Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Анализ производственных результатов предприятия

Содержание работы

Введение 3
1. Анализ производственных результатов предприятия. 4
1.1 Анализ динамики производства и реализации продукции. 5
1.2 Анализ ассортимента и структуры продукции. 11
1.3 Анализ качества выпускаемой продукции. 16
2. Анализ использования материальных ресурсов и состояния
их запасов предприятия. 18
2.1 Анализ состояния запасов материальных ресурсов. 18
2.2 Анализ использования материальных ресурсов 19
3. Анализ состояния и использования основных средств предприятия 24
4. Анализ использования трудовых ресурсов предприятия 29
4.1 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. 29
4.2 Расчет коэффициентов, характеризующих движение персонала 30
4.3 Анализ эффективности использования фонда заработной платы 38
4.4 Расчет непроизводительных затрат рабочего времени 39
5. Анализ затрат на производство и реализацию 48
Заключение 52
Список литературы 55

Файлы: 1 файл

курсовая АФХД.doc

— 817.00 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 11 – Анализ структуры реализованной продукции в 1-2гг

 

Изделие

Цена базовая, тыс.руб

объем реализации продукции,единиц

Стоимость реализованной  продукции в ценах базового периода,тыс.руб

Изменение реализации продукции за счет структуры,тыс.руб

1 год

2 год

1 год

2 год при  структуре 1 года

2 год

товар 1

3,39

50059

75088

169700,01

225441,72

254548,32

29106,60

товар 2

2,364

46406

77961

109703,78

168996,79

184299,80

15303,01

товар 3

3,317

55794

85923

185068,70

292927,77

285006,59

-7921,18

товар 4

0,377

655977

1068410

247303,33

439279,00

402790,57

-36488,43

итого

 

808236

1307382

711775,82

1126645,29

1126645,29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 12 – Анализ структуры реализованной продукции в 1-3гг

 

Изделие

Цена базовая, тыс.руб

объем реализации продукции,единиц

Стоимость реализованной  продукции в ценах базового периода,тыс.руб

Изменение реализации продукции за счет структуры,тыс.руб

1 год

3 год

1 год

3 год при  структуре 1 года

3 год

товар 1

3,39

50059

70583

169700,01

211066,14

239276,37

28210,23

товар 2

2,364

46406

72504

109703,78

158220,49

171399,46

13178,96

товар 3

3,317

55794

77330

185068,70

274248,86

256503,61

-17745,25

товар 4

0,377

655977

1028180

247303,33

411267,81

387623,86

-23643,95

итого

 

808236

1248597

711775,82

1054803,30

1054803,30

 

 

Изменение структуры выпуска и реализации изменяет все показатели работы: объем выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость. При нарастании удельного веса дорогостоящей продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении, и наоборот. Возрастание удельного веса высокорентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, и наоборот.

1.3 Анализ качества  выпускаемой продукции. 

     Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен. Качество продукции, это понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные,  потребительские,  технологические,  дизайнерские  свойства изделия,     уровень     его    стандартизации       и   унификации,       надежность       и долговечность. 

  • Изучим динамику показателей качества, причины их изменения,  выявим   резервы   по   улучшению   качества   продукции   и   повышению   ее  конкурентоспособности.

 

 

 

Таблица 13 - Анализ обобщающих показателей качества

Показатель

Ед.изм

1 год

2 год

3 год

продукция высшей категории 

%

4,38

5,50

4,40

продукция на экспорт

%

13,14

13,20

14,30

зарекламированная продукция

%

0,73

1,10

0,77

потери от брака

тыс.руб

2136

3625

2445

         
         

показатель

ед.изм

1 год 

2 год

3 год

Объем производства продукции

тыс.руб

975152

1098515

1111439

продукция  высшей категории

тыс.руб

42712

60418

48903

продукция на экспорт

тыс.руб

128135

145004

158936

зарекламированная продукция

тыс.руб

7119

12084

8558

потери от брака

тыс.руб

2136

3625

2445


 

Выпуск продукции высшего качества увеличился во 2 году, в 3 году он снизился почти до уровня 1 года. В 3 году была увеличена отгрузка продукции на экспорт.

Самый высокий процент  зарекламированной продукции наблюдался во 2 году, в этом же году наблюдается  рост потерь от брака.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Анализ    использования      материальных       ресурсов    и  состояния      их  запасов предприятия 

             2.1 Анализ состояния запасов материальных  ресурсов 

   Для обеспечения непрерывного характера производства необходимо наличие запасов. Запасы представляют собой остатки материальных ресурсов на предприятии, сохраняемые для определенных целей.

Состояние запасов материальных ресурсов анализируется на основе сопоставления  потребности в них и фактического наличия. Они рассчитываются в натуральных, условно-натуральных и стоимостных единицах.

Запасы материальных ресурсов обеспечивают непрерывность  и своевременность технико-экономической  деятельности предприятия. Общая характеристика использования материальных ресурсов может быть полной только с учетом анализа правильного применения норм списания, результатов инвентаризации и строгого соблюдения договоров о полной материальной ответственности.

 

Таблица 15 - Анализ состояния  запасов материальных ресурсов во 2 год

Материал

среднесуточный расход,тыс.руб

Фактический запас

Норма запаса,дней

Отклонение от нормы

тыс.руб

дней

тыс.руб

дней

сырье и материалы

1192

8927

7,49

7

583

0,49

топливо

965

2750

2,85

3

-145

-0,15


 

Таблица 16 - Анализ состояния запасов материальных ресурсов в 3 год

Материал

среднесуточный расход,тыс.руб

Фактический запас

Норма запаса,дней

Отклонение от нормы

тыс.руб

дней

тыс.руб

дней

сырье и материалы

1178

7832

6,65

7

-414

-0,35

топливо

1005

2262

2,25

3

-753

-0,75


 

  • Необходимым условием по выполнению плана по производству продукции, снижению её себестоимости, росту прибыли, рентабельности, является полное и своевременное  обеспечение предприятия сырьём и материалами необходимого ассортимента и качества
  • Обеспечение предприятия сырьём и материалами определяется сравнением фактического количества закупаемого сырья с их нормативной потребностью.
  • При этом следует учитывать состояние складских запасов сырья и материалов, выявление излишних и ненужных запасов сырья.

Из данных таблиц 15 и 16 видим, что во 2 году фактический запас топлива отстает от нормы запаса  на 0,15 дней. Если во время не будет подвезено топливо, то это приведет к простою оборудования.

В 3 году фактический запас  сырья и материалов отстает от нормы запаса еще больше. По сырью  и материалам на 0,35 дней, по топливу на 0,75 дней.

Несвоевременное поступление  материалов приведет еще к более  весомым потерям.

 

2.2Анализ использования  материальных ресурсов 

Производство любого вида продукции (работ, услуг) связано  с использованием материальных ресурсов. Материальные ресурсы определенного ассортимента и качества являются основой и необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции (работ, услуг), снижения себестоимости. Комплексное использование ресурсов, их рациональный расход, применение более дешевых и эффективных материалов является важнейшим направлением увеличения выпуска продукции и улучшения финансового состояния.

Обновление ассортимента, расширение производственных возможностей обусловливает рост потребности  в материальных ресурсах. Хозяйствующие субъекты потребляют огромное количество материальных ресурсов, различных по видам, маркам, сортам, размерам.

Номенклатура и ассортимент  потребляемых материальных ресурсов зависят  от номенклатуры и сложности производимой продукции.

Номенклатура материалов дает возможность правильно систематизировать  и группировать расчеты потребности  в одних и тех же материалах.

 

Материальные ресурсы  – это различные виды сырья, материалов, топлива, энергии, комплектующих и  полуфабрикатов, которые хозяйствующий субъект закупает для ис­пользования в хозяйственной деятельности с целью выпуска продукции, оказания услуг и выполнения работ.

Материальные ресурсы  переходят в материальные затраты, которые представляют собой совокупность материальных ресурсов, используемых в процессе производства. В общей совокупности затрат на производство они составляют примерно 70%, что является свидетельством высокой материалоемкости продукции. Снижение материалоемкости продукции является важнейшим направлением улучшения работы, так как экономное расходование всех видов ресурсов обеспечивает рост производства и снижение себестоимости.

Задачами анализа использования  материальных ресурсов являются:

– определение уровня обеспеченности хозяйствующего субъекта необходимыми материальными ресурсами по видам, сортам, маркам, качеству и срокам поставок;

– анализ уровня материалоемкости продукции в динамике;

– изучение действия отдельных  факторов на изменение уровня материалоемкости продукции;

– выявление потерь вследствие вынужденных замен материалов, а также простоев оборудования и рабочих из-за отсутствия материалов;

– оценка влияния организации  материально-технического снабжения  и использования материальных ресурсов на объем выпуска и себестоимость  продукции;

– выявление неиспользованных возможностей (внутрихозяйственных резервов) снижения материальных затрат и их влияние на объем производства.

Для   характеристики   эффективности   использования   материальных   ресурсов  применяется  система обобщающих и частных  показателей.

     Изучим    динамику     всех  показателей,     сравнить    темпы    роста   объема  производства   с   темпами   роста   общей   себестоимости   и   с   темпами   роста материальных затрат.

 Проведем      методом     цепной    подстановки     факторный     анализ    показателя     «прибыль на рубль материальных затрат».

     Повышение   уровня  этого  показателя  положительно  характеризует   работу  предприятия.

П/МЗ=(П/В)х(В/ВП):(МЗ/ВП) =(Rпр х  УДрп) / МЕ                                    

      Эта  факторная  модель  позволяет  определить,  каким  образом  изменился  показатель за счет изменения:

-   уровня рентабельности  продаж (Rпр=П/В)

-   удельного   веса  реализованной  продукции   в  общем  объеме  его                    выпуска (УДрп=В/ВП)

-   материалоемкости (МЕ=МЗ/ВП)

 

Проведение факторного анализа показателя методом цепной подстановки

Факторная модель 1-2 год

(П/МЗ) 1год=(Rпр 1год х Удрп 1год) / МЕ 1год

(0,205 х 0,730) / 0,644 = 0,233

(П/МЗ) 1-ый фактор =(Rпр 2год х Удрп 1год) / МЕ 1год

(0,145 х 0,73) / 0,644 = 0,164

(П/МЗ) 2-ой фактор =(Rпр 2год х Удрп 2год) / МЕ 1год

(0,145 х 1,1) / 0,644 = 0,248

(П/МЗ) 3-ий фактор =(Rпр 2год х Удрп 2год/МЕ2год

(0,145 х 1,1) / 0,643= 0, 249

D (П/МЗ) = (П/МЗ)2год  - (П/МЗ) 1год

0,249-0,233=+0,016

D 1-ый фактор = (П/МЗ) 1-ый фактор - (П/МЗ) 1год

0,164-0,233=-0,069

D 2-ой фактор = (П/МЗ) 2-ой фактор - (П/МЗ) 1-ый фактор

0,248 – 0,164 =+0,084

D 3-ий фактор = (П/МЗ) 3-ий фактор - (П/МЗ) 2-ой фактор

0,249 – 0,248  =+0,001

D (П/МЗ)=D1-ый фактор +D2-ой фактор +D3-ий фактор

-0,069+0,084+0,001=0,016

Вывод: За первый год прибыль на рубль материальных затрат составила 0,233. Во втором году данный показатель увеличился на 0,016 и составил 0,249. За счет уменьшения уровня рентабельности продаж, прибыль на рубль материальных затрат уменьшилась на 0,069. За счет увеличения удельного веса реализованной продукции исследуемый показатель увеличился на 0,084.За счет снижения материалоемкости  прибыль на рубль материальных затрат увеличилась на 0,001.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово - хозяйственной деятельности предприятия