Инновации в сервисной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Предмет курсовой работы - инновационная деятельность, объектом исследования являются иностранные фирмы, работающие в российском бизнесе. Цель курсовой - рассмотреть инновационную цепочку - от возникновения идеи до ее реализации, обобщить теоретические закономерности инновационной деятельности на предприятиях и в организациях различных форм собственности.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Инновационная деятельность и ее особенности
1.1 Инновации и их характеристика
1.2 Инновационный процесс и его особенности
1.3 Инновационный менеджмент и его функции
Глава 2 Инновационные методы в организации бизнеса
2.1 Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности
2.2 Работа зарубежных франчайзеров на российском рынке (на примере компаний «Sabway», «Kodak», «Candy Bouquet»)
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

zorik.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

Кроме того, по договору коммерческой концессии франчайзер несет ответственность за все  неправомерные действия франчайзи  перед властями и потребителем. А  это нарушает основной, признанный во всем мире, принцип франчайзинга - независимость бизнеса головной компании и ее младших партнеров друг от друга. 

Таким образом, иностранные франчайзеры, решившие все же поиграть на российском поле, чувствуют себя плохо защищенными. 

Большой проблемой  для продвижения франчайзинга в  нашей стране остается традиционное российское неуважение к чужой интеллектуальной собственности. В основе франчайзинговых  отношений лежит передача партнеру торговой марки и технологий. Но реально под защитой находится  лишь малая часть всех тех наработок, которые головная организация передает своим франчайзи. - «Наше законодательство совершенно не защищает ноу-хау иностранных  компаний», - говорит вице-президент  по развитию компании «Сабвэй» Геннадий Кочетков. Официально во всех франчайзинговых  договорах указывается, что брэнды и технологии передаются франчайзи  только на время совместной работы. Но в реальности в случае разрыва  отношений бывший партнер может  продолжать работать под известной  маркой, и привлечь его к ответственности  будет очень сложно. 

Выходом может  быть регистрация прав на все элементы интеллектуальной собственности - R, ТM и ТS. 

На западе регистрации  подлежит только самый высокий уровень  защиты R, обозначаемый первой буквой английского  «registed» - зарегистрированный. Оно означает, что подделка этого продукта преследуется законом. R присваивается, например, логотипам, названиям фирм. Все остальные  уровни защиты (ТМ-торговая марка и TS - торговый секрет) за рубежом имеют  юридическую силу без регистрации. Компания может самостоятельно присвоить  их, например, названию и рецепту  блюда, и никто не посягнет на ее собственность. В России же защитить торговую марку и торговый секрет без официального оформления прав не возможно. Однако регистрация элементов R, ТМ и ТS выльется для него в серьезные траты. 

Регистрация каждого  стоит около $500. К тому же иностранным  компаниям приходится дополнительно  тратиться на услуги патентного поверенного. А самое главное, процесс регистрации может растянуться на срок до двух лет, и законопослушные иностранцы не желают терять столько времени. 

Стоит заметить, что не все зарубежные сети боятся российских бизнес-пиратов. К примеру, когда владельцам американской компании «Папа Джонс» сообщили, что под ее именем в Москве действует самотеком возникшая закусочная, они благодушно рассмеялись: ну, что же, пусть продвигают нашу марку в России! Но, конечно, большинство зарубежных предпринимателей не видят в подобных ситуациях ничего смешного. 

Немного проще  уберечь свою торговую марку от посягательств  тем иностранным компаниям, которые  вышли на российский рынок через  юридически самостоятельные национальные филиалы. Так, российские обладатели генеральной  франшизы Kodak самостоятельно зарегистрировали торговую марку Kodak Express в Роспатенте. Под этим именем они развивают  сеть фотомагазинов по всей стране и, естественно, зорко следят за тем, чтобы знаменитая торговая марка  использовалась в законном порядке. 

- «У нас есть  региональные представители, которые  следят за ассортиментом в  магазинах, за качеством услуг», - говорит руководитель программы  Kodak Express Вадим Липко. До серьёзных  нарушений франчайзинговых договоренностей  дело не доходит. Лишь однажды  было разбирательство в Альметьевске, где местный предприниматель  под вывеской Kodak Express организовал  инвестиционный фонд. Тогда наш  юрист довел дело до суда. А  в основном, проблемы возникают  из-за неосведомленности людей.  Откроют магазин под нашей  маркой и торгуют. Чаще всего  таким коммерсантам мы предлагаем  стать нашими партнерами-франчайзи,  показываем преимущества нашей  программы. 

Нарушают неприкосновенность торговой марки и российские власти. Так, в середине 90-х по Москве прошла волна административного ура-патриотизма: столичная мэрия решила убрать с  улиц всю рекламу на иностранных  языках и заставить компании оформлять  свои вывески исключительно на основе кириллицы. Логотипы, начертанные латинскими буквами, москвичам удалось отстоять. Но столичный почин нашел отклик в провинции. 

- «В Екатеринбурге  власти потребовали от нашего партнера-франчайзи поменять вывеску», - рассказывает Вадим Липко. - Прессинг на него был столь велик, что после долгих препирательств с чиновниками владелец магазина уступил и написал название магазина по-русски, не поставив нас об этом в известность. Конечно, мы не стали штрафовать партнера». 

До сих пор  административный натиск по поводу внешнего оформления магазинов испытывают многие наши франчайзи. Даже в Москве далеко не все магазины Kodak Express имеют фирменную  вывеску из-за вмешательства местных  властей. 

- «По договору  франшизы мы разрешаем нашим  партнерам на вывесках рядом  с наименованием Kodak Express ставить  свое название на русском языке», - продолжает Вадим Липко. - Получается, например, «Kodak Express. Фокус» или «Kodak Express. Кедр». Но оказалось, что  этим мы подготовили отличный  повод для дополнительного изъятия  денег у владельцев магазинов.  Власти рассматривают такую вывеску  как коммерческую и требуют  заплатить за ее использование  сбор в городскую казну. Причем  за русское название - одну сумму,  а за иностранную торговую  марку - другую, на порядок больше. Выход остается только один: снять  вывеску совсем, а свой бизнес  обозначить лишь витриной, на  которой выкладывается товар.  Но, согласитесь, магазин без вывески  теряет часть своих покупателей. 

Хороший выход  из положения нашли во флористической компании «Букет конфет», также работающей по генеральной франшизе американской компании. 

- «У нас несколько  торговых точек в Москве, - говорит  генеральный директор Наталья  Кузнецова. - Надо всеми красуется  большая вывеска на русском  языке: «Букет конфет». Логотип  нашего американского франчайзера  Candy Bouquet мы размещаем на витрине,  а не над входом, как вывеску:  в противном случае нам бы  пришлось его регистрировать. Таким  образом, мы не ущемляем нашего  иностранного партнера и не  даем повода для санкций со  стороны городских властей. 

Проблемой остаются и финансовые расчеты между партнерами в России и за рубежом. Поскольку  в российском законодательстве нет  четкого определения франчайзинга, то нет и такого понятия, как роялти. В том числе и в инструкции Центробанка РФ, определяющей виды платежей, которые можно производить  на счета в иностранных банках. Возникает казусная ситуация: франчайзи  не может законным способом расплатиться с головной компанией, находящейся  за границей. 

- «Вообще, организация  выплаты роялти - это проблема  не франчайзи, а франчайзеров, - считает Геннадий Кочетков. - Именно  франчайзеры-иностранцы, по логике, должны озаботиться этой задачей,  привлечь свои лучшие аналитические  силы и придумать схему, облегчающую  получение от партнеров периодических  платежей, предусмотренных договором». 

Национальным  филиалам иностранных компаний такую  задачу решать проще. Российская компания «Кодак», например, не переводит деньги за границу, своей американской праматери. Будучи самостоятельным юридическим лицом, она получает платежи от своих франчайзи на рублевый расчетный счет. 

- «Во франчайзинговых  договорах мы не используем  термин «роялти», поскольку такого  финансового понятия в российской  бухгалтерии не существует, - говорит  Вадим Липко.- Мы оказываем нашим  партнерам услуги по контролю  качества работ в их торговых  точках, за что они нам раз  в год платят сумму, эквивалентную  $200 по курсу Центробанка. Такая  схема работает без проблем,  поскольку статус платежей узаконен». 

Правда, трудности  с платежами актуальны только для тех иностранных компаний, использование франшизы которых  выливается в более-менее заметную сумму. Ряд иностранных франчайзеров, стремясь завоевать себе место на российском рынке, пока что устанавливают чисто символические роялти, что позволяет оформлять их как административный платеж на поддержание жизнедеятельности офиса иностранного партнера. Такие суммы российские франчази приспособились переводить за границу даже с кредитных карточек. 

Еще одна из преград - отсутствие в нашей стране специалистов, которые могли бы производить  продукты, на которых специализируются иностранные франчайзеры. Ряд направлений, в которых они работают, у нас  просто неизвестны. Таким компаниям  приходится выбирать: либо ждать, пока российский рынок без их участия  узнает о продукте и вырастит профессиональные кадры, либо вкладывать деньги в обучение партнеров и персонала в России. 

Так, американская компания Candy Bouquet пришла в Москву с  неизвестной для отечественного рынка продукцией - декоративными  букетами, изготавливаемыми из цветов и конфет. Сейчас американцы ведут  переговоры о передаче своей генеральной франшизы российской фирме «Букет Конфет», которая, по всей вероятности, станет организатором франчайзинговой сети в России и Белоруссии. 

- «Одним из  условий передачи нам генеральной  франшизы стали высокие требования  к подготовке наших специалистов, - говорит генеральный директор  компании «Букет Конфет» Наталья  Кузнецова. - Ведь они будут обязаны  обучать делать такие букеты  российских флористов, а в России  эти искусством пока мало кто  владеет. Я, например, постигала  его в США». 

Но, несмотря на все эти проблемы, интерес у  мировых франчайзинговых сетей  к России не исчезает. Осенью 2002 года готовность открыть на принципах  франчайзинга сеть универмагов изъявила английская компания Marks & Spencer. А сейчас российский рынок зондирует американская компания Starbacks - владелец одной из крупнейших сетей кофеен. Она намерена купить и объединить под своей маркой две уже действующие сети кафе. 

Заключение 
 

В данной курсовой работе мы рассмотрели все основные понятия - инновации, инновационный  процесс, диффузия инноваций. В первом пункте первой главы мы рассмотрели  ключевые понятия, такие, как инновация, новшество, и научились видеть в  них разницу: новшество это только идея или прототип нового продукта или технологического процесса, и  оно не превращается в инновацию  до тех пор, пока не достигнет рынка. Во втором пункте были рассмотрены  понятия инновационный процесс, инновационная деятельность, инновационный  цикл, рынок новшеств, инновационное  поведение и диффузия инноваций. Таким образом можно сделать общий вывод, что инновационный процесс можно определить как процесс последовательного превращение идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта - процесс коммерциализации технологий. И наконец, в третьем пункте инновации и нововведения рассматривались как объекты инновационного управления. Здесь были освещены понятия инновационного менеджмента и инновационного менеджера, описаны основные функции инновационного менеджмента. Таким образом, первая глава - это научно - теоретический анализ инноваций. Вторая глава - это уже практический анализ. Во второй главе за основу была взята инновационная форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности - франчайзинг. Анализ был проведен на примере иностранных франчайзеров, работающих на российском рынке - такие крупные компании, как «Sabway», «Kodak», «Candy Bouquet». В ходе исследования были выявлены основные проблемы данной формы организации бизнеса - в России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения; проблемой остаются и финансовые расчеты между партнерами в России и за рубежом; отсутствие в нашей стране специалистов, которые могли бы производить продукты, на которых специализируются иностранные франчайзеры. Но, несмотря на все эти проблемы, интерес у мировых франчайзинговых сетей к России не исчезает. 

Таким образом, рассмотрев все основные вопросы  курсовой работы, разрешив ее основные задачи, мы выполнили главную цель, поставленную данной курсовой работой - мы рассмотрели инновационную цепочку - от возникновения идеи до ее реализации, обобщили теоретические закономерности инновационной деятельности на предприятиях и в организациях различных форм собственности и провели практический анализ инновационной деятельности. 

В работе в качестве основных источников были использованы учебные пособия С.П.Коноплева, В.К.Романовича, Ю.М.Красковского и Г.А.Аванесовой, а  также дополнительная литература. 

Список литературы 

1. Инновационный  менеджмент: учеб.пособие/С.П.Коноплев. М., 2007. 

2. Сервисная  деятельность: учеб.пособие/С.Н.Коробков, В.И.Кравченко, С.В.Орлов, И.П.Павлова; под общей ред. В.К.Романович. СПб.: Питер, 2006. 

3. Сервисная  деятельность: учеб.пособие/ Под общей ред. Ю.М.Красковского. М., 2006. 

4. Менеджмент  в предпринимательской деятельности: учеб.пособие/ Федцов В.Г., Федцов В.В. М., 2003. 

5. Сервисная  деятельность: учеб./Г.А.Аванесова. М., 2006. 

6. Инновационный  менеджмент: учеб./ А.М.Мухамедьяров. М.,2006. 

7. Инновационный  менеджмент: учебн.пособие/ Под ред. Ильенковой. М., 2002. 

8. Менеджмент  в социально-культурном сервисе  и туризме:учеб.пособие/ Н.А.Зайцева. М., 2006. 

9. Маркетинг:  Сервисная деятельность: учеб/ В.В.Кулибанов.  М., 2005. 

10. Сервисная  деятельность: учеб.пособие/ В.К.Карнаухова, Т.А.Краковская. М., 2006. 

11. Сервисная  деятельность: учеб./Под ред. Романович.  СПб.: Питер, 2006. 

12. Сервисная  деятельность: учеб./ Коробкова. СПб.: Питер, 2006. 

13. Маркетинг  услуг: учеб./ Маслова. М., 2006. 

14. Мотивация  потребителей: учеб.пособие/ Козырев. М., 2003. 

15. Культура сервиса:  учеб.пособие/ Федорцов. М., 1999. 

16. Сервисная  деятельность: учеб./ В.К.Романович,  Калачев. М., 2002. 

17. Туризм: учеб.пособие/ В.А.Квартальнов. М., 2006. 

18. Экономика  туризма: учеб.пособие/ Боголюбов, Орловская. М., 2005. 

19. Инновационный  менеджмент: учеб./ под ред. В.А.Швандара, В.Я.Горфинкеля. М., 2004. 

Информация о работе Инновации в сервисной деятельности