Анализ производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 03:02, контрольная работа

Описание работы

Объем производства может выражаться в натуральных, условно натуральных и стоимостных показателях, в единицах трудоемкости. Основными показателями объема производства являются валовая и товарная продукция. Валовая продукция это стоимость всей произведен­ной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот.

Содержание работы

1. Анализ производства продукции, работ, услуг …………………………………3
1.1 Значение и содержание анализа производства …………………………………3
1.2 Анализ структуры продукции ……………………………………………………..5
1.3 Анализ ритмичности производства ………………………………………………6
1.4 Анализ качества продукции ……………………………………………………..7
1.5 Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции ………8
2. Обобщение результатов анализа хозяйственной деятельности …………………..10
Практическое задание 1 …………………………………………………………..15
Практическое задание 2 …………………………………………………………...17
Практическое задание 3 …………………………………………………………...19
Список используемой литературы …………………………………………………….21

Файлы: 1 файл

анализ производства продукции, работ, услуг.doc

— 279.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

1. Анализ производства  продукции, работ, услуг

1.1 Значение  и содержание анализа производства

 

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основной задачей предприятия является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Основными задачами анализа объема производства и реализации продукции являются:

- оценка динамики основных показателей объема, структуры и качества продукции;

- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

- выявление резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

- разработка мероприятий по освоению внутрихозяйственных резервов.

Объем производства может выражаться в натуральных, условно натуральных  и стоимостных показателях, в  единицах трудоемкости. Основными показателями объема производства являются валовая  и товарная продукция. Валовая продукция  это стоимость всей произведен­ной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство и внутрихозяйственный оборот.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот и  выражается в действующих отпускных ценах (без налога на добавленную стоимость). В настоящее время на многих предприятиях, если нет внутрихозяйственного оборота и остатков незавершенного производства, валовая продукция совпадает с товарной.

Кроме показателей валовой и  товарной продукции для оценки выполнения плана и динамики производительности труда, уровня фондоотдачи и других показателей эффективности производства применяются показатели чистой (условно чистой) и нормативно чистой продукции. Величина норматива чистой продукции определяется путем исключения из отпускной цены материальных затрат, включая амортизационные отчисления.

Норматив может быть также рассчитан  как сумма затрат на заработную плату  со всеми отчислениями во внебюджетные фонды, прочих элементов чистой продукции в комплексных расходах и прибыли. Расхождение показателей выполнения плана по объему чистой и товарной (валовой) продукции обусловлено снижением или повышением материалоемкости фактически выпущенной продукции. Объем реализации продукции включает стоимость реализованной продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Объем реализации определяется отпускной ценой, включая НДС. При анализе объемов производства по отдельным видам однородной продукции применяются натуральные показатели. Условно натуральные, как и стоимостные, показатели применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции.

Объектами анализа являются:

- объем производства и реализации  продукции как в целом, так  и по ассортименту;

- качество товарной продукции; 

- структура товарной продукции;

- ритмичность производства и реализации продукции.

Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой (товарной) продукции на основе расчета  базисных и цепных темпов роста и  прироста. Для изучения динамики объема производства используют данные о выпуске продукции за ряд лет в сопоставимых ценах.

Для обеспечения более  полного удовлетворения потребностей на селения необходимо не только выполнение плана по общему объему выпуска, но и по номенклатуре и в ассортименте.

Номенклатура  перечень наименований изделий с указанием  кодов, установленных для соответствующих  видов продукции в действующем  на территории СНГ общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), а также  шифров или порядковых номеров изделий по плану.

Ассортимент   перечень наименований изделий с указанием  количества по каждому из них. Различают  полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана  по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

Анализ выполнения плана  по ассортименту осуществляется либо по методу наименьшего процента, либо среднего процента. При этом изделия, выпущенные сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются.

Далее определяют причины  недовыполнения плана по ассортименту. Они могут быть внешними: конъюнктура  рынка, изменение спроса на отдельные  виды продукции и т. д. и внутренними: простои оборудования, низкая культура производства, недостатки в системе управления производством.

1.2 Анализ структуры  продукции

 

Структура продукции  это соотношение удельных весов  отдельных изделий в общем  объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре  значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Невыполнение плана по номенклатуре и ассортименту изделий приводит к структурным сдвигам в составе продукции. Сдвиги в структуре, в свою очередь, оказывают влияние на величину производительности труда, себестоимости и прибыли продукции.

Для расчета влияния  структурных сдвигов на экономические  показатели используются различные  методы: метод прямого счета, метод  средних цен, метод цепных подстановок. При использовании средних цен расчет производится по формуле:

Фактический выпуск продукции  при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска  каждого изделия на средний процент  выполнения плана по выпуску продукции  или путем умножения общей суммы фактического выпуска продукции на плановый удельный вес каждого изделия.

1.3 Анализ ритмичности  производства

 

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска  и реализации продукции. Ритмичность  означает равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Для оценки ритмичности используют коэффициент ритмичности, коэффициент вариации, числа аритмичности.

Коэффициент ритмичности  определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) (ВПф) к плановому выпуску (удельному весу) (ВПпл):

где ВПплi  плановый выпуск продукции за периоды;

      ВПнi  недовыполнение плана по выпуску продукции в периоде.

Коэффициент вариации (Квар.) определяется как отношение среднеквадратического отклонения от планового задания за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

Отрицательные последствия влекут за собой не только недовыполнение или несвоевременное выполнение плановых заданий, но в некоторых случаях и перевыполнение. Поэтому целесообразно при оценке ритмичности учитывать как отрицательные отклонения от плана, так и положительные. Для этого определяется числа аритмичности (в долях единицы) путем суммирования положительных и отрицательных отклонений от планового выпуска продукции.

Чем менее ритмично работает предприятие, тем больше сумма чисел  аритмичности. В заключение анализа  ритмичности целесообразно определить упущенную возможность путем умножения разности между наибольшим и наименьшим среднесуточным выпуском продукции на соответствующее количество суток в анализируемом периоде, при этом из фактического выпуска продукции исключают продукцию, выработанную за сверхурочное время.

1.4 Анализ качества  продукции

 

Качество продукции - совокупность свойств продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество продукции характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия. Единый порядок систематической оценки технического уровня и качества машин, оборудования и другой техники, а также аттестации продукции по категориям качества был введен в 1981 г. Существовавшая система аттестации в 1993 г. с целью приближения к международным стандартам качества была заменена на систему сертификации.

Различают единичные (индивидуальные) показатели качества, характеризующие  одно из свойств продукции, комплексные, характеризующие несколько свойств, и обобщающие, отражающие совокупность ее свойств. Для оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы. Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с предыдущими отчетными периодами, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний  коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости  продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.

Кроме этого определяют, увеличился ли удельный вес аттестованной  продукции, экспортной, произошло ли снижение забракованной и зарекламированной  продукции и определяют факторы, повлиявшие на качество выпускаемой  продукции.

1.5 Анализ выполнения  договорных обязательств и реализации  продукции

 

Реализация продукции является завершающей стадией кругооборота средств производства. От ее величины зависят результаты финансово - хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности. В связи с тем, что предприятия могут определять выручку от реализации по отгрузке продукции или по оплате отгруженной продукции, возможны два варианта методики анализа объема реализации. При первом варианте объем отгруженной и реализованной продукции совпадает. Баланс товарной продукции имеет вид:

РП = ГПн + ТП  ГПк,     ОП = РП,

где РП - реализованная продукция;

      ГПн, ГПк - остатки готовой продукции на складе соответственно на начало и конец периода;

     ТП - товарный выпуск продукции;

     ОП - отгруженная продукция.

Анализ реализации продукции тесно  связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. Процент выполнения договорных обязательств рассчитывается по формуле:

К = (ТПо ТПн) : ТПо * 100,

где К - искомый процент выполнения плана договорных обязательств, %;

      ТПо - плановый объем продукции по заключенным договорам;

      ТПн - недопоставка продукции по договорам.

Анализ выполнения договорных обязательств должен быть организован в разрезе отдельных договоров, видов продукции, сроков поставки. При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала года.

В заключение анализа объема производства и реализации продукции определяются резервы его роста. Для этого изучается структура затрат на производство, по которой можно установить, является ли производство материалоемким, энергоемким, фондоемким или трудоемким. Эффективность использования соответствующих ресурсов имеет большое значение для увеличения объемов продукции и прибыльности предприятия.

 

2. Обобщение результатов  анализа хозяйственной деятельности

 

Любые результаты аналитического исследования деятельности предприятия в целом  или его подразделений должны быть оформлены в виде документов. Это может быть пояснительная записка, справка, заключение.

Пояснительная записка обычно составляется при направлении результатов  анализа в вышестоящую организацию. Если результаты анализа предназначены  для внутрихозяйственного использования, они оформляются в виде справки. Заключение пишется, когда анализ проводится вышестоящими органами управления.

Содержание пояснительной записки  должно быть достаточно полным. Кроме  выводов о результатах хозяйственной  деятельности и предложений по их улучшению, пояснительная записка должна содержать общие вопросы — экономический уровень развития предприятия, условия хозяйствования, результаты выполнения планов по отдельным направлениям деятельности. Аналитическая часть пояснительной записки должна быть обоснованной, конкретной по стилю. Она может содержать сами аналитические расчеты, таблицы, где сгруппированы необходимые для иллюстрации данные, графики, диаграммы и т.д. При ее оформлении особое внимание нужно уделять предложениям, которые вносятся по результатам анализа. Они в первую очередь должны быть всесторонне обоснованными и направленными на улучшение результатов хозяйственной деятельности, освоение выявленных внутрихозяйственных резервов.

Что касается справки и заключения, то их содержание в отличие от пояснительной  записки может быть более конкретным, акцентированным на отражении недостатков или достижений, выявленных резервов, способов их освоения. Здесь может быть опущена общая характеристика предприятия и условий его деятельности.

Отдельно следует остановиться на бестекстовой форме оформления результатов анализа. Она состоит из постоянного макета типовых аналитических таблиц и не содержит пояснительного текста. Аналитические таблицы позволяют систематизировать, обобщить изучаемый материал и представить его в пригодной для восприятия форме. Формы таблиц могут быть самыми разнообразными. Они строятся в соответствии с требующимися для анализа данными. Показатели в аналитических таблицах необходимо размещать таким образом, чтобы они одновременно использовались в качестве аналитического и иллюстративного материала.

Информация о работе Анализ производства продукции