Анализ показателя товарооборота и его влияния на эффективность деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обобщение теоретических исследований в области анализа показателей товарооборота и адаптация научных методов и приемов к практической деятельности организации, а также разработка рекомендаций по ее усовершенствованию. Задачи работы: - раскрыть сущность и значение розничного товарооборота и охарактеризовать факторы, определяющие его объем и структуру; - выявить роль товарооборота в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий; - проанализировать товарооборот ООО «Уралторгсервис» и факторы, определяющие его объем и структуру; - провести оценку влияния товарооборота на формирование издержек обращения, валового дохода и прибыли предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 ТОВАРООБОРОТ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………….7
1.1 Экономическая сущность товарооборота…………………………………...7
1.2 Роль товарооборота в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия………………………………...11
1.3 Этапы анализа товарооборота……………………………………………....17
2 АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………29
2.1 Экономическая характеристика предприятия
ООО «Уралторгсервис»……………………………………………………..29
2.2 Анализ товарооборота предприятия и факторов,
определяющих его объем и структуру……………………………………...39
2.3 Оценка влияния товарооборота на формирование
издержек обращения, валового дохода и прибыли………………………..49
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………..57
3.1 Обоснование минимально необходимой прибыли для
обеспечения хозяйственной деятельности предприятия…………………..57
3.2 Экономическое обоснование товарооборота,
обеспечивающего достаточный для развития предприятия
запас финансовой прочности………………………………………………...63
3.3 Разработка среднего плана развития предприятия
на среднесрочную перспективу………...…………………………………..65
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы………………………………………………………………77

Файлы: 1 файл

курсовая Влад.docx

— 236.28 Кб (Скачать файл)

у = a + b * t

где: у – объем товарооборота, тыс. руб.

t – фактор времени,  год

a, b – параметры модели

Параметры определим методом  наименьших квадратов с помощью  решения системы нормальных уравнений  вида


Σу = an + bΣt

Σyt = aΣt + bΣt2

 

Расчетные данные представим в виде таблицы:

 

Таблица 3.1.2 – Исходные данные для расчета значений параметров модели

Годы

Объем товарооборота, тыс. руб., у

Время, год, t

yt

t2

2008

4568

1

4568

1

2009

4763

2

9526

4

2010

5438

3

16314

9

2011

5983

4

23932

16

2012

6125

5

30625

25

n=5

26877

15

84965

55

 


Решая систему нормальных уравнений относительно параметров a и b, получаем функцию зависимости объема товарооборота                                ООО «Уралторгсервис» от фактора времени:

уt = 4075,2 + 433,4 t

Полученная модель показывает, что при увеличении фактора времени  на один год объем товарооборота  предприятия увеличивается в  среднем на 433,3 тыс. руб.

Чтобы сделать вывод об эффективности полученной модели и  о возможности ее использования  для планирования объема товарооборота, необходимо определить средний процент отклонений теоретических (расчетных) значений товарооборота от фактических, то есть определить среднюю ошибку прогноза. Принято считать, что модель является эффективной и ее можно использовать для планирования, если средняя ошибка прогноза не превышает 5,0 %.

 

Таблица 3.1.3 – Расчет средней ошибки прогноза объема товарооборота ООО «Уралторгсервис»

Годы

Объем товарооборота, тыс. руб., у

Расчетный объем товарооборота, тыс. руб., уt

y-yt

|y-yt| / у * 100

2008

4568

4508,5

59,5

1,30

2009

4763

4941,8

-178,8

3,75

2010

5438

5375,1

62,9

1,16

2011

5983

5808,4

174,6

2,92

2012

6125

6241,7

-116,7

1,91

n=5

26877

26875,5

-

2,21


 

В данном случае среднее  отклонение теоретического объема товарооборота  от фактического составляет 2,21%, что позволяет использовать полученную модель для расчета объема товарооборота на будущий год:

Уп.г. = 4075,2 + 433,4 * 6 = 6675,6 тыс. руб

Таким образом, мы получили несколько вариантов расчета  планируемого объема товарооборота, обобщение результатов расчета представлено в таблице:

Таблица 3.1.4 – Объем товарооборота ООО «Уралторгсервис» на 2013г.

Метод

Объем товарооборота на планируемый  год, тыс. руб.

Планируемый год в % к отчетному  году

1.Опытно-статистический

6498,6

106,10

2.Экономико-статистический

6661,55

108,76

3.Трендовая модель

6675,6

108,99

 

Второй и третий варианты расчета объема товарооборота являются оптимистическими, первый –пессимистическим.

Объем товарооборота на планируемый  год следует установить в размере  средней величины из трех вариантов  расчета:

Тпг = (6498,6 + 6661,5 + 6675,6) / 3 = 6611,9 тыс. руб

Далее необходимо уточнить плановый объем товарооборота с  точки зрения получения необходимой  суммы прибыли.

При плановом объеме товарооборота  в 6611,9 тыс. руб. сумма прибыли составит

П = = = 1028,81 тыс. руб

 

Итак, объем прибыли в  планируемом году составит 1028,81 тыс. руб.

 

 

 

 

3.2 Экономическое обоснование  товарооборота, 

обеспечивающего достаточный  для развития предприятия запас  финансовой прочности

Важным этапом планирования является определение минимального размера товарооборота, ориентированного на обеспечение безубыточной работы (критического объема товарооборота).

Для его определения необходимо рассчитать точку безубыточности.

Расчет минимально необходимого объема товарооборота можно выполнить, разложив товарооборот на составляющие его элементы. Розничный товарооборот представляет собой сумму розничных  цен реализованных или запланированных  к продаже товаров. Розничная цена, в свою очередь, состоит из покупной для торгового предприятия цены товара и торговой надбавки. Сумма товаров по покупным ценам представляет собой товарооборот торгового предприятия по покупным ценам. Торговые надбавки предназначены для покрытия торговым предприятием издержек обращения и получения прибыли.

Чтобы рассчитать объем товарооборота, обеспечивающий предприятию безубыточную работу, нужно определить долю переменных затрат в объеме розничного товарооборота.

Д = (Тпц + Иу-пер.) / Т = (4535 + 225,76) / 6125 = 0,7772

Объем критического товарооборота, обеспечивающий                     ООО «Уралторгсервис» в отчетном году безубыточную работу, составит:

Трцкр= ИОпост / (1 – Д) = 411,24 / (1 – 0,7772) = 1844,13 тыс. руб.

В 2012 г. объем товарооборота составил 6125 тыс. руб. Он обеспечил предприятию запас финансовой прочности в следующем размере:

6125 – 1844,13 = 4280,87тыс. руб.

В относительном выражении  это составит:

4280,87 / 6125 * 100 = 69,89 %

Таким образом, можно сделать  вывод о значительном запасе финансовой прочности в ООО «Уралторгсервис».

В планируемом периоде  происходит увеличение размера товарооборота  на 7,9 %. При этом предположим, что  постоянные издержки останутся на прежнем  уровне, а переменные расходы будут  возрастать пропорционально росту  товарооборота, т.е. на 7,9 %.

Определим плановую точку  безубыточности для предприятия.

Сумма переменных расходов составит:

ИОпер = (4535 + 225,76) * 1,079 = 5136,86 тыс. руб.

Их доля в товарообороте  будет равна:

Д = 5136,86 / 6611,9 = 0,7769

Объем критического товарооборота, обеспечивающий в 2013 году безубыточную работу, составит:

Трцкр= 411,24 / (1 – 0,7769) = 1843,3 тыс. руб.

Планируемый товарооборот обеспечит  предприятию запас финансовой прочности  в следующем размере:

6611,9 – 1843,3 = 4768,6тыс. руб.

В относительном выражении  это составит:

4768,6 / 6611,9 * 100 = 72,12 %

Итак, прирост запаса финансовой прочности составит:

72,12 – 69,89 = 2,23 %

Если предприятие будет  стремиться повысить запас финансовой прочности до 73 %, то ему будет  необходим размер товарооборота:

Тпг = 1843,3 * 100 / (100 – 73) = 6827 тыс. руб.

В целом можно сделать  вывод, что существующие темпы роста  показателей обеспечивают достаточное развитие предприятия.

 

 

 

3.3 Разработка среднего  плана развития предприятия на  среднесрочную перспективу

 

Сводный план развития предприятия  необходимо составить с разбивкой  по кварталам, а также по товарной структуре предприятия.

Планирование товарооборота  по кварталам осуществим на основе индексов сезонности.

Таблица 3.3.1 – Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота ООО «Уралторгсервис» по кварталам

Квартал

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1

1376,7

1494,55

1531,25

2

1379,7

1447,29

1415,49

3

1280,56

1494,55

1550,85

4

1401,04

1546,61

1627,41

Тj

5438

5983

6125

Ткв j

1359,5

1495,75

1531,25




 

Рассчитаем сезонные колебания товарооборота ООО «Уралторгсервис» по кварталам за 3 года.

 

Таблица 3.3.2 – Расчет сезонных колебаний товарооборота по кварталам

Квартал

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Σci

1

101,27

99,92

100,00

301,18

2

101,49

96,76

92,44

290,69

3

94,19

99,92

101,28

295,39

4

103,06

103,40

106,28

312,74


 

В целях устранения влияния  случайных факторов на основе рассчитанных сезонных колебаний определим индексы  сезонности товарооборота по кварталам  года.

Таблица 3.3.3 – Расчет индексов сезонности товарооборота предприятия по кварталам года

Квартал

Сумма сезонных колебаний, Σci

Индексы сезонности

1

301,18

100,395

2

290,69

96,89

3

295,39

98,46

4

312,74

104,25

Сумма

 

400


 

Поскольку сумма индексов сезонности равна 400, индексы вычислены  верно.

Рассчитаем объем товарооборота  по кварталам на планируемый 2013 год путем умножения среднеквартального товарооборота планируемого года на уточненный индекс сезонности соответствующего квартала.

Среднеквартальный товарооборот на 2013 г. составляет:

6611,9 / 4 = 1652,98 тыс. руб.

Планируемый объем товарооборота  по кварталам:

Т1 = 1652,98 * 100,395 / 100 = 1659,5

Т2 = 1652,98 * 96,89 / 100 = 1601,66

Т3 = 1652,98 * 98,46 / 100 = 1627,59

Т4 = 1652,98 * 104,25 / 100 = 1723,15

Таким образом, пропорции  реализации товаров по периодам года сохраняются.

Далее необходимо составить  план товарооборота по различным  товарным группам.

Этот этап имеет важное значение, так как от реальности плана товарооборота по товарным группам зависит реальность плана  по прибыли и другим показателям  финансовой деятельности, поскольку:

• различна издержкоемкость  и рентабельность реализации отдельных  товаров;

• размер торговых надбавок по отдельным товарам неодинаков.

Удельный вес реализации товарной группы в общем объеме товарооборота  торгового предприятия в планируемом  году можно определить в зависимости  от сложившихся тенденций их изменения  с учетом перспектив торговли этой товарной группой. По товарным группам, удельный вес которых в общем  объеме товарооборота в течение  анализируемого периода характеризуется  стабильностью или изменяется незначительно, показатель удельного веса на планируемый  год можно определить по средней  арифметической или принять на уровне отчетного года (опытно-статистический метод планирования структуры товарооборота  торгового предприятия). По товарным группам, удельный вес оборота которых  имеет тенденцию к росту или  снижению либо имеет существенные колебания, показатель на планируемый год определяется с учетом среднегодового изменения  удельного веса оборота, рассчитываемого  с помощью скользящей средней  для двух ближайших лет (экономико-статистический метод планирования структуры товарооборота торгового предприятия).

Информация о работе Анализ показателя товарооборота и его влияния на эффективность деятельности предприятий