Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 12:09, контрольная работа

Описание работы

Формирование рыночной системы хозяйствования требует от хозяйствующих субъектов повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления. Определяющая роль в реализации данных задач принадлежит анализу финансово-хозяйственной деятельности. С его помощью обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты дёятельности, проводится диагностика и выявляются резервы повышения эффективности производства и роста экономического потенциала.
Современный специалист в области экономики: бухгалтер, менеджер, экономист — должен владеть новейшими методами экономических исследований, методикой системного, комплексного анализа.

Файлы: 1 файл

АХД.doc

— 782.00 Кб (Скачать файл)

Теоретическая часть научно-образовательного материала  по направлению «Анализ и диагностика  финансово-хозяйственной деятельности предприятия»

 

 

1.Понятие экономического анализа

Формирование рыночной системы хозяйствования требует  от хозяйствующих субъектов повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления. Определяющая роль в реализации данных задач принадлежит анализу финансово-хозяйственной деятельности. С его помощью обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты дёятельности, проводится диагностика и выявляются резервы повышения эффективности производства и роста экономического потенциала.

Современный специалист в области  экономики: бухгалтер, менеджер, экономист  — должен владеть новейшими методами экономических исследований, методикой  системного, комплексного анализа.

Анализ (от греческого – analisis) означает разделение, разложение  изучемого объекта  на элементы, на внутренние составляющие.

Экономический анализ – это способ познания хозяйственных процессов экономического субъекта, основанный на разделении целого на составные элементы и изучении последних в их зависимости и взаимосвязи путем синтеза, т.е. объединении выделенных ранее частей объекта.

Объектами анализа на микроуровне являются хозяйствующие субъекты, а также основные экономические результаты хозяйственной деятельности:

  • производство и реализации продукции;
  • себестоимость продукции;
  • использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • финансовые результаты производства;
  • финансовое состояние предприятия.

Предметом анализа хозяйственной деятельности  являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов. Особенностью экономического анализа является то, что экономические процессы и показатели, характеризующие деятельность хозяйствующего субъекта изучаются  во взаимосвязи и в динамике.

Экономический анализ является важным элементом системы управления производством. Он может быть использован как вариант  предварительного прогноза при оценке инвестиционных проектов, при  обосновании бизнес – планов, при исследовании возможностей производства и сбыта продукции,   при выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на производство и реализацию продукции, как инструмент прогнозирования различных сценариев развития и условий их реального осуществления, при исследовании эффективного использования средств производства, результатов деятельности предприятий, финансового состояния и т.д.

Таким образом, экономический анализ – прикладная наука. Она, опираясь на теорию познания, обеспечивает практическую полезность, повышает экономическую  эффективность практической деятельности человека.

Задачи анализа хозяйственной деятельности:

1) изучение деятельности  предприятий с помощью комплекса  взаимосвязанных технико-экономических  показателей, характеризующих работу  организации как в целом, так  и ее подразделений.

2) повышение научно-экономической  обоснованности и всестороннее исследование выполнения бизнес-планов;

2) повышение эффективности  производства и обеспечение выполнения  планов при минимальных затратах;

3) определение экономической  эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

4) выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса;

5) определение оптимальности  управленческих решений;

6) разработка мероприятий  по использованию резервов и  оценка их влияния на финансово-хозяйственную  деятельность предприятий.

Анализ должен быть комплексным, то есть учитывать влияние внешних  и внутренних факторов. Внешние факторы, влияющие на хозяйственную деятельность, в основном отражают действия экономических  законов рыночной экономики. Закон  спроса и предложения находит отражение в формировании цены. Изменение тарифов на энергию, цен на сырье, материалы, готовую продукцию, комплектующие влияет на производственные и финансовые результаты работы хозяйствующего субъекта, приводит к усложнению экономических расчетов в процессе анализа. Внутренние факторы связанны с конкретной деятельностью человека, они целиком и полностью зависят от его действий. Успешное результативное хозяйствование при правильной организации производства и труда, умелое использование ресурсов хозяйствующего субъекта можно определить как явление субъективного фактора.

2. Функции и классификация анализа

финансово-хозяйственной  деятельности

Функции анализа хозяйственной  деятельности:

  • изучение характера действий экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений  и процессов в конкретных условиях предприятия;
  • научное обоснование текущих и перспективных планов;
  • контроль за выполнением планов и управленческих решений;
  • поиск резервов эффективности производства;
  • оценка результатов деятельности предприятия;
  • разработка мероприятий по использованию выявленных резервов (поиск, измерение и обоснование величины хозяйственных резервов и разработка практических рекомендаций).

Важными принципами анализа  хозяйственной деятельности являются: научность; комплексность (охват всех звеньев и всех сторон деятельности предприятия); объективность,  точность (основывается на достоверной информации); действенность, то есть активное воздействие на  ход производства и его результаты; оперативность; эффективность (затраты на его проведение должны давать многократный эффект).

Экономический анализ классифицируется по ряду признаков:

  • по характеру анализа – комплексный,  тематический, локальный;
  • по периодичности – периодический и разовый;
  • по степени охвата – сплошной и выборочный и т.д.

Экономический анализ сформировался  в результате дифференциации общественных наук (20). Раньше отдельные функции анализа выполняли учетные науки  (например, бухгалтер мог выполнять аналитические функции), но постепенно они не могли отвечать всем требованиям практики, возникла необходимость в выделении анализа в самостоятельную науку. Анализ использует приемы и способы статистики, бухучета, математики (благодаря ей можно исследовать большое количество объектов, изучать большой объем информации). Экономический анализ тесно связан со специальными дисциплинами, такими как  экономика предприятия, аудит и контролинг, маркетинг, менеджмент, планирование и управление производства.

Таким образом, экономический  анализ является систематизированной наукой и появился благодаря интеграции ряда  наук.

 

3. Виды источников информации

Состав, содержание и  качество экономической информации играют определяющую роль в обеспечении  качества аналитической работы. При  проведении аналитической работы используется не только экономическая, но и техническая, технологическая, экологическая, социальная и другая информация (20).

Доброкачественность анализа и  достоверность аналитических выводов  будут зависеть, прежде всего, от качества отчетных материалов. Ошибки неувязки и все другие недостатки, содержащиеся подчас в отчетности, могут отразиться на аналитических расчетах и исказить результаты анализа. Поэтому предварительным условием анализа является тщательная проверка всех привлекаемых к анализу материалов. Подготовка данных к анализу состоит, главным образом, в их проверке качества отчетных материалов.

Все источники экономической информации делятся на:

  • плановые – все типы планов, которые разрабатываются на предприятии, лимиты, нормативные материалы, сметы;
  • отчетные – данные оперативного, бухгалтерского, статистического учета и отчетности, а также данные выборочных наблюдений;
  • внеучетные – нормативные акты, материалы ревизий и налоговых проверок, материалы радио, телевидения, периодических изданий и т.д.

Вся информация, используемая в анализе, делится на внутреннюю и внешнюю, основную и вспомогательную, регулярную и эпизодическую, первичную и вторичную, в зависимости от признаков, положенных в основу деления.

Первичная документация должна быть унифицировала. Каждая хозяйственная операция должна регистрироваться таким образом, чтобы можно было использовать данные в учете, планировании, контроле и анализе. Использование единых форм бухгалтерской отчетности, максимально приближенных к международным стандартам, унифицированных форм статистической отчетности в значительно большей степени обеспечивает соблюдение данного требования.

Взаимная увязка показателей баланса  и отчета является непременным условием правильного их составления. Система  бухгалтерского учета и отчетности обеспечивает необходимую связь между показателями, если учет ведется правильно, а отчетность составлена по установленным формам и со строгим соблюдением инструкций. Поэтому последующая проверка увязки показателей осуществляется с целью выявления отдельных ошибок и неточностей.

Основными источниками информации для анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятия являются: бухгалтерский баланс, отчеты о финансовых результатах, использовании прибыли, платежах в бюджет, затратах и расходах. Важное аналитическое значение имеют приложения к балансу характеризующие: движение фондов; движение заемных средств; дебиторскую и кредиторскую задолженность; состав нематериальных активов; наличие и движение основных средств; финансовые вложения; социальные показатели и т.д.

К годовому бухгалтерскому отчету предприятия  прилагается пояснительная (аналитическая) записка, в которой характеризуются  основные факторы, повлиявшие в отчетном году на результаты производственно-хозяйственной  деятельности.

Повышение эффективности аналитической работы во многом определяется тем, как быстро поступает требуемая информация к аналитику. Оперативность информации является одним из важнейших условий организации учета, анализа и контроля на предприятиях.

Любой хозяйственный процесс измеряется не одним, а рядом взаимосвязанных показателей. От того, насколько полно и точно показатели отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа. Использование большого количества различных показателей при оценке того или иного явления предполагает их группировку и систематизацию.

В зависимости от положенных в основу измерителей показатели

делятся на:

  • стоимостные – т.е. в денежном измерении, важнейшими стоимостными показателями является валовая, товарная, реализованная продукция;
  • натуральные – используются для количественной характеристики выпускаемой и реализуемой продукции в ее натурально-вещественном содержании, выражают величину явления в физических единицах измерения (масса, длина, объем);
  • условно-натуральные – применяются для обобщенной характеристики объемов производства и реализации продукции разнообразного ассортимента, т.е. разной по содержанию, качеству и назначению продукции, производимой хозяйствующим субъектом.

По содержанию показатели делятся на количественные (рубли, тонны, метры) и качественные (показатели сортности, сертификации продукции, производительности, себестоимости).

Количественные и качественные показатели связаны между собой: рост производительности труда приводит к увеличению объема выпуска, объема реализации и повышению финансовой устойчивости.

Исходя из сферы применения все показатели делятся на общие (производительность труда; товарная, реализованная продукция; себестоимость; прибыль) и специфические (среднесуточный дебит; межремонтный период).

В зависимости от применения отдельно взятых показателей или их соотношения выделяют объемные и удельные показатели.

Объемные показатели являются первичными. Они определяют величины оборотных средств, издержек обращения, сметы затрат на производство, прибыли, количество рабочих.

Удельные показатели вторичны. Они являются производными от объемных: выпуск продукции на одного рабочего, на один метр площади, расход численности на 1 скважину действующего фонда и т.д.

По способу формирования различают показатели нормативные (норма амортизации, норма ссудного процента) и учетные (данные оперативной, бухгалтерской и статистической отчетности).

Одним из направлений  в методологии исследования экономических  явлений является системный подход. Он основывается на изучении объектов как сложных схем (явлений), которые состоят из множества элементов с многочисленными внутренними и внешними связями.

Принятие оптимальных  управленческих решений в условиях рынка возможно только при разработке нескольких альтернативных вариантов  решения хозяйственных задач, что возможно только при системном подходе в экономическом анализе.

 

4. Понятие маржинального дохода

Большую роль в обосновании  управленческих решений в бизнесе  играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции, прибылью и прогнозирования величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют также анализом безубыточности или содействия доходу .

В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения  объема производства на переменные и  постоянные и использование категории  маржинального дохода.

Маржинальный доход предприятия – это разница между выручкой от реализации продукции и переменными затратами на ее производство. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и удельными переменными затратами.

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия