Шпаргалка по «Современные проблемы науки и образования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 03:54, шпаргалка

Описание работы

1. Место педагогики в системе гуманитарных наук.
3 2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия "образование".
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике.
4. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Общее понятие о категории.
8 5. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики.
6. проблема согласования и выбора психолого-педагогических теорий, концепций, идей.
12 7. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы Совр.проблемы науки и образования..doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

 Развитие  идеиимеет два «вектора» —  как развитие идеи внутри самой  науки,так и развитие по направлению реализации ее в практике. В качестве примеров научных идей можно назвать квантовую идею в физике XIX — XX веков, современные идеи демократизации общественных отношений в стране, гуманизации образования и т.д. Одним из отличительных признаков идеи от теорий, концепций является то, что последние могут быть созданы одним автором и не получить широкого распространения. Идея же должна получить признание общества, профессионального сообщества, или значительной их части;

В составе теории идея выступает как исходная мысль, центральное положение, объединяющее входящие в теорию понятия и суждения в целостную систему.

Критерии предъявляемы е к теории, концепции и идеям:

  1. Не противоречить данным опыта, фактам
  2. Быть проверяемыми на имеющемся опытном материале
  3. Отличаться естественностью, т.е. «логической простотой» предпосылок (основных понятий и основных соотношений м/у ними)
  4. Содержать наиболее определенные утверждения (из 2х теорий с одинаково простыми осн-ми положениями следует предпочесть ту, кот. сильнее ограничивает возможные априорные качества систем)
  5. Не является логически произвольно выбранной среди приблизительно равноценных и аналогично построенных (т.е. является наиболее ценной)
  6. Отличается гармоничностью
  7. Имеет широкую область своего применения
  8. Указывает путь создания новой теории (концепции, идеи), более общей, в рамках кот она останется предельным случаем

К. Поппер теория (концепция, идея) должны удовлетворять  след. треб-м: 1)непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и опровержимости; 2) опытно-экспериментальной проверяемости.

  
7. Основные способы орг-и научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.

Способом научного познания изучаемой действительности, является исследовательский метод, кот. позволяет решить задачи, проверить гипотезу, воплотить замысел и достичь цели поисковой деят-ти.

При характеристике исслед-х методов их можно условно  подразделять на методы теоретического и методы эмпирического исследования. При этом некоторые общие методы научного познания используются как на эмпирическом, так и на теор-м уровне исследования (абстрагирование, интерпретация, анализ и синтез, моделирование, индукция и дедукция и др.).

Теорет.методы позволяют обнаруживать в объектах и научных фактах скрытые закономерности, общее и необх-е, существенное и несущественное, т.е. понять взаимовлияние факторов, определяющих динамику общего развития. Из методов теорет. иссл-я чаще всего используются метод исторических аналогий, моделирование, экстраполяция, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, систематизация и интерпретация педагогических фактов. Содержание некоторых из этих методов рассмотрим более подробно.

Метод теоретического анализа (его  надо раскрыть) (от греч. аnalysis – разложение, расчленение) и синтеза (от греч. synthesis – cоединение, сочетание, составление), позволяющий рассматривать объекты, явления и процессы действительности в их самых сложных сочетаниях, выделять наиболее существенные признаки и свойства, связи и отношения, устанавливать закономерности их развития. Теоретический анализ предполагает раскрытие внутр. структуры исследуемого (изучаемого), глубокий анализ фактов, источников происхождения, механизмов развития и функционирования. Следует отличать анализ как метод научного иссл-я от анализа как функции практич. деятельности педагога или психолога. Например, общий анализ урока дает информацию о характере учебного процесса, но не приводит к получению принципиально нового научного знания. Чтобы анализ как метод был целенаправленным, необходимо определить признаки, на основании кот. вычленяется та или иная часть исследуемого объекта, а выделение таких признаков зависит уже от исследовательских задач. После выполнения аналитической работы возникает необх-сть синтеза, интеграции рез-в анализа в общей системе. На основе синтеза изучаемый объект воссоздается как система связей, как структурированная модель. Результатом анализа и синтеза является синтетическое представление объекта (явления, процесса, предмета) исследования.

Метод абстрагирования (от лат. аbstractio – отвлечение), позволяющий выделить предмет изучения в «чистом» виде, суметь отмежеваться от всех побочных явлений, абстрагироваться от всех многочисленных связей и отношений, кот. мешают увидеть наиболее существенные связи и характеристики, интересующие исследователя. Результатом применения метода абстрагирования является абстракция (абстрактный объект). Абстракция – это способ мысленного (теоретического) отражения объектной реальности.

Метод моделирования, «1) метод исследования объектов на их моделях – аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений… и конструируемых объектов» [2; с.146]. «Моделирование – это теоретический метод исследования процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных… моделей.

Методы  индукции и дедукции. Индукция (от лат. inductio – наведение) - это метод движения мысли от менее общего знания к более общему. Термин дедукция (от лат. deductio – выведение) обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода от некоторых общих данных (предложений-посылок) к их следствиям (заключениям), перехода от общего к частному. Дедукция – такой метод исследования, который позволяет частные положения в процессе конкретизации выводить из общих закономерностей, подводить их под определенное понятие.

Интерпретация (от лат. interpretatio – посредничество; истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо) – это исследовательский метод, в основе которого лежит процедура разъяснения смысла изучаемого процесса, раскрытия сущности исследуемого объекта, объяснения экспериментальных данных, получаемых в ходе исследования (новых, нетривиальных), на основе принятой в исследовании концепции.

Рассмотрим эмпирические методы. в качестве эмпирических данных об изучаемом объекте выступают такие свойства, связи и отношения вещей и явлений, которые обнаруживаются в ходе практической деятельности, наблюдений, бесед, экспериментов. Эмпирические методы исследования направлены на диагностику состояния изучаемого объекта, к которым относятся: изучение литературы, архивного материала и различных документов, изучение результатов исследовательской деятельности, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, тестирование, эксперимент, создание диагностических ситуаций и др. Рассмотрим некоторые из них, а именно те, которые чаще других используются  в психолого-педагогических исследованиях.

Изучение  литературы и других источников.

Научное наблюдение. Оно представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся главным образом на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. В отличие от простого созерцания научное наблюдение предполагает замысел, цель и средства, с помощью которых исследователь переходит от предмета (наблюдаемого объекта или явления) к его продукту (отчёту о результатах наблюдения).

Виды наблюдений: невключенное и включенное; непрерывное  и дискретное; широкое (сплошное) и  узкоспециальное (выборочное) 

Опытно-экспеременальная д-ть (раскрыть).

Опытная работа предполагает эксперимент, т.е. поисковую  деятельность, создание нового педагогического  опыта.

спец. организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его пед. эфф.ти. Пед. эксперимент – исслед-я деят-ть с целью изучения причинно-следственных связей в пед. явл-х

Выделяют 4 этапа эксперимента:

- теоретический - постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез;

- методический - разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки получ-х результатов;

- собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

- аналитический - количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций.

По условиям орг-и различают эксп-т естеств-й (в усл. обычного ОП) и лабор-й (создание искус-х усл. для проверки, например, того или иного метода обучения). Он может быть длительным или кратковременным. По конечным целям эксп-т делится на констатирующий, -и преобразующий (развивающий).

 

Научная теория - это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию. Например, теория относительности, квантовая теория, теория государства и права и т.д.

Основные черты  научной теории:

1. Научная теория - это знание об определенном предмете или строго определенной, органически связанной группе явлений. Объединение знания в теорию определяется ее предметом.

2. Теорию в  качестве важнейшего ее признака  характеризует объяснение известной  совокупности фактов, а не простое  их описание, вскрытие закономерностей их функционирования и развития.

3. Теория должна  обладать прогностической силой,  предсказывать течение процессов.

4. В развитой  теории все ее главные положения  должны быть объединены общим  началом, основанием.

5. Наконец, все входящие в содержание теории положения должны быть обоснованы.

 Что же  касается структуры научной теории, то она включает, во-первых, основания  теории (аксиомы геометрии Евклида,  принципы диалектики); во-вторых, законы, выступающие в качестве косяка  научной теории, ее базы; в-третьих, узловые понятия, категориальный аппарат теории, с помощью которого выражается и излагается основное содержание теории; наконец, в-четвертых, идеи, в которых органически слиты отражение объективной реальности и постановка практических задач перед людьми.

 
8. Основы педагогических парадигмы.

Педагогическая  парадигма (греч. Paradeigma – пример,образец) - совокупность научно-теоретических, методологических и иных установок, принятых научным педагогическим обществом на определенном этапе развития педагогической науки и практики, которыми руководствуются в качестве образца (модели, стандарта) при решении педагогических проблем.

Они являются культурным достоянием общества, отражают уровень его культуры в  целом.

Основные  образовательные парадигмы

Знаниевая и  культурологическая.

Технократическая  и гуманистическая.

Социетарная и  человекоориентированная

Педоцентристская  и детоцентристская.

В ряд элементов, определяющих парадигму  образования, входят:

  • представления о системе знаний и умений, необходимых человеку конкретной исторической эпохи;
  • осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта; принципы кодирования и передачи информации;
  • осмысление ценности и роли образования в обществе;
  • освоение культурного развития человека;
  • представления об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе;
  • роль и функции растущей личности в структурах воспитания, обучения и образования.

Знаниевая и культурологическая парадигмы

В европейской  культуре знаниевая парадигма имеет  самую длительную историю.

  • Она активно оформлялась в средневековье, и реализуется посредством традиционной классно-урочной системы обучения.
  • Она влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека.
  • Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимся идеи «готовых», «завешенных», знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.

Культурологическая  парадигма в большей степени  ориентирует образовательный процесс  не на овладение суммой знаний, а  на освещение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения.

 По мере  развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями; основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и др. видами культуры.

  • Технократическая и гуманистическая парадигмы

Сущность  технократической парадигмы образования заключается в организации обучения и воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими четко фиксируемых эталонов усвоения знаний и опыта.

Информация о работе Шпаргалка по «Современные проблемы науки и образования»