Анализ показателя товарооборота и его влияния на эффективность деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обобщение теоретических исследований в области анализа показателей товарооборота и адаптация научных методов и приемов к практической деятельности организации, а также разработка рекомендаций по ее усовершенствованию. Задачи работы: - раскрыть сущность и значение розничного товарооборота и охарактеризовать факторы, определяющие его объем и структуру; - выявить роль товарооборота в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий; - проанализировать товарооборот ООО «Уралторгсервис» и факторы, определяющие его объем и структуру; - провести оценку влияния товарооборота на формирование издержек обращения, валового дохода и прибыли предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 ТОВАРООБОРОТ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………….7
1.1 Экономическая сущность товарооборота…………………………………...7
1.2 Роль товарооборота в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия………………………………...11
1.3 Этапы анализа товарооборота……………………………………………....17
2 АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………29
2.1 Экономическая характеристика предприятия
ООО «Уралторгсервис»……………………………………………………..29
2.2 Анализ товарооборота предприятия и факторов,
определяющих его объем и структуру……………………………………...39
2.3 Оценка влияния товарооборота на формирование
издержек обращения, валового дохода и прибыли………………………..49
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………..57
3.1 Обоснование минимально необходимой прибыли для
обеспечения хозяйственной деятельности предприятия…………………..57
3.2 Экономическое обоснование товарооборота,
обеспечивающего достаточный для развития предприятия
запас финансовой прочности………………………………………………...63
3.3 Разработка среднего плана развития предприятия
на среднесрочную перспективу………...…………………………………..65
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы………………………………………………………………77

Файлы: 1 файл

курсовая Влад.docx

— 236.28 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.3.2 – Анализ влияния валового дохода и издержек обращения на прирост товарооборота

Показатели

Порядок расчета

Размер влияния

1. Влияние на сумму  валового дохода всего:

142*17,38/100

24,68

в т.ч.:

   

физического объема реализации

(-703)*17,38/100

-122,18

изменения цен

845*17,38/100

146,86

2. Влияние на сумму  издержек обращения всего:

142*8,02/100

11,39

в т.ч.:

   

физического объема реализации

(-703)*8,02/100

-56,38

изменения цен

845*8,02/100

67,77


 

Таким образом, можно заметить тенденции, аналогичные выявленным ранее: изменение физического объема реализации вызвало снижение валового дохода на 122,18 тыс. руб., а издержек обращения  на 56,38 тыс. руб., изменение цен же вызвало прирост обоих показателей.

Оценим совокупное влияние  всех показателей на товарооборот.

Таблица 2.3.3 – Совокупное влияние товарооборота на прибыль и формирующие ее показатели

Факторы

Влияние на показатель прибыли

Валового дохода

Издержек обращения

Прибыли от реализации

1. Изменение товарооборота  за счет 

-122,18

56,38

-65,8

физического объема реализации

     

2. Изменение товарооборота  за счет изменения цен

146,86

-67,77

79,09

Совокупное влияние факторов

24,68

-11,39

13,29


Из данных таблицы 2.3.3 следует, что валовой доход и товарооборот оказали разнонаправленное влияние на прибыль. За счет роста валового дохода, который произошел преимущественно за счет роста цен, прибыль могла бы увеличиться на 24,68 тыс. руб. Но этот прирост валового дохода был частично направлен на покрытие потери прибыли за счет прироста издержек обращения на 11,39 тыс. руб. Отсюда совокупное влияние этих двух факторов, которое произошло под воздействием изменения розничного товарооборота, и составило 13,29 тыс. руб.

Учитывая столь существенное влияние товарооборота на издержки обращения и валовой доход, представляется интерес к более глубокому исследованию данного вопроса.

Таблица 2.3.4 - Анализ издержек обращения ООО «Уралторгсервис»

Показатели

Ед. измерения

2011 г.

2012 г.

Отклонение

Темп роста, %

 
 

Оборот торговли без НДС

тыс.руб.

5983

6125

142

102,37

 

Издержки обращения: сумма

           

- сумма

тыс.руб.

480

637

157

132,71

 

- уровень

%

8,02

10,40

2,38

129,63

 

Относительная экономия (перерасход)

тыс. руб

-

145,61

-

-

 

 

Расчет относительной  экономии (перерасхода) осуществим с помощью следующей формулы:

Эотн = ((10,4 – 8,02) * 6125) / 100 = 145,61

Анализ данных, представленных в таблице показывает увеличение уровня издержек обращения в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 2,37%, что негативно сказалось на полученной чистой прибыли предприятия.

Перерасход в 2012 году составил 145,61 тыс. руб.

Далее осуществим анализ уровня и суммы относительной экономии (перерасхода) издержек обращения ООО «Уралторгсервис» за отчетный период по элементам.

Таблица 2.3.5 - Анализ уровня и суммы относительной экономии (перерасхода) издержек обращения ООО «Уралторгсервис»

Наименование статей издержек обращения

2011 г.

2012 г.

Отклонение(+;-)

Сумма относительной экономии (перерасхода), руб.

сумма, тыс.руб.

Уровень, %

сумма, тыс.руб.

Уровень, %

по сумме, тыс.руб.

По уровню, %

1.Транспортные расходы

28,66

0,48

61,92

1,01

33,26

0,53

32,58

2. Расходы на оплату  труда

242,16

4,05

234,54

3,83

-7,62

-0,22

-13,36

3. Отчисления на социальные  нужды

63,46

1,06

61,15

1,00

-2,30

-0,06

-3,81

4. Расходы на аренду  и содержание зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря

54,86

0,92

72,11

1,18

17,24

0,26

15,94

5. Амортизация основных  средств

27,31

0,46

43,44

0,71

16,13

0,25

15,48

6. Расходы на ремонт  основных средств

6,24

0,10

24,40

0,40

18,16

0,29

18,01

7. Расходы на санитарную, специальную одежду, столовое белье,  посуду, приборы и другие материалы

1,44

0,02

3,19

0,05

1,75

0,03

1,71

8. Расходы на хранение, подработку, подсортировку и упаковку  товаров

8,40

0,14

17,84

0,29

9,44

0,15

9,24

9. Расходы на рекламу

23,04

0,39

66,25

1,08

43,21

0,70

42,66

10. Потери товаров и  технологические отходы

6,05

0,10

11,78

0,19

5,74

0,09

5,59

11. Расходы на тару

3,02

0,05

5,80

0,09

2,77

0,04

2,70

12. Прочие затраты

15,36

0,26

34,59

0,56

19,23

0,31

18,86

Итого

480,00

8,02

637,00

10,40

157,00

2,38

-

Товарооборот

5983

100

6125

100

   

145,61


 

Под воздействием товарооборота наибольшая сумма перерасхода допущена по статьям: расходы на рекламу, транспортные расходы, расходы на ремонт основных средств и прочие затраты. Экономию предприятие получило по затратам на оплату труда.

Продолжая анализ издержек обращения, следует обратить внимание на динамику условно-переменных и условно-постоянных расходов. Значительный рост издержек обращения в 1,33 раза обусловлен прежде всего резким ростом переменных затрат, которые произошли не столько  под воздействием объема товарооборота, сколько за счет влияния прочих факторов.

Таблица 2.3.6 - Анализ динамики суммы и уровня издержек обращения

Показатели

Ед.изм.

Год

Отклонения

Темп изменения, %

2011 г.

2012г.

Оборот розничной торговли

тыс. руб.

5983

6125

142

102,37

Сумма издержек обращения  всего, в том числе:

 

480

637

157

132,71

-условно-постоянных

тыс .руб.

387,79

411,25

23,46

106,05

-условно-переменных

тыс. руб.

92,21

225,75

133,54

244,83

Уровень издержек обращения  всего, в том числе:

 

8,02

10,40

2,38

129,63

-условно-постоянных

%

6,48

6,71

0,23

103,59

- условно-переменных

%

1,54

3,69

2,14

239,15


 

Влияние товарооборота

(6125 * 1,54 % + 387,79)– 480 = 2,115 тыс.  руб.

Влияние прочих факторов

637 – 482 = 155 тыс. руб.

Таким образом, уровень издержек обращения: условно-постоянных составляет в отчетном году 6,71% достигнув роста  на 0,23 %, условно-переменных - 3,69 %, что  выше уровня предыдущего года на 2,14 %.

Динамика основных показателей  хозяйственной деятельности ООО «Уралторгсервис» за 2010-2012 гг., представленная в главе 2.1, показала, что наблюдается значительный рост выручки в 2011 году на 252 тыс. руб., в 2012 году так же наблюдается увеличение данного показателя, но в значительно меньшем объеме (142тыс. руб.).

При этом себестоимость продукции (услуг) росла значительно меньшими темпами, в 2012 году даже наблюдается снижение себестоимости на 408тыс. руб., в связи с чем, валовая прибыль выросла в 2012 году на 550 тыс. руб., наблюдается рост доли валовой прибыли в выручке 2012 года до 25,96 %.

В связи с новой рекламной  и маркетинговой политикой, разработанной на 2012 год, значительно увеличились коммерческие расходы. В 2012 году была проведена широкая рекламная акция.

По итогам деятельности чистая прибыль предприятия выросла  в 2012 г. на 198 тыс. руб., обеспечив тем самым финансовые возможности для дальнейшего расширения деятельности, активизации сбытовой, рекламной, ассортиментной политики.

Таким образом, показатели товарооборота  существенно влияют на финансовые результаты деятельности ООО «Уралторгсервис».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА 

ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

3.1 Обоснование минимально  необходимой прибыли

 для обеспечения хозяйственной  деятельности предприятия

 

Для обоснования размера  прибыли, необходимой для осуществления  хозяйственной деятельности ООО «Уралторгсервис», необходимо осуществить общее планирование деятельности предприятия, в том числе товарооборота на будущий период. Целесообразно это сделать в относительном выражении, т.е. определить темпы роста товарооборота.

С целью максимально объективной  оценки будущих показателей деятельности, планирование будет осуществляться с помощью 4 методов: опытно-статистический, экономико-статистический, трендовая модель, авторегрессионная модель.

Опытно-статистический метод  планирования позволяет определить объем товарооборота на будущий  год исходя из скорректированного объема товарооборота за отчетный год и  среднегодового темпа изменения  товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году.

Скорректированный объем  товарооборота рассчитывается следующим  образом:

Тскр = Тож+ Кув – Кум, где

Кув - коррекция на увеличение объема товарооборота (исходя из среднемесячного оборота) структурных подразделений за период времени, в течение которых они не работали в отчетном году, но будут работать в планируемом году;

Кум - коррекция на уменьшение объема товарооборота, равного объему товарооборота структурных подразделений за период времени, в течение которого они работали в отчетном году, а в планируемом году работать не будут.

Ожидаемый объем товарооборота  составляет его фактическую величину за 2012 г., т.е. 6125 тыс. руб.

Поскольку открытия новых  структурных подразделений либо ликвидации старых не предвидится, то скорректированный объем товарооборота  будет составлять величину ожидаемого, т.е. 6125 тыс. руб.

Поскольку среднегодовой  темп роста товарооборота составляет 106,1%, то объем товарооборота на планируемый год составит:

Тпг = 6125 * 106,1 / 100 = 6498,6 тыс. руб.

Экономико-статистический метод  основан на сглаживании данных о  приросте товарооборота за ряд предшествующих планируемому году лет. Произведем сглаживание  ряда за 5 лет с начала деятельности предприятия.

Таблица 3.1.1 – Исходные данные для планирования объема товарооборота экономико-статистическим методом

Год

Размер товарооборота

Темп прироста товарооборота  в % к предыдущему году

2008

4568

 

2009

4763

4,27

2010

5438

14,17

2011

5983

10,02

2012

6125

2,37


Сглаживание производится с  помощью скользящей средней для  трех близлежащих лет.

К1 = (4,27 + 14,17 + 10,02) / 3 = 9,49 %

К2 = (14,17 + 10,02 + 2,37) / 3 = 8,86 %

Среднегодовое изменение  прироста объема товарооборота составит

∆ = = = - 0,63 %

Значения прироста объема товарооборота на планируемый 2013 год определяются продолжением выровненного ряда средних на 2 шага вперед.

К5 = К3 + 2∆ = 10,02 + 2 * (-0,63) = 8,76 %

Таким образом, в планируемом  году по сравнению с отчетным годом  объем товарооборота торгового  предприятия увеличится на 8,76 % и  составит:

Тп.г. = 6125 * 108,76 / 100 = 6661,55 тыс. руб.

Для планирования товарооборота  также можно использовать экономико-математические методы, например, метод аналитического выравнивания.

Можно предположить, что  объем товарооборота торгового  предприятия развивается по линейной функции

Информация о работе Анализ показателя товарооборота и его влияния на эффективность деятельности предприятий