Показатели производства продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 21:05, доклад

Описание работы

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги.
В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг. Рост объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек производства, прибыль и рентабельность предприятия.

Файлы: 1 файл

Показатели производства продукции.docx

— 26.44 Кб (Скачать файл)
Показатели производства продукции
Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги.
В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг. Рост объема производства продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек производства, прибыль и рентабельность предприятия.
Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:

 

1. Анализ формирования  и выполнения производственной программы;
1.1. Анализ объема продукции;
1.2. Анализ ассортимента продукции;
1.3. Анализ структуры продукции;
2. Анализ качества продукции;
3. Анализ ритмичности производства;
4. Анализ выполнения договорных  обязательств и реализации продукции.

 

Источники информации: плановые и оперативные планы-графики, бизнес-планы, данные текущей и годовой отчетности (ф.1-П «Отчет предприятия (объединения) по продукции, ф. № 1 «Баланс предприятия», ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках»; данные текущего бухгалтерского и статистического учета (ведомость №16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация», журнал ордер №1, карточки складского учета готовой продукции и др.).

 

Объем производства промышленной продукции может выражаться в следующих показателях:
  • натуральные – это показатели, которые представляют информацию об объектах учета счетом, мерой, весом и т.п. Выбор единиц измерения зависит от особенностей объектов.
  • условно-натуральные – это показатели, которые предназначены для отражения однородных по назначению, но разных по качественным характеристикам объектов учета.
  • трудовые – это показатели, которые используются для исчисления количества затраченного труда и выражаются в единицах времени.
  • стоимостные – это показатели, характеризующие экономические явления в стоимостном (денежном) выражении и определяемые с помощью цен.

 

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.
В международном учетном стандарте IASC №15 «Информация, характеризующая влияние изменения цен» нашли отражение две основные концепции.
Первая концепция соответствует «Методике оценки объектов бухгалтерского учета в денежных единицах одинаковой покупательной стоимости» и ориентирована на общий индекс инфляции национальной валюты. При анализе динамики объема производства необходимо произвести корректировку на общий индекс инфляции национальной валюты.
Вторая концепция лежит в основе «Методики переоценки объектов бухгалтерского учета в текущую стоимость». Методика ориентирована на применение индивидуальных индексов цен на товар или товарную группу. При этом могут применяться следующие методы:
  • пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);
  • корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом.
С применением вышеназванных методов нейтрализуется влияние изменения цен на конкретный товар или товарную группу.

 

К основным стоимостным показателям объема продукции относятся следующие:
  • товарная продукция
  • валовая продукция
  • чистая продукция
  • реализуемая продукция

 

Товарная продукция включает в себя четыре составные части:
  • стоимость готовых изделий
  • стоимость полуфабрикатов своей выработки, предназначенных к отпуску на сторону
  • стоимость работ промышленного характера, выполненных на сторону
  • стоимость своего капитального строительства

 

В товарную продукцию не включаются:
  • некомплектная и нестандартная продукция
  • брак (в том числе и реализуемый)
  • услуги заводского транспорта
  • стоимость реализации отходов исходного сырья
  • стоимость продукции, работ и услуг непромышленного характера подсобных производств.

 

Валовая продукция характеризует объем производства законченных и незаконченных промышленных изделий и работ:
  • вся товарная продукция
  • изменение остатков незавершенного производства на конец периода по сравнению с началом
  • изменение остатков полуфабрикатов
  • изменение остатков инструментов и приспособлений собственного производства

 

ВАЛОВАЯ ПРОДУКЦИЯ = ТОВАРНАЯ ПРОДУКЦИЯ +- НЕЗАВЕРШЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО + ПОЛУФАБРИКАТЫ + ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ

 

Т.е. валовая продукция предприятия есть вся продукция, произведенная за какой-то период вне зависимости от степени ее готовности.

 

Чистая продукция характеризует величину вновь созданной стоимости за вычетом материальных затрат. Чистая продукция - это товарная продукция без материальных затрат и амортизационных отчислений.

 

Реализованная продукция отражает продукцию, которую уже продали. 
Включает в себя стоимость готовых изделий, полуфабрикатов и работ промышленного характера (т.е. товарную продукцию) и изменение остатков готовой продукции.

 

Остатки:
  • остатки готовой продукции на складе
  • продукция отгруженная, но не оплаченная
  • продукция, срок оплаты которой наступит в плановом периоде.

 

По степени готовности продукция предприятия состоит из следующих частей:
  • готовая продукция - изделия, выпущенные предприятием в законченном и укомплектованном виде для отпуска на сторону, полностью соответсвующие стандарту, принятые соответствующей службой качества и сданные на склад предприятия.
  • полуфабрикаты - полупродукт, технологическая обработка которого закончена на одном участке предприятия, но требует доработки или сборки на др. участке предприятия, часть полуфабрикатов реализуется на сторону для использования на других предприятиях в качестве комплектующих изделий или запчастей.
  • незавершенное производство - продукт, производство которого в цехах предприятия еще не закончено и находится на различных стадиях производственного процесса и подлежит дальнейшей обработке на данном предприятии.
  • продукция вспомогательных цехов – электроэнергия, пар, вода
  • прочая продукция - работы промышленного характера и реализация на сторону продукции подсобных промышленных производств.

 

По времени различают:
  • оперативный анализ
  • текущий анализ
  • перспективный анализ объема производства и реализации продукции.

 

Оперативный анализ производства и реализации продукции отражает:
  • фактические и плановые показатели объема выпуска и отгрузки продукции по объему и ассортименту;
  • информацию о качественных характеристиках изделий;
  • отклонения от плана.
Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
Текущий анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Анализ объема продукции
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.4).
Таблица 4
Динамика товарной продукции

Год

Товарная продукция в сопоставимых ценах, руб

Темпы роста, %

Базисные

Цепные

   

Тб=ТПi/ТП0 х 100%

Тц= ТПi /ТПi-1 х 100%


 

где ТПi-1, ТПi – объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

 

 ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.     

 

 

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:
 ,
Тпр = Тср – 100 .
Анализ выполнения плана по выпуску товарной продукции производят на основе данных табл. 5.
Выполнение плана по выпуску товарной продукции за 20..год

Изделие (цех)

Объем производства продаж, тыс. руб.

Отклонение план. выпуска от прошлого года

Отклонение фактического выпуска продукции

Прош. год

Отчет. год

тыс. руб.

%

От плана

От прошлого года

тыс. руб

%

тыс. руб.

%

План

Факт

А

30500

28800

25200

-1700

-5,57

-3600

-12,5

-5300

-17,3

……..

……..

……..

…….

…….

….

………

……

…….

……

Итого:

90200

96000

100800

5800

+6,43

+4800

+5,00

+10600

+11,75


 

В приведенном примере отклонение фактического выпуска товарной продукции от прошлого года имеет небольшую величину +11,75%, а фактического выпуска от плана всего 5%.

 


Информация о работе Показатели производства продукции