Экономическая эффективность производства зерна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 22:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение экономической эффективности деятельности предприятия и производства зерна и факторы влияющие на него, выявить основные пути повышения эффективности производства зерна на примере предприятия. Необходимо отметить пути снижения себестоимости, увеличения производительности труда, повышения качества продукции и увеличения прибыли от реализации зерна.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические основы эффективности производства зерна……………..4
1.1. Современное состояние эффективности производства зерна….4
1.2. Факторы эффективности и направления ее повышения………..9
Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия..15
Организационные основы и специализация предприятия……..15
Обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности…………………………………………19
Экономическая эффективность производства зерна…………………….. 27
Динамика посевных площадей, производства и реализации зерна, уровень товарности………………………………………. 27
Себестоимость зерна и факторы, ее определяющие…………... 31
Урожайность зерновых культур и факторы, на нее влияющие..33
3.4 Каналы продаж, цены и результаты продаж…………………….36
Выводы и предложения…………………………………………………... 39
Список литературы……………………………………………………….. 40
Приложения……………………………………………………………….. 43

Файлы: 1 файл

курсовая по эк. орг(эф. произв. зерна).doc

— 543.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГОУ ВПО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ»

 

 

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ЭКОНОМИКЕ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Тема: «Экономическая эффективность  производства зерна»

 

 

 

 

Выполнила: Аскарова Г.З., 3 курс, группа ЭФ-320,

 отделение, экономический  факультет

Руководитель: Смоленцева Е. В., старшый преподаватель

 

 

 

Регистрационный номер:

Дата сдачи на проверку:

Оценка после защиты:

 

 

 

 

Киров 2008

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Теоретические основы эффективности производства зерна……………..4

1.1.    Современное  состояние эффективности производства  зерна….4

1.2.    Факторы  эффективности и направления  ее повышения………..9

  1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия..15
      1. Организационные основы и специализация предприятия……..15
      1. Обеспеченность ресурсами, уровень их использования и результаты деятельности…………………………………………19
  1. Экономическая эффективность производства зерна…………………….. 27
      1. Динамика посевных площадей, производства и реализации зерна, уровень товарности………………………………………. 27
      1. Себестоимость зерна и факторы, ее определяющие…………... 31
      2. Урожайность зерновых культур и факторы, на нее влияющие..33

3.4     Каналы продаж, цены  и результаты продаж…………………….36

Выводы и предложения…………………………………………………... 39

Список литературы……………………………………………………….. 40

Приложения……………………………………………………………….. 43

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Производство зерна  занимает особое место среди других отраслей растениеводства. Зерно является основой питания для населения  и ценный питательный корм для животных. Благодаря разнообразию видов и сортов, высокой приспосабливаемости к различным почвенным и климатическим условиям зерновые культуры получили широкое распространение на всей территории России.

Растениеводство  в  составе агропромышленного комплекса занимает особое место, что обусловлено значительным удельным весом в производстве совокупной продукции сельского хозяйства. Поэтому уровень его развития во многом определяет производственную независимость государства, социально- экономическую стабильность общества.

Независимо от специализации  сельскохозяйственного предприятия  экономически эффективное производство зерна – это одно из основных условий финансового благополучия хозяйство, так как это стабильный источник доходов и достаточно недорогой концентрированный корм для животных.

Целью данной работы является изучение экономической эффективности  деятельности предприятия и производства зерна и факторы влияющие на него, выявить основные пути повышения эффективности производства зерна на примере предприятия. Необходимо отметить пути снижения себестоимости, увеличения производительности труда, повышения качества продукции и увеличения прибыли от реализации зерна.

В первой части курсовой работы рассмотрим современное состояние  и проблемы растениеводства. Отметим факторы эффективности производства зерна и пути ее повышения.

Во второй части рассмотрим организационную характеристику и  обеспеченность основными ресурсами  предприятия.

В третьей части рассмотрим экономическую эффективность производства молока на примере СХА колхоза "Рассвет" Немского района.

В ходе написания курсовой работы были поставлены и решены задачи:

  • изучена литература по теме исследования;
  • дана краткая характеристика анализируемого предприятия;
  • проанализирована экономическая эффективность деятельности предприятия;
  • обозначены направления повышения эффективности деятельности предприятия.

При написании курсовой работы были использованы методы монографический, экономико-статистический, абстрактно-логический.

Источниками информации послужили труды экономистов по выбранной теме, директивные материалы, годовые отчеты и первичные документы предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Теоретические основы эффективности производства  зерна.

1.1.    Современное  состояние эффективности производства  зерна.

Зерно – стратегически  важный продукт, от состояния зернового  хозяйства зависит продовольственная  безопасность страны, обеспеченность населения хлебом и мясом. [ 5]

Зерновое хозяйство  страны традиционно является многоцелевой, многофункциональной и системообразующей отраслью АПК, стимулируя или наоборот, сдерживая развитие многих других сопряженных с ней отраслей и продуктовых рынков. Однако сложившаяся за годы рыночных преобразований ситуация в зерновом хозяйстве препятствует выполнению им в полном объеме своих многочисленных функций. Безусловно, при таком неустойчивом состоянии зернового хозяйства трудно рассчитывать на его активную восприимчивость к современным достижениям научно-технического прогресса, развитие инновационной деятельности, основными элементами которой являются новшества, инвестиции, нововведения.[3]

Проводимые преобразования в аграрном секторе привели к  разрушению ресурсного потенциала зернового  хозяйства и, как следствие этого, к спаду производства и снижению его эффективности. Основными причинами спада зернового хозяйства производства и снижение его рентабельности явились:

  1. Инфляция и усиление диспаритета цен в товарном обмене между сельским хозяйством и другими хозяйствами народного хозяйства. В сложившихся условиях сельскохозяйственные предприятия не в состоянии обновлять машинно-тракторный парк и пополнять оборотные средства (ГСМ, семена, удобрения, ядохимикаты и т.д.); [12]
  2. Трудности с реализацией продукции, отсутствие гарантированных рынков сбыта зерна. В результате реформы была разрушена централизованная система закупок сельскохозяйственной продукции, при этом не были созданы рыночные структуры: продовольственные и зерновые биржи, рынки, маркетинговые центры и т.д.; [19]
  3. Монополизм предприятий по третьей сферы АПК. Приватизация предприятий перерабатывающей промышленности, заготовок, хранения, материально-технического снабжения и обслуживания проходила по второму варианту, при котором контрольный пакет акций оставался у трудового коллектива. В этом случае сельскохозяйственные производители не могут влиять на прохождение продукции по всей цепочке – от производителя до потребителя и участвовать в формировании и распределение прибыли; [13]
  4. Отсутствие государственной поддержки отрасли. В развитых странах в доходах фермеров доля государственной поддержки колеблется от 30% (США) до 80-85% (Норвегия, Швейцария), в нашей стране она составляет около 5%.[14]

Реалии сегодняшнего времени таковы, что маркетинговых  приемов в сельском хозяйстве  становится необходимым. Однако руководители сельскохозяйственных предприятий частично не обладают достаточным опытом для реализации сбалансированных маркетинговых программ. В настоящее время это является одной из причин малоэффективного функционирования сельского хозяйства. [17] Поведение сельскохозяйственных предприятий в области разработки ценовых и реализационных стратегий, по сравнению с другими отраслями, более инерционно. Многие товаропроизводители занимают выжидательную позицию на рынке, пассивно отслеживая ценовую конъюнктуру. Практически никто из них не применяет агрессивных ценовых стратегий. Большинство сельскохозяйственных производителей в качестве важнейшего фактора ценообразования используют себестоимость продукции, поэтому при формировании цены в ее уровень закладывается предполагаемый рост цен на энергоносители, семена и другие материально-технические ресурсы. [16] В большинстве случаев сделки купли-продажи сельскохозяйственной продукции носят случайный характер, что связано с высокими трансакционными издержками поиска партнеров, соблюдения контрактов, мониторинга маркетинговой информации. По заранее заключенным договорам реализуется в основном только зерно и семена подсолнечника. Необходимо решать насущные производственные и финансовые проблемы породила в поведении сельскохозяйственных производителей следующую тенденцию: наибольшие объемы полученной сельскохозяйственной продукции производители вынуждены реализовывать в основном в III и IV кварталах года, т.е. сразу же после уборки урожая, когда цены наименьшие. [16]

В условиях рыночной экономики  зерновое хозяйство функционирует на основе товарно-денежных отношений, обладая такими свойствами системных объектов, как сложность, организованность, целостность, неопределенность и разнообразие. В Российской Федерации оно традиционно является стратегической и одновременно многоцелевой и системообразующей отраслью в экономике, стимулируя или, наоборот, сдерживая развитие многих других сопряженных с ней отраслей, продуктовых и сырьевых рынков. Уровень его развития характеризует надежность хлебофуражного снабжения в стране, ее продовольственную безопасность. В этой связи роль зернового хозяйства в экономике страны необходимо рассматривать и оценивать исходя из его многоцелевого назначения в экономической, социально-политической, экологической и международной сферах. Поэтому эффективность функционирования зернового хозяйства – это не только сугубо отраслевая, но и сложная макроэкономическая проблема, поскольку его динамичное развитие определяется макроэкономическими, институциональными и структурными преобразованиями, происходящими в экономике вообще и в агропромышленном комплексе в частности.[4]

 В обеспечении продовольственной  безопасности страны зерно и  продукты его переработки имеют  особую важность как относительно  дешевое продовольствие повседневного  и одновременно стратегического значения, являясь одним из основных факторов устойчивого функционирования и динамичного роста ее экономики. Как товар массового и повседневного потребления они составляют неотъемлемую часть отечественного агропродовольственного рынка, в которой почти ежедневно принимает участие фактически каждый житель страны независимо от его национальности, традиций в питании, социально-экономического положения в обществе и уровня доходов. Поэтому при всем огромном многообразии продуктов питания продовольственная безопасность страны в первую очередь традиционно связывается с ее надежным зерновым обеспечением, поскольку хлеб является повседневно востребованным и незаменимым продуктом питания номер один, а зерно – одним из главных и полноценных кормовых источников для производства продуктов питания животного происхождения, важным сырьем для зерноперерабатывающей и пищевой промышленности. [11]

Среди многочисленных отраслей агропромышленного комплекса зерновое хозяйство фактически единственная самая прибыльная отрасль, но одновременно остается самой объемной и наиболее масштабной сферой сельскохозяйственного природопользования, являясь при этом самым индустриальным и менее затратным в расчете на единицу продукции производством. Сравнительно низкие его показатели трудоемкости, энергоемкости, фондоемкости и материалоемкости в сочетании с большей восприимчивостью к достижениям научно-технического прогресса и передовой практики, а также инвестиционной привлекательностью дают возможность повышать эффективность производства зерна даже в регионах и хозяйствах с относительно невысоким биоклиматическим потенциалом и незначительным уровнем обеспеченности производственными ресурсами. [5]

Цены на зерно в  значительной мере изменяют и определяют уровень цен на продукцию сопряженных с зерновым хозяйством отраслей АПК. Более того, на ценовые сигналы зернового рынка достаточно чутко реагируют не только другие продуктовые рынки, но даже сырьевые и промышленные рынки страны. Зерновое хозяйство является постоянным донором для развития других отраслей и сфер АПК и экономики страны в целом. По существу ни одна отрасль сельского хозяйства не затрагивает так близко экономические интересы других его отраслей, как зерновое хозяйство. Первоочередное решение многочисленных проблем развития непосредственно самого зернового хозяйства будет создавать необходимые условия для динамичного роста не только сельского хозяйства и АПК, но и экономики в целом. Принимая во внимание ключевое социально-экономическое и стратегическое значение зерна в экономике, зерновому хозяйству следует придать статус ведущей отрасли в АПК, а центральной фигурой зернового рынка реально стали бы производители товарного зерна независимо от их форм собственности и хозяйствования. [16]

 

    1. Факторы эффективности и направления ее повышения

Эффективность зернового  хозяйства – это комплексное  понятие, отображающее влияние различных  факторов, которые в конкретных временных  условиях действуют не изолированно, а в различных их комбинациях, образуя разнообразные формы  взаимозависимостей и взаимодействия. Одни из них отражают наличие, состояние и использование производительных сил (трудовые ресурсы, средства и предметы труда, технологии, формы организации производства, управления), определяющие научно-технический прогресс – основу процесса интенсификации, результатом которого являются количественные и качественные изменения в условиях производства и его эффективность. Другую группу факторов составляют производственные отношения – механизм хозяйствования, который представляет собой систему экономических связей государства, хозяйствующих субъектов зернового рынка. Третья группа природных и экономических факторов характеризует специфические условия ведения зернового хозяйства. При этом направления повышения эффективности зернового хозяйства также разнообразны, как и влияющая на нее совокупность факторов технологической, экономической, социальной, экологической и организационной подсистем со своей системой показателей.[17]

Для оценки эффективности  зернового хозяйства требуется  система как стоимостных, так и натуральных показателей. Ее следует применять в зависимости от поставленной цели, соблюдая при этом их сопоставимость, существенность и репрезентативность. Она характеризуется показателями, отражающими степень использования земельных, трудовых, материально-технических ресурсов. Причем многие из этих показателей можно применять и при сравнении уровня развития зернового хозяйства между отдельными странами с учетом национальной специфики его функционирования. Наиболее важными из них являются: урожайность зерновых культур, себестоимость и трудоемкость производства зерна, уровень его рентабельности и прибыль, которая выступает мерилом категории эффективности.[17]

Информация о работе Экономическая эффективность производства зерна