Анализ показателя товарооборота и его влияния на эффективность деятельности предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является обобщение теоретических исследований в области анализа показателей товарооборота и адаптация научных методов и приемов к практической деятельности организации, а также разработка рекомендаций по ее усовершенствованию. Задачи работы: - раскрыть сущность и значение розничного товарооборота и охарактеризовать факторы, определяющие его объем и структуру; - выявить роль товарооборота в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий; - проанализировать товарооборот ООО «Уралторгсервис» и факторы, определяющие его объем и структуру; - провести оценку влияния товарооборота на формирование издержек обращения, валового дохода и прибыли предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 ТОВАРООБОРОТ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………………….7
1.1 Экономическая сущность товарооборота…………………………………...7
1.2 Роль товарооборота в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия………………………………...11
1.3 Этапы анализа товарооборота……………………………………………....17
2 АНАЛИЗ ТОВАРООБОРОТА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ……………29
2.1 Экономическая характеристика предприятия
ООО «Уралторгсервис»……………………………………………………..29
2.2 Анализ товарооборота предприятия и факторов,
определяющих его объем и структуру……………………………………...39
2.3 Оценка влияния товарооборота на формирование
издержек обращения, валового дохода и прибыли………………………..49
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА
ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………..57
3.1 Обоснование минимально необходимой прибыли для
обеспечения хозяйственной деятельности предприятия…………………..57
3.2 Экономическое обоснование товарооборота,
обеспечивающего достаточный для развития предприятия
запас финансовой прочности………………………………………………...63
3.3 Разработка среднего плана развития предприятия
на среднесрочную перспективу………...…………………………………..65
Заключение……………………………………………………………………….72
Список литературы………………………………………………………………77

Файлы: 1 файл

курсовая Влад.docx

— 236.28 Кб (Скачать файл)

Таблица 3.3.4 – Динамика структуры товарооборота                           ООО «Уралторгсервис»

Товарные группы

Удельный вес в общем  объеме товарооборота (%) по годам

2010 г.

2011 г.

2012 г.

водка

68,1

69,3

70,1

коньяки

5,9

5,8

6,8

ликеры

6,3

5,5

4,8

бренди

3,3

3,2

3,2

вина

8,1

7,5

6,9

слабоалкогольные напитки

4,5

5,6

7

безалкогольные напитки

3,8

3,1

1,2


 

Как следует из таблицы 3.3.4, ровную тенденцию в развитии удельного веса в общем объеме товарооборота торгового предприятия имеют товарные группы «Бренди». Поэтому удельный вес оборота этой товарной группы в общем объеме товарооборота предприятия в планируемом 2013 году следует рассчитать опытно-статистическим методом, используя арифметическую среднюю:

«Бренди»= (3,3 + 3,2 + 3,2) / 3 = 3,23 %

По остальным товарным группам для нахождения удельного  веса оборота на планируемый год  следует использовать экономико-статистический метод.

Рассмотрим порядок планирования на примере товарной группы «Водка». Определяем скользящие средние для  двух близлежащих лет:

К1 = (68,1 + 69,3) / 2 = 68,7

К2 = (69,3 + 70,1) / 2 = 69,7

К3 = (68,7 + 69,7) / 2 = 69,2

Рассчитаем среднегодовое  изменение удельного веса:

∆ср = (69,2 – 68,7) / 2 = 0,25 %

Тогда удельный вес оборота  товарной группы «Водка» в общем  объеме товарооборота ООО «Уралторгсервис» в планируемом году составит:

К4 = 70,1 + 0,25 = 70,35 %

Сумма товарооборота по данной товарной группе составит:

Тп.г.i = 6611,9 * 70,35 / 100 = 4651,5 тыс. руб.

Аналогичные расчеты выполним для остальных товарных групп.

Таблица 3.3.5 –Планирование структуры товарооборота на 2013 г.

Товарные группы

К1

К2

К3

К4

Тп.г.

водка

68,7

69,7

69,2

0,3

70,3

4648,2

коньяки

5,9

6,3

6,1

0,1

6,9

456,2

ликеры

5,9

5,2

5,5

-0,2

4,6

304,1

бренди

7,8

7,2

7,5

-0,2

6,8

449,6

вина

5,1

6,3

5,7

0,3

7,3

482,7

слабоалкогольные напитки

3,5

2,2

2,8

-0,3

0,9

59,5

безалкогольные напитки

-

-

-

-

3,2

211,6


 

Таким образом, с помощью  данного метода возможно определение  структуры товарооборота по различным  товарным группам, что и было продемонстрировано в данной курсовой работе.

В целом по результатам  работы можно отметить, что ООО «Уралторгсервис» развивается достаточно динамично, и с учетом предложенных плановых показателей можно прогнозировать благоприятное будущее в его деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Под товарооборотом понимают продажу товаров массового потребления  и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям –  для дальнейшей переработки или  продажи. Экономические отношения, связанные с обменом денежных средств на товары, отображают экономическую  сущность товарооборота.

Нa объем товарооборота  торгового предприятия оказывает  влияние большое число факторов, которые можно подразделить на следующие  группы:

- факторы, связанные с товарными ресурсами;

-факторы, связанные с  численностью работников и производительностью  их труда;

- факторы, связанные с наличием и эффективностью использования основных фондов торгового предприятия и режимом его работы.

В специальной экономической  литературе все чаще стали выявлять четвертую группу факторов, влияющих на объем товарооборота, - социальные факторы (предоставление различного рода социальных услуг работникам своего предприятия). Тем не менее, влияние четвертой группы факторов на изменение объема продаж носит стохастический характер, когда невозможно установить конкретную форму связи между изучаемыми признаками.

Оценка влияния факторов на размер товарооборота осуществляется с помощью различных методов  экономического анализа, которые были рассмотрены в работе.

Роль товарооборота в  деятельности торговых предприятий  чрезвычайно высока, и может быть охарактеризована следующими моментами. Розничный товарооборот может быть применен для характеристики использования  ресурсов предприятия и общей  суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) дает представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результатов и затрат.

Розничный товарооборот может  быть использован для расчета  трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота.

Развитие розничного товарооборота  должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда.

Анализ показателей деятельности ООО «Уралторгсервис» показал следующие результаты.

На анализируемом предприятии  наблюдается рост оборота торговли на 142 тыс. руб. и в отчетном периоде  он составляет 6125 тыс. руб. На предприятии  наблюдается увеличение численности  работников на 1 чел., причем торгово-оперативного персонала. Так как темп роста  товарооборота ниже темпа роста  численности работников, то происходит снижение производительности труда  в целом по предприятию на 5,5 % или на 27,4 тыс. руб. Производительность труда торгово-оперативного персонала снизилась на 12,25 % или на 122,2 тыс. руб., что можно оценить отрицательно. На предприятии произошел рост стоимости основных фондов на 47 тыс. руб. или на 21,06 %. Средняя стоимость основных фондов в 2012 г. составила 270,17 тыс. руб. Показатель фондоотдачи, характеризующий оборот, приходящийся на 1 руб. основных фондов сократился на 4,1 тыс. руб. или на 15,44 %, что привело к росту фондоемкости на 18,25 %. Такую ситуацию нельзя оценить положительно. На предприятии наблюдается увеличение оборотных средств на 188,64 тыс. руб. или на18,33 %. Время обращения на предприятии замедлилось на 9,65 дней, что привело к снижению скорости обращения на 0,78 оборота. Наблюдается положительная динамика коэффициента рентабельности оборотных средств на 0,24, который свидетельствует об увеличении в отчетном году суммы чистой прибыли заработанной на 1 руб. оборотных средств. На предприятии наблюдается рост издержек обращения на 157 тыс. руб. или на 32,71 %. Показатели рентабельности оборота растут вследствие того, что темп роста валового дохода выше темпа роста товарооборота и темпа роста издержек обращения. Сложившаяся ситуация свидетельствует о росте доходов предприятия опережающими темпами по сравнению с ростом его расходов. Сумма чистой прибыли в 2012 г. составила 704 тыс. руб., что на 198 тыс. руб. или на 39,13% выше значения показателя прошлого года. Рентабельность финансово-хозяйственной деятельности в отчетном году составила 11,49 %, что выше показателя прошлого года на 3,04 % и свидетельствует о росте эффективности деятельности предприятия.

Факторный анализ товарооборота  показал, что оборот торговли ООО «Уралторгсервис» вырос преимущественно за счет изменения цен и изменение численности работников, стоимости основных и оборотных средств (экстенсивных факторов), интенсивные же факторы вызвали незначительный прирост или даже снижение товарооборота. Это свидетельствует о недостаточно эффективной работе магазина.

Анализ финансовых результатов  хозяйственной деятельности показал, что сумма прибыли от реализации товаров в 2012 г. по сравнению с 2011 г. возросла за счет прироста товарооборота в действительных ценах на 142 тыс. руб. Общий прирост прибыли за счет роста товарооборота составил 13,29 тыс. руб., при этом изменение физического объема товарооборота вызвало снижение прибыли на 65,8 тыс. руб., а изменение цен вызвало ее прирост на 79,09 тыс. руб. Очевидно, что рост прибыли обеспечен за счет фактора цены, а не прироста объемов продаж в натуральном выражении, что свидетельствует о неэффективной политике предприятия по увеличению реализации товаров.

В целом по итогам анализа  можно сделать вывод об экстенсивном характере изменения товарооборота.

В результате планирования товарооборота на 2013 г. различными методами были получены следующие результаты. Опытно-статистический метод предполагает товарооборот в сумме 6498,6 тыс. руб., экономико-статистический – 6661,55 тыс. руб., трендовая модель – 6675,6 тыс. руб.

Плановый объем товарооборота  установлен в среднем размере, т.е. 6611,9 тыс. руб. При этом объем прибыли  в планируемом 2013 году составит 1028,81 тыс. руб.

В 2012 г. товарооборот ООО «Уралторгсервис» обеспечил предприятию запас финансовой прочности в размере 69,89 %. В планируемом периоде произойдет увеличение размера товарооборота на 7,9%, что обеспечивает запас финансовой прочности уже на 71,12 %.

В работе был составлен сводный план развития предприятия, в котором отражены показатели товарооборота в разрезе кварталов и отдельных ассортиментных групп.

В целом можно сделать  вывод, что существующие темпы роста  показателей обеспечивают достаточное  развитие предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александров Ю. Л. Экономика товарного обращения : учебник / Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко. - Красноярск,2008. – 240 с

2. Балабанов И.Б. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика. – 2007. – 208с.

3. Раицкий К.А. Экономика предприятия: учеб. для вузов. – изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 1012 с.

4. Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли. – СПб.: Питер, 2009.– 560 с.

5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ПБОЮЛ, -2007. – 424 с

6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: ИНФРА-М, - 2007. – 222 с.

7. Баканов М. И. Экономический анализ в торговле / М. И. Баканов. - М. : Экономика, 2006. - 348 с.

8. Валевич Р. П. Экономика торгового предприятия / Р. П. Валевич, Г. А. Давыдова. – Минск : Высш. шк., 2006. - 367 с.

9. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле / Л. И. Кравченко. - Минск : Высш.. шк.,2007. – 314 с.

10. Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. К. А. Раицкого. – 2-е изд. – М. :Маркетинг, 2005. – 696 с.

11. Экономика торгового предприятия: учебник для вузов / под ред. А. И. Гребнева. - М. : Экономика,2006. - 238с.

12. Терещенко Н. Н. Планирование : учеб. пособие / Н. Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг.- экон. ин-т.– Красноярск, 2005. – 227 с.

13. Журнал Современная  торговля. - №2, 2012. - С. 9-11.

14. Журнал Современная торговля. - №4, 2012. - С. 12-13

 


Информация о работе Анализ показателя товарооборота и его влияния на эффективность деятельности предприятий