Анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере ООО "СтройХимПласт"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Августа 2013 в 16:13, дипломная работа

Описание работы

В результате выполнения дипломной работы была достигнута основная цель:
разработка рекомендаций по управлению распределением и использованием прибыли предприятия и решены поставленные задачи, т.е. определена сущность и содержание прибыли, изучены пути и инструменты управления прибылью предприятия, рассмотрено распределение прибыли организации, дана общая характеристика деятельности предприятия ООО «СтройХимПласт".

Файлы: 1 файл

содержание на печать.docx

— 526.06 Кб (Скачать файл)

4. Система  конкретных методов и приемов  осуществления управления прибылью. В процессе анализа, планирования  и контроля формирования и  использования прибыли используется  обширная система методов, с  помощью которых достигаются  необходимые результаты. К числу  основных из них относят методы: технико-экономических расчетов, балансовый, экономико-статистические, экономико-математические, сравнения и другие.

Эффективный механизм управления прибылью предприятия  позволяет в полном объеме реализовать  стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению  функций этого управления. Важной составной частью механизма управления прибылью предприятия являются системы  и методы ее анализа. Анализ прибыли  представляет собой процесс исследования условий и результатов ее формирования и  
использования с целью выявления резервов дальнейшего повышения эффективности управления ею на предприятии7.

В ходе проведения анализа используются разнообразные приемы и способы анализа, позволяющие получить количественную оценку финансовых результатов.

В процессе горизонтального анализа финансовых результатов, в процессе которого отслеживаются  изменения каждого показателя за отчетный период по сравнению с базисным периодом. Данный анализ заключается  в построении одной или нескольких таблиц, в которых абсолютные показатели дополняются относительными темпами  роста или снижения. Цель данного  анализа состоит в том, чтобы  выявить абсолютные и относительные  изменения величин различных  показатели прибыли за определенный период времени и дать оценку этим изменениям. Данный анализ позволяет  изучить динамику показателей

Вертикальный (или структурный) анализ прибыли  базируется на структурном разложении агрегированных показателей ее формирования, распределения и использования. В процессе применения этой системы  анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих агрегированного показателя прибыли.

IV. Анализ коэффициентов (R-анализ) базируется на расчете соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе использования этой системы анализа определяются различные относительные показатели, характеризующие отдельные аспекты формирования. распределения и использования прибыли предприятия. В практике управления прибылью наибольшее распространение получили коэффициенты рентабельности. Основной целью расчета и использования этой системы коэффициентов является определение эффективности формирования прибыли предприятия. В процессе такой оценки должен строго соблюдаться принцип соответствия соотносимых показателей при расчете коэффициентов по конкретным видам деятельности предприятия. Рассмотрим коэффициенты рентабельности:8

- Коэффициент рентабельности активов (коэффициент экономической рентабельности), рентабельность активов можно найти по формуле

Ра = БП / А * 100,где А – сумма активов;

БП –  балансовая прибыль (за рубежом прибыль  до выплаты процентов за кредит и налогов). Этот показатель характеризует прибыль, получаемую предприятием с каждого рубля, авансированного на формирование активов. Рентабельность активов выражает меру доходности предприятия в данном периоде.

- Коэффициент рентабельности собственного капитала (коэффициент финансовой рентабельности). Рск = ЧП / СК * 100, где ЧП – чистая прибыль; СК – собственный капитал. Важную роль в финансовом анализе играет показатель рентабельности собственного капитала. Он характеризует наличие прибыли в расчете на вложенный собственниками данной организации (акционерами) капитал.

- Коэффициент рентабельности продаж.

Рп=П/В*100, где П-прибыль, В-выручка. Рентабельность продаж характеризует удельный вес прибыли в составе выручки от реализации продукции. Этот показатель называют также нормой прибыльности.

 

1.3 Распределение прибыли организации

 

Распределение и использование прибыли  является  важным  хозяйственным процессом, обеспечивающим  как  покрытие  потребностей  предприятия,  так  и формирование доходов государства.9

Механизм  распределения прибыли должен  быть  построен  таким  образом, чтобы способствовать  повышению  эффективности  производства,  стимулировать развитие новых форм хозяйствования.

В  зависимости  от объективных  условий  общественного  производства  на различных этапах  развития  отечественной  экономики  система  распределения прибыли  менялась  и  совершенствовалась.   Одной   из   важнейших   проблем распределения прибыли как  до  перехода  на  рыночные  отношения,  так  и  в условиях  их  развития  является  оптимальное  соотношение   доли   прибыли, аккумулируемой в доходах бюджета и остающейся в  распоряжении  хозяйствующих субъектов.

С развитием  рыночных отношений предприятия  имеют  право  использовать полученную прибыль  по  своему  усмотрению,  кроме  той  ее  части,  которая  подлежит обязательным  вычетам,  налогообложению  и  другим  направлениям  в соответствии с законодательством.

Таким образом, возникает необходимость в четкой системе  распределения прибыли, прежде всего, на стадии, предшествующей образованию чистой  прибыл (прибыли, остающейся в распоряжении предприятия).

Экономически  обоснованная  система  распределения  прибыли  в  первую очередь  должна  гарантировать  выполнение  финансовых  обязательств   перед государством  и  максимально  обеспечить  производственные,  материальные  и социальные нужды  предприятия.

Объектом  распределения является налогооблагаемая прибыль  предприятия10. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по  статьям использования   на   предприятии. Законодательно   распределение   прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных  уровней в виде  налогов и других  обязательных  платежей.  Определение   направлений расходования  прибыли,  остающейся  в распоряжении  предприятия,  структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

При распределении  прибыли предприятия  необходимо  учитывать  основные принципы распределения, которые можно сформулировать следующим  образом:

1. Прибыль,  получаемая  предприятием  в   результате  производственно - хозяйственной  и финансовой деятельности, распределяется  между  государством и предприятием  как хозяйствующим субъектом.

2. Прибыль  аккумулируется  в  соответствующих   бюджетах  (в  настоящее время  в местных бюджетах) в виде  налога на  прибыль,  порядок   исчисления  и уплаты которого  в бюджет устанавливается законодательно  и  ставка  которого не может  быть произвольно изменена.

3. Величина  прибыли предприятия, остающаяся  в его  распоряжении  после  уплаты налогов, не должна снижать   его  заинтересованности  в   росте  объема производства   и   улучшении    результатов    производственно-хозяйственной деятельности.

4. Прибыль,  оставшаяся в распоряжении предприятия,  в  первую  очередь должна  направляться на накопление, обеспечивающее  его  дальнейшее  развитие, и  только в остальной части —  на потребление.

5. Распределение  чистой прибыли должно отражать  процесс  формирования фондов  и резервов предприятия для  финансирования  потребностей  производства  и развития социальной сферы.

В современных  условиях  хозяйствования  государство  не  устанавливает каких-либо   нормативов   распределения   прибыли,    но    через    порядок налогообложения прибыли  предприятия стимулирует расходы  на  воспроизводство производственных и непроизводственных фондов, расходы  на  благотворительные цели, финансирование  природоохранных  мероприятий,  расходы  по  содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др.

Распределение чистой прибыли — одно  из  направлений  внутрифирменного планирования, значение которого в условиях  рыночной  экономики  возрастает. Порядок распределения  и использования прибыли на предприятии  фиксируется  в уставе  предприятия.  Основными  расходами,   финансируемыми   из   прибыли, являются  расходы  на  развитие  производства,  социальные  нужды  трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

В соответствии с этим по мере поступления чистая  прибыль  предприятий направляется на11:

  • финансирование НИОКР, а также работ по  созданию,  освоению и внедрению новой техники;
  • на  совершенствование  технологии  и  организации производства; на модернизацию оборудования; 
  • улучшение  качества  продукции;
  • техническое перевооружение, реконструкцию действующего производства. 

Наряду  с финансированием   производственного   развития   прибыль, остающаяся  в  распоряжении  предприятия,  направляется  на   удовлетворение социальных  нужд.  Так,  из  этой   прибыли   выплачиваются:

  • единовременные поощрения и  пособия  уходящим  на  пенсию,  а  также  надбавки  к  пенсиям;
  • дивиденды по акциям  и  вкладам  членов  трудового  коллектива  в  имущество предприятий;
  • производятся расходы по оплате  дополнительных  отпусков  сверх установленной законом  продолжительности;
  • оплачивается  жилье,  оказывается материальная помощь.
  • производятся расходы на бесплатное  питание или питание по льготным ценам.

В  акционерных  обществах   основной   целью   распределения   прибыли предприятия  является  обеспечение  необходимой   пропорциональности   между текущими выплатами дивидендов и обеспечением роста рыночной стоимости  акций  предприятия за счет капитализации  части  прибыли. 

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет  чистой  прибыли,  предприятие   должно   стремиться   к   установлению оптимального соотношения  между фондом накопления и потребления  с тем,  чтобы учитывать условия  рыночной  конъюнктуры  и  вместе  с  тем  стимулировать  и поощрять результаты труда работников предприятия.

Расширение  процессов реформирования экономики  в  направлении  создания полноценных   рыночных   отношений   сопровождается   расширением   операций субъектами хозяйственной деятельности на  рынке  ценных  бумаг.  Предприятия  различных форм собственности могут  вкладывать  (инвестировать)  часть  своей чистой прибыли в приобретение  акций  акционерных  обществ,  облигаций  (как других предприятий, так и муниципальных,  государственных).  Альтернативными формами  инвестирования  чистой  прибыли  могут  быть  вложения  средств   в совместные  предприятия  (в  т.ч.  с участием  иностранного  капитала),  их размещение на банковских депозитах, в других формах финансовых вложений12.

Прибыль, остающаяся  в  распоряжении  предприятия,  служит  не  только источником  финансирования   производственного,   социального   развития   и материального поощрения, но и используется в случаях нарушения  предприятием действующего законодательства для уплаты  различных  штрафов  и  санкции.  В случаях утаивания прибыли от налогообложения  или  взносов  во  внебюджетные фонды также  взыскиваются  штрафные  санкции,  источником  которых  является чистая прибыль.

В условиях перехода  к  рыночным  отношениям  возникает  необходимость резервировать  средства в  связи  с  проведением  рисковых  операций  и,  как  следствие  этого,  потерей  доходов  от  предпринимательской   деятельности. Поэтому  при  использовании  чистой  прибыли  предприятия  вправе  создавать финансовый резерв, т. е. рисковый фонд.

Размер  этого резерва должен составлять от 5 до  15%  уставного фонда13. Ежегодно резервный фонд должен пополняться за счет  отчислений  от  прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытия возможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть  - дополнительные затраты по расширению производства  и социальному развитию,

- разработку  и внедрение  новой  техники, 

- прирост   оборотных  средств  и   восполнение   их недостатка,

- на  другие   затраты,   обусловленные   социально-экономическим развитием  коллектива.

С расширением  спонсорской деятельности часть  чистой прибыли может быть направлена  на  благотворительные   нужды,   оказание   помощи   театральным  коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Итак,  наличие  чистой  прибыли,   создающей   стимулирующие   условия хозяйственного развития предприятия  при переходе к  рынку,  является  важным фактором   дальнейшего   укрепления   и    расширения    предпринимательской деятельности использован  на:

- дополнительные  затраты по расширению производства  и  социальному  развитию,

- разработку  и внедрение  новой  техники, 

- прирост   оборотных  средств  и   восполнение   их недостатка,

- на  другие   затраты,   обусловленные   социально-экономическим развитием  коллектива.

С расширением  спонсорской деятельности часть  чистой прибыли может быть направлена  на  благотворительные   нужды,   оказание   помощи   театральным  коллективам, организацию художественных выставок и другие цели.

Итак,  наличие  чистой  прибыли,   создающей   стимулирующие   условия хозяйственного развития предприятия  при переходе к  рынку,  является  важным фактором   дальнейшего   укрепления   и    расширения    предпринимательской деятельности.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности на примере ООО "СтройХимПласт"