Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Главной задачей анализа финансово-хозяйственной деятельности становится изучение технического, организационного и экономического уровня предприятия и его производственных подразделений, конкурентоспособности предприятия на отечественном и международном рынках, оценка результатов их производственной, хозяйственной и финансовой деятельности.
Основной задачей промышленного предприятия, наряду с получением прибыли, является удовлетворение спроса юридических лиц и населения в каком-либо виде товаров или услуг. Поэтому анализ динамики валовой и товарной продукции, расчет базисных и цепных темпов роста и прироста является важной составляющей настоящей курсовой работы.

Файлы: 1 файл

Готовый курсач3333.doc

— 1.25 Мб (Скачать файл)
  1. Заработной платы на 453 тыс.руб. или на 54,4% ((1285/832)*100-100)
  2. Отчислений на социальные нужды на 168 тыс.руб. или на 52,5%.
  3. Прочие затраты, связанные с производством продукции на 306 тыс.руб. или на 52,4%.

Но также заметно небольшое  снижение материальных затрат на 301 тыс. руб. или на 5%.

Переменные затраты составляют для отчетного года 84,52% от полной себестоимости, а постоянные – 15,48%.

Такие изменения могли быть вызваны  расширением производства. Инфляция скорее всего не была причиной таких  изменений, так как материальные затраты на производство продукции уменьшились.

Таблица 4

Исходные  данные для факторного анализа себестоимости

продукции

Показатели затрат

Вид пр-ции

Расчет

Факторы изменения затрат на рубль продукции 

   

Сумма, 
тыс. руб.

Vобщ, тонн

УДi, долей ед.

Зiпер, руб.

Зпост, тыс. руб.

По плану на плановый выпуск продук-ции (пл)   

А

8310,00

1138

0,3515

4

583,0

В

0,6371

7

С

0,0114

80,92

По плану, пересчитанному на фактиче-ский объем производства (усл. 1)   

А

9817,38

1360

0,3515

4

583,0

В

0,6371

7

С

0,0114

80,92

По плановому уровню на фактические выпуск продукции (усл. 2)  

А

15318,00

1360

0,3706

4

583,0

В

0,5625

7

С

0,0669

80,92

Фактические при плановом уровне постоянных затрат (усл. 3)  

А

9169,62

1360

0,3706

5

583,0

В

0,5625

7

С

0,0669

7,82

Фактические (факт) 

 

 

А

9180,62

1360

0,3706

5

594,0

В

0,5625

7

С

0,0669

7,82


 

 

Влияние изменения объема выпуска  продукции: (усл. 1 - план)

1507,38

Влияние изменения структуры продукции: (усл. 2 - усл. 1)

5500,62

Влияние изменения  переменных затрат: (усл. 3 - усл. 2)

-6148,38

Влияние изменения постоянных затрат: (факт - усл. 3)

11,00


 

Из  данных, приведенных в таблице 4, видно, что себестоимость увеличилась  на 870,62 тыс. руб. Увеличение объема выпуска продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим на 222 тонны привело к увеличению себестоимости на 1507,38 тыс. руб., изменение структуры продукции повысило себестоимость на 5500,62 тыс. руб. Изменение переменных затрат привело к уменьшению себестоимости на 6148,38 тыс. руб. Фактор изменения постоянных затрат оказал незначительное влияние на себестоимость, она увеличилась на 11  тыс. руб. Как известно, в нефтехимической промышленности материальные затраты составляют до 90% себестоимости продукции. Т.о., можно сказать, что при высоком темпе инфляции, себестоимость продукции в нефтехимической промышленности может существенно возрасти.

 

 

 

 

2.2 Анализ затрат на рубль  товарной продукции

Далее осуществляется анализ затрат на рубль  товарной продукции. Данный показатель исчисляется путем деления полной себестоимости товарной продукции  на стоимость произведенной товарной продукции в действующих оптовых ценах предприятия:

где: УЗ - удельные затраты на рубль товарной продукции;

Vобщ - объем продукции в натуральных единицах измерения;

Зi – переменные затраты единицы продукции, рублей;

Цi - цена единицы продукции, рублей.

Зпост – объем постоянных затрат в анализируемом периоде, руб.

Влияние факторов первого уровня на изменение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается способом цепных подстановок, т.е. аналогично расчетам, изложенным в таблице 2. При этом в таблице добавляется еще один столбец - отпускные (оптовые) цены на товарную продукцию (пятый фактор).

Таблица 5

Исходные  данные для анализа затрат на рубль  товарной продукции

 

Показатели затрат

Вид продукции

Расчет

Факторы изменения затрат на рубль продукции

Vобщ, тонн

УДi, долей ед.

Зiпер, тыс. руб.

Зпост, тыс. руб.

Цi, тыс. руб.

По плану на плановый объем и структуру (Зпл1руб)

А

1,0532

1138,0

0,3515

4

583,0

5

В

0,6371

7

8

С

0,0114

80,92

6,92

По плану, пересчитанному на фактический объем продукции (усл. 1)

А

1,0412

1360,0

0,3515

4

583,0

5

В

0,6371

7

8

С

0,0114

80,92

6,92

По плановому уровню на фактический объем и структуру, (усл. 2)

А

1,6525

1360,0

0,3706

4

583,0

5

В

0,5625

7

8

С

0,0669

80,92

6,92

По факту, пересчитанные  на плановые постоянные затраты и  плановые цены (усл. 3)

А

0,9892

1360,0

0,3706

5

583,0

5

В

0,5625

7

8

С

0,0669

7,82

6,92

Фактические, пересчитанные  по плановым ценам (усл. 4)

А

0,9904

1360,0

0,3706

5

594,0

5

В

0,5625

7

8

С

0,0669

7,82

6,92

Фактические (Зф1руб)

А

0,9370

1360,0

0,3706

5

594,0

6

В

0,5625

7

8

С

0,0669

7,82

7,18


 

Влияние изменения объема продукции (усл1-пл)

-0,0121

Влияние изменения структуры продукции (усл2-усл1)

0,6113

Влияние изменения переменных затрат (усл3-усл2)

-0,6633

Влияние изменения постоянных затрат (усл4-усл3)

0,0012

Влияние изменения цен (факт-усл4)

-0,0533

Общее изменение (факт-план)

-0,1162


 

Изменение переменных затрат, объема продукции и цен снизили затраты на рубль товарной продукции, в то время как все остальные факторы увеличили затраты на рубль товарной продукции. В анализируемом периоде затраты на рубль товарной продукции сократились на 11,62 копейки, что положительно сказывается на прибыли предприятия. Наиболее сильно на себестоимость влияет структура продукции, что говорит о необходимости пересмотра соотношения продукции А, В, С. Если оставить структуру продукции в плановом периоде неизменной, то затраты на рубль товарной продукции сократятся на 12,8 копейки. При увеличении доли продукции С в общем объеме производства затраты на рубль товарной продукции повышаются, соответственно при снижении доли С – снижаются. Однако, если переменные затраты на производство продукции С будут равны цене в плановом периоде, то затраты на рубль товарной продукции снизятся на 12,4 копейки при прочих неизменных условиях.

Рекомендуется работать над снижением  переменных затрат на производство продукции  С, которые за один год были снижении в 10 раз. Снижение переменных издержек может быть выполнено за счет снижения прочих затрат. В частности необходимо выявить основные статьи расходов по прочим затратам (возможно имеют место потери от брака, тогда необходимо выявить причину брака и предпринять действия по её устранению).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Анализ финансовых  результатов

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль (убыток).

В показателе прибыли (убытка) отражаются объем реализации продукции (работ, услуг), ее структура, эффективность использования предприятием наличных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Балансовая прибыль (убыток) представляет собой сумму прибыли (убытков) от реализации продукции (работ, услуг), основных средств, нематериальных активов и иного имущества предприятия, доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Анализ балансовой прибыли (убытка) проводится по данным  формы № 2 “Отчет о прибылях и убытках”; налоговой декларации по налогу на прибыль организаций.

Оценка балансовой прибыли проводится путем сопоставления соответствующих  показателей за анализируемый период с предыдущим отчетным периодом и  за ряд таких же периодов, что  позволяет видеть динамику показателей и оценить тенденцию их изменения.

3.1. Анализ состава  и динамики балансовой прибыли

Для анализа состава и динамики балансовой прибыли составляется таблица 6 (Пункт 1.2 настоящей таблицы заполняется  при наличии исходных данных).

Анализ пунктов 1.1, 1.2, 1.3 таблицы 3 позволяет выявить отдельные составляющие балансовой прибыли, установить влияние каждой составляющей на конечный финансовый результат.

 

 

 

 

 

Таблица 6

Анализ  состава и динамики балансовой прибыли

Состав балансовой прибыли

Предыдущий год

 

Отчетный год

 

Фактически в сопоставимых ценах

Отклонение (+,-),

 

сумма,

тыс. руб.

структура

%

сумма,

тыс. руб.

структура

%

тыс. руб.

 

тыс. руб.

 

%

1. Балансовая прибыль 

191288

100,00%

214498

100%

202356,6

11068,6

 

1.1. Прибыль от реализации  продукции (от обычных видов деятельности)

-420

-0,22%

616

0,29%

581,1

1001,1

0,51%

1.3. Прибыль (убыток) от  внереализационных операций (включая чрезвычайные доходы и расходы) [(060+080+090+120)-(070+100+130)] форма №2 – пункт 1.2.  наст. табл.

191708

100,22%

213882

99,71%

201775,4

10067,5

-0,51%


 

Рост  балансовой прибыли  объясняется  в значительной мере ростом прибыли от внереализационных операций на 10067,5 тыс. руб. Однако, имеет место изменение структуры прибыли, доля прибыли от реализации продукции растет, а от внереализационных операций снижается.

3.2. Факторный анализ финансовых  результатов от реализации продукции  (основной деятельности)

Как правило, наибольший удельный вес в  структуре балансовой прибыли промышленного  предприятия (табл. 3) составляет прибыль  от реализации продукции. Поэтому важное значение имеет правильное установление количества факторов и их влияния на изменение прибыли в анализируемом периоде по сравнению с предыдущим периодом.

Среди факторов первого уровня выделяют следующие:

- объем реализации продукции (Vобщ), в натуральных единицах измерения;

- структура реализованной продукции  (УДi), рассчитанная на базе натуральных единиц измерения;

- себестоимость реализованной  продукции (Зi);

- уровень среднереализационных  цен (Цi).

  (11)

Измерение влияния каждого фактора на прибыль  осуществляется методом цепных подстановок, аналогично факторному анализу себестоимости  продукции, т.е. составляется таблица 4, а затем рассчитывается влияние  каждого фактора.

 

Таблица 7

Исходные  данные для факторного анализа финансовых

результатов от реализации продукции

Показатели затрат

Вид пр-ции

Факторы изменения прибыли

   

Vобщ, тонн

УДi, долей ед.

Цi, тыс. руб.

Себестоимость, тыс. руб

Результат

План 

 

 

А

1138

0,3515

5

4

-420,00

В

0,6371

8

7

С

0,0114

6,92

80,92

Усл.1 

 

 

А

1360

0,3515

5

4

-388,20

В

0,6371

8

7

С

0,0114

6,92

80,92

Усл.2 

 

 

А

1360

0,3706

5

4

-6048,00

В

0,5625

8

7

С

0,0669

6,92

80,92

Усл.3 

 

 

А

1360

0,3706

6

4

-5531,34

В

0,5625

8

7

С

0,0669

7,18

80,92

Факт 

 

 

А

1360

0,3706

6

5

616,76

В

0,5625

8

7

С

0,0669

7,18

7,82

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия