Экономика на транспорте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 15:39, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей автомобильного транспорта является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышение экономической эффективности его использования. Экономика автомобильного транспорта изучает экономические законы развития транспорта, принципы и методы хозяйствования. Новой экономической категорией, функционирующей на основании действия объективных экономических законов, является рынок. Проектом предусматривается перевозка строительных материалов , АТП в основном занимается перевозкой грузов промышленности.

Файлы: 1 файл

Экономика транспорта.docx

— 73.22 Кб (Скачать файл)

5 - -

 

                              Введение

 

Транспорт – это одна из важнейших баз  экономики. Транспорту принадлежит важная роль в процессе общественного производства, так как обязательным элементом  является перевозка грузов, сырья, материалов, полуфабрикатов, готовой продукции.

Транспорт обеспечивает производственно-экономические  связи различных отраслей народного хозяйства. Он является неотъемлемой частью производственного процесса, связывает промышленность и сельское хозяйство, отдельные отрасли промышленности и отдельные предприятия.

Также транспорт  играет важную роль в социально –  экономическом и культурном развитии общества, он способствует развитию производственных сил республики, связывает все  производящие и потребляющие районы в единый комплекс.

Роль и  значение автомобильного транспорта очень  велики. Автомобильный транспорт перевозит около 80% всех грузов и 40% пассажиров.  По сравнению с другими видами транспорта, автомобильный имеет  следующие преимущества: маневренность, срочность и регулярность доставки, большое разнообразие типов подвижного состава, сохранность груза. Маневренность автомобильного транспорта обеспечивает доставку грузов «от двери» грузоотправителя «к двери» грузополучателя. Сравнительно высокая скорость  движения и разнообразие типов подвижного состава позволяет перевозить различные грузы на любые расстояния и обеспечивает возможность работы в условиях бездорожья.

Основной  задачей автомобильного транспорта  является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения  в перевозках, повышение экономической  эффективности его использования.

Экономика автомобильного транспорта изучает  экономические законы развития транспорта, принципы и методы хозяйствования.

Новой экономической  категорией, функционирующей на основании  действия объективных экономических законов, является рынок.

Проектом  предусматривается перевозка строительных материалов , АТП в основном занимается перевозкой грузов промышленности.

Основой автомобильного парка АТП являются автомобили  ЗИЛ-130, МАЗ-5551,МАЗ-5549, ГАЗ  – 53А составляют 60% от общего количества автомобилей.

Перевозка грунта осуществляется автомобилями ГАЗ-53А.

Краткая техническая характеристика автомобиля:

- грузоподъемность  автомобиля          - 6т;

- полная  масса                                        - 7400кг;

- контрольный  расход топлива              - 31 л /100 км;

- максимальная  скорость                       -  80 км/час.

Целью курсового  проекта является выработка навыков  и умений расчета отдельных показателей  плана экономического и социального  развития автотранспортного предприятия, выбор оптимального варианта принимаемых решений, определение экономического эффекта от повышения производительности подвижного состава и снижения себестоимости перевозок.

 

1 Производственный план перевозок  груза

Основным  документом, охватывающим всю производственно-финансовую деятельность  АТП, является план перевозок  грузов.

Работа грузового автомобильного транспорта характеризуется двумя  основными показателями – объемом перевозок и грузооборотом.

Объем перевозок – это количество груза уже перевезенного или  подлежащего перевозке за определенный период времени. Объем перевозок измеряется в тоннах. Объем перевозок планирует предстоящие доходы АТП.

Грузооборот – это объем транспортной работы по перемещению грузов, которая  уже выполнена или которую  предстоит выполнить. Грузооборот  измеряется в тонно-километрах. Он служит для планирования расходов, составления планов по труду и заработной плате, а также планов материально- технического снабжения.

План перевозок  грузов составляется на основе заявок и договоров с клиентами. Исходными данными для него считаются наименование и класс груза, годовой объем перевозок, среднее расстояние перевозки, дорожно-эксплуатационные условия работы подвижного состава.

Перед АТП стоит задача перевезти  в течение года  1540 тыс тонн груза. Среднее расстояние перевозки 12км.

План перевозок  грузов приведен в таблице 1.

Таблица 1.

План  перевозок грузов

наимено-   вание   груза

класс   груза

 

Объем перевозок,

тОНН

Среднее расстояние перевозки, км

дорожно-эксплуатационые    условия

     грунт          

1

1540000

12

1

     2

3

40

30

30


 

2 Производственная программа по  эксплуатации подвижного состава

Перевозка осуществляется по дорогам различных  категорий, поэтому средняя техническая  скорость определяется по формуле:

         Vт = (åVтi*Yi)/100                                               (1)

где Vтi -нормативная техническая скорость автомобиля для дорожно-эксплуатационных условий;

Yi- процент перевозимых грузов от общего объема перевозок, выполняемых в i-тех дорожно-эксплуатационных условиях.

        Первая категория  - дороги с усовершенствованным  покрытием:

Vт1 = 42 км/ч, Y1 = 30%

   Вторая категория - дороги  с твердым покрытием:

Vт2 = 33 км/ч, Y2 =40 %

   Третья категория:

    Vт3 = 25 км/ч, Y3 =30%

          Vт=(42*40+33*30+25*30)/100=34,2 км/ч 

По данным АТП города :

aв = 0,5;  b = 0,63; γс=0,9; tп-р=0,6

 Тн - время в наряде, ч. Тн = 11 ч.

 Производительность автомобиля ГАЗ -53А за год в тоннах равна:

  Wг = (Тн*q*gc*b*a в*Дк*Vт)/(lег+tп-р *Vт*b )                                            (2)

       где Тн - время автомобиля в наряде,ч

    q - грузоподъемность автомобиля , т. q = 6тонн.

     lег - средняя длина ездки с грузом ,км

       ll2 = 12 км, Vт =34,2 км/ч, Дк=365

              tп-р - время погрузки-разгрузки на одну ездку,ч. tп-р = 0,5 ч

    Wг1 =(11*6*0,9*0,63*0,5*365*34,2)/(12+0,6*34,2*0,63) = 9369,9т

Количество  единиц подвижного состава, необходимое  для выполнения плана перевозок, ед.

           Апс = Q/Wг .        Апс =1540000 /9369,9 = 164ед.                                   (3)

Производительность автомобиля в  ткм:

           Pа = Wг*lег .       Ра = 9369,9*12= 112438,8 т*км                                   (4)

Автомобиле - дни парка, авт*дн

          АД = Апс*Дк .      АД =164*365 =59860 авт*дн                                                           (5)

Автомобиле - дни в эксплуатации, авт*дн

          АДэ =АД* aв .       АДэ = 59860*0,5 = 29930 авт*дн                                       (6)     Автомобиле - дни в простое , авт*дн

          АДпр = АД-Адэ АДпр =5986-29930= 23944 авт*дн                       (7)

Автомобиле – дни в наряде, авт*дн

          АДн = АДэ =29930 авт*дн                                         (8)

Автомобиле-часы в наряде, авт*ч

          АТн =АДн*Тн     АТн =29930*11= 329230 авт*ч                             (9)

Общая грузоподъемность парка, т

          Q =Ап.с*q Qп =164*6=984 т                      (10)

Среднесуточный  пробег автомобиля, км

         lcc =(Tн*Vт*lср)/(lср+Vт*b *tп-р)                          (11)

           lcc =(11*34,2*12)/(12+34,2*0,63*0,6) = 181.1 км

Общий пробег автомобилей, км

           Lобщ =lcc*Aпс*Дк* aв      Lобщ  = 181,1*164*365*0,5 = 5420337,1 км     (12)

Общий пробег автомобиля с грузом, км

  Lобщ.гр = Lобщ*β  Lобщ.гр =5420337,1*0,63=3414812,3 км                (13)

Общий грузооборот за год, ткм:

  P = Q*lср    P = 1540000*12 = 18480000ткм                                             (14)

 Основные показатели производственной  программы представлены в таблице 

 

3 Производственная программа по  ТО и ТР    подвижного состава.

Производственной программой по ТО и ТР  ПС устанавливаются количество ТО (по видам) и КР, а также трудовые затраты  на их выполнение за расчетный период времени (сутки, год) по всему парку.

Норма пробега  автомобиля ГАЗ – 53А до первого  КР:

Lкр.н=500000 км

Норма пробега  до первого КР с учетом коэффициентов  с учетом корректирования:

Lкр = Lкр.н*к1*к2*к3     где                                                            (15)

      к1 - коэффициент, учитывающий категорию условий эксплуатации к1 = 0,9;

      к2 - коэффициент, учитывающий модификацию ПС  к2 =1;

      к3 - коэффициент, учитывающий природно-климатические условия к3 = 1.

Lкр = 500000*0,9*1*1=450000 км

За цикловой пробег списочный автомобиль проходит 1 КР.

Число КР:     Nкр = Lц/ Lкр                       (16)

         где Lц - пробег автомобиля за цикл; Lц = Lкр, следовательно Nкр = 1

    Определим количества  ТО-2:

Nто-2 = Lц / Lто-2 - Nкр                                                   (17)     

где     Lто-2 = L то-2.н*к1*к3, км                          (18)

где L то-2.н - нормативный пробег автомобиля до ТО-2

L то-2.н = 15000 км    Lто-2 = 15000*0.9*1 = 13500 км

Nто-2 = 450000/13500 - 1 =32

    Определим количество  ТО-1

Nто-1 = Lц / Lто-1 - Nкр - Nто-2                                                          (19)

где Lто-1 - скорректированный пробег автомобиля до ТО-1, км

Lто-1 = L то-1.н*к1*к2*к3                                                     (20)       

         где L то-1.н - нормативный пробег до ТО-1, км     L то-1.н = 5000 км

L то-1 = 5000*0.9*1*1 = 4500 км   Nто-1 =450000/4500-1-32 =67

     Определим количество  ЕО:

         Nео = Lц / Lео                                 (21)

        где Lео - пробег автомобиля до ЕО, т.е за сутки Lео = lсс = 245,9   км

         Nео = 450000 / 245,9 = 2084,3

      Для  количества ТО и ТР за год  вводится коэффициент перехода  от цикла к   году  - коэффициент цикличности, определяемый по формуле:

hц = Lг / Lц                        (22)          где Lг - годовой пробег автомобиля, км

         Lг = lcc*Дк* aв, км                  (23)

Lг = 245,9*365*0,5 = 44876,75 км

  hц =44876,75/450000 = 0,1

     Определим годовое  число КР на 1 автомобиль с учетом hц

      Nкр г = Nкр* hц                           (24)

      Nкр г = 1*0,1=0,1

      Годовое количество  ТО-2 с учетом hц

      Nто-2 г = Nто-2* hц                         (25)

      Nто-2 г = 32*0,1 =3

      Годовое количество  ТО-1 с учетом hц

      Nто-1 г = Nто-1* hц                       (26)

      Nто-1 г = 67*0,1=7

      Годовое количество  ЕО с учетом hц

        Nео г = Nео* hц                           (27)

     Nео г = 2084,3*0,1 = 208

          Определяем годовую производственную программу ТО и КР парка автомобилей:          åNi г = Ni г*Асп                 (28)

       Тогда   åN тр.г = 0,1*164 = 16,4

  åNто-2.г = 3*164= 492

                   åNто-1.г = 7*164=114

                   åNео.г = 208*164 =34112

     Годовая трудоемкость  работ по каждому виду ТО  определяется по формуле (по  ЕО):           

         Teo = åNео г * teo.с, чел*ч                                          (29)     где teo.с - скорректированная трудоемкость ЕО, чел*ч

     teo.с = teo.н*к2*к5*км                    (30)

где teo.н - нормативная трудоемкость ЕО, чел*ч   teo.н =0,45

    к5 - коэффициент , учитывающий размер АТП и число технологических совместимых групп ПС, к5 = 1,05

 км - коэффициент, учитывающий снижение трудоемкости за счет механизации работ ЕО.

     км = 1 - 70 / 100                 (31)           где М - % работ ЕО, выполняемых механизированным способом М= 60                               

     км = 1 - 70 / 100 = 0,3     teo.с = 0,45*1*1,05*0,3 =  0,142  чел*ч

    Тео = 34112*0,142 = 4835,4чел*ч

   по ТО-1:

     Tто-1 = åNто-1 г * t то-1, чел*ч                (32)

      tто-1 = tто-1.н*к2*к5                (33)

      tто-1.н = 2 чел*ч       tто-1 = 2*1*1,05  = 2,04 чел*ч

     Tто-1 = 2,04*1*1,05*1148= 2459,016  чел*ч

   по ТО-2:

     Tто-2 = åNто-2 г * t то-2,  чел*ч                          (34)

     tто-2 = tто-2.н*к2*к5                       (35)

               Tто-2 = 9,8*1*1,05*492 =5062,68 чел*ч

Годовая трудоемкость по  ТР автомобилей  рассчитывается исходя из общего пробега  и нормативной трудоемкости по ТР на 1000 км пробега автомобиля по формуле:          Tтр = Lобщ*tтр.с / 1000, чел*ч                     (36)

 

     где tтр.с - скорректированная удельная трудоемкость  ТР, чел*ч/1000 км

         Tтр=6094278,5*1,3608/1000=8293,1

         tтр.с=3,6*0,9*1*1*0,4*1,05=1,3608

          T=4835+2459,016+5062,68+8293,1=20650

Коэффициенты корректирования  пробега и трудоемкости, а также  показатели  производственной  программы  по ТО и ТР  приведены  в таблицах 3-5.

Таблица 3.

Средние нормативы пробега до КР

Марка

Автомобиля

Норма пробега до КР, км

 

к1

 

к2

 

к3

Скорректированная норма пробега  до КР, км

ГАЗ – 53А

500000

0,9

1,0

1,0

450000


Таблица 4

Нормативы трудоемкости по ТО и  ТР ПС                                               

Вид тех.

Возд

Годовое колич.

Ni

Нормативная трудоемкость ТО,t,чел*ч,Tтр чел*ч/1000км

Коэффициент корректирования

Годовая трудоемкость,t,чел*ч,

Tтр чел*ч/1000км

     

к1

к2

К3

к4

к5

Км

 

ЕО

34112

0,45

---

1,0

---

---

1,05

0,3

       4835,4

 ТО-1

1148

2,04

---

1,0

---

---

1,05

---

2459

ТО-2

492

9,8

---

1,0

---

---

1,05

---

5062,68

ТР

16,4

3,6

0,9

1,0

1

0,4

1,05

---

8293,1

Информация о работе Экономика на транспорте