Шпаргалка по «Современные проблемы науки и образования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 03:54, шпаргалка

Описание работы

1. Место педагогики в системе гуманитарных наук.
3 2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия "образование".
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике.
4. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Общее понятие о категории.
8 5. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики.
6. проблема согласования и выбора психолого-педагогических теорий, концепций, идей.
12 7. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы Совр.проблемы науки и образования..doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

Д.И. Менделеев  – открытие периодического закона

Джоуль, Кулон, Фарадей – значительные открытия в физике.

 

Становление неклассической науки  XIX – начало XX вв.

В педагогической науке – реформаторская педагогика

Развитие  теории свободного воспитания (Эллен  Клей, М. Мантессори)

Основные идеи:

  • Школа должна строить обучение исходя из индивидуальности каждого ученика, способствуя развитию природных дарований
  • В основе развития личности должна быть реализована программа сенсорного воспитания

Это возможно, если заменить систему школьных программ на занятия спортом, игрой, беседами, творческими работами детей

Как показал  опыт работы реформаторов:

 построенная  система обучения оказалась несостоятельной

Экспериментальная педагогика (Э. Торндайк, Э. Мейман).

Автор экспериментального направления в педагогике

Разработчик идеи количественного измерения интеллектуального уровня развития ребенка с помощью стандартных тестов (IQ)

На основе этих измерений может быть построен эффективный  образовательный процесс

В педагогической науке и практике это направление  получило название Педология

В соответствии с педологией определялось, что развитие ребенка полностью зависит от наследственных и социальных факторов

Их надо изучить, измерить и направить в нужное русло

Экспериментальная педагогика разрабатывала новые  методы познания человека

Джон  Дьюи (1859 – 1952)

Автор идеи «педагогики прагматизма»

Прагматизм: дело, действие, польза

Обучение должно сводиться к игровой и трудовой деятельности. Здесь каждое действие ребенка становится инструментом его  познания

Этот путь познания более продуктивен нежели сообщение ребенку системы знаний

Цели образовательного процесса:

  • Умение решать задачи
  • Обогащение опыта формирования способов действия
  • Формирование вкуса к самообучению

Ведущие задачи школы:

  • Подготовка учащихся к самостоятельному решению возникающих проблем
  • Выработка умений приспосабливаться к среде
  • Направлять деятельность учащихся на приобретение опыта в соответствии с его способностями

Ульям Килпатрик (1871 –  1965)

Автор известного метода обучения «Метод проектов»

В обучении дети планируют (проектируют) выполнение конкретной практической задачи.

При таком обучении становится ненужными систематические  знания по предмету, поскольку они  заменяются лишь отрывками, необходимых  для выполнения проекта, знаниями.

Обучение «посредством деланья» привело к резкому снижению уровня общеобразовательной подготовки учащихся.

Георг Кершенштейнер (1854 – 1932)

Автор идеи создания «Трудовой школы»

Главной задачей  трудовой школы является профессиональная подготовка детей из народа.

Обучение должно соединять преподавание и ручной труд в различных формах деятельности детей.

Ручной труд становится самостоятельным учебным  предметом, цель которого подготовка молодежи к профессиональной деятельности

 

Неклассическая наука начала XX века

В отечественной  педагогике

Константин  Николаевич Венцель – развитие идей свободного воспитания

Автор новой русской концепции «свободного  воспитания»

Ведущий педагогический принцип:

Запрет на целенаправленные воздействия формирования личности по заданному образцу.

Отказ от всех внутришкольных факторов давления на ребенка:

  • Без отметок и экзаменов
  • Предоставление свободы выбора деятельности в учении
  • Вера в силы ребенка
  • Опора на естественные мотивы учения

Ведущая цель воспитания – подготовка личности к жизни в условиях внешней свободы и направление своих чувств, мыслей и воли на творчество и созидание.

Ведущее средство достижения цели – учение и труд

Станислав Теофилович Шацкий – социализация ребенка  в условиях среды

Автор концепции  свободы и самоценности детства

Ведущий педагогический принцип – принцип природосообразности воспитания

Весь учебно-воспитательный  процесс должен строится только в  соответствии с закономерностями развития ребенка

Это означает:

  • Включение ребенка в свободную творческую деятельность
  • Индивидуальный подход в обучении
  • Учет и нейтрализация отрицательных воздействий среды
  • Помощь в адаптации к социуму

Реализацию  идей осуществил в колонии «Бодрая  жизнь» (1911 г.)

Колония известна тем, что в ней разрабатывались  методы, способствующие социализации ребенка.

Владимир  Михайлович Бехтеров – организация исследований в области наук о человеке

Основатель  новых методов исследования личности ребенка

Автор научно разработанной  идеи «О взаимосвязи среды, наследственности и воспитания в развитии личности ребенка»

Воспитание  – решающий фактор становления личности

Что такое правильное воспитание?

Правильно организованное  воспитание это:

  • Развитие физических и духовных сил ребенка
  • Развитие твердых убеждений
  • Развитие стойкого характера и воли

Бехтеров В.М. – один их первых отечественных  педагогов разработал научно обоснованный подход к проблемам развития детей младшего возраста

Петр  Францецевич Лесгафт – разработчик идеи физического развития и образования

Основоположник  оригинальной системы физического  воспитания и образования

Физическое образование это система последовательных упражнений, связанных с умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием

Яркий приверженец  принципов антропологизма в воспитании

Наиболее полно  эти принципы изложил в кн. «Семейное  воспитание ребенка и его значение»

Основой воспитания ребенка является семья

Семья – ведущий  фактор воспитания

 В семье закладываются ведущие отношения личности к окружающему миру

Лесгафт сторонник  социологизаторской позиции в воспитании

Петр  Федорович Каптерев (1849 – 1922)

Основатель антропологического подхода в русской педагогике.

Это отразилось в установке на ценностях психологического и физиологического обоснования  педагогического процесса.

Ведущая функция  педагогического процесса – всестороннее усовершенствование личности на основе самообразования.

Вся работа педагога должна быть направлена на реализацию ведущей педагогической идеи – саморазвития и самообразования ученика.

П.Ф. Каптерев в  теоретической педагогике разработал идею дифференциации образования в зависимости от половых особенностей человека.

Особое значение в педагогических работах русский  ученый придавал семейному воспитанию:

«Только через  семейное воспитание ребенок может  придти к человечеству и Богу» 

Лесгафт (1837 – 19090)

 

Постнеклассическая наука ХХ в.

Советская педагогика

Н.К. Крупская –  теория детских политических организаций

А.С. Макаренко  – теория детского коллектива

П.П. Блонский –  ведущий теоретик «Педологии» в  образовании

В.Н. Сорока-Россинский – создатель оригинальной системы  воспитания трудных подростков

 

Традиционная модель образования

Простая трансляция культуры

Образование –  часть культуры

Образование  как обучение

Обучение как  простое усвоение учащимися ЗУНов  в различных областях

В подготовке специалистов – знания разрозненные

Обучение = образованию  – обезличено: человек не субъект образования

 

 
11. Критерии достоверности научного  знания. Общее понятие о достоверности  научной информации. проблема достоверности  знания в науке.

Достоверность 

Достоверность представляет собой  доказательство того, что полученный результат не вызывает сомнения, надежен и реализуется всегда для выбранного класса объектов при обозначенных условиях и подтверждается корректностью системы доказательств как в части осуществления процесса исследования, так и в оценке самого результата.

Достоверность обуславливается  получением достоверной  информации об исследуемом  явлении (например, за счет всестороннего  анализа работ  предшественников в  области исследования), обоснованным выбором  исходных положений, использованием достижений фундаментальной науки и обоснованным применением уже апробированного научно-методического аппарата.

Компоненты дост-ти:

  1. Дост-ть рез-та (подтверждение набл-ми в практич. ситуациях; воспроизведение рез-в на моделях; натурная эксперим-я проверка рез-в; док-во научных рез-впри помощи аналит. методов)
  2. Достов-ть процесса (обоснованное применение научно-методи. апп-та; использ. Фундамент-х достиж.; обоснов-й выбор исх-х положений; получ. Адекватной инф-ии об исслед-м)

Достоверность может  быть подтверждена верификацией, то есть повторяемостью результата в одних и тех же условиях при множестве проверок на множестве объектов. Но для явлений, которые не позволяют повторить результаты исследования в одних и тех же условиях, существуют другие методы доказательства достоверности: аналитические, экспериментальные и подтверждение практикой.

Суть аналитических  методов заключается  в доказательстве научного результата при помощи математических преобразований. Эти  методы используются, когда построена  соответствующая  математическая модель исследуемого явления. Экспериментальные методы проверки достоверности состоят в воспроизведении на каких-либо моделях (физических, цифровых, аналоговых и т. д.) исследуемого явления и сравнении теоретических и экспериментальных результатов. При этом должна быть оценена точность, определена погрешность, учтены реальные условия и обосновано число опытов (минимально достаточное, наименьшее из возможных).

При подтверждении  научного результата практикой необходимо совпадение выведенных теоретических положений  с явлениями, наблюдающимися в практических ситуациях.

Кроме того, «о достоверности  исходной информации может свидетельствовать  ссылка не только на характер первоисточника, но и на научный  и профессиональный авторитет его  автора, на его принадлежность к той или иной научной школе».[20]

Достоверность также  гарантируется надежностью  и представительностью  фактического и цифрового  материала, силой  логических доказательств  и апробацией полученных результатов на практике.

 

Главными критериями достоверности любых научных  результатов являются, прежде всего, аксиомы и постулаты.

 Аксиома – очевидное утверждение, не требующее экспериментальной проверки и не имеющее исключений. Из этого определения следует абсолютная  достоверность аксиомы. Она сама защищает её очевидной связью с реальностью.  Научная ценность аксиомы не зависит от её признания, поэтому игнорирование аксиомы, как критерия научной достоверности, эквивалентно бесплодному научному творчеству.

            Постулат – неочевидное утверждение, достоверность которого доказывается   экспериментально или - совокупностью теоретических результатов, следующих из экспериментов. Достоверность постулата определяется уровнем признания его  научным сообществом, поэтому его ценность не абсолютна.

Гипотеза –  недоказанное утверждение, которое  не  является постулатом.  Доказательство может быть теоретическим и экспериментальным. Оба эти доказательства не должны противоречить аксиомам  и общепризнанным постулатам. Лишь после этого гипотетические утверждения получают статусы постулатов, а утверждения, обобщающие  совокупность аксиом и постулатов, – статус достоверной теории.

Первые аксиомы  сформулировал Евклид. Вот некоторые  из них:

Информация о работе Шпаргалка по «Современные проблемы науки и образования»