудниками, подразделениями Минсельхоза или организациями при нем отечественным коневладельцам в международных контактах; 
-поддержка деятельности общественных, некоммерческих объединений, ассоциаций по коневодству, способствующих развитию отрасли. Указанные формы государственного регулирования действуют в комплексе, обеспечивают и будут обеспечивать гармоничное развитие и качественное совершенствование коневодства, не стесняя хозяйственной самостоятельности предприятий. Сегодня продукция отрасли коневодства - племенные и спортивные лошади - конкурентоспособна на внешнем рынке и является единственным реальным экспортным товаром России, производимым в сельскохозяйственных предприятиях страны.  
5.6. Улучшение финансовой ситуации 
Финансовое состояние коневодческой отрасли будет улучшаться по мере реализации в программе развития отрасли основных руководящих идей, изложенных выше. Ожидается, что это улучшение будет происходить на фоне общего оздоровления экономики страны и в первую очередь расширенного и эффективного развития сельскохозяйственного производства в условиях рыночных отношений. 
В племенном коневодстве в первое пятилетие программного периода (2001-2005 г.г.) потребуется значительное увеличение государственной финансовой поддержки в направлениях, определенных в разделе 4 настоящей концепции. Основной целью поддержки должно стать всяческое сохранение племенных лошадей основных заводских пород, являющихся национальным богатством страны, созданного трудом многих поколений россиян. Конкретные размеры такой поддержки будут определены в конкретных программных мероприятиях, которые необходимо разработать после утверждения настоящей концепции. 
Наряду с государственной поддержкой в этот период должно завершиться окончательное становление инфраструктуры внутреннего и внешнего рынка лошадей всех направлений хозяйственного использования. 
Во второе пятилетие программного периода (2005-2010 г.г.) ожидается расширение развития сельскохозяйственного производства, что явится основой для создания устойчивого внутреннего рынка племенных и спортивных лошадей. 
Кроме того, расширение и повышение эффективности дополнительных товарных отраслей конных заводов и других коневодческих хозяйств окажет положительное влияние на ведущую отрасль - коннозаводство. 
В этот период государственная поддержка потребуется в основном на мероприятия по интенсификации селекционных процессов и адресные дотации племенного коневодства в конных заводах, разводящих лошадей отечественных неконкурентоспособных пород. 
6. Оценка социально-экономических последствий реализации мероприятий в коневодстве 
Ожидается, что начиная с 2001 года начнется прирост численности лошадей всех направлений хозяйственного использования. Среднегодовые темпы прироста численности лошадей за десятилетний период составят 3,8 процента. 
При рациональном ведении отрасли это обеспечит значительный прирост коневодческой продукции всех видов (Приложение 4). Выработка конедней увеличится с 170 до 250 млн. (на 47,0 %), производство конского мяса в живой массе с 80 до 110 тыс. тонн (37 %), кумыс с 2,1 до 3,3 тыс. тонн (57 %). 
Реализация племенных и спортивных лошадей на внутреннем и зарубежном рынках возрастет с 5,5 до 10 тыс. голов в год. 
Общий прирост коневодческой продукции за десятилетний период ориентировочно составит около 1,5 млрд. рублей. 
Расширенное и эффективное развитие коневодческой отрасли объективно вызовет значительное улучшение социальной ситуации и в первую очередь в коневодческих предприятиях разного назначения и форм собственности. Увеличение численности лошадей с 1,8 до 2,6 тыс. голов обеспечит дополнительно создание на селе 40-50 тысяч рабочих мест. Улучшение экономики даст объективный импульс развитию социальной сферы (строительство дорог, жилья, объектов соцкультбыта и т.п.).

 

 

 

Основные показатели программы развития коневодства России на период до 2010 года

 

 

Динамика численности лошадей по экономическим районам России (крупные сельскохозяйственные предприятия, тыс. голов, на конец года)

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 ВНИИК (официальный сайт) 

Copyright © ВНИИК, 2001 
 © Created by by INTC


Информация о работе Экономика производства продукции коневодства