Инновационная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:06, контрольная работа

Описание работы

Латинское слово «innovatio» (обновление, улучшение) является основой английского слова «innovation», имеющего в переводе на русский язык значение нововведение, новшество. Термин инновация ассоциируется прежде всего с внесением нового, внедрением последних достижений науки и техники в производство и другие сферы жизни людей.
Впервые определение «инновация» появилось в научных трудах культурологов в 19 веке и означало тогда переход элементов одной культуры в другую.
Австрийский экономист Й. Шумпетер ввел данное слово в число экономических понятий в своей работе «Теории экономического развития», и он определил инновации как основу НТП.

Содержание работы

1.Инновационная деятельность: понятие, сущность, цели и основные направления.
2.Инновационные стратегии и их виды.
3.Задание.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

1.doc

— 77.50 Кб (Скачать файл)

Содержание: 
1.Инновационная деятельность: понятие, сущность, цели и основные направления.

2.Инновационные стратегии и их виды.

3.Задание.

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Инновационная деятельность: понятие, сущность, цели и основные направления.

Латинское слово «innovatio» (обновление, улучшение) является основой английского слова «innovation», имеющего в переводе на русский язык значение нововведение, новшество. Термин инновация ассоциируется прежде всего с внесением нового, внедрением последних достижений науки и техники в производство и другие сферы жизни людей.

Впервые определение «инновация» появилось в научных трудах культурологов в 19 веке и означало тогда переход элементов одной культуры в другую.

Австрийский экономист Й. Шумпетер ввел данное слово в число экономических понятий в своей работе «Теории экономического развития», и он определил инновации как основу НТП.

Сформировавшиеся  в настоящее время теоретические взгляды на понятие инновация можно разбить на 2 основных подхода к определения её сущности:

инновации — результат инновационной деятельности, в частности инновации, определяются как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, продукта либо в новом подходе к социальным услугам;

инновация —  процесс включающий основные этапы инновационной деятельности, т.е. процесс в ходе которого научная идея доводится до стадии практического использования и начинает давать экономический эффект, т.е. приобретает экономическое содержание.

В нашей стране в соответствии с законом «Об основах государственной научно-технической политики РБ» от 30.01.1991 года под инновациями понимаются создаваемые (осваиваемые) новые или усовершенствованные технологии, виды новой продукции или услуг, а также организационно-технологические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товарной продукции или услуг на рынок. Новшества формируют рынок новшеств (новаций), инвестиции рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) - рынок чистой конкуренции нововведений образуют сферу инновационной деятельности. [1] 
  Инновационная деятельность- это процесс, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений) в новые или усовершенствованные продукты или услуги реализуемые на рынке, в новые или  усовершенствованные  технологические процессы или способы производства, используемые в практической деятельности. 
По мнению Н.И Лапина объективную основу нововведений составляют новые потребности, которые формируются в тех или иных областях жизнедеятельности индивидов, общества, и не могут быть удовлетворены за счет наличных способов и результатов деятельности. 
В дальнейшем эти  потребности либо остаются неудовлетворенными, что ведет к депрессиям и кризисам в  функционировании соответствующих областей общества или всего общества, либо удовлетворяются путем конструирования новых, адекватных этим потребностям способов и результатов, т.е благодаря некоторой  инновационной деятельности. Эта инновационная деятельность, направленная на более адекватное удовлетворение возрастающих потребностей людей, и составляют сущность нововведений. Иными словами, нововведение есть проявление инновационной деятельности людей, форма ее организации для целенаправленного удовлетворения потребностей, меняющихся под воздействием закономерностей развития общества. 
Инновационная деятельность- это деятельность, изменяющая рутинные компоненты репродуктивных видов деятельности. Этим определяется ее главная функция в обществе - изменение, развитие способов, механизмов их функционирования во всех сферах жизнедеятельности общества.

 

Инновационная деятельность предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям.

Содержанием инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распределение новшеств в материальном производстве и сфере услуг. Она является опосредствующим звеном между собственно научной и производственной сферой, которое осуществляет интеграцию научного и материального производства и реализацию технико-экономических потребностей хозяйствующих субъектов. Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс по эволюционному преобразованию научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров и их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в совокупности приводят в инновациям и новому подходу к коммерческим, инновационным, консалтинговым, социальным и другим видам связи.

Разновидностями инновационной деятельности могут быть:

а) подготовка и организация производства, охватывающие приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества;

6)предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта  и технологического процесса, переподготовку  персонала;

в) маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды деятельности, связанные с выпуском новой продукции на рынок, включая предварительное исследование рынка, рекламную кампанию;

г) приобретение неовеществленной технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок и т.п.;

д) приобретение овеществленной технологии — машин и оборудования;

е) производственное проектирование, включающее подготовку планов и чертежей для определения производственных процедур.

С развитием процессов рыночного реформирования в Российской Федерации современная  инновационная деятельность носит не только продуктовый характер, привязанный к орудиям и предметам труда, технологическим процессам, способам организации производства труда, но включает мероприятия, направленные на обеспечение конкурентоспособности организаций, расширение ассортимента и завоевание рынка сбыта, совершенствование стилей и приемов управления, быстрое и адекватное реагирование на изменения конъюнктуры рынка, развитие новых направлений и инструментов  в работе организаций, а также совершенствование всех составных элементов традиционного менеджмента применительно к специфике российского рынка. [2]

    Разработка стратегии  начинается с формулировки общей  цели организации. При определении целей инноваций самое сложное состоит в прогнозировании последствий и значимости различных новшеств. Без сомнения желательно достичь технологического лидерства, однако всегда сложно определить, что важнее: сотня незначительных, но применимых немедленно усовершенствований продукта или одна фундаментальная разработка, которая через несколько лет в корне изменит природу бизнеса. Предприниматели ответят на этот вопрос по-разному. Предприятие в условиях жесткой конкуренции на рынке за потребителя должно одновременно работать над товарами (услугами) уже существующими и перспективными.

В организационной схеме предприятия инновация не может считаться отдельной от маркетинга функцией. Инновационный процесс распространяется на весь бизнес, на все его функции и виды деятельности, включая и сам маркетинг. Чтобы определить инновационные цели, во-первых, необходимо прогнозировать потребности рынка, во-вторых, учитывать обстоятельства, возникающие или могущие возникнуть в связи с технологическим прогрессом во всех сферах бизнеса. 
Инновации, внедряемые в компании, можно классифицировать как организационные, предполагающие развитие компании; технические, вызванные внедрением передовых технологий; продуктовые, связанные с ассортиментом и качеством продукта; управленческие, требующие совершенствования методов управления компанией; маркетинговые; социальные, связанные с полезностью для потребителя и сотрудников компании; экономические и финансовые, направленные на улучшение устойчивости компании.

Сознательный упор на инновации больше всего необходим там, где технологические изменения наименее эффективны. Например, развитие и выживание страховой компании зависит от введения новых форм страхования, видоизменения существующих и постоянного поиска лучших и более дешевых способов продавать страховые полисы и улаживать претензии.

Установление инновационных целей необходимо для всех компаний независимо от их размера. В небольшой компании проще проанализировать потребности и цели, чем в крупной, однако это не означает, что в малом бизнесе инновационных целей меньше - просто их легче установить. Одно из преимуществ небольших компаний - сравнительная простота планирования инноваций. Небольшая компания достаточно близка к рынку и поэтому быстрее узнает, какие новые продукты необходимы. Сотрудники таких предприятий внимательно следят за любыми усовершенствованиями, которые можно эффективно использовать.

Для того чтобы определять цели компании, необходимо разработать инновационную политику. К ее основным принципам можно отнести:

- обеспечение увеличения спроса  на продукты и услуги постоянных  и потенциальных клиентов через  освоение принципиально новых видов или улучшенных товаров и услуг, а также расширение сферы сбыта;

- непрерывное развитие инновационного  потенциала предприятия (постоянное  обучение и самоисследование) и  создание условий, необходимых для  реализации новшеств;

- комплексный подход, когда технические, экономические, социальные инновации тесно взаимосвязаны между собой и взаимно продвигают друг друга;

- мобилизация персонала;

- экономическое стимулирование  работников;

- учет рисков (чем выше риск, тем выше потенциальный экономический эффект от реализации инновации). [3]

Главная цель инновационной деятельности любой современной организации заключается в обеспечении конкурентоспособности и долгосрочной эффективности ее функционирования на рынке. 
Главная цель инновационной деятельности может включать значительный спектр частных целей: 
- замену устаревших видов продукции; 
- расширение ассортимента выпускаемой или реализуемой продукции как внутри основной специализации фирмы, так  и вне; 
- продление или, наоборот, сокращение жизненного цикла товаров основного ассортимента; 
- поддержание и увеличение доли на рынке; 
- проникновение на новые рынки как внутри страны, так и за рубежом;

-снижение издержек производства путем снижения удельных трудозатрат и потребления материалов, снижение энергопотребления, снижение уровня отбраковки изделий; 
- создание имиджа гибкой инновативной компании. 
Цели инновационной деятельности реализуются через решение следующих специфических задач: 
- поиск нового технического и организационно- экономического решения инновационной проблемы;  
- проведение научных исследований и технических разработок; 
- техническая, технологическая и организационная подготовка производства новой продукции или услуги; 
-закрепление продукции на новых рынках путем постоянного совершенствования технологии, повышение качества и конкурентоспособности. 
Осуществление инновационной деятельности в целом предполагает и содержит: 
- разработку программ инновационной деятельности; 
- разработку проектов создания новаций; 
- проведение единой инновационной политики в функциональных и производственных подразделениях и координация их деятельности в этой области; 
- обеспечение разработки и внедрение инновации квалифицированными кадрами; 
- создание временных целевых проектных групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до практического внедрения. [2]

  Инновационная деятельность включает в себя модификацию товаров, пользоваться спросом на рынке путем доработки конструкций, применения новых материалов и технологий с целью улучшения их потребительских качеств, снижения себестоимости и получения дополнительной прибыли.

Инновационная деятельность на этапе освоения производства нового товара включает в себя работу по обновлению оборудования, приборов, оснастки, освоение новых способов повышения качества продукции, а также включает работы по организации и планированию производственных процессов.

В настоящее время в инновационную деятельность активно привлекаются консалтинговые организации. Это связано с тем, что производитель не всегда располагает необходимым запасом знаний для поиска верного решения при разработке инновационного продукта. При этом экспертизой конкретной ситуации не обязательно занимаются сами сотрудники консалтинговой организации. Их главная задача – эффективная организация инновационной деятельности по средством привлечения высококвалифицированных специалистов в конкретной области научного знания (проводят экспертные заключения инновационных проектов). Такие экспертизы позволяют принять обоснованное решение об эффективности и целесообразности осуществления инновационной деятельности в данной сфере.

Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретенных патентов, лицензий, раскрытия know-how, полезных идей. Кроме того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения дополнительной прибыли. [4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Инновационные стратегии  и их виды.

Инновационная стратегия - одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Стратегии вообще, и инновационные в частности, направлены на развитие и использование потенциала организации и рассматриваются как реакция на изменение внешней среды. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия.

Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления.

Информация о работе Инновационная деятельность