Роль транспорта в экономике Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 01:01, реферат

Описание работы

Транспорт – специфическая отрасль хозяйства. Он не создает, как другие производственные сектора, новых ценностей. Результатом работы транспорта является перемещение грузов и людей. Грузовой транспорт относится к производственной сфере. Пассажирский, осуществляя перевозку людей, относится к обслуживающих отраслей.

Содержание работы

1. Введение
2. Особенности развития транспорта
3. Роль автомобильного транспорта в экономической жизни сообщества
4. Заключение
5. Список литературы

Файлы: 1 файл

Rol_transporta_v_ekonomike_strany.docx

— 36.89 Кб (Скачать файл)

 
 
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И  СПОРТА

УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ МОРСКОЙ  УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра «Эксплуатация морских портов»

 

Дисциплина  «Общий курс транспорта»

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

на  тему

 

РОЛЬ  ТРАНСПОРТА В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

 

 

 

 

 

              Выполнил:

                                                                           Студент Перекопский Дмитрий Тенгизович

                                   Специальность ФТТС                             

                          Курс I группа №5

 

                                                                              

                Проверила:

                                                            Павлова Наталья Леонидовна

 

 

 

 

 

 

Одесса  – 2013


 

 

 

Содержание:

 

  1. Введение
  2. Особенности развития транспорта
  3. Роль автомобильного транспорта в экономической жизни сообщества
  4. Заключение
  5. Список литературы

 

 

 

 

  1. Введение

 

 

Транспорт –  специфическая отрасль хозяйства. Он не создает, как другие производственные сектора, новых ценностей. Результатом работы транспорта является перемещение грузов и людей. Грузовой транспорт относится к производственной сфере. Пассажирский, осуществляя перевозку людей, относится к обслуживающих отраслей.

Важность  транспорта заключается в том, что  он обеспечивает связи между отраслями, предприятиями, регионами страны, зарубежными  государствами. Без транспорта был  бы невозможен сам процесс современного производства, для которого необходимы связи по поставкам сырья и продукции. Велика роль отрасли в повышении уровня жизни населения. Занято в транспорте около 9.4% работающих в народном хозяйстве страны.

Для современного транспорта свойственна большое разнообразие видов, каждый из которых имеет свои специфические производственные особенности. Поэтому можно считать его комплексом взаимосвязанных отраслей. Разделяют его на составные части, прежде всего, за средой, в которой осуществляется перемещение груза или людей.

Транспортный  комплекс состоит из сухопутного, водного и воздушного. Специфической отраслью транспортного комплекса является городской пассажирский транспорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Особенности развития транспорта

 

Производственным  процессом в транспорте является перемещение грузов и людей. Поэтому для определения роли транспортного комплекса в народном хозяйстве (доли каждой из его ветвей) необходимо воспользоваться характерными показателями. Одним из них является объем перевозок, т.е. количество перевезенных грузов (пассажиров) за определенный промежуток времени (год, месяц, сутки). Для вычисления работы транспорта учитывается и расстояние перевозок. Произведение объема перевозок на расстояние их транспортировки называется грузо- или пассажирообороту и определяется соответственно в тонно-километрах и пассажиро-километрах.

Одним из важных показателей в географии транспорта является среднее расстояние перевозок, определяется отношением грузооборота объему перевезенных грузов (пассажирооборота объему перевезенных пассажиров) и выражается в километрах. Эта величина имеет значительные отличия для разных видов транспорта. Так, для грузовых перевозок среднее расстояние на железнодорожном транспорте Украины составляет около 500 км, трубопроводного и авиационного – более 700 км, речного – около 200 км, морского – более 5000 км, автомобильного – более 15 км. Используется на транспорте и понятия себестоимости перевозок, который рассчитывается как затраты на единицу транспортируемой продукции. С помощью этой величины можно оценить целесообразность использования транспорта при перевозке различных грузов. Так, транспортировка нефти водой в 3 раза, а леса – в 5 раз дешевле, чем железной дорогой.

Пропускная  способность транспортных путей  определяется максимальным количеством транспортных единиц (поездов, судов, автомобилей, самолетов), которую можно пропустить за определенный период при данном уровне технической оснащенности и самой эффективной работе транспорта. Например, двухпутная железная дорога, оборудованная автоматической блокировкой, имеет пропускную способность 144 пары поездов в сутки и может обеспечить за год перевозку более 75 млн. т грузов в каждом из направлений. Пропускная способность однопутных магистралей – 22-26 пар поездов в сутки, что составляет около 17 млн. т грузов в год.

В Украине  развиты все виды современного транспорта. Однако общий грузооборот их с 1990 по 1999 годы снизился более чем в  четыре раза. Показатели работы видов транспорта, доля отдельных из них в грузо-и пассажирооборота отражена в таблицах 1 и 2.

На протяжении исторического периода эти величины претерпели значительные изменения. В частности, еще до середины XIX в. В Украине развивались только водные виды транспорта и гужевой (конный), который в определенной степени является предшественником автомобильного. Во второй половине XIX в. Стал использоваться железнодорожный транспорт, а в XX веке наибольшая доля в грузообороте Украине приходилась на железнодорожный транспорт. Постепенно доля его сократилась, что было обусловлено большими темпами развития автомобильного и трубопроводного видов транспорта. В пассажирообороте значительно возрос удельный вес автомобильного и воздушного видов транспорта, заметно снизилась роль водных видов транспорта.

В пассажирообороте значительно возрос удельный вес  автомобильного и воздушного, заметно  возросла роль водных видов транспорта.

Такие изменения  обусловлены в значительной степени  производственными особенностями отдельных отраслей транспортного комплекса. Преимущества железнодорожного транспорта заключаются в том, что железные можно прокладывать в любом направлении. Он обеспечивает быстрый и регулярное движение независимо от времени года. Железнодорожный транспорт Украины занимает первое место по грузообороту (29%) и второе по пассажирообороту (75%). Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования составляет около 23 тыс. км. Первая железная дорога (Львов – Перемышль) построена в 1861 году. В 1865 году проложена железная Одесса – Балта, которая позже, продлена до Кременчуга. К 1913 году протяженность железнодорожных магистралей была около 16 тыс. км.

С 30-х годов  начаты электрификацию железных дорог. Сейчас важнейшие из них электрифицированы, что составляет треть от общей длины всех железных дорог. Средняя плотность железных дорог Украины составляет 38 км на 1000 км2; в Донбассе – 52 км на 1000 км2, а на юге – 27 км на 1000 км2.

Для железнодорожного транспорта характерна массовость и  сравнительно низкая себестоимость перевозок. К недостаткам его следует отнести низкую маневренность, необходимость дополнительных работ при доставку грузов другими видами транспорта, а также достаточно высокую стоимость прокладки дорог.

Для автомобильного транспорта характерна высокая маневренность, что делает выгодным его использование  на коротких расстояниях. Трубопроводный обеспечивает транспортировки жидких и газообразных грузов, имеет низкую себестоимость перевозок.

Морской транспорт  та характеризуется малой себестоимости  транспортировки. Негативным для его использования является сравнительно небольшая скорость перемещения и зависимость от условных условий. Различают перевозки каботажные и заграничные. Каботаж – это плавание между портами одной страны. Речной транспорт требует незначительных затрат на благоустройство естественных путей, однако работает сезонно, а направления путей не всегда совпадают с потребностями.

Преимуществом воздушного транспорта является большая  скорость перевозок, недостатком –  высокая стоимость, поэтому он преимущественно пассажирским.

Сочетание взаимосвязанных  видов транспорта, которые удовлетворяют  потребности хозяйства и населения  в перевозках грузов и пассажиров, образуют своеобразную транспортную систему  страны. Она образована линейными  элементами (путями сообщения всех видов транспорта), точечными (пунктами сосредоточения погрузочно-разгрузочных работ), подвижным составом (автомобилями, тепловозами и т.д.), службой перевозок. Среди точечных выделяют транспорте пункты (железнодорожные станции, речные пристани, речные и морские порты, автостанции, аэропорты) и транспортные узлы (сочетание различных или одинаковых транспортных путей).

Основными факторами, влияющими на процесс формирования транспортной системы являются социально-экономические, природные, исторические и другие. Прежде отраслевой состав транспорта, плотность транспортных путей обусловлены уровнем развития хозяйственного комплекса и специализацией территории. Зависит транспорт и от экономико-географического положения района (центрального в стране или пограничного).

Важную роль в формировании транспортной системы  играет плотность населения, население  населенных пунктов, маятниковые миграции. Из природных условий больше влияет рельеф и климат. Особенно зависит  от климата авиационный транспорт, меньше – водный и сухопутный. Влияние  природных условий с развитием  научно-технического прогресса постепенно уменьшается.

Транспортная  политика государства представляет собой комплексную программу  действий по различным программам деятельности транспортно-дорожного комплекса (ТДК), включая:

его техническую  модернизацию, адаптацию к рыночным условиям хозяйствования, институциональные преобразования в сфере форм собственности, экономических отношений, системы управления, интеграции в европейскую и мировую транспортные системы, кадровой и социальной политики, экономической безопасности государства и т.д..

За последние  годы существенно усилились тенденции  глобализации экономики, в связи с чем повысились темпы роста транснациональных транспортных потоков на направлениях, связывающих Западную Европу с Восточной, со странами Азиатского континента, Тихоокеанского бассейна, Африки. Именно это в решающей степени определяет сегодня транспортную политику стран ЕС, других государств Европы, стратегическим направлением которых стало развитие трансъевропейских коммуникаций.

 

 

 

 

 

 

  1. Роль автомобильного транспорта в экономической жизни сообщества

Автомобильный транспорт занимает видное место  в развитии транзитности государства. На его долю приходится 60 % годового объема перевозок грузов и пассажиров. Он является связующим звеном в технологии морских, железнодорожных и авиационных перевозок. Он способен значительно диверсифицировать пограничные перевозки, усилить транзитность государства, обеспечивая практически полную гарантию сохранности груза, срочность и надежность перевозок.

 

Такому изобретению  как автомобиль исполнилось всего  чуть больше 120 лет, но за это, относительно небольшое, время автомобили успели обосноваться в нашей жизни так  прочно, что невозможно представить, какой была бы наша цивилизация, если бы автомобилей не существовало.

 

В настоящее  время автомобиль стал самым доступным  видом транспортных средств почти во всех странах и на всех континентах. Прирост парка автомобилей происходит за счет индивидуальных владельцев. Вместе с ростом мирового автомобильного парка повышаются и объемы услуг, которые предоставляются для обслуживания автомобильного транспорта. В развитых странах автомобильный транспорт является лидером среди других видов транспортных средств по объему грузовых перевозок. Лидерские позиции автомобильный транспорт занимает и в пассажирских перевозках. Если обратится к статистике, то ежегодно каждый житель планеты преодолевает на автомобиле в среднем около 2500 км. А для стран, которые развиты, этот показатель в несколько раз выше.

 

Такое существенное влияние автотранспорта обусловлено  разнообразием его особенностей и преимуществ по сравнению с другими видами транспорта, которые состоят в следующем:

 

• высокая  маневренность и подвижность, которые  позволяют быстро сосредоточить  средства в необходимом количестве и в нужном месте;

 

• возможность  осуществлять доставку без дополнительных остановок и пересадок в заданном маршруте;

 

• высокая  скорость доставки и обеспечения  целостности грузов, в особенности при перевозке на небольшие дистанции;

 

• широкая  сфера применения по типам, видам  грузов и расстояниям их перевозки;

 

• необходимость  меньших вложений капитала в строительство  автомобильных дорог при небольших потоках грузов и пассажиров.

 

Влияние автомобильного транспорта на жизнь общества стремительно растет.

 

Сфера применения автомобильного транспорта довольно широка. Он занимает значительное место в  пассажирских и грузовых перевозках.

 

Грузовые  перевозки, в свою очередь, являются одними из наиболее «рыночных» секторов экономики. Украинский опыт подтверждает известную закономерность, согласно которой рост рыночной экономики сопровождается, а в определенной степени и объясняется, опережающим развитием автотранспорта. Это объясняется тем, что грузовые потоки, которые генерируются развивающимися рынками товаров и услуг, в первую очередь осваиваются наиболее быстрым и гибким видом транспорта: автомобильным.

Информация о работе Роль транспорта в экономике Украины