Теоретические аспекты оценки кредитоспособности клиентов коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – комплексное исследование теоретических и практических аспектов оценки кредитоспособности потенциальных заёмщиков в ОАО «Белинвестбанк» и на этой основе разработка основных направлений их совершенствования.
Для осуществления данной цели были поставлены следующие задачи :
- рассмотреть сущность кредитоспособности клиентов коммерческих банков в современных условиях;
- изучить сущность кредитного риска;
- рассмотреть методики оценки кредитоспособности клиентов коммерческих банков;
- изучить основы банковского кредитования в Республике Беларусь;
- дать краткую экономическую характеристику «Светлогорская овощная фабрика»;
- рассмотреть информационную базу для оценки кредитоспособности;
- изучить методику оценки кредитоспособности клиентов в ОАО «Белинвестбанк»;
- разработать мероприятия по совершенствованию оценки кредитоспособности клиентов ОАО «Белинвестбанк».

Файлы: 1 файл

итог курсовая.docx

— 288.26 Кб (Скачать файл)

Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения практических данных КСУП «Светлогорская овощная фабрика»

Коэффициенты финансовой устойчивости за 2011-2012 г. диверсифицированы:

коэф. автономии во время всего периода был существенно выше норматива, т.е. не смотря на рост заимствований и их количество, доля собственных средств значительная: в конце 2011 г.– 0,844, а в конце 2012 г. – 0,787, т.е. превышение норматива на 0,344 и 0,287 (отношение собственный капитал к активам организации); 

коэфф. маневренности далек от нормы., значительная часть собственного капитала неликвидна: в конце 2011 г. – 0,05 пп, в конце 2012 г. – (- 0,024), т.е.. собственное имущество организации обладает низкой ликвидностью: расчет (собственный капитал – долгосрочные активы)/собственный капитал + долгосрочные обязательства).

Соотношение заемных средств и собственными в конце 2011г. соотношение равнялось 0,185, т.е. собственных средств привлекли 0,185 заемных, что ниже нормы на 0,815 п; в конце 2012 г. показатель равнялся 0,27, т.е ниже нормы на 0,73: заемный капитал к собственному.

Появились проблемы у организации в  2012 г.с обеспеченностью собственными оборотными средства, только в 2011 г.  показатель равнялся 0,512, что выше нормы на 0,362, но  в 2012 г. существенное снижение до 0,019, т.е. в конце 2012 г. провальный по всем  показателям; аналогичная ситуация с обеспеченностью собственными оборотными средствами запасов и затрат.

Так в конце 2012 г. значительное снижение до -0,127. Необеспеченность организации собственными оборотными средства запасов и затрат связана с работой на сырье контрагентов..

Коэфф. обеспеченности фин. обязательствами был ниже нормы в конце 2011 г на 0,694, а в конце 2012 г. 0,637, такая ситуация свидетельствует о не возможности расчета по долгам за счет собственного капитала.

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности также сократилось с 0,906 до 0,642, т.е. дебиторская задолженность может покрыть лишь 64,2% кредиторской.

Таким образом, показатели финансовой устойчивости подтвердили итоге анализа ликвидности: организация в 2012 г. по отношению к 2011 г. снизила свою финансовую устойчивость, что тенью отбрасывается на ее кредитоспособность.

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов организации. Показатели рентабельности характеризуют эффективность организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной).Они более полно, чем прибыль характеризуют окончательные результаты хозяйственной деятельности, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и используемыми ресурсами.

Таблица 2.7 – Показатели рентабельности КСУП «Светлогорская овощная фабрика» за 2011-2012 гг.

Показатель

Прошлый

Отчетный

Темп изменения, %

Средняя стоимость активов, млн р.

43663,5

66907

153,23

Чистая прибыль, млн р.

2086

7

0,34

Показатели рентабельности, %

     

Рентабельность продаж, %

11,03

0,00

-11,02

Рентабельность организации, %

10,40

0,02

-10,38

Рентабельность расходов по текущей деятельности, %

11,86

0,00

-11,85

Рентабельность расходов организации, %

11,61

0,02

-11,59

Рентабельность активов, %

4,78

0,01

-4,77


Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения практических данных КСУП «Светлогорская овощная фабрика»

 

Показатель рентабельности в 2012 г. «сошли на нет», т.е. если в 2011 г. рентабельность продаж была на уровне 11%, рентабельность организации 10,4%, активов – 4,78%, то в 2012 г. показатель рентабельности близки к 0. Ухудшение  процесса хозяйствования в 2012 г. связано с ростом расходов и снижение выручки в сопоставимых ценах, однако, как ни крути, но КСУП «Светлогорская овощная фабрика» как 2011 г., так 2012 г. сработало прибыльно.

Такое положение дел с рентабельностью вызывает опасения по поводу дальнейшего прибыльного функционирования данного хозяйствующего субъекта на рынке. Особенно настораживает четкая тенденция уменьшения уровня рентабельности на протяжении всего анализируемого периода.

Наряду с абсолютными и относительными показателями прибыльности организации, эффективность работы организации характеризуют показатели деловой активности. Деловая активность проявляется в динамичности развития хозяйствующего субъекта, достижении им поставленных целей, а также скорости оборота средств, т.к. от скорости оборота средств зависит размер годового оборота, с размерами оборота а следовательно с оборачиваемостью связана относительная величина условно-постоянных расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов.

 

Таблица 2.8 – Показатели оборачиваемости КСУП «Светлогорская овощная фабрика» за 2011-2012 гг.

Показатель

Год

Темп изменения, %

2011 г.

2012 г.

 Средняя стоимость  долгосрочных активов

34258,5

53559,5

156,34

Средняя стоимость краткосрочных активов

9405

13347,5

141,92

в том числе

     

материальных оборотных активов

7275,5

10044

138,05

дебиторской задолженности

2614

2290,5

87,62

Средняя величина кредиторской задолженности

386,5

1784,5

461,71

Выручка от реализации товаров

19319

29266

151,49

Себестоимость реализованных товаров

17189

27159

158,0

Оборачиваемость в днях

     

оборотных активов

177,69

166,47

-11,22

материальных оборотных активов

154,49

134,99

-19,51

дебиторской задолженности

49,39

28,57

-20,82

кредиторской задолженности

8,21

23,98

15,78

Продолжительность операционного цикла

203,88

163,55

-40,33


Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения практических данных КСУП «Светлогорская овощная фабрика»

 

Анализ таблицы показывает, что превышение темпов роста активов и выручки организация над темпами роста оборотными активами способствовало ускорению оборачиваемости: оборотных активов на 11,2 дня с 177,7 до 166,5 дн.; материальных оборотных активов с 154,5 дн. до 135 дн.; дебиторской задолженности с 49,4 дн. до 28,6. Однако резкий рост кредиторской задолженности замедлил оборачиваемость данных средств с 8,21 дн. до 24 дн.

Таким образом, показатели деловой активности (по большей части) демонстрируют положительную тенденцию, что находит отражение в кредитоспособности КСУП «Светлогорская овощная фабрика», риск невозврата кредита минимальный.

Финансовое состояние Государственного организации «Светлогорская овощная фабрика» можно охарактеризовать как удовлетворительное. Что положительно влияет на решение банка о выдаче кредита.

Таким образом, при оценке кредитоспособности КСУП «Светлогорская овощная фабрика» основные задачи состоят в анализе его платежеспособности и ликвидности баланса; структуры, состояния и движения активов; источников средств, их структуры, состояния и движения; абсолютных и относительных показателей финансовой устойчивости и изменений ее уровня. Наиболее важными для оценки кредитоспособности являются показатели ликвидности баланса и обеспеченности заемщика собственными источниками средств.

Из вышесказанного можно сделать следующее заключение, что под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние организации, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора. Несмотря на указанные слабые стороны и отсутствие единого подхода к оценке одних и тех же показателей, финансовые коэффициенты остаются важным инструментом анализа кредитоспособности заемщика по целому ряду причин.

 

 

 

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОЦЕНКИ КРЕДИТОСПОСОБНОСТИ КЛИЕНТОВ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ

 

В разных странах и разных банках используют разные методики анализа финансового положения потенциального клиента и его надёжности с точки зрения своевременного погашения долга банку, которые можно применят в банках Республики Беларусь.

В практике американских банков применяется «правило пяти «си», где критерии отбора клиентов обозначены словами, начинающихся на букву «си»:

  • Character (характер заёмщика);
  • Capacity (финансовые возможности);
  • Capital (капитал, имущество);
  • Collateral (обеспечение);
  • Conditions (общие экономические условия).

Под характером заёмщика имеется в виду его репутация, степень ответственности, готовность и желание погашать долг. Банк стремится выяснить, как заёмщик относился к своим обязательствам в прошлом, были ли у него задержки в погашении займов, каков его статус в деловом мире. Банк стремится получить психологический портрет заёмщика, используя для этого личное интервью, досье из архива, консультации с другими банками и фирмами.

При рассмотрении заявки учитываются общие условия, определяющие деловой климат в стране и оказывающие влияние на положение и банка, и заёмщика. К ним относят состояние экономической конъюнктуры, наличие конкуренции со стороны других производителей, налоги, цены на товары и сырьё.

Одна из целей кредитных работников банка заключается в том, чтобы выразить в цифрах указанные критерии применительно к каждому конкретному случаю. На основе этого будет принято решение о целесообразности выдачи кредита и его условиях. В рамках дилеммы «риск – доходность» заёмщики, имеющие более слабые финансовые позиции, должны платить за кредит больше, чем более надёжные заёмщики в связи с более высоким риском.

Банки развитых стран с рыночной экономикой применяют сложную систему большого количества показателей для оценки кредитоспособности клиентов. Эта система дифференцирована в зависимости от характера заемщика, а также может основываться как на сальдовых, так и оборотных показателях отчетности клиентов.

Оценка кредитоспособности клиентов французскими коммерческими банками включает три блока:

1) оценка организации и анализ его баланса, а также другой отчетности;

2) оценка кредитоспособности клиентов на основе методик, принятых отдельными коммерческими банками;

3) использование для оценки кредитоспособности данных картотеки Банка Франции.

При оценке организации банк интересуется следующими вопросами: характер деятельности организации и длительность его функционирования, факторы производства, трудовые ресурсы в разрезе руководителей, управленцев и персонала (образование, компетентность и возраст руководителя, наличие у него преемников, частота передвижения управленцев по рабочим местам, структура персонала, показатели простоя, соотношение оплаты труда и добавленной стоимости (должно быть в пределах 70 %), производственные ресурсы (соотношение амортизации и амортизируемых средств, уровень инвестиций), ресурсы, экономическая среда (на какой стадии жизненного цикла находится выпускаемая продукция, является ли организация монопольным производителем, условия конкуренции, стадия развития рынка основной продукции организации, коммерческая политика, степень освоения приемов и способов маркетинга).

Использования опыта развитых стран, в частности США и Франции поможет не только более детально оценить кредитные возможности организации и тем самым минимизировать риски, но и переходу экономики на рыночные рельсы и унификация международных стандартов.

Наиболее приемлемой для совершенствования оценки кредитоспособности является кредитный скоринг. Кредитный скоринг является упрощенной системой анализа заемщика, что позволяет снизить требования к квалификации кредитного инспектора, занятого рассмотрением заявок на кредит, и увеличить скорость их рассмотрения.

Информация о работе Теоретические аспекты оценки кредитоспособности клиентов коммерческих банков