Шпаргалка по «Современные проблемы науки и образования»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 03:54, шпаргалка

Описание работы

1. Место педагогики в системе гуманитарных наук.
3 2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия "образование".
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике.
4. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Общее понятие о категории.
8 5. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики.
6. проблема согласования и выбора психолого-педагогических теорий, концепций, идей.
12 7. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы Совр.проблемы науки и образования..doc

— 397.50 Кб (Скачать файл)

 

Ответы к экзамену по дисциплине «Современные проблемы науки и образования»

Уже есть       Надо    Не надо

 

1. Место педагогики в системе гуманитарных наук. 
3 2. Междисциплинарный контекст образования. Контекст понятия "образование". 
3. Моделирование в науке, моделирование в педагогике. 
4. Обоснование категориально-понятийного аппарата. Общее понятие о категории. 
8 5. Взаимосвязь и взаимодействие категорий философии, педагогики. 
6. проблема согласования и выбора психолого-педагогических теорий, концепций, идей. 
12 7. Основные способы организации научного знания. Научная теория как форма представления научного знания. 
8. Основы педагогических парадигмы. 
9. Полипарадигмальность как парадигма современной педагогики. 
10. Возникновение научных идей в педагогике. 
18 11. Критерии достоверности научного знания. Общее понятие о достоверности научной информации. проблема достоверности знания в науке. 
22 12. Способы научных измерений в педагогике. Количественные и качественные показатели в педагогике и психологии. 
24 13. Роль эксперимента в получении научного знания. 
14 14. Получение нового знания как важнейшая цель научной деятельности. Новизна как характеристика научного исследования. Новое знание в педагогике. 
11 15. Единство теоретических, эмпирических и экспериментальных методов. Выбор методов исследования. 
16. Актуальность научной проблемы становления человека как субъекта образования. 
15 17. Развитие и образование. 
18. Человек как цель образования. 
21 19. Проблема интеграции междисциплинарных знаний. 
19 20. Взаимопроникновение наук в современных условиях. 
23 21. Междисциплинарные научные представления о целях образования. Развитие междисциплинарных исследований проблем образования в современных условиях. 
22. Тенденции развития высшего образования в мире в начале XXI века. 

 

 

 

 

 

1. Место педагогики в системе  гуманитарных наук.

Гуманитарный (от лат. человеч природа, образованность), имеющий отношение к сознанию человека и человеч обществу.

Гуманитарные науки - обществ науки (история, политическая экономия, филология и др.), в отличие от естеств и технич. (БСЭ)

Гуманит науки - дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умств, нравств, культурной и общественной д-ти.

 По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с обществ науками, противопоставляясь при этом естеств и точным наукам на основании критериев предмета и метода.

В определении  гуманитарн. наук нет единого мнения, наблюдаются разногласия между  русскоязычной и англоязычной традициями деления дисциплин.

В русскоязычных  источниках указывается обычно, что  гуманитарные науки это либо синоним  социальных наук (БСЭ), либо часть социальных наук, занимающаяся изучением культуры (glossary.ru).

Как часть социальных наук, гуманитарные науки обычно противопоставляются точным наукам, то есть таким, в которых используется математический и метрологический аппарат.

Осн гуманитарные науки:

классика – классич античность; философия; языки - литературные особ-ти языка в отличие от лингвистики; лит-ра; религия,  теология (богословие); искусство: музыка, исполнительские виды искусства, танцы, изобр. искусство,  живопись искусствоведение; история (включая историю гуманитарных наук); археология;  этнография; краеведение; культурология.

Направления:

Антропология (за исключением физической антропологии), Журналистика, Искусствоведение, История, Культурология, Лингвистика, Литературоведение, Музееведение, Науковедение

Педагогика, Политология, Право, Психология, Социология, Филология, Эстетика, Этика, Этнография

П – гуманитарн. наука. Т.к. в основе П лежат соц. закон-ти и мех-мы передачи соц. опыта нов. покол-м. Поэтому ее относят к обл. гуман. наук.


Слово «педагогика» происходит от греческого παιδαγωγική, что означает буквально «детоведение, детовождение». В Древней Греции«педагог» — раб , наблюдающий за ребёнком, отвечающий за посещение им школы (часто — неспособный к физическому труду). Развитие педагогики неотделимо от истории человечества. Педагогическая мысль зародилась и на протяжении тысячелетий развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой теологии и философии . Впервые педагогика вычленена из системы философских знаний в начале XVII в. английским философом и естествоиспытателем Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками.

Педагогика (трактовки разных авторов):

- наука о сущности, закономерностях,  принципах, методах и формах  обучения и воспитания человека (Л. В. Мардахаев);

- наука об образовании  и искусство воспитательной практики  по формированию и развитию  личности (И. И. Прокопьев, Н. В. Михалкович);

- наука об образовании  человека, то есть о развитии  его жизненного опыта (Новиков, Основания педагогики);

- наука и одновременно  отрасль человековедения, то есть отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи-получения человеком информации и приобщения к общекультурным ценностям с учетом его индивидуально-возрастных особенностей развития в контексте конкретной педагогической системы (Е. С. Рапацевич);

- наука о воспитании  человека (Г. М. Афонина, И. П. Подласый);

- особая, социально и личностно  детерминированная деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества (П. И. Пидкасистый);

- наука о педагогическом  процессе, организованном в условиях  педагогической системы и обеспечивающем  развитие его субъектов (Н. В. Бордовская, А. А. Реан, С. И. Розум);

- наука о законах и  закономерностях воспитания, образования,  обучения, социализации и творческого саморазвития человека (В. И. Андреев).

Педагогика  в ряду других наук о воспитании и обучении

Педагогические науки  исследуют вопросы об объекте  и предмете педагогики, общественных, познавательных, идеологических и практических задачах и методах их решения; о соотношении педагогики как теории с педагогикой как практикой (Б. М. Бим-Бад).

Педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность (В.В. Краевский , А. В. Хуторской).

Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир (начиная прежде всего с себя и своим примером). Этот процесс протекает по свойственным ему законам, то есть в нём проявляются устойчивые, неизбежные связи между отдельными частями, определённые изменения влекут за собой соответствующие результаты. Эти закономерности выявляет и изучает педагогика. Одно из практических направлений современной педагогики — неформальное образование.

Объект и предмет педагогики

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. 

Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.


 
2. Междисциплинарный контекст образования.  Контекст понятия "образование".

Понятие образования  в современной науке

Закон «Об образовании»

«Под образованием в настоящем  законе понимается целенаправленный процесс  воспитания и обучения в интересах  человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином  установленных государством образовательных  уровней»

В педагогических исследованиях

«…процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах  личности и социума» (А.В. Петровский)

«…общественно-историческое явление, возникшее из практико-прагматической деятельности людей в знаниях…» (Б.Т. Лихачев)

«…единый процесс физического  и духовного формирования личности, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образцы» (В.А. Сластенин)

«…универсальный способ передачи культурного  опыта поколений в форме знаний» (П.И.  Пидкасистый)

Отсутствие однозначного понятия «образование»

Образование как система

Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.

Основные элементы образования  как макросистемы, имеющей государственный  статус, - это системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и после вузовского дополнительного образования.

Образование как воспроизведение  культуры не могло не сформироваться как определенная система, внутри которой  дифференцируются (в зависимости  от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к церкви, к государству) разные подсистемы. В первую очередь подчеркнем, что образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т.д.  Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие. Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно-историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период ее развития. Специфичной является и история становления образования в различных его ступенях (школьном, среднепрофессиональном, вузовском) в разных странах.  
     Образование как система может рассматриваться в трех измерениях:

-социальный масштаб (образование в мире, определенной стране и т.д.),

-ступень образования (дошкольное, школьное, высшее),

-профиль образования - общее,  специальное (математическое, гуманитарное, естественно-научное и т.д.), профессиональное, дополнительное. 

 С этих позиций  образование как систему в целом можно характеризовать следующим образом:

образование как система может  быть светским или клерикальным, государственным, частным, муниципальным или федеральным; 

 образование как система  характеризуется уровневостью, ступенчатостью, в основе чего преимущественно лежит возрастной критерий. Однако во всех странах при достаточно больших вариациях есть дошкольное образование, затем школьное с тремя ступенями (начальное, среднее, старшее), где формами могут быть гимназии, лицеи, и высшее образование: институты, университеты, академии. Каждая ступень имеет свои организационные формы обучения: урок, лекцию, семинар и т.д. - и специфические формы контроля: опрос, зачет, экзамен и т.д.; 

образование как система может  характеризоваться преемственностью уровней, управляемостью, эффективностью, направленностью; 

 образовательная система имеет  качественную и количественную  характеристику, специфическую для  своих подсистем. 

Образование как процесс

Рассматривая образования как  процесс необходимо отметить, что это процесс движения от целей к результату, процесс субъектно-субъектного взаимодействияпедагогов с воспитанниками, когда воспитанники в процессе обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития превращается в активного субъекта педагогического взаимодействия. Характерной чертой образования является то, что оно интегрирует в себе:

- воспитание как общественное  явление;

- педагогическую деятельность  как особый вид общественно-полезной  деятельности, направленной на передачу  от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими целями (основными видами педагогической деятельности являются взаимосвязанные между собой преподавание и воспитательная работа. Преподавание — это вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью обучаемых. Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач всестороннего развития личности); 
- самообразование и самовоспитание личности..

Информация о работе Шпаргалка по «Современные проблемы науки и образования»