Экономическая эффективность расширения ассортиментного состава производства хлебобулочной продукции в условиях пекарни ОАО «Буйторг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является обоснование эффективности расширения ассортиментного состава производства хлебобулочной продукции (производство «Гречишного» хлеба) на хлебопекарне ОАО «Буйторг».
В проекте поставлены следующие задачи: рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия, провести анализ современного состояния предприятия, рассчитать и оценить эффективность производства «Гречишного» хлеба.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………….
4
1
Организационно–экономический анализ деятельности ОАО «Буйторг»........................................................................................................

6
1.1
Юридический статус, местоположение и экономические условия деятельности ОАО «Буйторг»………………..…………………………….

6
1.2
Специализация, размеры и организационная структура ОАО «Буйторг»…………………………………………………………………….
7
1.3
Ресурсный потенциал ОАО «Буйторг» и эффективность его использования………………...……………………………………………..
10
1.4
Уровень интенсивности и экономическая эффективность деятельности ОАО «Буйторг»……………………………………………………………
11
2
Анализ современного состояния организации производства хлебобулочной продукции на ОАО «Буйторг»…………………………...
14
2.1
Технология производства хлеба……………………………………………
14
2.2
Организация основных рабочих процессов при производстве хлеба………………………………………...………………………………..
23
2.3
Организация и оплата труда работников………………………………….
26
2.4
Объемы производства и реализации продукции…………………………
26
2.5
Экономическая эффективность производства хлеба…………………….
27
3
Обоснование эффективности расширения ассортиментного состава производства хлебобулочной продукции………………….........................
29
3.1
Обоснование необходимости производства «Гречишного» хлеба………
29
3.2
Характеристика сырья для производства «Гречишного» хлеба…………
30
3.3
Технология производства «Гречишного» хлеба…………………………..
31
3.4
Оборудование, необходимое для производства «Гречишного» хлеба......
32
3.5
Расчет экономической эффективности производства…………..
34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
43

Литература
44

Файлы: 1 файл

курсовик организация.docx

— 289.99 Кб (Скачать файл)

 

Министерство сельского  хозяйства РФ

ФГБОУ ВПО «Ярославская государственная  сельскохозяйственная академия»

 

Кафедра организации производства и предпринимательства в АПК

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

по дисциплине «Организация производства и предпринимательства  в АПК»

на тему:  «Экономическая эффективность расширения ассортиментного состава производства хлебобулочной продукции в условиях пекарни ОАО «Буйторг»»

 

 

 

 

                                                                       

                                                                    Выполнил: студент 54 группы

                                                                     технологического факультета

                                                                        Антипова И.С.

                                                           Проверил: кандидат экономических

                                                                наук, профессор Иванихина Л.Н.

 

 

 

 

 

 

Ярославль, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение …………………………………………………………………….

4

1

Организационно–экономический анализ деятельности ОАО «Буйторг»........................................................................................................

 

  6

1.1

Юридический статус, местоположение и экономические условия деятельности ОАО «Буйторг»………………..…………………………….

 

6

1.2

Специализация, размеры и  организационная структура ОАО  «Буйторг»…………………………………………………………………….

7

1.3

Ресурсный потенциал ОАО  «Буйторг» и эффективность его  использования………………...……………………………………………..

10

1.4

Уровень интенсивности и  экономическая эффективность деятельности ОАО «Буйторг»……………………………………………………………

11

2

Анализ современного состояния  организации производства хлебобулочной  продукции на ОАО «Буйторг»…………………………...

14

2.1

Технология производства хлеба……………………………………………

14

2.2

Организация основных рабочих процессов при производстве  хлеба………………………………………...………………………………..

23

2.3

Организация и оплата труда  работников………………………………….

26

2.4

Объемы производства и  реализации продукции…………………………

26

2.5

Экономическая эффективность  производства  хлеба…………………….

27

3

Обоснование эффективности  расширения ассортиментного состава  производства хлебобулочной продукции………………….........................

29

3.1

Обоснование необходимости  производства «Гречишного» хлеба………

29

3.2

Характеристика сырья  для производства «Гречишного» хлеба…………

30

3.3

Технология производства «Гречишного» хлеба…………………………..

31

3.4

Оборудование, необходимое  для производства «Гречишного» хлеба......

32

3.5

Расчет экономической  эффективности производства…………..

34

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

43

 

Литература

44


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня хлебопекарное производство является одной из самых динамичных и быстро развивающихся отраслей в России. Новые виды сырья и  технологии, современное оборудование и передовые методы управления стали  основой эффективной работы многих отечественных предприятий. Однако в числе наиболее острых проблем  хлебопечения, как и прежде, остается вопрос ассортимента и качества.

 Хлебопекарная промышленность  относится к ведущим пищевым отраслям АПК и выполняет задачу по выработке продукции первой необходимости. В России хлеб — продукт первой необходимости, его регулярно покупают все и везде. От того, насколько эффективно функционирует и развивается отрасль, зависит снабжение самым доступным продуктом питания для всех слоев населения.

Без хлеба невозможно представить  пищевой рацион как здорового  человека, так и тех, кто нуждается  в диетическом питании. К тому же хлеб обладает довольно редким для  пищевых продуктов свойством - он никогда не надоедает, что позволяет  включать его в рацион повседневно.

Хлебопекарная промышленность выпускает сотни различных видов  хлеба и хлебобулочных изделий: булочных, бараночных, сухарных, а также диетических и специального назначения. Для производства их чаще всего используют ржаную, пшеничную муку и их смеси.

Процесс производства хлеба  достаточно трудоемок. В технологический  процесс входит большое количество сложных этапов, таких как: прием  и хранение сырья, подготовка сырья  к пуску в производство, приготовление  теста, выпечка и хранение выпеченных изделий, отправка на реализацию.

Динамичное развитие сегмента рынка хлебобулочных изделий  с функциональной направленностью  требует от производителей расширения их ассортимента. Одним из направлений  развития ассортимента и создания новых видов изделий является обогащение пшеничных хлебобулочных изделий различными видами муки из бобовых, крупяных и масличных культур.

Применение гречневой  крупы при производстве хлебобулочных изделий способствует повышению их пищевой ценности, снижению энергетической ценности. Гречневая крупа улучшает белковый баланс, обогащает хлеб кальцием, магнием, фосфором, кальцием. Гречневая крупа богата незаменимыми белками и аминокислотами, которые улучшают обмен веществ в организме, стимулируют рост и развитие детей, укрепляют  
стенки кровеносных сосудов.

Преимущества производства такого вида хлеба для производителя: увеличивается выход готового хлеба, сокращается время черствения, мякиш приобретает естественный серый цвет.

Целью данного курсового  проекта является обоснование эффективности  расширения ассортиментного состава  производства хлебобулочной продукции (производство «Гречишного» хлеба) на хлебопекарне ОАО «Буйторг».

В проекте поставлены следующие задачи: рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия, провести анализ современного состояния предприятия, рассчитать и оценить эффективность производства «Гречишного» хлеба.

Курсовой проект выполнен на основе данных первичного учета, годовых отчетов за 2009-2011 годы и другой документации, а также специальной литературы.

 

 

 

 

 

 

1 ОРГАНИЗАЦИОННО – ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «БУЙТОРГ»

 

1.1 Юридический статус, местоположение и экономические условия деятельности ОАО «Буйторг»

 

Предприятие «Буйторг» существует с 1999 года. В июле 2009 года муниципальное предприятие «Буйторг»  было реорганизовано в ОАО «Буйторг» путем преобразования. В настоящее время ОАО «Буйторг» - это пять магазинов, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами, социальный магазин, где на все товары первой необходимости установлены низкие цены. Открыта социальная аптека, в которой наценка на медикаменты минимальная. В книжном магазине  можно купить книги, канцелярские товары, бытовую химию, подарки.  

Пекарня ОАО «Буйторг»  производит в широком ассортименте хлеб и хлебобулочные изделия, в  меньшем  количестве кондитерские изделия.  

В состав ОАО «Буйторг»  также входит городской универсальный  рынок имеющий 483 торговых места, которые ОАО «Буйторг» сдаёт в аренду. Торговля на универсальном рынке осуществляется ежедневно.

Город Буй, в котором располагается ОАО «Буйторг», относится к категории малых городов Российской Федерации. Это самостоятельное муниципальное образование - городской округ, является одним из крупных городов Костромской области, административным центром Буйского района. Город расположен на левом берегу реки Костромы при впадении  в нее реки Вексы,  в 103 км  от областного центра - города Костромы. Имеет выгодное географическое положение – является крупным железнодорожным узлом, с разветвленной транспортной схемой на Москву, Санкт – Петербург и Восток.

Город Буй расположен в  центральной части Восточно—Европейской равнины и является частью Любимско—Чухломской  возвышенности, имеет пологоволнистый рельеф, во II-ой климатической зоне, для которой характерен умеренно - континентальный климат с умеренно - теплым летом, умеренно - суровой и снежной зимой. Среднегодовая температура воздуха +2,6o С. Город относится к зоне достаточного увлажнения. Годовая сумма осадков составляет 750 мм. Преобладающее направление ветра — юго - западное.

 

1.2 Специализация, размеры и организационная структура ОАО «Буйторг»

 

 Организационная структура ОАО «Буйторг» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационная  структура ОАО «Буйторг»

 

Все виды деятельности ОАО «Буйторг»:

– пищевые продукты незамороженные в неспециализированных магазинах (розничная торговля);

– молочные продукты, яйца, масла пищевые и бакалейные товары (розничная торговля); 
– перевозка грузов;

– фармацевтические и медицинские товары (розничная торговля);

– торговое оборудование (аренда);

– хлеб и кондитерские мучные изделия недлительного хранения (производство);

– книги, газеты и журналы, канцелярские товары (розничная торговля).

Основной вид деятельности - розничная торговля в неспециализированных магазинах незамороженными продуктами, включая напитки,  и табачными изделиями.

Среднесписочная численность работников ОАО «Буйторг»  93 человека. В соответствии со штатным расписанием в ОАО «Буйторг» задействованы работники по следующим должностям (специальностям): пекарь, технолог, грузчик, продавец, механик, бухгалтер  и др.

Несмотря на то, что производство хлебобулочных и кондитерских мучных изделий не является основным видом деятельности предприятия, в данном курсовом проекте рассматривается именно эта деятельность ОАО «Буйторг». Определить главную и дополнительные виды продукции, выявить значение каждой из них и изменения, произошедшие в динамике за три года можно используя таблицу 1.

Таблица 1 – Размер и структура  товарной продукции

 

Продукция

Выручка от реализации

2011 г 

в % к 2009 г

2009 г

2010 г

2011г

 

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

 

Хлебобулочные изделия

50256

90

52757

89

52154

86

 

104

Продукция прочих видов деятельности

5398

10

6102

11

8540

14

158

Итого

55654

100

58859

100

60694

100

109


 

Хлебопекарня ОАО «Буйторг»  специализируется на производстве хлебобулочных  изделий, так как удельный вес  данной продукции составляет более 50 %.

Размеры хлебопекарни ОАО  «Буйторг» характеризуются системой показателей, представленных в таблице 2.

 

Таблица 2 – Размеры производства

 

Показатели

Годы

2011 г в % к 2009 г

2009

2010

2011

Стоимость товарной продукции  в текущих ценах (выручка), руб.

55654

58859

60694

109

Производственная площадь, м2

1187

1187

1187

1000

Численность работников, чел. в т.ч. работников основного производства

51

53

53

104

Плановая мощность предприятия, т/год

10150

10150

10150

100

Фактическая мощность, т/год

1690

1830

1915

113

% загрузки мощностей

17

18

19

112

Среднегодовая стоимость  основных средств, тыс. руб. в т.ч. основных производственных средств

23657

23657

23657

100

Среднегодовая стоимость  оборотных средств, тыс.  руб.

12350

16682

19890

161

Производственные затраты, тыс. руб. в т. ч. переменные

51434

53438

61930

120

Объем переработанного сырья, т

1697

1780

1985

117

Энергетические мощности, л.с.

323

340

358

111


 

Анализируя данные таблицы  можно сделать вывод о том, что на пекарне с каждым годом увеличивается фактическая мощность, а следовательно и стоимость товарной продукции в текущих ценах, наряду с этим растет среднегодовая стоимость оборотных средств, производственные затраты, в т. ч. переменные, объем переработанного сырья, энергетические мощности, неизменной осталась среднегодовая стоимость основных средств, в т.ч. основных производственных.

 

1.3 Ресурсный потенциал ОАО «Буйторг» и эффективность его использования

Хлебопекарня ОАО «Буйторг»  как и любое предприятие имеет  определенный ресурсный потенциал, который включает в себя совокупность земельных, трудовых, материальных и  финансовых ресурсов, находящихся в  распоряжении предприятия. Составные  элементы ресурсного потенциала, в  частности, показатели обеспеченности предприятия рабочей силой, основными средствами производства, с помощью которых можно оценить эффективность их использования отражены в таблицах 3 и 4.

Информация о работе Экономическая эффективность расширения ассортиментного состава производства хлебобулочной продукции в условиях пекарни ОАО «Буйторг»