Анализ показателя товарооборота и его влияния на эффективность деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обобщение теоретических исследований в области анализа показателей товарооборота и адаптация научных методов и приемов к практической деятельности организации, а также разработка рекомендаций по ее усовершенствованию. Задачи работы: - раскрыть сущность и значение розничного товарооборота и охарактеризовать факторы, определяющие его объем и структуру; - выявить роль товарооборота в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий; - проанализировать товарооборот ООО «Уралторгсервис» и факторы, определяющие его объем и структуру; - провести оценку влияния товарооборота на формирование издержек обращения, валового дохода и прибыли предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 ТОВАРООБОРОТ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………….7
1.1 Экономическая сущность товарооборота…………………………………...7
1.2 Роль товарооборота в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия………………………………...11
1.3 Этапы анализа товарооборота……………………………………………....17
2 АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………29
2.1 Экономическая характеристика предприятия
ООО «Уралторгсервис»……………………………………………………..29
2.2 Анализ товарооборота предприятия и факторов,
определяющих его объем и структуру……………………………………...39
2.3 Оценка влияния товарооборота на формирование
издержек обращения, валового дохода и прибыли………………………..49
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………..57
3.1 Обоснование минимально необходимой прибыли для
обеспечения хозяйственной деятельности предприятия…………………..57
3.2 Экономическое обоснование товарооборота,
обеспечивающего достаточный для развития предприятия
запас финансовой прочности………………………………………………...63
3.3 Разработка среднего плана развития предприятия
на среднесрочную перспективу………...…………………………………..65
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы………………………………………………………………77

Файлы: 1 файл

курсовая Влад.docx

— 236.28 Кб (Скачать файл)

Товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.

 Развитие товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается соотношение в развитии этих показателей, представленное в моделях стратегического регулирования товарооборота.

Первая модель стратегического  регулирования розничного товарооборота  обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующем условии:

IП > IТ> IТЗ > IС, где

IП -индекс роста  поступления товаров;

IТ - индекс роста  объема товарооборота;

IТЗ - индекс роста  суммы товарных запасов;

IС - индекс роста  объема спроса населения. 

Вторая модель стратегического  регулирования розничного товарооборота  обеспечивает повышение эффективности  хозяйственной деятельности торгового  предприятия. Это достигается при  условии:

IПР > IТ> IФОТ > IЧ, где

IПР - индекс роста  массы прибыли;

IФОТ - индекс  роста фонда оплаты труда;

IЧ - индекс роста  численности работников.

Роль товарооборота  в формировании финансовых результатов  предприятия заключается, прежде всего, в его влиянии на сумму прибыли предприятия.

Прирост прибыли  за счет роста товарооборота также  можно определить по формуле:

∆Пт = (Т1 – Т0) * Р0реал / 100, где

Р0реал -  уровень рентабельности базисного периода, рассчитанной по прибыли от реализации

Прибыль - это конечный финансовый результат хозяйственной  деятельности предприятия и основная цель его функционирования.

 При рыночной экономике эффективность деятельности оценивается системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности. Нормой прибыли считается показатель рентабельности, исчисленный процентным соотношением суммы чистой прибыли к объему товарооборота или стоимости всего капитала.

Расчет общей  экономической рентабельности (прибыльности) торгового предприятия выполняется  по формуле:

Ро= П / Т * 100, где

Ро - общая экономическая рентабельность хозяйственной деятельности предприятия;

П- сумма прибыли (валовой или чистой) ;

Т - объем товарооборота (без НДС).

Данная формула  расчета применима и для определения  прибыльности капитала (вложенных средств) торгового предприятия: показатель товарооборота надо заменить на показатель капитала. Преобразив эту формулу  путем умножения и деления  на показатель товарооборота, получили два показателя - рентабельность товарооборота и оборачиваемость капитала:

Рк= П / Т * Т / К = Рт * Ок, где

Рк - рентабельность капитала;

Рт - рентабельность товарооборота;

Ок - оборачиваемость капитала предприятия (число оборотов).

Рентабельность  товарооборота отражает зависимость  между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара. Поскольку  бухгалтерский учет хозяйственных  операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж, умноженный на 1000, показывает, какая  прибыль была получена с 1 тысячи рублей проданного товара.

Число оборотов капитала (Ок) отражает отношение товарооборота  к величине капитала предприятия. На основе этого показателя можно определить сумму товарооборота на тыс. руб. вложенного капитала. Чем выше объем  товарооборота, тем больше число оборотов вложенного капитала. Этот показатель можно воспринимать как оборачиваемость капитала, поскольку он показывает, сколько раз за данный период времени оборачивается каждый рубль вложенного капитала.

Товарооборот влияет на финансовые результаты предприятия  следующим образом.

К внутренним факторам, влияющих на прибыль и рентабельность, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации), а также факторы, связанные с развитием розничного товарооборота.

Среди внутренних факторов можно выделить следующие факторы:

1. Объем розничного товарооборота. При неизменной доле прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли.

2. Товарная структура  розничного товарооборота. Расширение  ассортимента способствует росту  товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, т.к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Так же это способствует повышению рентабельности.

3.Организация товародвижения. Ускоренное продвижение товаров  в торговую сеть способствует  увеличению товарооборота и снижению  текущих расходов. В результате  масса и уровень прибыли возрастают.

4.Организация торгово-технологического процесса продажи товаров. Для получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличению объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости.

К основным внешним  факторам, формирующим прибыль торгового  предприятия можно отнести следующие  факторы:

1. Емкость рынка.  От емкости рынка зависит товарооборот торгового предприятия. Чем больше емкость рынка, тем и больше возможности предприятия по получению прибыли.

2. Развитие конкуренции.  Оказывает отрицательное влияние на сумму, и уровень прибыли, т.к. оно приводит к усреднению нормы прибыли. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.

3. Размер цен,  устанавливаемых поставщиками товаров,  В условиях конкуренции повышение  цен поставщиками не всегда  приводит к адекватному повышению продажных цен. Торговые предприятия стремятся меньше работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества по более низким ценам.

Таким образом, очевидно, что товарооборот играет решающую роль в формировании финансовых результатов предприятия. Воздействие на отдельные факторы, оказывающие влияние на товарооборот, способно обеспечить его рост, что в конечном итоге вызовет и прирост прибыли, т.е. приведет к достижению целей предприятия.

1.3 Этапы анализа  товарооборота

Анализ товарооборота целесообразно осуществлять по трем основным этапам: подготовительному, основному и заключительному; содержание этапов представлено на рис. 1.3.1

 

 Рис. 1.3.1 – Характеристика этапов анализа товарооборота предприятия

Основной целью  проведения анализа розничного товарооборота  является изучение возможностей его  увеличения и максимизации прибыли  на основе оптимизации объема, состава  и структуры оборота.

В соответствии с  данной целью при анализе розничного товарооборота ставится и решается ряд основных задач:

- изучение основных  факторов, определяющих условия  деятельности розничного предприятия  и развития его товарооборота;

- оценка развития  розничного товарооборота предприятия  в динамике по общему объему, составу и структуре, а также  во временном аспекте;

- выявление основных  факторов, определяющих изменение  величины розничного товарооборота  предприятия, и оценка степени  их влияния;

- анализ источников  закупок товаров и выполнение  договоров поставки и продажи  потребительских товаров;

- проведение SWOT-анализа  и обоснование резервов увеличения  розничного оборота и повышения  рентабельности деятельности розничного  предприятия в целом.

Основной этап анализа товарооборота осуществляется по ряду направлений: анализ динамики общего объема розничного товарооборота; оценка его состава и структуры по видам продаж, анализ во временном и ассортиментном аспектах, факторный анализ розничного товарооборота, анализ его товарного обеспечения. Для оценки равномерности развития товарооборота по периодам времени рассчитываются коэффициенты равномерности и ритмичности, а также индексы сезонности.

Коэффициент равномерности (Кр) рассчитывается по следующим формулам:

где

V – коэффициент  вариации, %

где

ϭ – среднеквадратическое отклонение;

– средний процент (темп роста) оборота  по общему объему или средний размер товарооборота за определенный период, % или тыс. руб.

Среднеквадратичное  отклонение может быть определено как  по абсолютному значению (сумме) товарооборота, так и по относительным показателям (темпам роста).

Для оценки распределения  розничного товарооборота по отдельным  месяцам и кварталам отчетного  года целесообразно также осуществлять расчет индексов сезонности (Iс), которые  рассчитываются по следующей формуле:

 где

- средний розничный товарооборот за отдельный период времени (месяц, квартал), тыс. руб.;

  - среднемесячный (среднеквартальный) объем розничного товарооборота, тыс. руб.

Следующим направлением является анализ динамики розничного товарооборота в ассортиментном разрезе.

Для анализа розничного товарооборота по ассортиментной структуре  целесообразно рассчитывать коэффициент  абсолютных структурных сдвигов  в товарообороте (Кстр.сдв.) по следующей формуле:

 где

- удельный вес  i-й товарной группы в общем  объеме розничного товарооборота  предшествующего года, %;

- удельный вес  i-й товарной группы в общем  объеме розничного товарооборота  отчетного года, %;

n – количество  товарных групп.

Анализ структурных  сдвигов в общем объеме розничного товарооборота позволяет выявить  основные изменения в товарной структуре  оборота и оценить влияния  этих изменений на общий размер оборота.

Важным направлением основного этапа анализа товарооборота является оценка влияния различных факторов на его изменение.

Нa объем товарооборота  торгового предприятия оказывает  влияние большое число факторов (рис. 1.3.2).

В практике экономического анализа их принято подразделять на три группы:

• факторы, связанные с товарными ресурсами;

• факторы, связанные с численностью работников и производительностью их труда;

• факторы, связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия и режимом его работы.

 

 

Рис. 1.3.2 – Факторы, оказывающие влияние на товарооборот розничного торгового предприятия

В специальной экономической  литературе все чаще стали выявлять четвертую группу факторов, влияющих на объем товарооборота, - социальные факторы (предоставление различного рода социальных услуг работникам своего предприятия). Тем не менее, по оценке ученых России и зарубежных стран, влияние четвертой группы факторов на изменение объема продаж носит стохастический характер, когда невозможно установить конкретную форму связи между изучаемыми признаками.

Факторы, связанные с товарными ресурсами, влияют на объем товарооборота через изменение величины запасов товаров на начало и конец года, поступление товаров и их выбытие. Между указанными величинами имеется определенная взаимосвязь, выражаемая формулой товарного баланса:

Зн +П = Р + В + Зк, где

Зн - запасы на начало года, руб.;

П - поступление товаров, руб.;

Р - объем товарооборота, руб.;

В - выбытие товаров, руб.;

Зк - запасы на конец года, руб.

Преобразуя данную взаимосвязь можно получить балансовую формулу товарооборота:

Р =Зн + П - В –  Зк

Изменение каждого  из слагаемых соответствующим образом  влияет на объем товарооборота. Увеличение начальных запасов и поступления товаров оказывает положительное влияние на сумму реализации товаров. Их уменьшение, наоборот, способствует сокращению объема товарооборота.

Уменьшение выбытия  товаров, сокращение их конечных запасов  повлияет положительно на сумму реализации; увеличение же отрицательно сказывается  на величине объема товарооборота.

Рассматривая направления  влияния (+; –) данных факторов, необходимо учитывать доброкачественность  поступающих товаров во всем ассортименте и требуемых количествах. Тот  же подход соблюдается в отношении  товаров в запасах. При нарушении  этих условий фактор, оказывающий положительное влияние, может перейти в разряд отрицательных.

Информация о работе Анализ показателя товарооборота и его влияния на эффективность деятельности предприятий