Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей анализа финансово-хозяйственной деятельности становится изучение технического, организационного и экономического уровня предприятия и его производственных подразделений, конкурентоспособности предприятия на отечественном и международном рынках, оценка результатов их производственной, хозяйственной и финансовой деятельности.
Основной задачей промышленного предприятия, наряду с получением прибыли, является удовлетворение спроса юридических лиц и населения в каком-либо виде товаров или услуг. Поэтому анализ динамики валовой и товарной продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста является важной составляющей настоящей курсовой работы.

Файлы: 1 файл

Готовый курсач3333.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)

 

Введение

Отечественные промышленные предприятия, в том числе и  предприятия нефтегазохимического комплекса (НГХК), переживают сложный  этап своего развития. В условиях становления  рыночных отношений осуществляются процессы диверсификации и реструктурирования, ведется поиск эффективных механизмов управления.

Важнейшим из эффективных механизмов управления является анализ и диагностика финансово-хозяйственной  деятельности предприятия, цель которого:

  • дать правильную  оценку состояния предприятия и показать насколько это состояние отличается от требуемого;
  • выявить возможности и пути перевода предприятия из фактического состояния в требуемое;
  • подготовить исходную  информацию и предложения для выбора оптимальных управленческих решений.

Формирование рыночной экономики в Российской Федерации немыслимо без анализа финансово-хозяйственной деятельности отдельных промышленных предприятий и их производственных подразделений любой формы собственности, составляющих ее основу. Развитие анализа финансово-хозяйственной деятельности имеет важное значение для предприятий НГХК, отличающихся непрерывностью, многотоннажностью и малотоннажностью производств, большими единичными мощностями установок и аппаратов, высокими параметрами технологических процессов, извлечением из исходного сырья множества конечных продуктов, экологической опасностью и некоторыми другими специфическими чертами.

Таким образом, анализ финансово-хозяйственной  деятельности представляет собой единство и взаимообусловленность анализа  и синтеза в их широком понимании. Его важнейшая особенностью - системный подход, комплексное исследование экономики, техники, технологии, организации производств, социального развития больших и малых коллективов, всех многообразных факторов, влияющих на эффективность хозяйствования предприятий в условиях становления рынка.

Главной задачей анализа  финансово-хозяйственной деятельности становится изучение технического, организационного и экономического уровня предприятия  и его производственных подразделений, конкурентоспособности предприятия на отечественном и международном рынках, оценка результатов их производственной, хозяйственной и финансовой деятельности.

При рыночной экономике  аналитическая работа должна быть объектом действий любого менеджера или специалиста  по управлению, включая экономиста-менеджера.

Многогранность анализа  финансово-хозяйственной деятельности на предприятиях НГХК требует разработки и использования в аналитической  работе специальных методических подходов и методических положений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ производственных результатов

1.1. Анализ объема и ассортимента  продукции

Основной задачей промышленного  предприятия, наряду с получением прибыли, является удовлетворение спроса юридических  лиц и населения в каком-либо виде товаров или услуг. Поэтому  анализ динамики валовой и товарной продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста является важной составляющей настоящей курсовой работы.

Среднегодовой темп роста (прироста) можно рассчитать  по среднегеометрической или среднеарифметической:

     

,     

где n - продолжительность (лет) анализируемого периода;

Т - темпы роста (прироста).

Оценка выполнения плана на ассортименту может производиться:

- по способу наименьшего процента;

- по способу среднего процента  по формуле

,      

где Ка - процент выполнения плана по ассортименту, %;

       В*ф - суммарный объем фактически выпущенной продукции каждого вида, но не более их планового выпуска, рублей;

       Впл - суммарный плановый выпуск продукции, рублей.

Для того, чтобы выполнить  анализ объема и ассортимента продукции  необходимо рассчитать количество продукции  С, а также её цену.

  1. Рассчитаем продукцию С по плану.
    1. Считаем общий доход от продукции С:

7890-(400*5)-(725*8) = 90 тыс. руб.

    1. Считаем долю продукции С в общем доходе:

    1. Считаем количество продукции С в тоннах:

    1. Цена за 1 т. продукции С составляет:

  1. Рассчитаем продукцию С по факту.
    1. Считаем общий доход от продукции С:

9797-(504*6)-(765*8) = 653 тыс. руб.

    1. Считаем долю продукции С в общем доходе:

    1. Считаем количество продукции С в тоннах:

    1. Цена за 1 т. продукции С составляет:

Рассчитаем среднегодовой  темп роста по среднеарифметической:

Т1 = 100%

Т2 = (9797*100)/7890 = 124,17%

= (100+124,17)/2 – 100%= 12,085 %

Таблица 1.

Анализ ассортимента продукции

Вид продукции

Товарная продукция, тыс. руб.

Товарная продукция, зачтенная  в выполнение плана по ассортименту, тыс. руб.

Выполнение плана, %

план

факт

A

2000

3024

2000

100,00%

B

5800

6120

5800

100,00%

C

90

653

90

100,00%

Σ

7890

9797

7890,0

 

 

Процент выполнения плана по ассортименту:

Ка = 7890/7890*100 = 100%.

1.2. Анализ структурных сдвигов

Невыполнение  плана по ассортименту продукции  ведет к структурным сдвигам  в составе продукции. Изменение  структуры продукции оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостном выражении, себестоимость товарной продукции, материалоемкость, производительность труда, прибыль, рентабельность.

Таблица 2.

Исходные  данные для анализа структурных  сдвигов

Вид продукции

Объем производства

План

Факт

тонн

доля

цена

тонн

доля

цена

A

400

0,352

5

504

0,371

6

B

725

0,637

8

765

0,563

8

C

13

0,011

6,92

91

0,067

7,18

Σ

1138

1,0

 

1360

1,0

 

 

Для расчета влияния структурных  сдвигов на экономические показатели используют метод цепных подстановок или средневзвешенных цен.

- метод цепных подстановок:

,

где Вусл 1,2 - объем выпуска продукции (условный), рублей;

V - объем продукции общий в натуральных единицах измерения;

УДi - удельный вес (структура) i-го вида продукции в общем объеме производства (фактический и плановый), в долях единицы;

Цi - цена i-го вида продукции, рублей;

  DВ - изменение объема выпуска продукции за счет структурных сдвигов, рублей.

      - метод средневзвешенных цен:

,   

где DЦстр - изменение средневзвешенной цены.

Метод цепных подстановок:

Впл. = (1138*0,351*5) + (1138*0,637*8) + (1138*0,011*6,92) = 7890

Вусл1. = (1360*0,352*5) + (1360*0,637*8) + (1360*0,011*6,92) = 9429,1

Вусл2. = (1360*0,371*5) + (1360*0,563*8) + (1360*0,067*6,92) = 9269,7

Вфакт. = (1360*0,371*6) + (1360*0,563*8) + (1360*0,067*7,18) = 9797

∆Встр. = 9269,7 – 9429,1  = -159,4

Метод средневзвешенных цен:

∆Цстр=(5*(0,371-0,351)+8*(0,563-0,637)+6,92*(0,067-0,011))/100=-0,0018 тыс.руб.

∆Встр = -0,0018*1360*100 = - 159,4 тыс.руб.

Оба данных метода показали, что изменение  структуры продукции привело  к уменьшению общего выпуска товарной продукции на 159,4 тыс. руб

1.3. Анализ отгрузки и реализации продукции

Объем реализации продукции зависит  от объема выпуска товарной продукции; изменения остатков готовой продукции  на складе; остатков отгруженной, но еще  не оплаченной покупателями продукции. Соответственно от объема реализации (продаж) зависят финансовые результаты предприятия, его финансовое положение, платежеспособность и т.д.

При определении выручки от реализации продукции кассовым методом (поступлении  денежных средств на расчетный счет - обязательное условие при выполнении курсовой работы) товарный баланс можно записать следующим образом:

,    

где ВР - объем реализации продукции за отчетный период, рублей;

      - соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец отчетного периода, рублей;

      - остатки отгруженной продукции на начало и конец отчетного периода, неоплаченные покупателями, рублей.

      - объем произведенной продукции, руб.

Вр = 9797 + (1139 – 1942) + (1635 – 1824) = 8806 тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ себестоимости продукции

Важнейшим показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость  продукции, который при прочих равных условиях существенно влияет на финансовые результаты деятельности предприятия – его валовую прибыль (убыток).

Анализ  себестоимости продукции позволяет  выяснить тенденции изменения данного  показателя, выполнение плана по его  уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.

2.1. Анализ общей суммы затрат  на производство продукции

Анализ  себестоимости осуществляется по данным формы № 2 “Отчет о прибылях и  убытках” и формы № 5 “Приложение к бухгалтерскому балансу” (Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)). Для анализа себестоимости составляются таблицы 3 и 4.

Таблица 3

Затраты на производство продукции

Элементы затрат

Сумма, тыс. руб.

Структура затрат, %

 

план

факт

+, -

план

факт

+, -

Материальные затраты

5993

5692

-301

72,12%

62,00%

-10,12%

Заработная плата

832

1285

453

10,01%

14,00%

3,98%

Отчисления на социальные нужды

320

488

168

3,85%

5,32%

1,46%

Амортизация основных средств 

582

827

245

7,00%

9,01%

2,00%

Прочие затраты, связанные  с производством и реализацией  продукции

583

889

306

7,02%

9,68%

2,67%

   из них

           

Коммерческие расходы

81

103

22

13,89%

11,59%

-2,31%

Управленческие расходы

502

491

-11

86,11%

55,23%

-30,88%

Полная себестоимость

8310

9181

871

100%

100%

 

   в том числе

           

- переменные  расходы  

7145

7760

615

85,98%

84,52%

-1,46%

- постоянные  расходы (030 + 040 + амортизация)

1165

1421

256

14,02%

15,48%

1,46%


Из таблицы 3 видно, что полная себестоимость  в отчетном периоде больше себестоимости в плановом периоде на 871 тыс.руб. или на 9,5%. Это связано с возрастанием всех основных показателей, а именно:

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия