Инновационная деятельность КУП «Минский метрополитен»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Целями преддипломной практики являются:
уточнения понятий инноваций и инновационной стратегии предприятия;
обобщения теоретических основ организации инновационной деятельности и анализа внедрения инноваций на предприятии;
анализа факторов, влияющих на инновационную деятельность предприятия;
Задачи практики:
- закрепление и углубление экономических знаний, полученных в период теоретического обучения;
- приобретение навыков самостоятельной работы по избранной специальности;
- сбор практического материала для выполнения дипломной работы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Характеристика предприятия 4
1.1. История предприятия 4
1.2. Современность 6
1.3. Перспективы развития 7
2. Организационная структура предприятия 9
3. Анализ основных социально-экономических показателей деятельности КУП «Минский метрополитен» 11
4. Инновационная деятельность КУП «Минский метрополитен» 19
4.1. Инновационная деятельность в системе антикризисного управления предприятием 19
4.2. Инновации и инновационный процесс на предприятии 21
4.3. Роль инновационной стратегии в развитии предприятия 25
4.4. Оценка инновационных проектов КУП «Минский метрополитен» 25
Заключение 32
Список использованных источников 34

Файлы: 1 файл

Отчёт по практике гот1 (2).doc

— 287.00 Кб (Скачать файл)

6. Трудовой кодекс  Республики Беларусь.

7. Единый квалификационный справочник должностей служащих.

8. Общегосударственный  классификатор Республики Беларусь  «Профессии рабочих и должности служащих».

9. Типовые правила  внутреннего трудового распорядка, утвержденные Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 07.12.2007 г. № 168.

10. Примерная форма  трудового договора утвержденная  постановлением Министерства труда  Республики Беларусь от 27 декабря  1999 г. № 155.

11. Постановление Совета  Министров Республики Беларусь  от 10 декабря 1997 г. № 1635 (о трудовых книжках).

12. Налоговый кодекс  Республики Беларусь.

13. Иные акты законодательства  Республики Беларусь.

14. Закон Республики  Беларусь «Об объектах, находящихся  только в собственности государства,  и видах деятельности, на осуществление  которых распространяется исключительное право государства» от15 июля 2010 г. № 169-З

3. Анализ основных социально-экономических показателей деятельности КУП «Минский метрополитен»

Основные экономические  показатели позволяют оценить общее состояние дел на предприятии в производственно-технической, финансово-хозяйственной, инновационной, коммерческой и социальной сферах. Каждый показатель в отдельности обобщенно характеризует одно из направлений его деятельности.

Путем сопоставления  различных технико-экономических  показателей можно определить эффективность работы той или иной области деятельности предприятия.

Информационной базой  анализа финансовая отчетность, данные бухгалтерского и статистического учета предприятия.

Доходы метрополитена  по основной деятельности формируются в зависимости от суммы средств, полученных от реализации билетной продукции для оплаты проезда в метро и доли метрополитена в совмещенных проездных билетах.

Реализация билетной продукции осуществляется через  кассы метрополитена и филиалом «Агентство Минсктранс».

Доходы в основной деятельности за 2012 получены в сумме 225 536,3 млн. рублей, что по отношению к 2011 году составляет 177,0% в действующих ценах (127 453,7 млн. руб.) и 103,0% в сопоставимых ценах (218 967,8 млн. руб.).

 Основное место в статье эксплуатационных расходов занимают следующие показатели: заработная плата (28,9%) и начисления и налоги на фонд оплаты труда (10,0%), амортизация (24,4%), электро- и теплоэнергия (16,9 %), (рис. 1):

Рис. 1 – Структура  эксплуатационных расходов КУП «Минский метрополитен»

Расходы по основной деятельности за 2012 год составили  565 757,7 млн. руб. против 279 026,0 млн. рублей за 2011 год, увеличились в 2,0 раза.

Рост эксплуатационных расходов произошел по всем элементам  затрат, что обусловлено проведением мероприятий по повышению уровня заработной платы на метрополитене до среднего по отрасли; ростом цен и тарифов на топливно-энергетические ресурсы, материалы, работы, услуги; увеличением расхода ТЭР в физических единицах в связи с пуском участка продления первой линии; увеличением затрат по статье «амортизация»  в связи с проведением переоценки основных средств по состоянию на 01.01.2012 и другими факторами, влияющими на уровень затрат.

Основные показатели деятельности предприятия за 2011-2012 года отражены в таблице 1.

Таблица 1 - Анализ отдельных показателей работы КУП «Минский метрополитен» за      2011-2012 г.г.

Показатели

Ед. изм

2011

2012

2012 к 2011

1

2

3

4

5

1. Выручка от реализации  работ (услуг), включая субсидии  на покрытие разницы в тарифе  всего

млн. руб.

232 465,4

492 437,9

211,8%

1.1.Бюджетное финансирование  всего, в т.ч.:                                          

млн. руб.

99 037,1

253 563,3

256,0%

на возмещение разницы  в тарифе

млн. руб.

81 080,7

217 856,3

268,7%

на уплату налога на недвижимость

млн. руб.

17 956,4

35 707,0

198,9%

1.2. Доходы от реализации билетной продукции         

млн. руб.

127 453,7

225 536,3

177,0

 1.3.Доходы от прочей деятельности

млн. руб.

5 974,6

13 338,3

2,2 раза

2. Налоги от доходов

млн. руб.

995,8

2 164,6

217,4%

3. Доходы от реализации работ,  услуг за минусом налогов от  доходов  

млн. руб.

132 432,6

236 709,9

178,7%

4. Расходы от реализации  работ (услуг) ВСЕГО, в том числе:                

млн. руб.

281 489,4

569 923,7

202,5%

амортизация 

млн. руб.

55 220,2

137 997,2

249,9%

                      налог на недвижимость 

млн. руб.

19 001,7

38 076,3

200,4%

5. Расходы от реализации работ,  услуг без амортизации и налога  на недвижимость

млн. руб.

207 267,6

393 850,1

190,0%

6. Прибыль (+), убыток (-) от реализации работ (услуг)

(стр.1-стр.2-стр.4)

млн. руб.

-50 019,8

-79 650,4

159,2%

7. Окупаемость по всем видам деятельности (стр.3 /  стр.5)

%

63,9%

60,1 %

- 3,8 п.п.

8. Себестоимость перевозки одного пассажира

руб.

1 041

2 011

193,2%

9. Расчетный тариф,  необходимый для перевозки одного  пассажира

руб.

2 018

3 810

188,8%

10. Рентабельность затрат

%

-17,77

-13,98

 

 Данные таблицы  свидетельствуют о том, что  в 2012 году выручка от реализации продукции (без учета налогов и отчислений) составила 492295,3 млн. руб., что значительно превосходит аналогичный показатель в 2011 году. Вследствие роста цен и произошел значительный рост прибыли. Однако, значительное влияние на снижение доходов в первой половине 2012г. оказало предоставление с 13.09.2011 по 30.06.2012 права бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, в городском электрическом транспорте и в метрополитене учащимся (воспитанникам) учреждений общего среднего и специального образования, учащимся, студентам и курсантам учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования г.Минска, установленного решением Минского городского Совета депутатов от 02.09.2011 №158.

С 01.07.2012 право бесплатного  проезда предоставлено только учащимся или воспитанникам учреждений общего среднего и специального образования  г. Минска (п.1.8 решения Минского городского Совета депутатов от 25.04.2012 №218)

Так, сумма недополученных доходов от предоставления права льготного (бесплатного) проезда метрополитеном составила  за 2012 г. 43 906,261 млн. руб., что в 2,1 раза больше, чем за  2011 г. (20 922,674 млн. руб.).

Рентабельность представляет собой такое использование средств, при котором предприятие не только покрывает свои затраты доходами, но и получает прибыль. Рентабельность затрат за анализируемый период отрицательна, хотя и имеет положительную динамику. Динамика основных показателей хозяйственной деятельности предприятия КУП «Минский метрополитен» представлена на рис.2.

Рис. 2 – Соотношение выручки от реализации работ (услуг) и себестоимости (услуг) за 2011-2012 гг.

Основными причинами убыточности по основной деятельности метрополитена  являются:

- недостаточный уровень возмещения затрат по перевозке доходами, получаемыми от оплаты проезда пассажирами;

- недостаточное бюджетное субсидирование на  возмещение части затрат по перевозке пассажиров (не финансируются амортизационные отчисления, налог на недвижимость и земельный налог по Минскому району);

- отсутствие компенсации затрат метрополитену за предоставление права  льготного (бесплатного) проезда отдельным категориям граждан согласно действующим нормативным правовым актам.

В целях снижения убыточности  метрополитена, изыскания дополнительных финансовых средств, предприятие осуществляет прочую деятельность, которая включает оказание непрофильных услуг населению  и юридическим лицам и сдачу временно свободных площадей в аренду.

С июня 2010г. в доходы от прочей деятельности включена залоговая  стоимость МК и РК (всего за январь-декабрь 2012г. на сумму 605,0 млн. руб.), хотя это  не является самостоятельным видом  деятельности или услугой согласно классификатора ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности» и в статистическом отчете 4-у «Основные сведения об объеме производства продукции (работ, услуг) по видам экономической деятельности» кодируется по коду 60214 «перевозки метрополитеном». В связи с указанным анализ по прочей деятельности проведен без учета залоговой стоимости РК и МК.

Несмотря на то, что  развитие прочих видов деятельности ограничено спецификой работы метрополитена, доходы от нее за 2012 год составили 12733,3 млн. руб. и возросли на 6 972,3 млн.руб. или 121 % к  2011году (5761,0 млн.руб.).

Увеличение тарифов  по некоторым видам деятельности привело к превышению темпа роста  доходов над расходами на 53,5 процентных пункта.

Для обеспечения устойчивой эксплуатационной деятельности      КУП «Минский метрополитен» в 2013 году и на ближайшую перспективу, необходимо решение следующих вопросов:

- установление раздельного тарифа на проезд в метрополитене и наземном городском пассажирском транспорте, его своевременное увеличение;

- своевременное увеличение заработной платы до уровня, обеспечивающего конкурентное вознаграждение за труд  и  закрепление кадров на предприятии;

- строительства за счет средств бюджета общежития на 500 мест либо строительство арендного жилья с целью обеспечения жильем иногородних граждан, работающих в метрополитене, дальнейшего расширения данного контингента работников и обеспечения заполнения существующих вакансий (на 01.01.2013 – 935 ед.). По состоянию на 01.01.2013 в очереди на улучшение жилищных условий на предприятии состоит 327 человека;

 

    1. Анализ доходов по основной деятельности

Доходы метрополитена  по основной деятельности формируются  в зависимости от суммы средств, полученных от реализации билетной продукции  для оплаты проезда в метро  и доли метрополитена в совмещенных проездных билетах.

Реализация билетной продукции осуществляется через  кассы метрополитена и филиалом «Агентство Минсктранс».

Доходы в основной деятельности за 2012 получены в сумме 225 536,3 млн. рублей, что по отношению к 2011 году составляет 177,0% в действующих ценах (127 453,7 млн. руб.) и 102,5% в сопоставимых ценах (218 967,8 млн. руб.).

Значительное влияние  на снижение доходов в первой половине 2012г. оказало предоставление с 13.09.2011 по 30.06.2012 права бесплатного проезда на автомобильном транспорте общего пользования регулярного городского сообщения, в городском электрическом транспорте и в метрополитене учащимся (воспитанникам) учреждений общего среднего и специального образования, учащимся, студентам и курсантам учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования г.Минска, установленного решением Минского городского Совета депутатов от 02.09.2011 №158.

С 01.07.2012 право бесплатного  проезда предоставлено только учащимся или воспитанникам учреждений общего среднего и специального образования г. Минска (п.1.8 решения Минского городского Совета депутатов от 25.04.2012 №218)

Сумма недополученных доходов  от предоставления права льготного (бесплатного) проезда метрополитеном составила  за 2012 г. 43 906,261 млн. руб., что в 2,1 раза больше, чем за  2011 г. (20 922,674 млн. руб.).

 

    1. Анализ расходов по основной деятельности

Эксплуатационные расходы  за 2012 год ожидаются в размере  564 268,3 млн. руб. против 279 026,0  млн. рублей за 2011 год, рост в действующих ценах 202,2%.

Рост эксплуатационных расходов произошел  по всем элементам затрат, что обусловлено  проведением мероприятий по повышению  уровня заработной платы на метрополитене  до среднего по отрасли; ростом цен  и тарифов на топливно-энергетические ресурсы, материалы, работы, услуги; увеличением расхода ТЭР в физических единицах в связи с пуском участка продления первой линии; увеличением затрат по статье «амортизация»  в связи с проведением переоценки основных средств по состоянию на 01.01.2012 и другими факторами, влияющими на уровень затрат.

Наибольший удельный вес в затратах имеют статьи «Основная и заработная плата»  (далее - ФОТ) – 29,3%, «отчисления  на соц.нужды с ФОТ» - 10,1%, электроэнергия – 16,3%, амортизация – 24,3%.

Увеличение штатной численности работников метрополитена обусловлено вводом в эксплуатацию участка продления первой линии с тремя станциями и созданием с 20.06.2012 нового структурного подразделения («Служба охраны») в целях выполнения п.п.5.2 решения Мингорисполкома от 23.02.2012 №559 «Об итогах работы по борьбе с преступностью и коррупцией г.Минске за 2011 год и задачах на 2012 год».

    1. Бюджетное финансирование

Бюджетное финансирование метрополитена предусматривает  выделение финансовых средств на:

– возмещение части затрат по перевозке пассажиров (включая уплату в установленные сроки земельного налога и налога на недвижимость по г.Минску);

– финансирование расходов, не относимых  на себестоимость (формирование хозфондов);

– финансирование капитальных вложений.

На 2012 год, в соответствии с решениями Минского городского Совета депутатов о бюджете города Минска, об Инвестиционной программе  г.Минска и другими, согласно выписке  управления государственного казначейства по г.Минску по состоянию на 31.12.2012 бюджетное финансирование метрополитена составило:

Информация о работе Инновационная деятельность КУП «Минский метрополитен»