Инновации в сервисной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:06, курсовая работа

Описание работы

Предмет курсовой работы - инновационная деятельность, объектом исследования являются иностранные фирмы, работающие в российском бизнесе. Цель курсовой - рассмотреть инновационную цепочку - от возникновения идеи до ее реализации, обобщить теоретические закономерности инновационной деятельности на предприятиях и в организациях различных форм собственности.

Содержание работы

Введение
Глава 1 Инновационная деятельность и ее особенности
1.1 Инновации и их характеристика
1.2 Инновационный процесс и его особенности
1.3 Инновационный менеджмент и его функции
Глава 2 Инновационные методы в организации бизнеса
2.1 Франчайзинг как форма организации малого бизнеса в сервисной деятельности
2.2 Работа зарубежных франчайзеров на российском рынке (на примере компаний «Sabway», «Kodak», «Candy Bouquet»)
Заключение
Список литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

zorik.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

Простой внутриорганизационный  инновационный процесс предполагает создание и использование новшества  внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает  непосредственно товарной формы. 

При простом  межорганизационном инновационном  процессе новшество выступает как  предмет купли-продажи. Такая форма  инновационного процесса означает отделение  функции создателя и производителя  новшества от функции его потребителя. 

Расширенный инновационный  процесс проявляется в создании новых производителей нововведения, в нарушении монополии производителя-пионера, что способствует, через взаимную конкуренцию, совершенствованию потребительских  свойств выпускаемого товара. 

Простой инновационный  процесс переходит в товарный за две фазы: 

1) создание новшества  и его распространение; 

2) диффузия нововведения. 

Распространение инновации - это информационный процесс, форма и скорость которого зависят  от мощности коммуникационных каналов, особенностей восприятия информации хозяйствующими субъектами, их способностей к практическому  использованию этой информации и  т.п. 

Диффузия инноваций - процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам  между членами социальной системы  во времени. Диффузия - это распространение  уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или  местах применения. В результате диффузии возрастает число как производителей, так и потребителей и изменяются их качественные характеристики. Непрерывность нововведенческих процессов определяет скорость и границы диффузии нововведений в рыночной экономике. [1, c.22] 

Инновационный процесс можно определить как  процесс последовательного превращения  идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских  разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, -- процесс коммерциализации технологий. 

Инновационный процесс может быть рассмотрен с  различных позиций и с разной степенью детализации. 

Во-первых, как  параллельно-последовательное осуществление  научно-исследовательской, научно-технической, инновационной, производственной деятельности и маркетинга. 

Во-вторых, как  временные этапы жизненного цикла  нововведения: от возникновения идеи до ее разработки и распространения. 

В-третьих, как  процесс финансирования и инвестирования разработки и распространения нового вида продукции или услуги. В этом случае он выступает в качестве частного случая широко распространенного в  хозяйственной практике инновационного проекта. [приложение, рис.2.2] 

Зарождение инновационной  идеи и возможность использования  новых научных результатов происходят на этапе фундаментальных и поисковых  исследований и прикладных исследовании и разработок. 

Фундаментальные исследования (ФИ) направлены на получение  новых научных знаний и выявление  наиболее существенных закономерностей. Цель ФИ - раскрыть новые связи между  явлениями, познать закономерности развития природы и общества относительно к их конкретному использованию. ФИ делятся на теоретические и  поисковые. 

Результаты теоретических  исследований проявляются в научных  открытиях, обосновании новых понятий  и представлений, создании новых  теорий. К поисковым относятся исследования, задачей, которых является открытие новых принципов создания идеи и технологий. Завершаются поисковые ФИ обоснованием и экспериментальной проверкой новых методов удовлетворения общественных потребностей. Все поисковые ФИ проводятся как в академических учреждениях и вузах, так и в крупных научно-технических организациях промышленности только персоналом высокой научной квалификации. Приоритетное значение фундаментальной науки в развитии инновационных процессов определяется тем, что она выступает в качестве генератора идеи, открывает пути в новые области знания. 

Следующий этап инновационного процесса -- прикладные научно-исследовательские работы (ПИ). Их выполнение связано с высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Возникает риск потерь при вложении средств в проведение прикладных НИР. Когда инвестиции в инновации имеют рисковый характер, они называются рискоинвестициями. 

Этап опытно-конструкторских  и проектно-конструкторских работ  связан с разработкой нового вида продукции. Он включает: эскизно-техническое  проектирование, выпуск рабочей конструкторской документации, изготовление и испытание опытных образцов. 

Под опытно-конструкторскими работами (ОКР) понимается применение результатов ПИ для создания (или  модернизации, усовершенствования) образцов новой техники, материала, технологии. ОКР -- это завершающая стадия научных исследований, своеобразный переход от лабораторных условий и экспериментального производства к промышленному производству. К ОКР относятся: разработка определенной конструкции инженерного объекта или технической системы (конструкторские работы); разработка идей и вариантов нового объекта; разработка технологических процессов, т. е. способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми в целостную систему. 

Исполнителями работ на предварительном этапе  являются творческие коллективы ученых и инженерно-технических работников вузов, университетов, институтов РАН, государственных и научно-технических  центров. 

Практическая  реализация результатов инновационной  деятельности осуществляется на рыночном этапе, который включает: внедрение  на рынок, расширение рынка, зрелость продукта и спад. 

На стадии предсерийного  производства выполняются опытные, экспериментальные работы. Экспериментальные  работы направлены на изготовление, ремонт и обслуживание специального оборудования, необходимого для проведения научных  исследований и разработок. 

Стадии промышленного  производства включают два этапа: собственно производство новой продукции и ее реализация потребителю. Первый -- это непосредственное общественное производство материализованных достижений научно-технических разработок в масштабах, определяемых запросами потребителей. Второй -- доведение новой продукции до потребителя. 

За производством  инноваций следует их использование  конечным потребителем с параллельным предоставлением услуг, обеспечение  безаварийной экономической работы, а также необходимая ликвидация устаревшего и создание вместо него нового производства. 

1.3 Инновационный  менеджмент и его функции 
 

Инновационный менеджмент - это вид научно-технической, социально-экономической и предпринимательской  деятельности, направленный на достижение целей организации на основе эффективной  организации инновационных процессов  и рационального использования  ресурсов. Феномен инновационного менеджмента  заключается в том, что это  единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательство и управление. [10, c.106] 

Инновационный менеджмент -- особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных инновационных целей действующей в рыночных условиях фирмы, оптимальных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов менеджмента. [1, c.18] 

Инновационный менеджер - специалист, профессионально  занимающийся управленческой деятельностью  в конкретной области функционирования инновационной организации. [10, c.107] 

В инновационном  менеджменте можно выделить две  группы функций: 

1. основные (предметные) функции менеджмента отражают  содержание основных стадий процесса  управления инновационной деятельностью  и выделяют предметные области  управленческой деятельности на  всех иерархических уровнях. Успешный  менеджмент в любой инновационной  структуре должен предусматривать  выполнение следующих основных  предметных функций: формирование  целей,планирование, организация, учет, анализ и контроль; 

2. обеспечивающие  функции инновационного менеджмента  включают процессы и инструменты,  способствующие эффективному осуществлению  основных предметных функций  управления на предприятии: 

¦ социально-психологические  функции связаны в основном с  характером производственных отношений  в коллективе: делегированием и мотивацией. Делегирование включает комплекс управленческих решений, направленных на рациональное распределение работ по управлению инновационными процессами и ответственности  за их осуществление между сотрудниками аппарата управления. 

Мотивация предусматривает  создание системы моральных и  материальных стимулов для сотрудников  организации в эффективном и  производительном индивидуальном и  коллективном труде. Она также предусматривает  планирование, организацию и обеспечение  повышения профессионального уровня и возможности карьеры сотрудников  организации; 

¦ процессуальные (технологические) функции менеджмента  выделяют два вида деятельности, составляющих содержание труда менеджера любого уровня иерархии: решения и коммуникации. По существу процессуальные функции  менеджмента являются основными  средствами реализации его предметных и социально-психологических функций. 

Решения в менеджменте. Осознанная воля руководителя в управлении инновациями находит свое выражение  в управленческих решениях, которые  выступают основной формой осуществления  инновационных идей. Ответственность  и значимость последствий принимаемых  управленческих решений требует  выработки менеджерами строгой  последовательности действий и обоснований, связанных с их подготовкой и  реализацией. 

Коммуникации. Функция  коммуникации заключается в подготовке, получении, переработке и передаче информации для успешного продвижения  инноваций. Так как инновации  практически всегда связаны с  новой информацией, коммуникационная функция управления представляет собой  значимость и специфический элемент  инновационного менеджмента. Практически  вся текущая деятельность менеджера  в инновационной сфере связана  с осуществлением коммуникационных функций: сбором и обработкой управленческой информации, передаче ее вышестоящим  и подчиненным сотрудникам организации, установлением контактов и распределением заданий исполнителям, координации  их деятельности и пр. [1, c.18-19] 

Глава 2 Инновационные  методы в организации бизнеса 
 

2.1 Франчайзинг  как форма организации малого  бизнеса в сервисной деятельности 
 

Во второй половине XX столетия произошла очередная  революция в методах организации  бизнеса. Зародившись в США в  ходе послевоенного экономического бума 1950-х, франчайзинг стал новым  инструментом роста компаний в сфере  услуг, показав наибольшую эффективность  в индустрии гостеприимства. 

Франчайзинг был  с готовностью принят на вооружение многими предприятиями гостиничного и ресторанного бизнеса, став доминирующим способом организации деловой активности. Существует мнение, что его возникновение  связано с методами работы английских трактиров восемнадцатого столетия. 

По оценкам  специалистов сегодня франчайзинг  составляет почти 41% всего объема розничной  торговли США, генерируя ежегодный  товарооборот приблизительно в $800 млрд. За этими показателями стоят около 550 000 обладателей франшиз и 8 млн служащих. В Великобритании эти показатели составляют соответственно 29100 предприятий и 273 000 служащих. Приблизительно одна восьмая всего объема выданных франшиз приходится на британский сектор услуг гостеприимства. 

Несмотря на меньшую распространенность франчайзинга на берегах туманного Альбиона по сравнению с континентальной  Европой, он за последние 20 лет стал важным элементом сектора услуг  гостеприимства. На рынках Азии и Дальнего Востока франчайзинг также выступает  основным инструментом роста в сфере  услуг. 

Одним из первых примеров франчайзинговой деятельности следует считать законодательное  предоставление в США прав частному бизнесу в таких сферах, как  железные дороги и банки. Исключительное право, полученное от правительства, давало частному бизнесу возможность вкладывать значительные капиталы в развитие этих предприятий, хотя определенный государственный  контроль над работой железных дорог  и банков сохранялся. Определенные привилегии предоставлялись тем, кто  мог обеспечить требуемые услуги. Такие условия позволили достаточно быстро и качественно развивать  предприятия различных сфер услуг  без предоставления государственных  средств. 

Не менее показательна история автодилеров компании «Дженерал  моторс». В 1898 г. молодая компания, не имевшая достаточного наличного  капитала, необходимого для открытия магазинов, начала продажу двигателей через систему дилеров. Эта система  и по настоящее время остается основным способом продажи автомобилей. 

Информация о работе Инновации в сервисной деятельности