Экономика железнодорожного транспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 13:24, лекция

Описание работы

Организация и структура управления государственно-акционерной компании
Грузовые перевозки и их прогнозирование
Пассажирские перевозки и их прогнозирование
Основные фонды железнодорожного транспорта

Файлы: 1 файл

Раздаточный материал экономика жд.docx

— 38.58 Кб (Скачать файл)
  1. Организация и структура  управления государственно-акционерной  компании
  2. Грузовые перевозки и их прогнозирование
  3. Пассажирские перевозки и их прогнозирование
  4. Основные фонды железнодорожного транспорта

 

 

 

Тема 6. Организация и структура  управления государственно-акционерной  компании

Общее производственное взаимодействие связано  с движением, как овеществленного, так и живого труда, начиная с  предприятий, между ними, между отраслями, сферами производства. При этом происходит разделение, специализация и взаимодействие в труде. Все это создает определенную форму деятельности – управление. Различают управление объектами и процессами, а также управление людьми. Управление людьми представляет собой воздействие на коллективы людей и координацию их деятельности в процессе производства. Управление коллективом раскрывается в его функциях. Эти функции могут быть склассифицированы с позиций объекта управления и с позиций субъекта управления.

С позиции объекта управления различают такие функции,  которые отражают структуру хозяйства железнодорожного транспорта и его предприятий; уровни управления, стадии производства и систему обращения, которые включают погрузку, передвижение, выгрузку, снабжение, финансы;  элементы и параметры производства, технологические процессы; стадии управления, включающие учет, анализ, аудит, регулирование, организацию, согласование, прогнозирование.

С позиций субъекта управления выделяются такие функции управленческой деятельности, как выработка целей управления, прогнозирование, планирование; оперативное управление включает организацию, мотивирование, активизацию, распорядительство.

В Законе  «О железнодорожном транспорте» записано, что управление железнодорожным транспортом осуществляется централизованно. Управление железнодорожным транспортом основывается на некоторых принципах, которые представляют собой обязательные руководящие правила, основные положения и нормы поведения.

К основным принципам управления железнодорожным транспортом относятся:

  • Системность (комплексный подход, выражающийся в единстве государственного и хозяйственного руководства, сочетании отраслевого управления и территориального, общественных интересов с коллективными и личными);
  • Многомерность и иерархичность (распределение функций по горизонтали и вертикали с неукоснительным соблюдением требований централизации и единоначалия);
  • Целенаправленность (плановость управления на всех участках работы).

Основным принципом является принцип единоначалия. В выше названном Законе записано, что руководитель предприятия самостоятельно решает вопросы деятельности предприятия.

Следующим принципом является принцип соблюдения государственной и трудовой дисциплины. Высокая дисциплина имеет большое значение для работников транспорта.

Важным  принципом является принцип правильного подбора и расстановки кадров. Этот принцип требует, чтобы люди, выдвигаемые на руководящую работу, обладали необходимыми деловыми качествами, были бы хорошими специалистами и организаторами.

Основным уполномоченным органом государственного управления железнодорожным транспортом является Государственная акционерная железнодорожная  компания (ГАЖК), которая была образована Указом Президента Республики Узбекистан 7 ноября 1994 г.

В последующие годы неоднократно выходили указы Президента и постановления  Кабинета Министров о совершенствовании  структуры управления компании, о  мерах по демонополизации и акционированию железнодорожного транспорта. Этими  документами были определены основные задачи, возлагаемые на ГАЖК. К ним  относится обеспечение устойчивой и эффективной работы железнодорожного транспорта, безопасности перевозок, повышение  качества оказываемых транспортных услуг.

Для надзора за безопасностью железнодорожных  перевозок была создана Государственная  инспекция РУз (Узгосжелдорнадзор). Основными задачами этой организации являются разработка, утверждение и контроль за исполнением нормативных документов по технической эксплуатации железных дорог, безопасности перевозок, а также услугам, предоставляемым при перевозке грузов и пассажиров.

Структура ГАЖК включает в себя:

Совет компании, членами которого являются: Премьер-министр РУз, председатель совета; заместитель Премьер-министра РУз; первыв заместитель председателя Госкомимущества РУз; заместитель Министра финансов РУз; заместитель Министра юстиции РУз; заместитель Министра экономики РУз; Председатель Госкомдемонополизации РУз; первый заместитель Председателя Государственного налогового Комитета РУз; начальник Узгосжелдорнадзора. Совет выполняет функции общего собрания акционеров и наблюдательного совета.

Совету компании подчиняется Правление, отвечающее за работу всей компании. Правление возглавляет Председатель Правления, который имеет одного первого заместителя Председателя и трех заместителей Председателя, советника председателя. Кроме них имеется главный менеджер-главный инженер. Каждый из них курирует соответствующие органы. Так, советнику председателя подчиняется юридическое управление, представители компании при ОСЖД и ЦСЖТ и РФ; Секретариат при председателе компании; региональные железнодорожные узлы; управления статистики и учета.

Первый  заместитель председатель работает с управлением экономического анализа и прогнозирования; Управление финансов и бухгалтерского учета; Центром «Узжелдоррасчета»; Управлением маркетинга перевозок и имущественных отношений.

Главный менеджер – главный инженер – курирует Управление стратегического развития; Управление мониторинга строительства и инвестиционных программ, а также такие подразделения как Управление путевого хозяйства, центр сигнализации и связи; центр электроснабжения, информационно-вычислительный центр «Темирйуленилгитаъмин», Управление по эксплуатации локомотивов; Управление вагонного хозяйства, УП «Узжелдореммаш», ОАО «Узвагонтаъмир» ОАО «Toshkent yolovchi vagon ta’mirlash zavodi».

Заместитель председателя – ему подчиняется: Управление организации перевозок  а также Единый диспетчерский центр, Управление грузовой и коммерческой работы; Управление военизированной охраны, Управление технического и технологического контроля ОАО «Узтемирйулйуловчи», ОАО «Йулрефтранс», ОАО «Узтемирйулконтейнер», УП «Узжелдорэкспедиция».

Заместитель председателя – отдел охраны труда и техники безопасности. Кроме этого он курирует Дирекцию по капитальному строительству, Дирекцию по обслуживанию зданий и сооружений;

УП  «Куприккурилиш»; УП «Узтемирйулкурилишмонтаж».

Заместитель председателя – специальная служба, Управление кадров и учебных заведений; Управление внешнеэкономических связей.

Предельная  численность управленческого персонала  – 102 един.

Работа  компании строится по блокам; такие  блоки, как:

    1. путевое хозяйство и подразделения обслуживающие процесс перевозок;
    2. предприятия, осуществляющие перевозки и экспедирование грузов;
    3. ремонтно-экспедиционные предприятия;
    4. ремонтно-строительная и производственная инфраструктура;
    5. социальная инфраструктура

К 1 блоку «Путевое хозяйство и подразделение обслуживающее процесс перевозок» относится управление путевого хозяйства; центр сигнализации и связи; центр электроснабжения; управление по эксплуатации локомотивов; управление вагонного хозяйства; управление грузовой и коммерческой работы.

Ко 2 блоку «Предприятие, осуществляющие перевозки и экспедирование грузов» отнесены такие, как ОАО «Узжелдорпасс»; ОАО «Дорефтранс»; ОАО «Узжелдорконтейнер». Предприятие «Узжелдорэкспедиция», 3 - СП по экспедированию грузов; «Темирйўлавтотранс»; последнее предприятие подлежит 100% приватизации.

В 3 блоке «Ремонтно-эксплуатационные предприятия» включены: предприятие «Уздорремаш»: предприятие по ремонту грузовых вагонов; Ташкентский завод по  ремонту пассажирских вагонов и дирекция по обслуживанию зданий и сооружений. Только последняя дирекция выступает как структурное предприятие, остальные подлежат приватизации.

К 4 блоку «Ремонтно-строительная и производственная инфраструктура» отнесена дирекция по капитальному строительству, СП «Локколарсинтез» (производство лококрасочной продукции), а также ремонтно-строительные организации.

В 5 блоке социальная инфраструктура – включает учреждения здравоохранения (16 ед.), учебные заведения (4 ед.), санаторий- профилакторий («Назарбек»), центральный дворец культуры железнодорожников.

В связи с постановлением Кабинета Министров РУз от 5.11.200 года на дороге созданы региональные железнодорожные узлы, которым определены следующие задачи:

  • Обеспечение устойчивой и безопасной работы железнодорожного транспорта в пределах обслуживаемой территории, предоставление потребителям широкого спектра железнодорожных услуг;
  • Изучение конъюнктуры регионального рынка и формирования инфраструктуры перевозок, а также осуществление мер по развитию железнодорожной сети;
  • Осуществление совместных с органами государственной власти и управления на местах комплекса мер, направленных на укрепление материально-технической базы подразделений железнодорожного транспорта.

В состав региональных железнодорожных  узлов передаются дистанции пути, электроснабжения, сигнализации и связи, локомотивные депо, а также такие  вагонные депо, как Ташкент, Коканд, Бухара, Карши и т. д.

Производственные  структурные подразделения включают в себя железнодорожные станции, промывочно-пропарочные станции, вагонные и локомотивные депо, дистанции сигнализации и связи и т.д.

 

Тема 9. Грузовые перевозки и их прогнозирование

   Грузовые перевозки – один из важнейших объектов деятельности железнодорожного транспорта, который является одним из основных видов транспорта в обеспечении перевозки грузов на значительные расстояния. В рыночных условие важное значение имеют сегментирование транспортных рынков.

Эксплуатационные ткм – это фактически пройденное расстояние следования грузов, как правило, эксплуатационный грузооборот больше тарифного. Перевозочная работа в целом выражается в приведенных тонно-километрах, которые складываются из суммы грузооборота и пассажирооборота.

Объем грузовых перевозок на железной дороге зависит от ряда факторов. Наибольшее влияние оказывает объем и структура продукции промышленности и сельскохозяйственного производства. С увеличением или снижением выпуска продукции наблюдается рост или снижение грузовых перевозок. Так, расчеты показывают, что на один процент прироста или снижения валового внутреннего продукта грузооборот на железнодорожном транспорте увеличивается или снижается на 0,3%.

Коэффициент перевозимости используется при расчете объема грузовых перевозок по дороге. Рассчитывается также коэффициент транспортоемкости продукции как отношение грузооборота (∑Pli) на объем производства (∑Qi), по формуле

 

Ктр = ∑Pli /∑Qi.

 

Чем выше коэффициент, тем на большие  расстояния перевозится груз.

Вторым  важным фактором является размещение производительных сил.

Следующим фактором является характер производства. Он зависит от сезонности, размерности выпускаемой продукции и других свойств  произведенной продукции.

Необходимо  учитывать и структуру производства. Она предусматривает соотношение между промышленным и сельскохозяйственным производством, отраслевое деление, развитие подотраслей. Все это определяет группы грузов, которые необходимо перевозить железной дорогой.

К важному фактору относится специализация, кооперирование и межрайонные  экономические связи. Специализация приводит к значительному росту объемов перевозок.

К числу важных показателей относится  развитие других видов транспорта.

Важным  показателем является дальность перевозки. В этом показателе также прослеживаются изменения.

Средняя дальность перевозки грузов является обобщающим экономическим показателем, в котором должен отражаться процесс постепенного приближения промышленности к источникам сырья, топлива – к районам потребления, а также более равномерному размещению производительных сил на территории, обслуживаемой железнодорожным транспортом.

Средняя дальность перевозки грузов рассчитывается как отношение тонно-километров нетто на количество перевезенных грузов.

Сокращение  средней дальности доставки грузов снижает эксплуатационные расходы  на перевозку, способствует ускорению  оборота подвижного состава, позволяет  экономить на капитальных вложениях  на его пополнение.

Неравномерность грузовых перевозок является важным показателем грузовых перевозок.  Выделяется неравномерность по направлениям и во времени.

Информация о работе Экономика железнодорожного транспорта