Анализ производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших разделов анализа хозяйственной деятельности предприятия – анализу производства продукции.
Анализ различных категорий продукции проводят в разрезе соответствия достигнутых результатов их запланированным уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение больших объемов информации.
В данной курсовой работе проведен анализ производства продукции на предприятии ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат».

Файлы: 1 файл

АХД.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Переход к рыночной экономике требует от предприятий  повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции  и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных  форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится  экономическому анализу деятельности субъектов хозяйствования. С его  помощью вырабатывается стратегия  и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор должен хорошо владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексно-экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности.

Данная курсовая работа посвящена одному из важнейших  разделов анализа хозяйственной  деятельности предприятия – анализу  производства продукции.

В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста  объема производства продукции, повышение  ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и  рентабельности предприятия. Поэтому  анализ данных показателей имеет важное значение на любом предприятии.

Анализ различных  категорий продукции проводят в  разрезе соответствия достигнутых  результатов их запланированным  уровням. Проведение анализа - достаточно трудоемкий процесс, он требует обобщение  больших объемов информации.

В данной курсовой работе проведен анализ производства продукции на предприятии ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат».

  1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа объема производства.

 

1.1.- 1.2.    Значение  и объекты анализа производства продукции. Цель, задачи и источники информации анализа производства продукции.

Целью анализа  выпуска продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации продукции по сравнению с конкурентами, расширение доли рынка при максимальном использовании производственных мощностей и как результат - увеличение прибыли предприятия.

Основной задачей  комплексного анализа выпуска продукции  является: анализ конкурентных позиций  предприятия и его способности  гибкого маневрирования ресурсами  при изменении конъюнктуры рынка. Эта общая задача реализуется путем решения следующих частных аналитических задач:

1) оценки выполнения  степени плана производства продукции  и производственной программы;

2) оценки динамики  выпуска продукции;

3) оценки выполнения  договоров по объему, ритмичности поставки, качества и комплексности продукции;

4) установление  причин снижение объема производства  и неритмичности выпуска;

5) количественной  оценки резервов роста выпуска  продукции.1

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных показателях. Основными показателями объема производства является товарная, валовая и реализованная продукция.

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной  продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.

Товарная продукция  отличается от валовой тем, что в  нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот.

Реализованная продукция - это стоимость отгруженной  и оплаченной покупателями продукции.

Изучение объемов  производства осуществляется в определенном диапазоне деловой активности, т.е. в границах min-max, представляющих релевантный  ряд. Анализ может производиться  не только в границах абсолютного min-max, но и в пределах неизменных постоянных издержек. Релевантный ряд составляют минимально допустимый, максимально допустимый, оптимальный и фактический объемы выпуска продукции.

Минимально  допустимый (безубыточный) объем реализации - это такой объем, при котором  достигается равенство доходов  и издержек при сложившихся условиях производства и ценах на продукцию.

Максимальный  объем обеспечивает максимальную загрузку производственных факторов.

Оптимальным считается  такой объем производства, который  обеспечивает получение максимальной прибыли при сложившихся условиях конъюнктуры рынка в определенном ценовом диапазоне. Задача оптимизации больше теоретическая, чем практическая, однако оптимальный объем при планировании выпуска продукции является тем ориентиром, знание которого необходимо.

Ассортимент - перечень наименований изделий с указанием количества по каждому из них. Различают полный, групповой и внутригрупповой ассортимент. Систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров) - это номенклатура.

Объем производства и реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реально реализовать.

Темпы роста  объема производства, повышение качества продукции непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и  рентабельность предприятия. Поэтому  анализ данных показателей имеет  важное значение и схематично представлен на рисунке 1.1.

 

 









 

 

Рис.1.1. Структура объектов анализа

 

Информационной  базой для анализа объемов  производства продукции может быть:

1) Статистические  показатели (Формы бухгалтерского  баланса);

2) оперативные отчеты;

3) планы-графики  производства;

4) планы экономического  и социального развития предприятия;

         5) различные виды сопроводительной документации.

 

    1. Методика анализа  производства продукции.

Объекты анализа: 
 
- объем выпуска товарной, реализованной продукции (выручки от продаж); физический объем производства и реализации по номенклатуре и ассортименту; 
 
- изменение остатков готовой продукции на складе; 
 
- показатели выполнения договорных обязательств; 
 
- показатели выполнения плана и динамики производства и реализации; 
 
- показатели ассортимента и структуры производства и реализации; 
 
- показатели ритмичности производственной деятельности и отгрузки продукции; 
 
- показатели качества и конкурентоспособности продукции. 
 
Задачи анализа: 
 
- оценка выполнения плана производства и реализации продукции, оценка динамики производства и реализации по периодам; выявление положительных и отрицательных тенденций и причин выявленных тенденций в степени выполнения плана и динамики по периодам; 
 
- оценка влияния факторов внутренней и внешней среды на производственную деятельность и сбыт продукции;

 
- выявление хозяйственных  резервов увеличения объемов  производства и реализации; 
 
- разработка мероприятий экономического характера по внедрению выявленных резервов для целей планирования и прогнозирования. 
 
Источники информации: 
 
- бизнес-план, производственная программа на год с разбивкой по кварталам, оперативные планы-графики производства и реализации продукции; 
 
- документы финансовой отчетности: «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках»; 
 
- оборотные ведомости по счету 43; данные складского аналитического учета; 
 
- документы статистического наблюдения: «Основные сведения о деятельности организации», «Сведения о производстве и отгрузке продукции», «Основные сведения о деятельности организации»; 
 
- отчеты о производстве (в натуральном и стоимостном выражении); данные о производственной мощности предприятия (данные планово-экономического отдела); данные отдела сбыта о заключенных договорах и объемах поставок; 
 
- прайс-листы, рекламные проспекты конкурентных фирм, материалы выставок, аналитические материалы маркетологов и т.д.

Объем производства и  реализации промышленной продукции  может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных  измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.

Валовая продукция –  это стоимость всей произведенной  продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах.

Товарная продукция  отличается от валовой тем, что в  нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный  оборот. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершенного производства.

Объем реализации продукции  определяется или по отгрузке продукции  покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах. В условия рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства. 

Важное значение для  оценки выполнения производственной программы  имеют и натуральные показатели объемов производства и реализации продукции (штуки, метры, тонны и  т. д.). Их используют при анализе  объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.

Условно-натуральные  показатели, как и стоимостные, применяются  для обобщенной характеристики объемов  производства продукции. Например, на консервных заводах используется такой  показатель, как тысячи условных банок, на ремонтных предприятиях – количество условных ремонтов, в обувной промышленности – условные пары обуви, исчисленные на основе коэффициентов их трудоемкости и т. д.

Нормативные трудозатраты используются также для обобщенной оценки объемов выпуска продукции в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства не представляется возможным выразить общий его объем в натуральных и условно-натуральных измерителях.

Анализ начинается с  изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.

Рассмотрим следующую  схему изменения объема реализации продукции.

 

Изменение объема выпуска валовой продукции



Рисунок 1.1 – Схема  факторной системы объема реализации продукции

Расчет влияния факторов (стоимость выпуска продукции, остатки готовой продукции на складах, остатки отгруженной продукции) на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс продукции. 

Особое внимание нужно уделить изучению влияния  факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в  три группы:

1)  обеспеченность хозяйства трудовыми ресурсами и интенсивность их использования:

ВП = ЧР * ГВ,

РП = Дрп * ЧР * ГВ,

Где ЧР – среднесписочная  численность работников предприятия;

ГВ – среднегодовая  выработка продукции одним работником;

Дрп – доля реализованной  продукции в объеме выпущенной продукции отчетного периода;

2)  обеспеченность хозяйства основными средствами производства и интенсивность их использования:

ВП = ОСП *ФО,

РП = Дрп * ОСП * ФО,

Где ОСП –  среднегодовая сумма основных средств  производства предприятия;

ФО – фондоотдача основных средств;

3)  обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

ВП = МЗ * МО,

РП = Дрп * МЗ * МО,

Где МЗ – сумма  потребленных материальных ресурсов на производство продукции;

Информация о работе Анализ производства продукции